НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 25.02.2022 № 2А-580/2022

Дело №2а-580/2022

УИД 75RS0001-02-2021-010095-23

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 февраля 2022 года г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Шестакова Д.А. при секретаре Бабуевой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю к Пешковой Ю.А о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите в лице представителя по доверенности Пахалуевой В.В. обратилось в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Пешкова Ю.А., являясь плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество, обязанность по их оплате за 2019 год своевременно не выполнила, в связи с чем начислены пени. Направленные в адрес административного ответчика требования об уплате налогов и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остались без исполнения. Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный мировым судьей на взыскание задолженности по налогам и пени, отменен ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №14 Центрального судебного района г. Читы на основании заявления ответчика. Административный истец просил взыскать с административного ответчика с учетом уточнений задолженность по налогу на имущество с физических лиц за 2019 год в размере 103318,29 руб., пени по налогу на имущество с физических лиц в размере 358,29 руб., пени по транспортному налогу – 1047,06 руб., пени по земельному налогу – 15,68 руб.

В ходе рассмотрения дела протокольным определением произведена замена административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Нерушенко Т.А. доводы иска поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.

Административный ответчик Пешкова Ю.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного производства РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с абз. 1 ч.1 ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество - жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей

В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

В силу ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогплательщику требования об уплате налога.

Разрешая требования административного истца о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени по нему, а также пени по земельному налогу, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, Пешкова Ю.А., являясь собственником квартир по адресам: <адрес>; малосемейного общежития по адресу: <адрес>, гаража по адресу: <адрес>, гараж 1, своевременно не исполнила обязанность по уплате налога на имущество за 2018-2019 г.г., в связи с чем образовалась задолженность в размере 103318,29 руб. (за 2019 г.), и пени в размере 358,29 руб. (за 2018-2019 г.г.).

Также Пешкова Ю.А., являясь собственником земельного участка по адресу: <адрес>, своевременно не исполнила обязанность по уплате земельного налога за период с 2018 по 2019 год в размере 934 руб. (467+467), в связи с чем ей начислены пени в размере 15,68 руб.

Задолженность по земельному налогу за 2019 год уплачена должником ДД.ММ.ГГГГ, за 2018 год задолженность не уплачена.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Из материалов дела также следует, что в адрес административного ответчика налоговым органом направлялись требования об уплате налогов и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые административным ответчиком в добровольном порядке в полном объеме исполнены не были.

Доказательств обратному в материалы дела не представлено.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам, пени, который по заявлению Пешковой Ю.А ДД.ММ.ГГГГ отменен, при этом задолженность на дату рассмотрении настоящего дела не погашена.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 3 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Согласно абзHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=32519E0F7031E5916A70DC699647CED4E241681BE6CA632CCE546D8DAE0BCFEC5967BF785F3ABC9CF65BF0DCAD60234CE71C511C64A143U2L". 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

На момент предъявления в суд настоящего административного искового заявления возможность взыскания задолженности по обязательным платежам налоговым органом не утрачена, поскольку шестимесячный срок для обращения за судебной защитой подлежал исчислению со дня следующего за днем вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, судебный приказ отменен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление предъявлено налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока.

Не нарушен административным истцом указанный срок и при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в части взыскания налога на имущество, пени по нему и пени по земельному налогу, поскольку такой срок, исчисленный с даты со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) истекал ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы административного ответчика Пешковой Ю.А. о неверном исчислении задолженности по налогу на имущество, так как на малосемейное общежитие по адресу: <адрес>, следует применить ставку 0,1% в соответствии с жилым назначением и жилым видом разрешенного использования в соответствии с 32 главной Налогового кодекса РФ, нельзя признать обоснованными.

Из материалов дела установлено, что Пешковой Ю.А. принадлежит 2/5 доли в праве собственности на малосемейное общежитие по адресу: <адрес>, кадастровый , вид объекта недвижимости «здание», назначение «жилое», наименование объекта «малосемейное общежитие», площадь объекта 1502,6 кв.м,

Согласно п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В силу п. 2 ст. 408 Налогового кодекса РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 данного Кодекса.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п.2 ст.406 Налогового кодекса РФ).

На основании решения Думы городского округа "Город Чита" от 27.11.2014 N 71 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа "Город Чита" применяются налоговые ставки в отношении объектов недвижимого имущества.

Согласно п.4 данного решения налоговая ставка 0,1 % установлена в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машиномест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса РФ; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

Налоговая ставка 0,5 % установлена в отношении прочих объектов налогообложения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях.

Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (ч.2 ст.94 Жилищного кодекса РФ).

Размер налога на имущество – вышеуказанное малосемейное общежитие рассчитан исходя из кадастровой стоимости объекта на 2019 год в размере 64289988 руб., установленной органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и налоговой ставки 0,5%, определенной в соответствии с п.4 решения Думы городского округа "Город Чита" от ДД.ММ.ГГГГ (для прочих объектов налогообложения).

Данный расчет представляется верным, соответствующим вышеприведенным положениям.

Оснований для отнесения общежития к категории объектов недвижимости, к которым при исчислении налога применяется ставка 0,1% (жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнат) не имеется.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания задолженности по пени по транспортному налогу за период с 2014 по 2018 г. в сумме 1047,06 руб. в связи с пропуском предельного срока на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, исчисляемого исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Принимая во внимание, что срок обращения в суд налоговым органом по остальной задолженности не пропущен, доказательства погашения образовавшейся задолженности не представлены, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета городского округа «Город Чита» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче иска, в сумме 3273,85 руб.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить частично.

Взыскать с Пешковой Ю.А в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю задолженность по налогу на имущество в размере 103318,29 руб., пени 358,29 руб., пени по земельному налогу 15,68 руб.

В удовлетворении требований о взыскании с Пешковой Ю.А задолженности по пени по транспортному налогу – 1047,06 руб. отказать.

Взыскать с Пешковой Ю.А в доход бюджета городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере 3273,85 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Шестаков Д.А.

Мотивированное решение изготовлено 15.03.2022