НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 01.12.2020 № 2А-4631/20

Дело № 2а-4631/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2020 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Чижовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Зилёвой Е.В.,

с участием помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Гончарова Р.Ю., представителя административного ответчика Управления лесами Правительства Хабаровского края Пестовой А.В., представителя заинтересованного лица ООО «Пасифик Майнинг» Кузьмина И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании бездействие незаконным, обязании совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в защиту прав Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании бездействие незаконным, обязании совершить определённые действия.

В обоснование иска указано, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка реализации Министерством природных ресурсов Хабаровского края (Министерство) и Управлением лесами Правительства Хабаровского края (Управление лесами) переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по разработке лесного плана Хабаровского края и лесохозяйственных регламентов лесничеств Хабаровского края, а также охране объектов животного мира, в том числе по ведению Красной книги Хабаровского края, в ходе которой установлено, что указанными органами исполнительной власти края данные полномочия реализуются ненадлежащим образом.

Выездной проверкой, проведенной 21.07.2020, выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства, допущенные ООО «Пасифик Майнинг» при осуществлении хозяйственной деятельности.

В нарушение требований ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 71 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 3 ст.11, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 50 Федерального закона от 1. 12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п.п. 6, 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» обществом осуществлено самовольное размещение объектов не капитального строительства - вахтового поселка в квартале 2 выделе 3 Дурминского участкового лесничества за границами лицензионного участка; пользование водным объектом, расположенного в квартале 92 выделе 3 Дурминского участкового лесничества (руч. Безназвания), осуществляется в отсутствие решения уполномоченного органа о предоставлении Обществу водного объекта в пользование; при пересечении таких водных объектов как р. Дурмин, р. Килами, Викторовский Обществом не принято мер к согласованию своей хозяйственной деятельности с Амурским территориальным управлением Росрыболовства и компенсации причиняемого водным биологическим ресурсам ущерба.

Кроме того, раздел 10 Технического проекта не соответствует требованиям приказа Минприроды РФ № 218: не содержит в себе сведений об организации строительства объектов капитального строительства, указанных в разделе 7 Технического проекта, необходимых для разработки месторождения.

В нарушение ст.ст. 11, 22 Закона «О недрах», ст. 11 Федерального закона № 1 "4-ФЗ, проектная документация на строительство объектов, предусмотренных техническим проектом, необходимых для освоения месторождения, а также сведения о направлении данной документации на государственную экологическую экспертизу, в ходе проверки не представлены.

Таким образом, начатая Обществом хозяйственная деятельность на территории обитания Амурского тигра, занесенного в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края, предусматривающая строительство и эксплуатацию горно-обогатительного комплекса, в том числе опасные производственные объекты, являющаяся объектом государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду не допустима.

Проведенной проверкой в Министерстве установлено, что на территории Хабаровского края современный ареал Амурского тигра охватывает южную, юго-восточную и незначительную центральную часть территории края с тенденцией расширения границ ареала в северном, северо-западном и северо-восточном направлении. Заселенная видом площадь составляет около 8,7 млн. га, площадь зоны регулярных заходов тигра за ее пределами составляет более 1 млн. га. При этом, сплошной учёт Амурского тигра проводится один раз в 10 лет, проведение следующего сплошного учета запланировано только на 2025 и 2026 г.г.

В связи со значительными по протяженности перемещениями тигра и больной площадью индивидуальных участков, которые зачастую перекрывают территории нескольких муниципальных районов, а также сопредельных территорий Приморского края и Еврейской автономной области, подсчет численности тигра производится на всю заселенную площадь края без разбивки по муниципальным районам.

По информации Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение указанных полномочий Министерством в период 2016 - 2020 заключены 5 государственных контрактов с Обществом с ограниченной ответственностью «Лесоохотничье хозяйство «Дурминское» на выполнение работ по государственному мониторингу популяции Амурского тигра на территории Хабаровского края (контракты).

Изучением контрактов установлено, что работы касались ежегодного государственного мониторинга популяции Амурского тигра только на модельных участках «Хор» и «Матайский заказник», расположенных на территории муниципального района им. Лазо Хабаровского края. На остальных участках местности не проводились.

Кроме того, в отношении остальных объектов растительного и животного мира (310 видов растений и 161 - видов животных), занесенных в Красную книгу Хабаровского края, работы по выполнению научных исследований их современного состояния проводились только в 2016 г. в рамках оформления очередного издания Красной книги Хабаровского края и заключенного контракта с Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИВЭПДВО РАН).

Между тем, согласно информации Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук от 30.06.2020 следует, что территория верхнего течения р. Дурмин входит в состав мониторингового участка «Хорский» по программе государственного мониторинга популяции амурского тигра - вида, внесенного в Красные книги Российской Федерации и Хабаровского края. В результате мониторинга в последние 10 лет установлено, что здесь, по данным зимних учетов и фото- и видеорегистрации постоянно обитают 5-6 взрослых тигров, периодически заходят еще несколько особей и регулярно появляются выводки, что также подтверждается информацией Министерства природных ресурсов Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. С 2012 по 1019 г.г. на Дурмине и в прилегающих угодьях родилось 19 тигрят. Такое количество тигрят, родившихся на сравнительно небольшой неохраняемой территории, является уникальным явлением для этого вида.

Эти данные, с учетом информации о состоянии популяции тигра в южной части края в целом, позволяют сделать вывод, что группировка тигра в бассейне р. Дурмин является самой большой в Хабаровском крае из всех группировок, обитающих вне границ ООПТ. Другие подобные группировки малочисленны и существенно связаны с ООПТ федерального и краевого значения. Так же, лесные угодья верховий Дурмина в настоящий период относятся к одним из лучших мест обитания тигров в Хабаровском крае. Особи, обитающие здесь, входят в состав единого ядра популяции тигров (центрального в ареале) на Сихотэ-Алине. Через верховья бассейнов рек Дурмин, Кия, Обор осуществляется расселение молодых тигров на сопредельные территории. Здесь проходят пути миграций тигров (взрослых и молодых) в целях поиска кормов, размножения и сезонной смены мест обитания. Из этих мест тигры периодически заселяют расположенный в окрестностях Хабаровска и изолированный равнинами от Сихотэ-Алиня хребет Хехцир, где расположен Государственный природный заповедник «Большенехехцирский». Верховья р. Дурмин имеют важнейшее значение для всей группировки тигра мониторингового участка «Хорский» и значительной части юга Хабаровского края. Кроме тигра, в пределах рассматриваемой территории обитают несколько десятков видов птиц, млекопитающих, беспозвоночных животных, произрастает ряд видов растений, внесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края. Так же, в верховьях р. Дурмин высока плотность населения гималайского медведя, высоки плотности населения кабана, изюбря, косули - основных кормовых объектов тигра.

При этом по сведениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в период 2016 - 2020 гг. проведено всего одно заседание Комиссии (в 2020 г.), на котором были рассмотрены вопросы: о выявлении новых мест обитания редких видов лишайников, включенных в Красную книгу Хабаровского края, и необходимых мерах по их охране; о перспективах включения белухи и косатки в Красную книгу Хабаровского края; о необходимости корректировки названий некоторых видов, включенных в Красную книгу Хабаровского края, в соответствии с современной систематикой; о геологическом изучении донных отложений озера Орель без добычи полезных ископаемых с минимальным воздействием на экосистему. При этом предложений о проведении заседаний по вопросам охраны, восстановления, изучения и мониторинга мест редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных, в том числе мест обитания Амурского тигра, создания ОЗУ в целях запрета деятельности, ведущей к сокращению численности животных, в том числе Амурского тигра, и среды их обитания в адрес комиссии за указанный период не поступало, Комиссией не рассматривалось. Министерство не располагает данными о конкретных местах обитания Амурского тигра, в том числе в лесном фонде, полученных в результате реализации полномочий, предусмотренных п. 9 Положения о Красной книге края; предложения о необходимости создания ОЗУ Комиссией не вносились; Министерство располагает лишь общими данными о распространении животных находящихся под угрозой исчезновения, в том числе Амурского тигра на территории Хабаровского края в пределах определенных административных районов с указанием границ ареалов, типичных и характерных мест обитания, в том числе ключевых мест обитания.

Таким образом, Министерством в нарушение ст. 12, ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 3.3.15. Положения о Министерстве, п. п. 2, 9 Положения о Красной книге края эффективные мероприятия по сбору и анализу данных об объектах животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, организации системного государственного мониторинга не проводятся; обязанность по внесению предложений по специальным мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания указанных ОЗУ с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких растений, животных, в том числе Амурского тира не исполнена. Аналогичные рекомендации Комиссией также не давались.

Согласно положению, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр, Управление лесами является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных правоотношений, организует разработку и утверждение лесного плана, утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории края.

По информации Управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных на территории Хабаровского края не выделены, ОЗУ не проектировались, в лесохозяйственные регламенты лесничеств не вносились.

Проверкой Управления лесами края установлено, что действующие лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края в разделе «3.2. Ограничения по видам особо защитных участков лесов» не содержат перечень кварталов и выделов, а также их частей, отнесенных к ОЗУ. При этом к данному разделу сделано примечание о том, что местоположение и площадь ОЗУ указываются при их проектировании при лесоустройстве.

Также установлено, что Управлением лесами в Министерство неоднократно направлялись запросы о рассмотрении лесного плана Хабаровского края, лесохозяйственных регламентов лесничеств Хабаровского края и предоставлению предложений о полноте и актуальности содержащейся в них информации. Однако предложений по выделению ОЗУ в Управление лесами не поступало, средств и заданий на организацию работ по их проектированию Хабаровскому краю из федерального бюджета не выделялось.

Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Управлением лесами (заказчик) и ФБУ «ВНИИЛМ» (исполнитель), в п. 4 «Порядок и условия выполнения работ» Технической части, являющейся на основании п. 1.1 данного государственного контракта его неотъемлемой частью (приложением 1), не содержит сведений о передаче заказчиком исполнителю сведений об ОЗУ лесничеств Хабаровского края. Между тем, согласно Спецификации, являющейся на основании п. 1.1 данного государственного контракта также его неотъемлемой частью (приложением 2), исполнителю за выполнение работ предусмотрена оплата в сумме 16 <данные изъяты> ФБУ «ВНИИЛМ» которая получена. Таким образом, средства на установление местоположения и площади ОЗУ у Управления лесами имелись. Однако, ввиду отсутствия между Министерством и Управлением лесами надлежащего взаимодействия, в целом работы по проектированию ОЗУ не проведены, имеющиеся отдельные результаты проведенной работы при разработке лесохозяйственных регламентов не переданы.

Таким образом, Управлением лесами в нарушение ст. 83 ЛК РФ, переданные Хабаровскому краю полномочия в области лесных отношений исполняются ненадлежащим образом: на протяжении длительного времени, а именно, в период - 2010 г. по 2020 г. надлежащая работа по разработке, актуализации лесного плана Хабаровского края и лесохозяйственных регламентов лесничеств Хабаровского края, в том числе при установлении местоположения и площади ОЗУ, и приведения данных документов в соответствие с требованиями законодательством, не обеспечена, взаимодействие с Министерством в данном вопросе отсутствует.

Отсутствие надлежащей работы по актуализации лесного плана Хабаровского края и лесохозяйственных регламентов лесничеств Хабаровского края ведет к увеличению незаконных рубок ценных пород древесины в лесном фонде Российской Федерации, в том числе на ООПТ краевого значения, включая в ОЗУ; нарушения законных прав и интересов субъектов предпринимательства и граждан на пользование природными ресурсами, освоение которых возможно в соответствии со ст. 25 ЛК РФ.

Отсутствие сведений об ОЗУ в лесном плане Хабаровского края и лесохозяйственных регламентах лесничеств Хабаровского края способствует осуществлению хозяйственной деятельности, несущей угрозу популяции объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края.

Ввиду незначительной работы по определению ареалов, конкретных мест обитания, миграции животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, невозможно установить ОЗУ, в том числе на территории лесного фонда, проанализировать планируемую и осуществляемую хозяйственную деятельность, принять меры, усыновленные законодательством по сохранению мест обитания популяции вышеуказанных животных.

Направление предложений о необходимости создания ОЗУ, с указанием конкретной территории, отвечающей данным критериям в уполномоченный орган, и отсутствие указанных сведений в основных документах лесного планирования и землепользования лесов - лесном плане и лесохозяйственном регламенте, влечет осуществление хозяйственной деятельности, в частности разведку и добычу полезных ископаемых в местах обитания данного краснокнижного животного, что негативно скажется на его популяции.

Ненадлежащая организация работы региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений, создает угрозу уничтожения животных, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, Красную книгу Российской Федерации и среды их обитания при проведении лесохозяйственных мероприятий и использовании лесов, что противоречит целям ведения Красной книги Хабаровского края о сохранении биологического разнообразия Хабаровского края, принципам Федеральных законов «О животном мире», «Об охране окружающей среды», что недопустимо.

На основании изложенного Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор просит суд: признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края в части непринятия мер по надлежащей организации работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края;

обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

обеспечить надлежащую организацию работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, находящихся на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с периодичностью, структруктурой, качеством и площадью среды их обитания путем организации проведения регулярных наблюдений не реже 1 раза в год за всеми вышеуказанными объектами животного мира;

обеспечить надлежащую организацию работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, по всем муниципальным районам края, с периодичностью, структурой, качеством и площадью среды их обитания путем организации проведения регулярных наблюдений не реже 1 раза в год за всеми вышеуказанными объектами животного мира;

обеспечить надлежащую организацию работ при разработке и внесении предложений Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края, по мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, диких животных, в том числе Амурского тигра;

обеспечить надлежащую организацию работ при разработке и внесении предложений Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края, по мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории всех лесничеств Хабаровского края, с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, диких животных, в том числе Амурского тигра;

обеспечить надлежащую организацию работ по подсчету численности Амурского тигра на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества;

обеспечить надлежащую организацию работ по подсчету численности Амурского тигра по всем муниципальным районам Хабаровского края;

обеспечить надлежащую организацию работ по выполнению научных исследований современного состояния объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, на систематической основе на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества;

обеспечить надлежащую организацию работ по выполнению научных исследований современного состояния объектов растительного и животного мира, внесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, на систематической основе по всем муниципальным районам Хабаровского края;

обеспечить передачу Управлению лесами Правительства Хабаровского края результатов работ в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с указанием конкретной местности, отвечающей данным критериям;

обеспечить передачу Управлению лесами Правительства Хабаровского края результатов работ в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории Хабаровского края, с указанием конкретной территории, отвечающей данным критериям;

Обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

1) организовать работу по разработке предложений к решению о выделении ОЗУ, в том числе с выделением мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с текстовым и графическим описанием местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

организовать работу по разработке предложений к решению о выделении
ОЗУ, в том числе с выделением мест обитания редких и находящихся под угрозой
исчезновения диких животных на всей территории Хабаровского края, с текстовым и графическим описанием местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

организовать работу по проектированию ОЗУ на территории Дурминско-
участкового лесничества Оборского лесничества, в том числе на основании результатов работ Министерства природных ресурсов Хабаровского края в виде предложений о необходимости создания ОЗУ, с указанием конкретной территории Хабаровского края, отвечающей данным критериям;

организовать работу по проектированию ОЗУ на территории всех лесничеств Хабаровского края, в том числе на основании результатов работ Министерства природных ресурсов Хабаровского края в виде предложений о необходимости создания ОЗУ, с указанием конкретной территории Хабаровского края, отвечающей данным критериям;

обеспечить направление вышеуказанных предложений, в том числе по
территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, в
уполномоченный в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральный орган для принятия решения о выделении ОЗУ с текстовым и графическим описанием местоположения границ таких земель;

внести в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края, в
том числе Оборского лесничества, вышеуказанные сведения об ОЗУ с текстовым
и графическим описанием местоположения границ таких земель.

На основании определения суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привечены: ООО «Пасифик Майнинг», Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Росприроднадзор, Росприроднадзор по Дальневосточному федеральному округу, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 N 162-пр утверждено Положение о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, согласно которому Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края является правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные в административном иске требования поддержал по доводам в нем изложенным в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (Управления лесами Правительства Хабаровского края) Пестова А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержав доводы, указанные в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица ООО «Пасифик Майнинг» Кузьмин И.А. в судебном заседании пояснил, что требования административного иска считает не подлежащими удовлетворению, поскольку требования природоохранного прокурора противоречат положениям нормативно-правовых актов.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.

Представитель ответчика - Министерства природных ресурсов Хабаровского края причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, представил письменные возражения на исковое заявление, приобщённые к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Российской Федерации причины неявки суду также не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, представил письменные пояснения относительно административного искового заявления, приобщенные к материалам дела; представитель заинтересованного лица - Росприроднадзора причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил; представитель заинтересованного лица - Федерального агентства лесного хозяйства ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на административный иск, согласно которому полагал требования иска возможным удовлетворить.

Суд, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 КАФ РФ, согласно которой, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, полагал возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя административного ответчика Пестовой А.В., представителя заинтересованного лица Кузьмина И.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно преамбуле Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ФЗ № 52-ФЗ) Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ФЗ № 52-ФЗ к основным принципам государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения и среды его обитания, относятся: обеспечение устойчивого существования и использования животного мира, поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания.

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ № 52-ФЗ, государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью, физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования обитания (ч. 1 ст. 15 ФЗ № 52-ФЗ).

Полномочия по ведению государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации являются переданными от Российской Федерации органам исполнительной власти субъекта (ст.6 Федерального закона 52-ФЗ).

Приказом Минприроды РФ от 22.12.2011 № 963 утвержден Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира (далее - Порядок ведения государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира).Согласно п.п. 10, 11 Порядка ведения государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, природоохранные учреждения при ведении государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти их территориальными органами, другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научными и общественными организациями, пользователями животным миром. Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

Государственный мониторинг объектов животного мира состоит из регулярно обновляемых сведений о параметрах состояния объектов животного мира, среды их обитания и их динамики.

Согласно ч. 1 ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ФЗ № 7-ФЗ) в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации.

Ведение Красной книги субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 6 ФЗ № 7-ФЗ).

Согласно п. 5 Положения о Красной книге края, утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.10.2006 N 157-пр для решения вопросов, связанных с ведением Красной книги Хабаровского края, а также обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и научно-исследовательских организаций создается комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края.

Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 07.06.1995 № 224 утверждено Положение о комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края (Положение о комиссии, Комиссия), согласно которому, Комиссия создается при Министерстве для решения вопросов, связанных с охраной, восстановлением, использованием и изучением редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, а также обеспечения ведения Красной книги Хабаровского края.

В задачи комиссии входит установление критериев занесения, очередности расположения видов, подвидов и популяций животных, растений и грибов, а также правил составления листов Красной книги Хабаровского края; установление порядка представления и рассмотрения предложений о занесении (исключении) в Красную книгу Хабаровского края, переводе из одной категории в другую того или иного вида животных, растений и грибов; разработка структуры Красной книги Хабаровского края, порядка ее издания и распространения тиража; разработка порядка составления и распространения перечней видов животных, растений и грибов, занесенных (исключенных) в Красную книгу Хабаровского края, изменения и дополнения к Красной книге; рассмотрение программ, правил, рекомендаций и методических материалов по охране, воспроизводству, использованию и изучению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, а также совершенствования ведения Красной книги Хабаровского края; подготовка предложений о занесении (исключении) в Красную книгу Российской Федерации, переводе из одной категории в другую того или иного вида животных, растений и грибов; принятие решений и рекомендаций по другим вопросам, входящим в компетенцию комиссии.

В соответствии с п. 1.1. Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 № 106-пр, Министерство является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции по выработке краевой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов (за исключением участков недр местного значения, водных биологических ресурсов). Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции переданные Хабаровскому краю полномочия Российской Федерации, в том числе в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания (Положение о Министерстве).

Согласно 2.1. Положения о Министерстве одной из основных задач Министерства является комплексное государственное управление природными ресурсами в Хабаровском крае, в том числе охрана и использование объектов животного мира.

В соответствии с п. 3.3.15. Положения о Министерстве к полномочиям Министерства относится организация ведения Красной книги Хабаровского края в порядке, установленном законодательством.

Так, согласно п.п. 2, 3 постановления Главы администрации Хабаровского края от 07.06.1995 № 224 «Об учреждении и обеспечении работы по ведению Красной книги Хабаровского края» Министерству поручено издание, оформление и ведение Красной книги Хабаровского края, а Министерству финансов Хабаровского края при формировании краевого бюджета ежегодно предусматривать расходы на ведение Красной книги Хабаровского края.

Постановление Правительства Хабаровского края от 13.10.2006 № 157-пр «Об утверждении Положения о порядке ведения Красной книги Хабаровского края» (Положение о Красной книге края). Ведение Красной книги Хабаровского края включает:

сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

установление критериев занесения, очередности расположения видов подвидов, популяций) объектов животного и растительного мира, а также правил. оставления листов Красной книги Хабаровского края;

занесение в установленном порядке в Красную книгу Хабаровского края исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги Хабаровского края;

подготовку в установленном порядке предложений по специальным местам охраны объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, включая организацию особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и генетических банков;

утверждение в случаях, установленных законодательством, такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным изъятием из природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, за исключением объектов, включенных в Красную книгу Российской Федерации и находящихся на ООПТ федерального значения;

информационное обеспечение ведения Красной книги Хабаровского края и организацию пропаганды сохранения объектов животного и растительного мира;

иные мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края (п. 2 Положения о Красной книге края).

Сбор данных о распространении, местах обитания, образе жизни, биологии, численности, лимитирующих факторах, принятых и необходимых мерах по охране и восстановлению объектов животного и растительного мира, об изменении условий их обитания осуществляется организациями и гражданами, связанными по роду своей деятельности с изучением и охраной объектов животного и растительного мира, а также сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Хабаровского края (исключению из нее), обеспечивается в результате проведения необходимых обследований с использованием данных мониторинга состояния объектов животного и растительного мира (п. п. 9, 10 Положения о Красной книге края).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 27.10.2006 № 163-пр утвержден перечень объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края. В перечень входят более 150 видов, подвидов животных и более 300 видов растений, распространенных по всей территории Хабаровского края.

Согласно п. 14, раздела 1 «Млекопитающие» в Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, занесен также Амурский тигр - Panthera tigris altaica Temminck.

Исходя из приведенного определения государственного мониторинга, основным его признаком является регулярность проводимых наблюдений за всеми объектами животного мира, занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Хабаровского края.

Вместе с тем, результатами проведенной прокурорской проверки установлено, что на территории Хабаровского края современный ареал Амурского тигра охватывает южную, юго-восточную и незначительную центральную часть территории края с тенденцией расширения границ ареала в северном, северо-западном и северо-восточном направлении. Заселенная видом площадь составляет около 8,7 млн. га, площадь зоны регулярных заходов тигра за ее пределами составляет более 1 млн. га. При этом, сплошной учёт Амурского тигра проводится один раз в 10 лет, проведение следующего сплошного учета запланировано только на 2025 и 2026 г.г.

В связи со значительными по протяженности перемещениями тигра и больной площадью индивидуальных участков, которые зачастую перекрывают территории нескольких муниципальных районов, а также сопредельных территорий Приморского края и Еврейской автономной области, подсчет численности тигра производится на всю заселенную площадь края без разбивки по муниципальным районам.

По информации Министерства от 02.06.2020 № 06-4779, во исполнение указанных полномочий Министерством в период 2016 - 2020 заключены 5 государственных контрактов с Обществом с ограниченной ответственностью «Лесоохотничье хозяйство «Дурминское» на выполнение работ по государственному мониторингу популяции Амурского тигра на территории Хабаровского края.

Работы по указанным контрактам касались ежегодного государственного мониторинга популяции Амурского тигра только на модельных участках «Хор» и «Матайский заказник», расположенных на территории муниципального района им. Лазо Хабаровского края. На остальных участках местности не проводились.

Кроме того, в отношении остальных объектов растительного и животного мира (310 видов растений и 161 - видов животных), занесенных в Красную книгу Хабаровского края, работы по выполнению научных исследований их современного состояния проводились только в 2016 г. в рамках оформления очередного издания Красной книги Хабаровского края и заключенного контракта с Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИВЭПДВО РАН).

Согласно информации Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук от 30.06.2020 следует, что территория верхнего течения р. Дурмин входит в состав мониторингового участка «Хорский» по программе государственного мониторинга популяции амурского тигра - вида, внесенного в Красные книги Российской Федерации и Хабаровского края.

В результате мониторинга в последние 10 лет установлено, что здесь, по данным зимних учетов и фото- и видеорегистрации постоянно обитают 5-6 взрослых тигров, периодически заходят еще несколько особей и регулярно появляются выводки, что также подтверждается информацией Министерства природных ресурсов Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. С 2012 по 1019 г.г. на Дурмине и в прилегающих угодьях родилось 19 тигрят. Такое количество тигрят, родившихся на сравнительно небольшой неохраняемой территории, является уникальным явлением для этого вида.

Эти данные, с учетом информации о состоянии популяции тигра в южной части края в целом, позволяют сделать вывод, что группировка тигра в бассейне р. Дурмин является самой большой в Хабаровском крае из всех группировок, обитающих вне границ ООПТ. Другие подобные группировки малочисленны и существенно связаны с ООПТ федерального и краевого значения. Так же, лесные угодья верховий Дурмина в настоящий период относятся к одним из лучших мест обитания тигров в Хабаровском крае. Особи, обитающие здесь, входят в состав единого ядра популяции тигров (центрального в ареале) на Сихотэ-Алине. Через верховья бассейнов рек Дурмин, Кия, Обор осуществляется расселение молодых тигров на сопредельные территории. Здесь проходят пути миграций тигров (взрослых и молодых) в целях поиска кормов, размножения и сезонной смены мест обитания. Из этих мест тигры периодически заселяют расположенный в окрестностях Хабаровска и изолированный равнинами от Сихотэ-Алиня хребет Хехцир, где расположен Государственный природный заповедник «Большенехехцирский». Верховья р. Дурмин имеют важнейшее значение для всей группировки тигра мониторингового участка «Хорский» и значительной части юга Хабаровского края. Кроме тигра, в пределах рассматриваемой территории обитают несколько десятков видов птиц, млекопитающих, беспозвоночных животных, произрастает ряд видов растений, внесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Хабаровского края. Так же, в верховьях р. Дурмин высока плотность населения гималайского медведя, высоки плотности населения кабана, изюбря, косули - основных кормовых объектов тигра.

По сведениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в период 2016 - 2020 гг. проведено всего одно заседание Комиссии (в 2020 г.), на котором предложений о проведении заседаний по вопросам охраны, восстановления, изучения и мониторинга мест редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных, в том числе мест обитания Амурского тигра, создания ОЗУ в целях запрета деятельности, ведущей к сокращению численности животных, в том числе Амурского тигра, и среды их обитания в адрес комиссии за указанный период не поступало, Комиссией не рассматривалось. Министерство не располагает данными о конкретных местах обитания Амурского тигра, в том числе в лесном фонде, полученных в результате реализации полномочий, предусмотренных п. 9 Положения о Красной книге края; предложения о необходимости создания ОЗУ Комиссией не вносились; Министерство располагает лишь общими данными о распространении животных находящихся под угрозой исчезновения, в том числе Амурского тигра на территории Хабаровского края в пределах определенных административных районов с указанием границ ареалов, типичных и характерных мест обитания, в том числе ключевых мест обитания.

В соответствии с пунктом 8.6 Стратегии сохранения амурского тигра в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Минприроды России от 02.07.2010 № 25-р, к первоочередным мерам по сохранению амурского тигра относится, в том числе мониторинг состояния популяции амурского тигра.

Мониторинг состояния популяций амурского тигра осуществляется, в том числе в составе государственного учета численности и государственного мониторинга объектов животного мира и предусматривает систему длительного слежения за распространением, численностью, иными популяционными параметрами, а также состоянием мест обитания популяции амурского тигра в целях своевременного выявления, анализа и прогнозирования возможных изменений на фоне естественных процессов и под влиянием антропогенных факторов.

Ввиду того, что государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг объектов животного мира являются основой для осуществления государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания (пункт 4 Порядка ведения государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира), ненадлежащее исполнение полномочий Российской Федерации в области ведения государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, не допустимо и затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд находит нашедшими подтверждение доводы о том, что Министерством в нарушение ст. 12, ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 3.3.15. Положения о Министерстве, п.п. 2, 9 Положения о Красной книге края эффективные мероприятия по сбору и анализу данных об объектах животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, организации системного государственного мониторинга не проводятся; обязанность по внесению предложений по специальным мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания ОЗУ с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких растений, животных, в том числе Амурского тигра не исполнена.

Требования административного иска к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, с учетом изложенного подлежат частичному удовлетворению.

Доводы, приведённые в письменных возражениях министерства, выводов суда не опровергают и о надлежащем исполнении полномочий по осуществлению эффективных мероприятий по сбору и анализу данных об объектах животного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края, организации системного государственного мониторинга не свидетельствуют.

В соответствии с ч.1 ст. 60 ФЗ № 7-ФЗ растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Статьей 22 ФЗ № 52-ФЗ закреплено, что при размещении, что при проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Частью 3 ст. 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых допускается, в том числе, с соблюдением требований ч. 6 ст. 119 ЛК РФ, которой установлены нормативные положения в отношении ОЗУ.

Согласно ст. 12 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 N 162-пр утверждено Положение о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края.

Согласно указанному положению Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (Комитет) является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Комитет является правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края.

К функциям Комитета в соответствии с возложенными на него задачами отнесены, в том числе: организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 3.20); организация разработка и утверждение лесного плана края, организация разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств на землях лесного фонда. Подготовка предложения по установлению количества лесничеств, изменению их границ (п. 3.24).

Рассматривая требования природоохранного прокурора к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, правопреемником которого является Комитет, суд приходит к следующему:

особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 Лесного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

В соответствии с частью 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации к особо защитным участкам лесов относятся, в том числе: заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.

Частью 7 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

Обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является текстовое и графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (часть 8 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 67 Лесного кодекса РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 части 1 статьей 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы от Российской Федерации полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Таким образом, полномочия по организации работ по проектированию особо защитных участков лесов не переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 5.4,4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, а также проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов относится к полномочиям Рослесхоза.

Таким образом, требования прокурора в части обязания совершить действия, направленные на организацию работ по проектированию особо защитных участков лесов заявлены к ненадлежащему ответчику и удовлетворению не подлежат.

В связи с изложенным отсутствуют основания и для удовлетворения требований к Министерству природных ресурсов Хабаровского края в части обязания обеспечить передачу Управлению лесами Правительства Хабаровского края результатов работ в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с указанием конкретной местности, отвечающей данным критериям; результатов работ в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории Хабаровского края, с указанием конкретной территории, отвечающей данным критериям.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края в части непринятия мер по надлежащей организации работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края.

Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

обеспечить надлежащую организацию работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, находящихся на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с периодичностью, структруктурой, качеством и площадью среды их обитания путем организации проведения регулярных наблюдений не реже 1 раза в год за всеми вышеуказанными объектами животного мира;

обеспечить надлежащую организацию работ по государственному мониторингу за состоянием, распространением, численностью объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, в том числе Амурского тигра, по всем муниципальным районам края, с периодичностью, структурой, качеством и площадью среды их обитания путем организации проведения регулярных наблюдений не реже 1 раза в год за всеми вышеуказанными объектами животного мира;

обеспечить надлежащую организацию работ при разработке и внесении предложений Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края, по мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества, с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, диких животных, в том числе Амурского тигра;

обеспечить надлежащую организацию работ при разработке и внесении предложений Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Хабаровского края, по мерам охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Хабаровского края, в виде предложений о необходимости создания ОЗУ на территории всех лесничеств Хабаровского края, с целью сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, диких животных, в том числе Амурского тигра;

обеспечить надлежащую организацию работ по подсчету численности Амурского тигра на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества;

обеспечить надлежащую организацию работ по подсчету численности Амурского тигра по всем муниципальным районам Хабаровского края;

обеспечить надлежащую организацию работ по выполнению научных исследований современного состояния объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, на систематической основе на территории Дурминского участкового лесничества Оборского лесничества;

обеспечить надлежащую организацию работ по выполнению научных исследований современного состояния объектов растительного и животного мира, внесенных в Красную книгу Российской Федерации (находящихся на территории Хабаровского края), Красную книгу Хабаровского края, на систематической основе по всем муниципальным районам Хабаровского края.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено – 14.12.2020.

Председательствующий