Дело № 2-6900/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., при секретаре судебного заседания Пак М.Г., с участием представителя административного истца - помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинова У.А., представителей административного ответчика по доверенностям Любякина П.А. и Белинского А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным административным иском к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», в обоснование заявленных требований указав следующее.
В соответствии с указанием Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по исполнению указания Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2011 №127/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров», Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка КГСАУ «ДВ-авиабаза» в ходе которой установлено, что указанным учреждением мероприятия по охране лесов от пожаров исполняются не надлежащим образом. На основании пункта 3.39 Положения об Управлении лесами, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 №185-п, к полномочиям Управления относится организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров). Кроме того, согласно п. 1.4. Положения, Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти края, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и организациями. В соответствии с уставом КГСАУ «ДВ-авиабаза» создано распоряжением Правительства Хабаровского края от 28.12.2011 № 836-рп «О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», учредителем и собственником имущества является Хабаровский край, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является Управление лесами Правительства Хабаровского края. КГСАУ «ДВ-авиабаза» является специализированным государственным автономным учреждением по выполнению работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах. Предметом деятельности учреждения является охрана лесов государственного лесного фонда, расположенного на территории Хабаровского края, от лесных пожаров. В ходе проверки установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ на территории Хабаровского края зарегистрировано 52 пожара, 10 из которых площадью более 100 га. Так, лесной пожар №а Бичевского участкового лесничества Оборского лесничества действовал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его общая площадь с момента обнаружения и до ликвидации атмосферными осадками увеличилась с 5 га до 140 га. Лесной пожар № За Бичевского участкового лесничества Оборского лесничества действовал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его общая площадь с момента обнаружения и до ликвидации атмосферными осадками увеличилась с 2 га до 120 га. На указанных пожарах было задействовано по 8, 9 человек и по 2 и 3 единицы техники соответственно. ДД.ММ.ГГГГ в квартале 34 Брацлавского участкового лесничества Хабаровского лесничества зарегистрирован лесной пожар №н, площадь пожара за сутки увеличилась с 15 га до 374 га. При этом на пожаре было задействовано 14 человек и 3 единицы техники. В ходе изучение журнала учета пожаров Хабаровского лесничества установлено, что вышеуказанные сведения, отраженные в ежедневных донесениях о лесных пожарах, формируемых Региональной диспетчерской службой Управления лесами, не соответствуют фактическим данным. Проверка выявила, что в действительности на момент ликвидации ДД.ММ.ГГГГ на 09.00 его площадь составляла 1413 га. Лесной пожар №а зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в квартале 307 Омальского участкового лесничества Кербинского лесничества, площадь пожара с 561 га за сутки возросла до 5011 га. На тушении указанного пожара было изначально задействовано 7 человек и 1 единицы техники, ДД.ММ.ГГГГ, когда площадь, пройденная пожаром, увеличилась в 10 раз, количество человек, задействованных на тушении пожара, сокращено до 6. Техника в последующем не применялась вовсе. ДД.ММ.ГГГГ в квартале 163 Баджальского лесничества Амгуньского лесничества пожар 6а, зарегистрированный площадью 15 га, за сутки увеличился до 2000 га. При этом количество человек (7), задействованных на тушении пожара, не менялось, техника на пожаре не применялась, что в свою очередь повлекло увеличение площади лесного фонда, пройденного пожаром. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован пожар в квартале 324 в Уликанском участковом лесничестве Хабаровского лесничества на площади 5 га. На момент локализации его площадь возросла до 700 га. В тушении участвовали 8 десантников Побединского авиаотделения, 6 пожарных Куканского авиаотделения, 4 пожарных Хабаровского авиаотделения, 12 пожарных Троицкого авиаотделения, 1 вездеход с водителем. На момент ликвидации ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 площадь не изменилась. ДД.ММ.ГГГГ в квартале 369 Куканского участкового лесничества Кур-Урмийского лесничества зарегистрирован пожар 5а площадью 5 га. Несмотря на то, что на тушении указанного пожара было задействовано от 7 до 20 человек и 2 единицы техники, ДД.ММ.ГГГГ площадь данного пожара возросла до 690 га. При этом тушение всех перечисленных пожаров осуществлялось лищь в дневное время суток, в темное время тушение указанных пожаров с применением искусственного освещения не осуществлялось, что в свою очередь повлекло резкое увеличение площадей пожаров. Должностными лицами органа исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющего переданные полномочия в лесной сфере, допущено бездействие при организации тушения лесных пожаров, обстоятельств, препятствующих использованию всех предусмотренных сил и средств, в ходе проверки не установлено. Ссылаясь на положения Лесного кодекса РФ, Правила тушения лесных пожаров (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ), просит: признать незаконным бездействие КГСАУ «ДВ-авиабаза» по непринятию мер по тушению пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения; обязать КГСАУ «ДВ-авиабаза» проводить тушение пожаров в темное время суток с применением искусственного освещения; обязать КГСАУ «ДВ-авиабаза» обеспечить подведомственные ему парашютно-десантные и десантно-пожарные команды необходимыми средствами искусственного освешения для тушения пожаров в темное время суток.
В судебном заседании помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинов У.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что отсутствие норм оснащенности приборами искусственного освещения лесопожарных формирований, не является основанием для отказа в иске, поскольку ответчик может самостоятельно определить, какие приборы необходимо использовать, в том числе, перенять опыт сотрудников МЧС.
В судебном заседании представители административного ответчика Любякин П.А. и Белинский А.А. иск не признали.
Представитель административного ответчика Любякин П.А. пояснил, что ответчик не обязан осуществлять тушение лесных пожаров в темное время суток. Пункт 73 Правил тушения лесных пожаров, на который ссылается прокурор, не является обязывающей (предписывающей), то есть устанавливающей предписание лесоножарным формированиям тушить лесные пожары в темное время суток. Указанная норма нрава является управомочивающей, предоставляющей руководителю тушения лесного пожара возможность выбора: он может принять решение при соблюдении определенных условий (при наличии искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ) производить тушение лесного пожара в темное время суток или воздержаться от таких действий. В каждом конкретном случае тушения лесного пожара только руководитель тушения лесного пожара может, но не обязан, принять соответствующее решение о продолжении тушения в темное время суток и никто в данном случае не вправе вмешиваться в его деятельность и подменять его. Это прямо предусмотрено в п.23 Правил №313: «Руководитель тушения лесного пожара:.. . отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара». Действия, которые ограничивают права и возможности руководителя тушения лесного пожара по разработке тактики и стратегии тушения и по обеспечению безопасности работников, потенциально создают угрозу жизни и здоровью этих работников. Никто, кроме руководителя тушения лесных пожаров, никак не может предвидеть все конкретные обстоятельства, в силу которых руководитель тушения пожара может отказаться от его тушения ночью. В ходе производства работ по тушению лесных пожаров приоритет всегда отдается обеспечению безопасных условий груда работников лесопожарных организаций. Ссылаясь на Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденные приказом Минтруда РФ от 02.11.2015 №835н, указал, что не предусмотрена обязанность лесопожарных организаций тушить лесные пожары в темное время суток. Правила №313 предусматривают при принятии решения о тушении лесного пожара в темное время суток необходимость искусственного освещения, но не определяют, каким именно должно быть это освещение - достаточно ли, например, простых налобных фонариков, или необходимо устанавливапз мачты с прожекторами. Нет ни одного нормативного правового акта, устанавливающего минимальные технические характеристики осветительных приборов, которые могут обеспечивать безопасные условия труда при тушении лесных пожаров в темное время суток. Нормы оснащенности такими приборами лесопожарных формирований не установлены. В случае возникновения в результате лесного пожара угрозы безопасности населенным пунктам, КГСАУ «ДВ-авиабаза» производится круглосуточное тушение пожара. Ссылку прокурора на опыт сотрудников МЧС считает не состоятельной, поскольку сотрудники МЧС не тушат лесные пожары, а действуют в населенных пунктах или непосредственно вблизи них, где имеется электричество и дороги. Просил отказать в удовлетворении требований административного истца.
Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст.51 Лесного кодекса РФ в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Тушение лесного пожара включает в себя: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; 4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара (ст.53.4 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).
Согласно ст.97 Лесного кодекса РФ Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что на основании пункта 3.39 Положения об Управлении лесами, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 №185-п, к полномочиям Управления относится организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).
Согласно п. 1.4. Положения, Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти края, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и организациями.
В соответствии с уставом КГСАУ «ДВ-авиабаза» создано распоряжением Правительства Хабаровского края от 28.12.2011 № 836-рп «О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», учредителем и собственником имущества является Хабаровский край, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является Управление лесами Правительства Хабаровского края. КГСАУ «ДВ-авиабаза» является специализированным государственным автономным учреждением по выполнению работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах. Предметом деятельности учреждения является охрана лесов государственного лесного фонда, расположенного на территории Хабаровского края, от лесных пожаров.
То обстоятельство, что на территории Хабаровского края на 25.04.2018 зарегистрировано 52 пожара значительной площади, и что тушение пожаров в ночное время КГСАУ «ДВ-авиабаза» не производится, о чем указывает прокурор в исковом заявлении, стороной ответчика не оспаривается.
Приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313 утверждены Правила тушения лесных пожаров.
Пунктом 73 Правила тушения лесных пожаров установлено, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара.
Согласно п. 31 Правил тушения лесных пожаров, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.
Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 835н утверждены Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ.
В разделе «Требования охраны труда при тушении лесных пожаров» указанных Правил, в пункте 651 установлено, что доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и тушение пожаров должна производиться в светлое время суток.
Согласно п.663 Правил от 02.11.2015 N 835н запрещается направлять работников на тушение ручными орудиями быстро распространяющейся кромки пожара, у которой высота пламени превышает 1,5 - 2 м. Тушение такой кромки переносится на вечерние или утренние часы, когда интенсивность горения снижается.
Отжиг для локализации беглых верховых пожаров следует проводить, в основном, в вечерние и утренние часы, когда снижается интенсивность и скорость распространения горения (п.676 Правил от 02.11.2015 N 835н).
Приказом Рослесхоза N 167 от 19 декабря 1997 года установлено, что пожарно-химические станции (ПХС) оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в приложении к положению о ПХС, которое не содержит в указанном перечне приборов искусственного освещения, необходимых для тушения лесных пожаров в темное время суток. Указанные приборы в Перечне противопожарного инвентаря не указаны.
Государственные стандарты на приборы искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток в настоящее время не утверждены.
Какими конкретно средствами искусственного освещения для тушения пожаров в темное время суток административный ответчик должен обеспечить подведомственные ему парашютно-десантные и десантно-пожарные команды прокурор ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании не указал.
Принимая во внимание, что п.73 Правил тушения лесных пожаров предусматривает возможность тушения лесных пожаров в темное время суток лишь при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, и только на основании решения руководителя тушения лесного пожара, а также учитывая прямой запрет, установленный приведенными выше Правилами по охране труда, на тушение пожаров в темное время суток, действовавший на момент подачи иска в суд и действующий до настоящего времени, суд считает, что виновное незаконное бездействие административного ответчика по непринятию мер по тушению лесных пожаров в темное время суток отсутствует.
Напротив, в случае принятия руководителем тушения лесного пожара решения о тушении лесного пожара в темное время суток, при отсутствии в Перечне противопожарного инвентаря приборов искусственного освещения, необходимых для тушения лесных пожаров в темное время суток, отсутствии государственных стандартов на указанные приборы, при наличии указанных выше требований к охране труда, такое решение будет не основано на законе и может привести к причинению вреда жизни и здоровью сотрудников КГСАУ «ДВ-авиабаза».
То обстоятельство, что в случае возникновения в результате лесного пожара угрозы безопасности населенным пунктам, КГСАУ «ДВ-авиабаза» производится круглосуточное тушение пожара, стороной административного истца не опровергнуто.
Кроме того, при рассмотрении исковых требований суд учитывает условия конкретного региона (Хабаровского края), плотность населения в котором по данным Росстата, содержащимся в открытом доступе, в в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", составляет 1,69 человек на 1 квадратный километр, что свидетельствует о том, что лесные пожары действуют преимущественно на значительном удалении от населенных пунктов и, следовательно, в районе их действия отсутствует наземное транспортное сообщение, линии электропередач, что является существенным препятствием для создания безопасных условий выполнения работ по тушению лесного пожара в темное время суток, для доставки и эксплуатации необходимых осветительных приборов.
Учитывая изложенное, бездействие административного ответчика по непринятию мер по тушению пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения нельзя признать незаконным, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении иска в этой части отказать.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Остальные исковые требования – о возложении обязанности проводить тушение пожаров в темное время суток с применением искусственного освещения, обеспечить подведомственные ответчику парашютно-десантные и десантно-пожарные команды необходимыми средствами искусственного освешения для тушения пожаров в темное время суток, являются производными от основного – признании бездействия незаконным, поэтому они также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 17.09.2018.
Судья Ю.А. Бисюрко