Дело №12-91/2024
УИД 75MS0003-01-2023-006886-97
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 января 2024 года <...>
Судья Центрального районного суда г. Читы Шестаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №3 Центрального судебного района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.63 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №3 Центрального судебного района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю (далее также Фонд) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.63 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд жалобой, в которой просит вынесенное по делу постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на положения ст.2.9, ч.4 ст.24.5 КоАП РФ. Также указала на следующее.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все доведенные внутриведомственной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда социального страхования РФ на 2023 год на закупку технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов в 2023 году объемы бюджетных ассигнований были распределены в соответствии с принципами равномерности и своевременности обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были направлены письма в адрес главного распорядителя бюджетных средств - СФР о выделении дополнительных бюджетных ассигнований, в том числе по ВР 321 (на выплату компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и оплату электронных сертификатов) в размере - 38 000 тыс. руб.
На данные письма Центральным аппаратом был дан ответ о том, что в настоящее время СФР прорабатывается с Минтрудом России вопрос о выделении бюджету СФР дополнительных средств на обеспечение инвалидов TCP в 2023 году. В случае доведения в 2023 году дополнительных ассигнований бюджету СФР на обеспечение инвалидов TCP средства будут распределены и доведены в ОСФР.
В соответствии с рекомендациями СФР (Письма от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были направлены запросы по корректировке бюджетных ассигнований по РЗ 10 ПР 03 ЦСР 04 4 01 39570 между ВР 321 (пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств) и ВР 323 (приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения) для внесения изменений во внутриведомственную бюджетную роспись расходов бюджета Фонда на 2023 год. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проведены корректировки, в результате чего на ВР 321 (приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения) скорректировано 3 230 тыс. руб. и 560 тыс. руб.
Приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении изменений, вносимых в приказ Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены изменения, вносимые в бюджетную роспись расходов бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию на 2023 год, а также изменения вносимые в лимиты бюджетных обязательств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В соответствии с данным приказом ОСФР по Забайкальскому краю расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ были доведены бюджетные ассигнования в объеме 54 249,6 тыс.руб. из них: ВР 321 (Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств) - 13 562,4 тыс. руб.; ВР 323 (Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения) - 40 687,2 тыс. руб.
ДД.ММ.ГГГГ расходным расписанием ОСФР по Забайкальскому краю доведены дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 104 823,1 тыс. руб. из них: ВР 321 (Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств ) - 26 205,8 тыс. руб.;ВР 323 (Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения) - 78 617,3 тыс. руб.
Данные денежные средства были направлены на оплату сертификатов (которые являются первоочередными при оплате компенсаций) двум участникам СВО (Т.М.В., Е.С.Н.), а также направлены на выплаты по решениям, вынесенным до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. выплаты осуществлялись по решениям, согласно заявлениям, поступившим ранее.
Согласно отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств ОСФР по Забайкальскому краю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ лимиты бюджетных обязательств на 2023 финансовый год по Коду расхода на выплату компенсации КБК № «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» доведены в размере 90 333,9 тыс. рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер неиспользованных доведенных бюджетных лимитов составляет 11,07 тыс. рублей (данные денежные средства были направлены на оплату сертификатов, по ранее поданным заявлениям), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер неиспользованных доведенных бюджетных лимитов составляет 34,78 тыс. руб. (данные денежные средства были направлены на оплату сертификатов, по ранее поданным заявлениям).
ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо в СФР по корректировке бюджетных ассигнований по РЗ 10 ПР 03 ЦСР 04 4 01 39570 между ВР 321 (пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств) и ВР 323 (приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения) для внесения изменений во внутриведомственную бюджетную роспись расходов бюджета Фонда на 2023 год. Согласно расходного расписания от ДД.ММ.ГГГГ проведена корректировка, в результате чего на ВР 321 (приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения) скорректировано 30 454 тыс. руб., после чего подготовлены приказы от ДД.ММ.ГГГГ о выплате компенсации расходов указанным гражданам, согласно списка и ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями денежные средства перечислена на счет граждан в кредитные организации.
Таким образом, произвести выплату по сроку оплаты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не представлялось возможным в виду отсутствия денежных средств на указанные даты на лицевом счете получателя бюджетных средств - ОСФР по Забайкальскому краю по Коду расхода на выплату компенсации КБК № «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств», в связи с чем полагает, что сроки перечисления денежных средств нарушены по независящим от ОСФР причинам, в связи с отсутствием лимитных обязательств и доведенных лимитов на указанные даты (сроки выплаты компенсаций).
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Влавацкая Н.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили постановление отменить, производство по делу прекратить.
Прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубова С.А., полагая доводы жалобы необоснованными, а постановление мирового судьи законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 5.63 КоАП РФ Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Выплата компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников является государственной услугой, предоставляемой Фондом в соответствии приказом СФР от 17.02.2023 № 210 «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации».
В соответствии с ч.6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 №57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
Компенсация выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 6 Порядка решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня заявления о выплате компенсации. Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитную организацию для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом, или путем почтового перевода.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Забайкальского края на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении граждан техническими средствами реабилитации (далее – ТСР), а также при получении ими компенсации за самостоятельно приобретение данных изделий, в ходе которой выявлены нарушения сроков выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, в ходе которой установлено, что Фондом пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю выплата компенсации за самостоятельно приобретённые TCP производится с нарушением установленного пятидневного срока со дня принятия соответствующего решения о ее выплате.
Так, заявления К.М.Е. в интересах несовершеннолетних К.И.Е. и К.М.Е. о предоставлении компенсации за приобретенные для своих детей ортопедическую обувь, туторы на конечности на общую сумму 20839,08 рублей зарегистрированы в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №№, №. Решения о выплате компенсации приняты ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № (с нарушением срока на 14 дней).
Заявление Ж.Н.А. в интересах несовершеннолетней Ж.В.А. о предоставлении компенсации за приобретенную ортопедическую обувь на сумму 31583,20 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней).
Заявление Т.Л.В. в интересах несовершеннолетнего Т.В.Д. о предоставлении компенсации за приобретенную ортопедическую обувь на сумму 8291 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней).
Заявление Я.М.Е. о предоставлении компенсации за приобретенную ортопедическую обувь на сумму 8291 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату детям-инвалидам компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 7 дней).
Заявление А.М.М. в интересах несовершеннолетнего А.К.И. о предоставлении компенсации за приобретенную ортопедическую обувь на сумму 10700 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней).
Заявление З.Л.В. в интересах несовершеннолетней З.А.А. о предоставлении компенсации за приобретенную ортопедическую обувь на сумму 15094 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней).
Заявление П.И.В. в интересах несовершеннолетнего П.Е.С. о предоставлении компенсации за приобретенную ортопедическую обувь на сумму 8291,60 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней).
Заявление А.А.В. о предоставлении компенсации за приобретенный противопролежневый матрац воздушный на сумму 3137,65 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 7 дней).
Заявление К.О.Н. в интересах Л.Л.А. о предоставлении компенсации за приобретенную ортопедическую обувь на сумму 12 349 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято Ф.О.М.ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 7 дней).
Заявление В.В.М. о предоставлении компенсации за приобретенные прокладки урологические на сумму 3935 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней).
Заявление Г.Т.М. о предоставлении компенсации за приобретенные наборы-мочеприемники для самокатетеризации на сумму 155 736 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 7 дней).
Заявление К.Ж.А. в интересах Л.Е.А. о предоставлении компенсации за приобретенные трусы впитывающие на сумму 2146,20 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней);
Заявление Ш.Л.Г. о предоставлении компенсации за приобретенную ортопедическую обувь на сумму 7440 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней).
Заявление Б.Л.С. о предоставлении компенсации за приобретенную кресло-коляску с ручным приводом на сумму 21500 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней).
Заявление Г.С.Г. о предоставлении компенсации за приобретенные урологические вкладыши на сумму 748 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №. Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплатукомпенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушениемсрока на 14 дней).
Заявление К.Н.Н. о предоставлении компенсации заприобретенный экзопротез молочной железы, бюстгальтера для фиксации экзопротезана сумму 2629,06 рублей зарегистрировано в Фонде ДД.ММ.ГГГГ под №.Решение о выплате компенсации принято ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату компенсации направлены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-ТС (с нарушением срока на 14 дней).
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО1, заявлениями о выплате компенсаций, решениями о выплате компенсаций, платежными поручениями, иными материалами дела.
Приведенные доказательства отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и получены с соблюдением установленного законом порядка.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 назначена на должность заместителя начальника отдела социальных программ № 2 Управления реализации социальных программ ОСФР по краю, приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ - на должность заместителя начальника отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В соответствии с п. 3.1.25 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 возложена обязанность осуществлять организацию и контроль работы по обеспечению выплат компенсаций инвалидам за самостоятельно приобретенные TCP и (или) оплаченные услуги по ремонту технических средств (изделий) на основании документов, подтверждающие эти расходы, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
Таким образом, ФИО1 является должностным лицом, осуществляющим организацию и контроль работы по обеспечению выплат компенсаций инвалидам за самостоятельно приобретенные TCP и (или) оплаченные услуги по ремонту технических средств, и поэтому является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.63 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об обоснованном привлечении мировым судьей заместителя начальника отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.63 КоАП РФ.
Доводы в жалобе о том, что произвести соответствующие выплаты компенсаций ОСФР по Забайкальскому краю не представлялось возможным в виду отсутствия денежных средств, нельзя признать обоснованными, поскольку установление данных обстоятельств не опровергает выводов о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения и не являются основанием для освобождения от административной ответственности.
Отправка ДД.ММ.ГГГГ письма в СФР по корректировке бюджетных ассигнований не свидетельствует о принятии своевременных и достаточных мер для исполнения требований закона о выплате компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в установленные сроки.
Оснований для применения положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ о прекращении производства по делу в случае, когда руководителем государственного учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение государственным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, не имеется.
Доказательств соблюдении порядка, при котором возможно прекращение производства, не представлено.
Также не усматривается из дела и оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Другие доводы в жалобе также не указывают на отсутствие состава административного правонарушения, не влекут отмену постановления и прекращение производство по делу.
Несогласие ФИО1 с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием мировым судьей вышеприведенных норм не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену постановления мирового судьи, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч.1 ст. 5.63 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №3 Центрального судебного района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.63 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ, путем подачи жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Шестаков Д.А.