74RS0№-66
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 апреля 2021 года
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Петровой Н.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> о возложении обязанности выплатить не полученную истцом военную пенсию путем применения п.1 ст.4 ГК РФ для перерасчета без применения понижающих коэффициентов, установленных Федеральными законами, априори, не подлежащими применению, за вычетом ранее выплаченной военной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в размере всего 2 881 750,33 рублей согласно некомпенсированной инфляции 14,07% в рамках ст.75 (часть 6,7) Конституции РФ, в последующем производить исчисление военной пенсии согласно п.1 ст.4 ГК РФ и ч.1 ст.43 Закона №, предоставлении в суд надлежаще заверенной выписки о величине военной пенсии ФИО1 по каждому году с ДД.ММ.ГГГГ по 2021 г. с формулой расчета военной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с исковыми требованиями к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», с учетом уточнения исковых требований, о возложении обязанности выплатить не полученную истцом военную пенсию путем применения п.1 ст.4 ГК РФ для перерасчета без применения понижающих коэффициентов, установленных Федеральными законами, априори, не подлежащими применению, за вычетом ранее выплаченной военной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в размере всего 2 881 750,33 рублей согласно некомпенсированной инфляции 14,07% в рамках ст.75 (часть 6,7) Конституции РФ, в последующем производить исчисление военной пенсии согласно п.1 ст.4 ГК РФ и ч.1 ст.43 Закона №, предоставлении в суд надлежаще заверенной выписки о величине военной пенсии ФИО1 по каждому году с ДД.ММ.ГГГГ по 2021 г. с формулой расчета военной пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что является военным пенсионером и получает пенсию от Министерства обороны РФ. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ, внесший изменения в ст. 43 Закона № в виде ч.2 ст.43. Считает, что данная норма к нему не применима, поскольку он уволен с военной службы в мае 1991 г. Из смысла п.1 ст.4 ГК РФ следует, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Усматривает нарушение в отношении него права на полноту пенсионного обеспечения, предусмотренную ст.39 Конституции РФ. Считает, что опровергнуть нормы материального права на базе положений п.1 ст.4, п.2 ст.З ГПК РФ во взаимосвязи с ст.ст. 2, 18, 19, 46 (часть1), 55 (часть 2,3), 75 (часть 6,7) Конституции РФ и согласно п/п а) п.2 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 8 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" Ответчику не представляется возможным. Также ссылается на ст.2 Конституции РФ из которой следует «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.» Уповая на обязанность государства, обратился в суд за защитой прав, путём исполнения закона (ст.46 часть 1 Конституции РФ). Выполнив все обязательства перед государством, в мае 1991 года был уволен с военной службы в запас. Полагает, что согласно Закону № от 12.03.1993г* приобрел социальное обеспечение, где от величины денежного оклада для исчисления уровня пенсионного обеспечения, законодатель установил мне уровень пенсии в размере 85% от оклада.
Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Представители ответчика – ФИО4, ФИО5, в судебном заседании исковые требования истца не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и Российской Федерации, производится на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", который устанавливает виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, порядок назначения и выплаты пенсий, в том числе ее пересмотр.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 191-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 375-О-П и ДР).
С ДД.ММ.ГГГГ произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий. В частности, частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 (в редакции, введенной подпунктом "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное частью первой данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 54 процентов и начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
В силу части восьмой статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры пенсий, назначенных гражданам до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", подлежат пересмотру с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.
При пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (часть 9 указанного Закона).
В силу пункта 13 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания при выслуге 25 лет и более устанавливается в размере 40%.
До введения нового порядка исчисления денежного довольствия военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации размер процентной надбавки при выслуге 25 лет и более составлял 70%.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что с ДД.ММ.ГГГГ законодатель ввел новую систему денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, и одновременно в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, внес положения, устанавливающие новые правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий, что направлено на обеспечение гражданам, относящимся к одной и той же категории - получатель пенсии, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", равных прав на получение указанной пенсии. При этом правила исчисления пенсий, применяемые с ДД.ММ.ГГГГ, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии указанной категории граждан, и направлены на увеличение размеров данных пенсий. В случае, если при пересмотре пенсии ее размер будет меньше получаемого до ДД.ММ.ГГГГ, прежний уровень пенсионного обеспечения сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.
Как верно отмечено ответчиком в письменных возражениях, в течение 2013-2021 гг. изменение «понижающего коэффициента к денежному довольствию происходило следующим образом:
с ДД.ММ.ГГГГ - 56 % в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 216-ФЗ;
с ДД.ММ.ГГГГ - 58, 05 % в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 216-ФЗ;
с ДД.ММ.ГГГГ - 60,05 % в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 349-ФЗ;
с ДД.ММ.ГГГГ - 62,12 % в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 379-ФЗ;
с ДД.ММ.ГГГГ - 66,78 % в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 349-ФЗ;
с ДД.ММ.ГГГГ - 69,45 % в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3;
с ДД.ММ.ГГГГ - 72,23 % в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3;
с ДД.ММ.ГГГГ -73,68 % в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 460-ФЗ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ действие ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации № «О пенсионном обеспечении лиц проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел...» приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ. Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составляет 73,68 %.
Как следует из п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Вместе с тем, вопрос конституционности ч. 2 ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 был предметом неоднократного рассмотрения Конституционным Судом РФ, который в своих судебных актах указывал, что само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 191-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П и др.). Конституционным Судом РФ отмечено, что, снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий. Кроме того, правила исчисления пенсий, применяемые с ДД.ММ.ГГГГ, предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий (Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1800-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2183-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 447-О).
При таком положении, ответчик действовал в соответствии с законом, право истца на пенсионное обеспечение не нарушено: установленная ему с ДД.ММ.ГГГГ пенсия выше пенсии, получаемой им до указанной даты, и уменьшение процентного соотношения надбавки за выслугу лет к окладу по воинской должности не является ущемлением приобретенного права на пенсионное обеспечение в соответствии с ранее действовавшим законодательством, поскольку не привело к уменьшению размера пенсии истца и соответствует конституционным принципам стабильности и гарантированности прав граждан, равенства прав на получение пенсии по выслуге лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> о возложении обязанности выплатить не полученную истцом военную пенсию путем применения п.1 ст.4 ГК РФ для перерасчета без применения понижающих коэффициентов, установленных Федеральными законами, априори, не подлежащими применению, за вычетом ранее выплаченной военной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в размере всего 2 881 750,33 рублей согласно некомпенсированной инфляции 14,07% в рамках ст.75 (часть 6,7) Конституции РФ, в последующем производить исчисление военной пенсии согласно п.1 ст.4 ГК РФ и ч.1 ст.43 Закона №, предоставлении в суд надлежаще заверенной выписки о величине военной пенсии ФИО1 по каждому году с ДД.ММ.ГГГГ по 2021 г. с формулой расчета военной пенсии – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий Петрова Н.Н.
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Петрова Н.Н.