НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 04.04.2011 № 01-19

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        04 апреля 2011 г.

Дело № 2- 1955/11

г.Хабаровск

РЕШЕНИЕ

  Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Председательствующего судьи

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

Пресс Ю.Б.

При участии в заседании:

От истца Богдановой А.И.,

представитель по доверенности от 29.01.2011г.

Кенжиханов А.С.

От ответчика Управления образования администрации г.Хабаровска

представитель по доверенности №01-19/20 от 11.01.2011г.

Решетова Т.В.

Представитель по доверенности от 21.02.2011г. №01-19/993

Маторов В.В.

рассмотрев гражданское дело по иску Богдановой Анны Игоревны к Администрации города Хабаровска, Управлению образования администрации города Хабаровска о признании незаконным действий (бездействия) и обеспечении ребенка дошкольным образованием,

УСТАНОВИЛ:

  Богданова А.И. обратилась в суд с заявлением к Администрации города Хабаровска, Управлению образования администрации города Хабаровска о признании незаконным действий (бездействия) и обеспечении ребенка дошкольным образованием. В обоснование заявления указала, что ее ребенок ФИО6 Кристина, ДД.ММ.ГГГГг.р. зарегистрирована в очереди на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении – детский сад № № от ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени место в детском саду ее ребенку не представлено. Администрация города Хабаровска и Управление образования администрации г.Хабаровска бездействуют, и не обеспечивают ее ребенка ФИО6 Кристину, ДД.ММ.ГГГГ р. общедоступным дошкольным образованием, тем самым нарушающая права и свободы ее ребенка на общедоступное дошкольное образование.

В судебное заседание не явился истец Богданова А.И., о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется заявление. Имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд не располагает сведениями об уважительности причин ее неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании, представитель истца Кенжиханов А.С., действующий на основании доверенности требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные вышеизложенным. Указав, что Богдановой А.И. не представлено место в конкретном детском саду № .

Представитель ответчика Управления образования администрации г.Хабаровска Маторов В.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме. Суду пояснил, что конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования закреплены в ст.5 ФЗ от 10.06.1992г. №3266-1 «Об образовании». В соответствии со ст.18 Закона «Об образовании», регламентирующей дошкольное образование, родители являются первыми педагогами. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Обязанность государства и органов местного самоуправления по обеспечению потребности населения в получении дошкольного образования носит дополнительный (субсидиарный) характер по отношению к обязанностям непосредственно самих родителей по развитию, воспитанию и образованию своих детей. Органами местного самоуправления в муниципальных образовательных учреждениях города в 2009-2010г. открыты 7 консультационных центров (во всех округах города) в помощь семьям, воспитывающим детей на дому За последние 4 года органами местного самоуправления открыто 20 детских садов (общей численностью 2400 мест). Из них 18 муниципальных образовательных учреждений и 2 частных детских садов. Кроме того, открыто 80 групп дополнительно в действующих детских садах, в помещениях, ранее использовавшихся не по назначению, общей численностью 1600 мест. Органами местного самоуправления разработана и принята Ведомственная целевая программа «развитие дошкольного образования города Хабаровска на 2011-2013 годы», которой предусмотрено открытие 4 муниципальных дошкольных образовательных учреждений после реконструкции и строительство 4 новых дошкольных учреждений в микрорайонах массовой жилой застройки. Строительство 4 дошкольных образовательных учреждений будет осуществляться на условиях софинансирования затрат из местного и краевого бюджетов. Совместно с Министерством обороны проводится работа по передаче 7 ведомственных детских садов в муниципальную собственность. Администрацией города ведется работа по изменению типа МОУ Средняя общеобразовательная школа №14 в целях создания на ее базе муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад №14, где планируется открыть 80 мест.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

Согласно ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ч.1 ст.18 Федерального Закона РФ №3266-1 от 10.06.1992г. «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Согласно ч.3, 5 ст.18 Федерального Закона РФ №3266-1 от 10.06.1992г. «Об образовании», для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Таким образом, обязанность государства и органов местного самоуправления по обеспечению потребности населения в получении дошкольного образования носит дополнительный (субсидиарный) характер по отношению к обязанностям непосредственно самих родителей по развитию, воспитанию и образованию своих детей.

Такие учреждения, согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008г.N666 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья); детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании); детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое); центр развития ребенка - детский сад.

Как следует из «Методических рекомендации по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» разработанных в письме Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007г. №03-1883), наряду с традиционными формами дошкольного образования активно развиваются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что получение дошкольного образования возможно не только в детском саду, но и в дошкольных группах на базе общеобразовательных учреждения. Предоставление дошкольного образования только детским садом законом не предусмотрено.

Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть (Постановление Конституционного Суда от 15 мая 2006 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской думы.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.

Общедоступность и бесплатность образования соответствующих уровней гарантируются созданием сети государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что органами местного самоуправления в муниципальных образовательных учреждениях города открыты 7 консультационных центров (во всех округах города) в помощь семьям, воспитывающим детей на дому: из них в 2009г.: МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида «Верботон», расположенный по адресу: г.Хабаровск пер.Байкальский, 2а; МДОУ «Детский сад комбинированного вида №62», расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул.Терхгорная, 74а; МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №82, расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул.Пушкина, 47; МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №157», расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул.Космическая, 15а; в 2010 г.: МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №191», расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул.Постышева, 18а; МДОУ «Детский сад комбинированного вида №200», расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул.Ворошилова, 53.

В 2007-2010г. органами местного самоуправления за счет изъятия типовых зданий детских садов используемых не по назначению, их реконструкции было открыто 20 дошкольных образовательных учреждений (общей численностью 2400 мест), из них 18 муниципальных образовательных учреждений и 2 частных детских садов: в 2007г. 5 детских садов – МДОУ №3, 4, 7, 6, 8; в 2008г. 8 детских садов- МДОУ №9, 10, 11, 12, 16, 14, 15, 17; в 2009 год 4 детских садов- МДОУ №18, 19, 186, 21; в 2010 год 3 детских сада – МДОУ №23; частный детский сад «Алые паруса», по адресу: г.Хабаровск, ул.Ким-Ю-Чена, 7 ул.Ленинградская, 32а. Кроме этого открыто 80 групп дополнительно в действующих детских садах, в помещениях, ранее использовавшихся не по назначению, общей численностью 16000 мест. Для открытия и функционирования объектов из бюджета города израсходовано около 400 млн.руб., оснащены новым оборудованием на сумму более 8 млн.руб.

Органом местного самоуправления разработана и принята Ведомственная целевая программа «Развитие дошкольного образования города Хабаровска на 2011-2013 годы», которой предусмотрено открытие 4 муниципальных дошкольных образовательных учреждений после реконструкции и строительство 4 новых дошкольных учреждений в микрорайонах массовой жилой застройки. Строительство 4 дошкольных образовательных учреждений будет осуществляться на условиях софинансирования затрат из местного и краевого бюджетов.

Решением Хабаровской городской Думы от 14.12.2010г. №312 (в ред.решения Хабаровской городской Думы от 07.02.2011г. №337), утверждены расходы бюджета городского округа «город Хабаровск» на 2011 г., в том числе на дошкольное образование 20000000,00 руб. На данные денежные средства предполагается строительство 4-х новых дошкольных образовательных учреждения.

По детскому саду №75б, расположенному по ул.Шелеста, 75б, открываемому в 2011 г., в декабре 2010г. был проведен аукцион на разработку проектно-сметной документации и заключен муниципальный контракт на выполнение проектных работ. Детский сад, расположенный по ул.Вяземская, 1б г.Хабаровска включенный в программу на 2010 г. включен также в программу на 2011 г., т.к. в настоящее время в Арбитражному суде Хабаровского края рассматривается гражданское дело по иску Департамента муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска об освобождении вышеуказанного нежилого здания НГОУ СОШ «Росна».

Совместно с Министерством обороны проводится работа по передаче 7 ведомственных детских садов в муниципальную собственность. В настоящее время Администрацией города ведется работа по изменению типа МОУ Средняя общеобразовательная школа №14 в целях создания на ее базе муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад №14, где планируется открыть 80 мест.

Из анализа норм федерального закона «Об образовании» следует, что в обязанности государства, органов местного самоуправления не входит предоставление обязательного дошкольного образования. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 10.06.1992г. №3266-1 «об образовании» обязательным является только общее образование.

Ссылка заявителя на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007г. №03-1883), которым разработаны «Методические рекомендации по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» носит рекомендательный характер.

Согласно справки от 04.04.2011г. №01-19/2290, дошкольные группы, реализующие основную программу дошкольного образования в части подготовки детей к обучению в школе, открыты во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях города Хабаровска.

Судом установлено, что органами местного самоуправления в настоящее время открыто еще пять дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений, 3 дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования.

Таким образом, Администрацией города Хабаровска принимаются действия по расширению сети и сохранению сети дошкольных образовательных учреждений.

Право заявителя на общедоступное дошкольное образование администрацией не нарушено, т.к. заявитель имеет возможность реализовать свое право на получение дошкольного образования в дошкольных группах на базе общеобразовательных учреждений, дошкольных группах на базе учреждений дополнительного образования, сформированных при школах. Однако указанным правом заявитель воспользоваться не желает.

Доводы истца о нарушении прав ФИО6 Кристины, 2007 г.р. на получение ею дошкольного образования в конкретном детском саду № материалами дела не подтверждается. Во-первых, действующим законодательством не предусмотрено предоставление места в конкретном детском саду исходя из места жительства ребенка и его родителей.

Во-вторых, согласно устава МДОУ «Детский сад комбинированного вида №», в детский сад принимаются дети, начиная с 2-х лет в группу общеразвивающей направленности для детей раннего возраста. Предельное количество групп -11.

Комплектование групп в дошкольных образовательных учреждениях города производится в соответствии с постановлением администрации г.Хабаровска от 10.06.2009г, №2001г. «Об утверждении положения о порядке комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Хабаровска, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», Законом РФ от 26.02.1992г. №3132-1 «О статусе судей» и Федеральными законами №168 от 17.11.1995г. «О прокуратуре», №1026-1 от 18.04.1991г. «О милиции», ФЗ от 14.03.2009г, №34-ФЗ «О внесении изменений в ст.19 федерального закона «О статусе военнослужащих».

Согласно п.1.6 Положения о порядке комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Хабаровска, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением администрации г.Хабаровска от 10.06.2009г. №2001г., комплектования на новый учебный год осуществляется комиссией по комплектованию дошкольных образовательных учреждений г.Хабаровска, создаваемой при управлении образования, в апреле-мае. На апрель –май 2008г. ФИО6, ДД.ММ.ГГГГг.р. было не более 6 мес., на апрель –май 2009г. – ФИО6 было не более 1 года 6 мес. Таким образом, ФИО6 не достигла возраста необходимого для попадания в группы.

Действующим федеральным законодательством предусмотрен перечень граждан, пользующихся первоочередным предоставлением мест в МДОУ.

В 2010 году в группу раннего возраста в МДОУ № было принято 35 человек, в том числе из многодетных семей-4 чел., дети работающих одиноких родителей – 10 чел., дети сотрудников прокуратуры -1 чел., дети сотрудников органов внутренних дел – 6 чел., дети военнослужащих – 6 чел., дети из приемных семей – 3 чел., дети работников муниципальных бюджетных учреждений – 4 чел., прочие – 1 чел. Таким образом, 34 человека были льготниками, пользующимися правом на первоочередное предоставление места в МДОУ.

У Богдановой А.И. отсутствует право на первоочередное предоставление места ФИО6 в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №».

ФИО6, 2007г.р. при комплектовании на 2010-2011 учебный год не включена в списки дошкольного образовательного учреждения по причине отсутствия свободных мест.

Кроме того, истцу предложено воспользоваться услугами негосударственных дошкольных образовательных учреждений «Кораблики» и «Ритм», однако указанным правом истец воспользоваться не желает.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

В силу п.п.15 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка.

Вопрос о возврате переплаченной заявителем госпошлины в первую инстанцию подлежит разрешению в ином порядке, поскольку порядок возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины урегулирован пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, согласно которому возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Богдановой Анны Игоревны к Администрации города Хабаровска, Управлению образования администрации города Хабаровска о признании незаконным действий (бездействия) и обеспечении ребенка дошкольным образованием – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня составления 11.04.2011 г. мотивированного решения.

Копия верна:

Судья Е.А.Савченко