НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 26.09.2022 № 2А-4918/2022

Дело № 2а-

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2022 года

Центральный районный суд в составе председательствующего судьи Рыбакова В.А., при секретаре Зарубине А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому Краю (далее – УФНС), Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу (далее – МРИ ФНС) о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ@, обязании УФНС возвратить из бюджета излишне уплаченный налог,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства: Административный истец осуществляла предпринимательскую деятельность с налоговым режимом УСНО - доходы. ДД.ММ.ГГГГ прекратила статус предпринимателя, исключена из ЕГРИП. Снята с налогового учета ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом представлена налоговая декларация по налогу УСНО за 2020 г. и за 2021 г. с объектом налогообложения доходы. По результатам камеральной проверки (Акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ) подтверждена достоверность данных налоговой декларации. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о возврате излишне уплаченного налога. ДД.ММ.ГГГГ получено решение об отказе в возврате в связи с пропуском 3-х годичного срока с момента последней уплаты налога. ДД.ММ.ГГГГ подана апелляционная жалоба на решение в Межрегиональную инспекцию ФНС по . ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в удовлетворении жалобы. Административный истец не согласен с принятыми решениями, отмечая, что налоговый орган за счет переплаты, образовавшейся, в том числе за счет платежей 2018 г., ежегодно самостоятельно проводил зачеты, и последний зачет произведен в 2020 г. на сумму 150396 руб., в связи с чем и образовался остаток. Следовательно, срок для подачи заявления налогоплательщика о зачете и возврате излишне уплаченного налога должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ — даты зачета. Установленный НК РФ срок 3 года не истек на момент подачи заявления, он истекает только ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о зачете/возврате налога подано ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, отказ налогового органа является незаконным, решения подлежат отмене, а налог, излишне уплаченный взысканию с бюджета. Заявляет ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. Просит суд

решение УФНС от ДД.ММ.ГГГГ и решение МРИ ФНС от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить. Обязать УФНС возвратить ФИО2 из бюджета излишне уплаченный налог по налогу (сбору) «Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы» в сумме 87 489,64 рублей. Взыскать с административных ответчиков в равных долях судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей и судебные расходы на оплату услуг представителя, которым подготовлен административный иск, в сумме 10 000 рублей.

В судебном заседании административный истец ФИО2 административное исковое заявление поддержала, просила требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 административное исковое заявление поддержала, просила требования удовлетворить.

Представители административного ответчика УФНС ФИО5, ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали, по доводам, изложенным в отзыве. В отзыве представитель УФНС указал, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы» (6%) (далее - УСН). Сумма УСН может быть квалифицирована как излишне уплаченная только с даты фактического представления декларации за налоговый период. Дата внесения авансовых платежей не может рассматриваться в качестве даты возникновения излишней уплаты налога по УСН. А это значит, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного УСН налога индивидуальный предприниматель может подать в течение трех лет с даты представления декларации по УСН. Переплата в размере 87489,64 руб. образовалась в результате излишней уплаты налога согласно платежным поручениям: от ДД.ММ.ГГГГ в размере 221 820 руб.. а так же уплаты авансовых платежей: от ДД.ММ.ГГГГ в размере 221 820 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в размере 205 140 руб. Налоговая декларация по УСН за 2018 год предоставлена в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного, трехлетний срок на возврат суммы излишние уплаченного налога следует считать с момента, когда налогоплательщиком предоставлена налоговая декларация за 2018 год по УСН, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО2 лично подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), с указанием суммы подлежащей к возврату в размере 87 489,64 руб. Ранее от налогоплательщика заявлений, о возврате излишне уплаченного налога по УСН в налоговый орган не поступало. Таким образом, ФИО2 пропущен срок на возврат суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в размере 87 489.64 руб.

Административный ответчик МРИ ФНС в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, представитель МРИ ФНС направил ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя МРИ ФНС. В отзыве представитель МРИ ФНС указал, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 представлено в УФНС заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в сумме 87 489,64 руб. УФНС ДД.ММ.ГГГГ по данному заявлению ФИО2 принято решение «Об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)» по причине истечения 3-х летнего срока для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога со дня ее уплаты. Не согласившись с решением от ДД.ММ.ГГГГФИО2 в УФНС представлена жалоба от ДД.ММ.ГГГГ. Решением МРИ ФНС от ДД.ММ.ГГГГ@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения. Спорная переплата возникла по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за 2018 год, срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ для возврата спорной суммы, начинает исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации по УСН за 2018 год, а истекает ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о возврате излишне уплаченного налога по УСН в сумме 87 489,64 руб. представлено ФИО2 в УФНС - ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже указанного выше срока. При указанных обстоятельствах, отказ в возврате излишне уплаченного налога по УСН в сумме 87 489,64 руб. в связи с пропуском трехлетнего срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ, является правомерным, оснований для его возврата не усматривается. Решение вышестоящего налогового органа не может быть предметом самостоятельного оспаривания в суде.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд, полагая возможным принятие решения при имеющейся явке, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 и ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.

Положения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентируют порядок реализации налогоплательщиком указанного права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

В соответствии с п. 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

На основании п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Вместе с тем, закрепление в ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сроков для возврата налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

В этом случае, в отсутствие в налоговом законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 26.06.2001 № 173-0, от 03.07.2008 М 630-О-П).

Из материалов дела следует, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем и налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения.

Согласно Карточки «Расчеты с бюджетом «местного уровня по налогу (сбору, взносу) следует, что за 2016-2022 года у истца числилась переплата по налогу. Последняя уплата налога была произведена в 2018 году, в общей сумме 802 371 руб. (в том числе за 2017 год 205 140 руб.), которая зачтена в счет начислений за 2017-2020 годы.

В дальнейшем ФИО2, исчисляя самостоятельно налоги и представляя декларацию за налоговый период 2019 года, налоги за указанный налоговый период не оплачивала и не вносила авансовых платежей, поскольку обязанность по уплате налога исполнялась ей за счет зачета излишне уплаченной суммы.

ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по упрощенной системе налогообложения в сумме 87 489,64 руб.

Решением УФНС от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в возврате переплаты по налогу, причина отказа - заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты указанной суммы.

ФИО2 подана жалоба на решение УФНС в МРИ ФНС ДД.ММ.ГГГГ. Решением МРИ ФНС от ДД.ММ.ГГГГ@ жалоба ФИО2 на решение об отказе в возврате налога оставлена без удовлетворения.

Согласно п. 1 ст. 52 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно ст. 78 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

В силу пп. 4 п. 3 ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

В соответствии с п. 4 ст. 78 Налогового Кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.

Суд считает ходатайство подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Срок для обращения в суд составляет 3 месяца.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в УФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.

ДД.ММ.ГГГГ получено решение об отказе в возврате в связи с пропуском 3-х летнего срока с момента последней уплаты налога.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 подана жалоба в МРИ ФНС на решение УФМС.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получен отказ в удовлетворении жалобы.

С административным иском в суд ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснили в судебном заседании административный истец и свидетель ФИО7 (в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ) незначительный пропуск срока связан с тем, что первоначально с административным иском в июне 2022 года в суд обратилась представитель ФИО2 по доверенности ФИО7, однако иск не был принят по причине отсутствия высшего юридического образования у представителя. ФИО7, являясь бухгалтером, представляла интересы ФИО2 в УФНС. Разыскать незамедлительно ФИО2ФИО7 не удалось по причине нахождения ФИО2 на даче и отсутствия телефонной связи.

С учетом изложенного, суд, принимая во внимание, что пропуск срока незначителен, считает ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что УФНС своевременно производило зачет суммы излишне уплаченного налога в счет исполнения обязанности административного истца по уплате налоговых платежей за налоговый период 2019 года, о чем свидетельствует отсутствие недоимки у ФИО2 за 2019-2020 годы.

Согласно п. 3 ст. 78 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В соответствии с п. 9 ст. 78 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Согласно п. 6 ст. 78 Налогового Кодекса Российской Федерации возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

По смыслу вышеприведенных норм возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Таким образом, для правильного рассмотрения и разрешения настоящего дела имеет юридическое значение установление факта зачета излишне уплаченной суммы в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога, поскольку в этом случае трехлетний срок на подачу заявления о возврате суммы переплаты будет исчисляться с момента получения налогоплательщиком сообщения о размере остатка суммы переплаты, рассчитанного после зачета.

Из материалов дела следует, что УФНС производила зачет налога за 2019 год и поэтому расчет размера суммы переплаты должна была осуществлять одновременно с зачетом, об этом УФНС должна была уведомить ФИО2

Последний зачет в сумме 150 396,00 рублей налоговый орган произвел ДД.ММ.ГГГГ, после осуществления которого должен был направить информацию о размере зачтенной суммы и остатке излишне уплаченного налога.

Административным ответчиков УФНС не представлено доказательств, что указанная информация налоговым органом до ФИО2 была доведена, что создало ей препятствие для определения способа использования суммы переплаты, в том числе своевременно принять решение о реализации права на возврат сумм излишне уплаченного налога.

При таких обстоятельствах суд полагает, что административный истец обратился в пределах срока исковой давности, поскольку трехлетний срок на подачу заявления о возврате суммы переплаты подлежит исчислению с момента, когда произведен последний зачет налога, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Данная позиция согласуется с судебной практикой Верховного суда РФ (кассационное определение от 16.06.2021 № 49-КАД20-5-К6).

Доводы административных ответчиков о пропуске ФИО2 трехлетнего срока на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога опровергаются вышеизложенным.

Довод административного ответчика МРИ ФНС о том, что решение вышестоящего налогового органа не может быть оспорено в рамках настоящего административного дела суд отвергает на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом необходимым условием признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) судом является тот факт, что на день рассмотрения дела они не отменены в установленном порядке и (или) продолжают затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Решение МРИ ФНС от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, затрагивает права и законные интересы ФИО2, соответственно может быть предметом оспаривания в суде.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения такого рода дел суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

По смыслу приведенных норм задачами административного судопроизводства по делам, связанным с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, является не только и не столько констатация незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия), а принятие мер к реальному устранению допущенных нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО2

Административным истцом заявлено о взыскании с административных ответчиков в равных долях судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей и оплату юридических услуг в сумме 10 000 рублей

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 поименованного Кодекса.

Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно договору (заказ от ДД.ММ.ГГГГ) исполнителем ФИО4 принято на себя обязательство подготовить административное исковое заявление на решение налогового органа об отказе в зачете/возврате излишне уплаченного налога по УСН в сумме 87389,64 руб. Стоимость услуг 10 000 руб.

Денежные средства в размере 10000 руб. в качестве оплаты юридических услуг переданы ФИО2 и приняты ФИО4

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» установлено, что, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности, взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

В ходе рассмотрения административного дела размер судебных издержек, понесенных ФИО2, административными ответчиками не оспаривался.

При определении разумности размера судебных расходов, суд учел заявленные требования, категорию и сложность дела, объем оказанных услуг, и считает возможным взыскать с административных ответчиков в равных долях расходы на оплату услуг представителя, которым подготовлен административный иск, в сумме 10 000 рублей.

Судебные расходы ФИО2 на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей также подлежат взысканию с административных ответчиков в равных долях.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Решение Управления Федеральной налоговой службы поот ДД.ММ.ГГГГ и решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными и отменить.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы повозвратить ФИО2 из бюджета излишне уплаченный налог по налогу (сбору) «Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы» в сумме 87 489,64 рублей.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы пои Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу в пользу ФИО2 в равных долях судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей и судебные расходы на оплату услуг представителя, которым подготовлен административный иск, в сумме 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд .

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2022

Судья В.А. Рыбаков