НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 15.02.2022 № 2-7155/2021

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,

при секретаре судебного заседания Ботевой А.И.,

с участием представителя истца Намжитдинова У.А., представителя ответчика Макаровой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, субъекта Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края, к ООО «Забайкальская Лесозаготовительная Компания» об обязании выполнить лесовосстановительные мероприятия за 2020 год, взыскании неустойки,

УСТАНОВИЛ:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края и ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» переданных Российской Федерацией полномочий в лесной сфере выявлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Забайкальская Лесозаготовительная Компания» не в полном объеме выполнены обязанности о проведении лесохозяйственных и противопожарных мероприятий за 2020 год на арендованном лесном участке в объемах, установленных договором от ДД.ММ.ГГГГ. Государственной лесной службой Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка с Обществом для заготовки древесины, сроком на 25 лет с момента его государственной регистрации - договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ на лесной участок общей площадью 17108 га, расположенный в кварталах №, Николаевского участкового лесничества Ингодинского лесничества в границах муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края. Гослесслужба прекратила свою деятельность в связи с передачей полномочий в лесной сфере Министерству. Должностными лицами участкового лесничества Николаевского участкового лесничества проведен осмотр лесного участка Общества на предмет выполнения лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий/работ за 2020 год и установлены факты невыполнения Обществом следующих мероприятий/работ по охране, защите и воспроизводству лесов: разрубка (расчистка) квартальных просек - 3 км; установка квартальных столбов - 2 шт.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ в адрес Общества направлено претензионное письмо, содержащее сведения о невыполненных мероприятиях за 2020 г. и расчет суммы неустойки в сумме 10 581,81 рублей, с требованием оплатить неустойку.

Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в указанных в претензионном письме сроки Общество уплату неустойки в добровольном порядке не осуществило, ответы на претензионное письмо не представило, мероприятия не выполнило.

Таким образом, Обществом допущены нарушения пп. «о» пункта 12 договора, ст.ст. 53, 53.1 ЛК РФ при осуществлении пользования лесным участком для заготовки древесины.

Невыполнение указанных мероприятий в совокупности может повлечь возникновение чрезвычайной ситуаций на территории лесного участка в виде лесного пожара, не воспроизводство лесных насаждений и ухудшение качества леса.

На основании изложенного, Читинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, субъекта Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края, просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Забайкальская Лесозаготовительная Компания» выполнить лесовосстановительные мероприятия за 2020 г. в объемах, указанных в приложении к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и проекта освоения лесов в виде: разрубка (расчистка) квартальных просек - 3 км; установка квартальных столбов - 2 шт. на лесных участках, расположенных в кварталах №, 244-252, 283, 284 Николаевского участкового лесничества Ингодинского лесничества в границах муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Успех» «Забайкальская Лесозаготовительная Компания», в федеральный бюджет неустойку в сумме 55 375,38 руб. за нарушение условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ за невыполнение лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий/работ в 2020 г. в объемах, установленных указанным договором.

Старший помощник Читинского межрайонного природоохранного прокурора Намжитдинов У.А. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил суд взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Успех» «Забайкальская Лесозаготовительная Компания», в федеральный бюджет неустойку в сумме 10 581,81 руб. за нарушение условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ за невыполнение лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий/работ в 2020 г. в объемах, установленных указанным договором, указав, что в исковом заявлении допущена техническая описка.

Представитель ответчика ООО «Забайкальская Лесозаготовительная Компания» Макарова И.Г., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась, суду указала, что мероприятия не были исполнены по причине не возможности проезда к месту проведения мероприятий из-за погодных условий (проливных дождей). Так же пояснила, что претензионное письмо в адрес общества не поступало, в связи с чем не было исполнено.

Материальный истец Министерство природных ресурсов Забайкальского края, третье лицо ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», надлежаще извещенные судом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, причин не явки суду не сообщили.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, это право также закреплено в ст. 42 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, которое обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов.

Согласно ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

Согласно ст. 1 ЛК РФ к основным принципами лесного законодательства относится воспроизводство лесов, улучшение их качества, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ч.1 ст. 12 ЛК РФ), которое осуществляется, в том числе путем проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ч.5 ст. 12 ЛК РФ).

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4 ст.51 ЛК РФ).

Согласно п.1 ч.1 и ч.2 ст.53 ЛК РФ одной из мер пожарной безопасности в лесах является предупреждение лесных пожаров; меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

В соответствии с ч.2 ст.53.1 ЛК РФ и постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» предупреждение лесных пожаров состоит, в том числе, из противопожарного обустройства лесов, к которому относится прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление.

Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута -обладателями сервитута, публичного сервитута (ч.3 ст.53.1 ЛК РФ).

Согласно ст.61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству (ч.1); воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление, уход за лесами (ч.2).

На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (ч. 1 и ч.2 ст.62 ЛК РФ).

При воспроизводстве лесов используются улучшенные и сортовые семена лесных растений (семеноводство), подлежащие заготовке, обработке, хранению (ч.1, п.5 ч.2 ст.65 ЛК РФ).

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Государственной лесной службой Забайкальского края заключен договор аренды лесного участка с ООО «Забайкальская лесозаготовительная компания» для заготовки древесины, сроком на 25 лет с момента его государственной регистрации - договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ на лесной участок общей площадью 17 108 га, расположенный в кварталах № Николаевского участкового лесничества Ингодинского лесничества в границах муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края.

Гослесслужба прекратила свою деятельность в связи с передачей полномочий в лесной сфере Министерству природных ресурсов Забайкальского края.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ (Положение), Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функций по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Министерство осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (п. 12.18.1.3 Положения).

С целью обеспечение реализации полномочий Министерства в сфере лесных отношений распоряжением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-р создано подведомственное Министерству учреждение – ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края».

В соответствии с актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка ответчика на предмет выполнения лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий/работ за 2020 год, оставленного должностными лицами участкового лесничества Николаевского участкового лесничества, установлены факты невыполнения ответчиком следующих мероприятий/работ по охране, защите и воспроизводству лесов:

- разрубка (расчистка) квартальных просек - 3 км;

- установка квартальных столбов - 2 шт.

Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» в адрес ответчика направлено претензионное письмо, содержащее сведения о невыполненных мероприятиях за 2020 год и расчет суммы неустойки в сумме 10 581,81 рублей, с требованием оплатить неустойку.

Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанных в претензионном письме сроки ответчик уплату неустойки в добровольном порядке не осуществил, ответы на претензионное письмо не представил, мероприятия не выполнил.

Невыполнение указанных мероприятий в совокупности может повлечь возникновение чрезвычайной ситуаций на территории лесного участка в виде лесного пожара, не воспроизводство лесных насаждений и ухудшение качества леса.

Статьей 309 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Закон № 68) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - то комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №304 установлена нижеследующая классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

а) чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.

Согласно ст. 7 Закона № 68 мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором (п.1 ст. 329 ГК РФ).

Согласно статьям 330, 331 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

В соответствии с ч.1 ст.46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взыскании (штрафов) за нарушение лесного законодательства, установленного на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, подлежат зачислению в федеральный бюджет.

В соответствии с п. 5.1. Договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных Договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Договором.

Согласно п.п. «в» п. 5.2. Договора за невыполнение перечисленных в Приложении № 5 мероприятий Общество уплачивает Арендодателю неустойку в размере 3-кратной стоимости выполнения аналогичных мероприятий.

При исчислении стоимости выполнения работ указанных, в т.ч. в п.п. «в» п. 5.2. данного договора, применяются расчетно - технологические и нормативно-технологические карты, рассчитанные Арендодателем (п. 5.3. Договора).

Приказом Рослесхоза от 28.04.2015 № 138 утвержден порядок администрирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (Порядок администрирования), разработанный в целях определения единого порядка администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (администраторы доходов), перечень которых установлен правовыми актами главного администратора доходов от использования лесов (п. 1.1).

Администратор доходов учитывает и контролирует правильность исчисления, начисления, полноту и своевременность осуществления платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по всем видам платы за использование лесов, пеней и штрафов, взыскивает задолженность по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, пеней и штрафам, принимает решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет в орган Федерального казначейства соответствующую заявку для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, принимает решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства (п.2.3. Порядка администрирования).

Согласно п.3.5. Порядка администрирования администратор доходов осуществляет начисление штрафных санкций за нарушение лесного законодательства, неустоек за нарушение условий договоров аренды лесных участков.

Основаниями для начислений являются, в том числе, вынесенные администратором доходов и вступившие в законную силу постановления о привлечении к ответственности за административное правонарушение в области лесного законодательства и договорных условий использования лесов, вступившие в силу судебные решения по взысканию штрафных санкций за нарушение лесного законодательства, неустоек за нарушение условий договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений (п.3.5.1. Порядка администрирования).

Начисленные штрафные санкции в целях возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, неустоек (в том числе пеней) за нарушение условий договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений направляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 46 Бюджетного кодекса РФ. Суммы, взысканные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности в соответствии с положениями статей 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации направляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующему коду бюджетной классификации: в части неустойки (штрафов, пеней), начисленной на сумму минимального размера платы, - в федеральный бюджет; в части неустойки (штрафов, пеней), начисленной на размер платы, превышающий минимальный, - в доход бюджета субъекта Российской Федерации (п.3.5.2. Порядка администрирования).

Материалами дела установлено, что неустойка начислена ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» без учета налога на добавленную стоимость, накладных расходов, т.е. расчет неустойки сделан лишь с учетом прямых затрат на проведение работ.

Расчет размера неустойки произведен согласно приказу Министерства природных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении расчетно - технологических карт для определения расходов по мероприятиям» и рассчитана следующим образом:

- разрубка (расчистка) квартальных просек в объеме 3 км по стоимости НТК 912,43 руб. за 1 ед. составляет 8 211,87 руб.;

- установка квартальных столбов в количестве 2 шт. по стоимости НТК 394,99 руб. за 1 ед. составляет 2 369,94 руб.

Данный расчет ответчиком не опровергнут и не оспорен.

Уплата неустойки не освобождает Арендатора от выполнения возлагаемых на него обязательств или устранения нарушений (п.5.4. договора).

Неоплата ответчиком данной суммы неустойки является несоблюдением требований пп. «о» пункта 12, п.п. «в» п.5.2 договора, нарушением требований статей 1 и 12 ЛК РФ, статей 309,330, 331 ГК РФ, препятствующей реализации принципов лесного законодательства и полномочий Министерства, предусмотренных ст.83 ЛК РФ.

Кроме этого, невыплата неустойки нарушает имущественные интересы Российской Федерации, поскольку препятствует поступлению в федеральный бюджет соответствующих финансовых средств, из сумм которых в дальнейшем финансируются мероприятия по охране лесов, организуемые на территории Забайкальского края Министерством.

Тем самым, затрагиваются интересы Российской Федерации и субъекта РФ - Забайкальского края.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования читинского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

С учетом мнения сторон и в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения ответчиком требования по осуществлению мероприятий согласно договору в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, субъекта Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края к ООО «Забайкальская Лесозаготовительная Компания» об обязании выполнить лесовосстановительные мероприятия за 2020 год, взыскании неустойки удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Забайкальская Лесозаготовительная Компания» (ОГРН: , ИНН: , КПП: ) юридический адрес: <адрес>, выполнить лесовосстановительные мероприятия за ДД.ММ.ГГГГ г. в объемах, указанных в приложении к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и проекта освоения лесов в виде: разрубка (расчистка) квартальных просек - 3 км; установка квартальных столбов - 2 шт. на лесных участках, расположенных в кварталах № Николаевского участкового лесничества Ингодинского лесничества в границах муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Успех» «Забайкальская Лесозаготовительная Компания» (ОГРН: , ИНН: , КПП: ) юридический адрес: <адрес> в федеральный бюджет неустойку в сумме 10 581,81 руб. за нарушение условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ за невыполнение лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий/работ в 2020 г. в объемах, установленных указанным договором.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Д.П. Сергеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.