НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 31.12.9999 №

                                                                                    Центральный районный суд  города Челябинска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд  города Челябинска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

  Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд  в составе:

председательствующего судьи Е. А. Климович

при секретаре А. С. Козловой

с участием в судебном заседании:

от заявителя Ледовской Л.В. - представителя Беленко Е.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ б/н,

от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Горец» - Томарова С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

от заинтересованного лица Министерства промышленности и природных ресурсов  - ведущего специалиста юридического отдела Наумкина И.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ледовской Л.В о признании недействительным решения Министерства промышленности и природных ресурсов  № от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии №»,

установил:

Заявитель Ледовская Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства промышленности и природных ресурсов  «О досрочном прекращении права пользования по лицензии №» (иск - на л. д. 3-9).

В обоснование заявленных требований указано, что вынесенное решение ДД.ММ.ГГГГ № незаконно, не содержит оснований для принятия, нарушение лицензии допущено не по вине Общества, материалы на государственную экспертизу не представлены по объективным причинам, досрочное прекращение права пользование недрами по лицензии влечет негативные последствия для предприятия, включая ликвидацию и консервацию. Кроме того, заявитель ссылается на то, ДД.ММ.ГГГГ года Министерством уже было досрочно незаконно прекращено право пользования недрами по лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ООО «Горец», что признано недействительным Арбитражным судом  от ДД.ММ.ГГГГ как не соответствующее статье 20 Федерального закона «О недрах», статьи 27 Положения о порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, данное решение оставлено в силе в результате пересмотра вышестоящими инстанциями.

В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении заявления.

Представитель заинтересованного лица ООО «Горец» - поддержал заявленные требования, представил отзыв (л. д. 107-108).

Представитель заинтересованного лица Министерства промышленности и природных ресурсов  возражал против заявления, представил в судебное заседание письменный отзыв (л. д. 83 - 86), в котором указал, что требования необоснованны, так как оспариваемое решение законно, обоснованно, вынесено на основании того, что пользователем недр нарушены существенные условия лицензии, что в силу п. 11.3 лицензионного соглашения может привести к прекращению действия лицензии.

Суд, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Горец» зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Администрации  ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с Уставом Общество осуществляет деятельность по разработке месторождений гранита, мрамора, других видов природного камня открытым способом, разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО "Горец" выдана лицензия № на право пользования недрами для геологического изучения и добычи облицовочного камня на участке гранитов «» в 1,5 км. западнее  на территории, административно подчиненной , сроком действия 23 года, в том числе 3 года на геологическое изучение. Право на пользование земельными участками получено от  лесхоза (л.д. 10-11).

С обществом заключено лицензионное соглашение об условиях пользования недрами (л.д. 10-15).

Согласно п. 3.2 лицензионного соглашения срок представления материалов на государственную экспертизу - ДД.ММ.ГГГГ года. Решениями Министерства указанный срок был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Министерства промышленности и природных ресурсов  от ДД.ММ.ГГГГ N № на основании подпункта "в" пункта 26 раздела VIII «Положения о порядке пользования участками недр местного значения и участками, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых», утвержденного постановлением Законодательного собрания  от ДД.ММ.ГГГГ №, право пользования недрами по лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ досрочно прекращено. ООО «Горец» предписано представить в Министерство отчет о проделанной работе, провести рекультивацию земель и возвратить их землевладельцу в соответствии с действующим законодательством РФ и , возвратить свой экземпляр лицензии № в Министерство промышленности и природных ресурсов  (л.д. 24).

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Основаниями прекращения права пользования недрами установлены в статье 20 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах», право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Процедура досрочного прекращения права пользования недрами установлена статьей 21 Закона «О недрах», пунктом 15.4 Положения о порядке лицензирования.

На основании пункта 27 Положения факты нарушений при пользовании недрами, предусмотренные подпунктами в, г, д, е, ж, з, и пункта 26 настоящего Положения, устанавливаются в ходе контрольных проверок, осуществляемых органами геологического и экологического контроля, горного надзора или комиссионно, с участием представителей органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций и ведомств. Результаты контрольных проверок и работы комиссии оформляются актами, направляемыми пользователям недр.

В материалах дела имеется подтверждение акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере недропользования № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 109), на основании которого выявлены следующие нарушения недропользользователя: 1) не представлены в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) материалы на государственную экспертизу запасов (п. 3.2 лицензионного соглашения); 2) на стадии проведения геологоразведочных работ добыча осуществлялась более одного года до государственной экспертизы запасов при наличии проекта отработки, согласованного в установленном порядке (п. 3.3 лицензионного соглашения); 3) имеет задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярным платежам за пользование недрами (недоимки, пени) (п. 4,1, 4.2 лицензионного соглашения к лицензии); 4) не представлялась с ДД.ММ.ГГГГ года ежегодная информация о выполнении условий к лицензии № (п. 9.4 лицензионного соглашения к лицензии); 5) недропользователь с ДД.ММ.ГГГГ года не информировал  о смене руководства, изменений юридического и почтового адреса и изменении других реквизитов, зафиксированных в лицензии (п. 14 лицензионного соглашения к лицензии).

Выводами проверки явилось наличие существенных условий лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами ООО «Горец».

Однако, как следует из материалов дела действие лицензии

Таким образом судом установлено, что предусмотренная Положением о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям процедура принятия решения о досрочном прекращении пользования недрами и действия лицензии Министерством не соблюдена, поскольку контрольная проверка для установления фактов нарушения обществом существенных условий лицензии проводилась с нарушениями.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Министерством было принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Горец», данное решение признано Арбитражным судом  недействительным, оставленным в силе постановлением  Арбитражного суда  от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановлением ФАС  от ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно в данный период деятельность ООО «Горец» по вышеуказанной лицензии не осуществлялась.

Как следует из обращения ООО «Горец» Министру промышленности и природных ресурсов  - Общество ДД.ММ.ГГГГ обращалось с заявлением о восстановлении действия лицензии, а также установлении срока предоставления материалов на государственную экспертизу (л. д. 60). В ответ на данное заявление Министром было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. номер № о том, что обращение о восстановлении лицензии рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании экспертного совета по лицензированию пользования недрами при Министерстве промышленности и природных ресурсов , по результатам которой действие лицензии восстановлено (л. д. 61). Таким образом, указанная лицензия восстановлена ДД.ММ.ГГГГ, соответственно и деятельность по ней могла продолжиться только с этого периода.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П указано, что меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Как установлено судом, действие оспариваемой лицензии уже прекращалось Министерством, основанием являлись те же нарушения, что и в рассматриваемом случае - не представление материалов на государственную экспертизу. Данное обстоятельство уже являлось предметом рассмотрения судом, признано незаконным, поскольку арбитражным судом сделан вывод о том, срок предоставления материалов на государственную экспертизу запасов - ДД.ММ.ГГГГ года, то есть через 2 года 8 месяцев; проект на проведение оценочных работ (предусмотренный Положением о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям, утвержденный Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), был утвержден только ДД.ММ.ГГГГ, срок его предоставления на государственную экспертизу - не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, однако уже ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии №. А как установлено в данном судебном заседании, лицензия восстановлена ДД.ММ.ГГГГ, действие ее прекращено вновь ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая приостановление в связи с прекращением деятельности Общества срока подачи документов на экспертизу - данный срок не является пропущенным. Данное также относится и ко второму пункту нарушения.

По поводу задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярным платежам за пользование недрами (недоимки, пени) (п. 4.1., п. 4.2 лицензионного соглашения), не представления с ДД.ММ.ГГГГ года ежегодной информации о выполнении условий к лицензии (п. 9.4 лицензионного соглашения) - судом принимается во внимание приостановка деятельности Общества на длительный срок в связи с прекращением действия лицензии, а также отсутствия указания в акте № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной по результатам проверки, указания периодов, суммы задолженности, что является по мнению суда существенным нарушением проверки и составления акта по ее результатам.

Пункт 5 вышеуказанного акта содержит ссылку на нарушение пункта 14 лицензионного соглашения, не являющегося существенным условием, в соответствии с последним.

Судом также при удовлетворении заявленных требований принято во внимание, что ООО «Горец» принимало меры по выполнению существенных условий лицензионного соглашения посредством заключения договоров на выполнение работ по составлению геологического отчета с подсчетом запасов по месторождению гранитов, на выполнение лабораторных работ, на выполнение работ по опытной распиловке блоков, а также инвестиционного договора (л. д. 35-40, 127-130).

Также судом усматривается в качестве нарушения проведения контрольной проверки в части вынесения окончательного акта - решения о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ то, что оно не содержит основания его вынесения - ссылку на какой-либо акт, проверку, таким образом, вынесено безосновательно, что в свою очередь исключает его вынесения непосредственно на основании вышеупомянутого акта проведения контрольной проверки (л.д. 24).

При отсутствии в мотивировочной части оспариваемого решения отражения оснований, при наличии которых наступают правовые последствия (прекращение лицензии), изложенные в резолютивной части решения, оспариваемый акт является необоснованным и незаконным по форме и содержанию.

Суд считает также необходимым отметить следующее. Само по себе прекращение права пользования недрами представляет собой специальную принудительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также законные права и законные интересы других лиц, данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц.

Нормы Закона «О недрах» не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в статьях 20,21 Закона «О недрах» условий, принять решение о досрочном прекращении лицензии на право пользования участками недр, лицензирующий орган при принятии такого решения не может ограничиться лишь формальными установлениями фактов нарушения лицензионного соглашения, не исследуя всех фактических обстоятельств совершения данного нарушения в совокупности и взаимосвязи.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для принятия решения о досрочном прекращении пользования недрами и действия лицензии, а также о наличии оснований для признания оспариваемого решения недействительным, на основании чего - удовлетворении заявленных требований.

руководствуясь ст.ст. 264-268 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Ледовской Л.В о признании недействительным решения Министерства промышленности и природных ресурсов  № от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии №» удовлетворить.

Признать недействительным решение Министерства промышленности и природных ресурсов  № от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии №».

Решение может быть обжаловано в  областной суд в течение 10 дней.

Судья: п/п Е. А. Климович

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья: Е.А.Климович

Секретарь: А.С.Козлова