РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Скрябиной С.В., при секретаре Усовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» о частичной отмене предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «<данные изъяты>» (далее по тексту - Общество) обратилось в суд с заявлением о частичной отмене предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, которым на него был возложен ряд обязанностей, в том числе по внесению изменений, дополнений в отдельные пункты коллективного договора, в приложения к нему; по осуществлению индексации заработной платы всем работникам Общества за ДД.ММ.ГГГГ с учетом роста потребительских цен на товары и услуги; по разработке локального нормативного акта, предусматривающего выплату дополнительного вознаграждения работникам за нерабочие праздничные дни, в которых они привлекались к работе. В обоснование своих требований заявитель указал, что государственный инспектор труда, не являясь стороной социального партнерства, не вправе инициировать внесение изменений или дополнений в коллективный договор. Несмотря на то, что индексация заработной платы в ДД.ММ.ГГГГ в Обществе не производилась, размер ее вырос в среднем на 19.5%, среди рабочих на 24.5%, путем повышения окладной части заработной платы и выплаты премий. Трудовое законодательство не предусмотрело, как и за какой счет должно осуществляться вознаграждение работникам за нерабочие праздничные дни, выплата вознаграждения за прошлое время, чего требует государственный инспектор труда, без наличия локального правового акта о таком вознаграждении невозможна. В судебном заседании представители заявителя на частичной отмене предписания государственного инспектора труда настаивали. Представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, где указал на законность и обоснованность требований государственного инспектора труда. Заслушав пояснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявление Общества подлежащим частичному удовлетворению. В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 361 ТК РФ также предусматривает возможность обжалования решений государственных инспекторов труда в судебном порядке. Основные полномочия федеральной инспекции труда перечислены в статье 356 ТК РФ, среди которых осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений. Основные права государственных инспекторов труда предусмотрены статьей 357 ТК РФ, среди которых право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержавших нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке. Согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному заместителю генерального директора-исполнительному директору ООО «<данные изъяты>», на него возложены следующие обязанности (оспариваемые заявителем): вести изменения в пункт 7.3 Правил внутреннего трудового распорядка (приложение № к коллективному договору Общества) в части установления размера аванса. Производить выплату аванса работникам Общества в размере не ниже 50% установленного оклада (пункт 4 предписания) - срок до ДД.ММ.ГГГГ; произвести индексацию заработной платы всем работникам Общества за ДД.ММ.ГГГГ с учетом роста потребительских цен на товары и услуги (пункт 5 предписания) - срок до ДД.ММ.ГГГГ; внести дополнения в пункт 5.4 коллективного договора Общества: конкретизировать порядок проведения процедуры индексации заработной платы работникам Общества (пункт 5.1 предписания) - срок до ДД.ММ.ГГГГ; внести дополнения в пункт 10.2.1 коллективного договора Общества в части установления даты (периода) подведения итогов по выполнению положения коллективного договора (часть первая пункта 6 предписания) - срок до ДД.ММ.ГГГГ; произвести соответствующие выплаты работникам за нерабочие праздничные дни, в которые они привлекались к работе, разработав локальный нормативный акт Общества, предусматривающий выплату дополнительного вознаграждения (пункт 7 предписания) - срок до ДД.ММ.ГГГГ; отразить в Правилах внутреннего трудового распорядка Общества режим работы для всех структурных подразделений, всех категорий работников, в том числе для работников, выполняющих работу в сменном режиме: указать продолжительность рабочего дня (смены), начало и окончание рабочего дня (смены) и перерыва для отдыха и питания, чередование смен и т.д. (пункт 13 предписания) срок до ДД.ММ.ГГГГ; отразить в Правилах внутреннего трудового распорядка Общества порядок введения суммированного учета рабочего времени для работников, работающих в сменном режиме работы (пункт 14 предписания) - срок до ДД.ММ.ГГГГ; внести дополнения в коллективный договор Общества (приложение №): разработать перечень работников (видов работ), для которых предусмотрено предоставление дополнительного ежегодного отпуска за работу во вредных условиях труда (пункт 17 предписания) - срок до ДД.ММ.ГГГГ; предоставить всем работникам Общества, занятым на работах во вредных условиях труда дополнительный ежегодный отпуск за ДД.ММ.ГГГГ (пункт 17.1 предписания) - срок до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание было выдано по результатам проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по заданию Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ№. Так, ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области поступило обращение начальника Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, согласно которому он просил предоставить сведения о результатах проведенной проверки и мерах, принятых Инспекцией для защиты трудовых прав работников Общества, так как в связи с поступившей информацией готовится акция протеста с требованием об индексации заработной платы, введении 8-часовой рабочей смены, выплаты премии за ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки, в частности, было установлено (что нашло отражение в акте проверки), что в организации выплата размера постоянной части заработной платы (оклада, тарифной ставки) работников Общества за первую половину месяца установлена ниже половины оклада (тарифной ставки) за отработанное время, что противоречит требованиям части 6 статьи 136 ТК РФ, постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца»; не осуществлена индексация заработной платы работников Общества в ДД.ММ.ГГГГ с учетом роста потребительских цен на товары и услуги по официальным данным организации статистики, что нарушает пункт 5.4 коллективного договора, статью 134 ТК РФ; сторонами коллективного договора не осуществлена проверка хода выполнения положений коллективного договора. Дата (период) подведения итогов по выполнению положений коллективного договора Общества коллективным договором не предусмотрена; не разработан локальный нормативный акт, предусматривающий выплату дополнительного вознаграждения работникам (за исключением работников, получающим оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они привлекались к работе. Соответствующие выплаты работникам Общества в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. не производились; в Правилах внутреннего трудового распорядка не конкретизирован режим работы для всех структурных подразделений, для различных категории работников. В коллективном договоре также не регламентирован режим труда и отдыха ни для работников различных структурных подразделений Общества, ни для различных категорий работников; локальными нормативными актами Общества не определен конкретный период суммированного учета рабочего времени: в коллективном договоре - квартальный учет, в Правилах внутреннего трудового распорядка - годовой период суммирования учета рабочего времени, а фактически - месячный учет; приложением № коллективного договора Общества предусмотрен перечень профессий на предоставление дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, который является неполным ввиду того, что дополнительный отпуск предусмотрен не для всех профессий рабочих, работающих во вредных условиях труда (не предусмотрен дополнительный отпуск аппаратчику химводоочистки машинисту дробильной установки какао-жмыха, слесарю-ремонтнику, занятому ремонтом и дежурством в котельной. Дополнительный ежегодный отпуск за работу во вредных условиях труда таким работникам не предоставлялся. В статье 40 ТК РФ дается понятие коллективному договору - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей, то есть в первую очередь, коллективный договор есть соглашение двух сторон. Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор предусмотрен статьей 44 ТК РФ, которая отсылает к статье 42 ТК РФ или к содержанию коллективного договора, в котором должен содержаться порядок внесения изменений и дополнений в договор (статья 41 ТК РФ). Так, для внесения изменений в коллективный договор необходимо проведение коллективных переговоров, порядок проведения которых предусмотрен статьей 37 ТК РФ. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора (проекта дополнений или изменений к коллективному договору) в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Статья 9 ТК РФ предусматривает, что коллективные договоры не могут содержать условий, ограничивающих права ли снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (статья 50 ТК РФ). Таким образом, учитывая, что коллективный договор является неким соглашением между работодателем и работниками организации, и в случае, если при его заключении стороны внесли условия, ухудшающие положение работников, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, то, как предусмотрел законодатель, такие условия коллективного договора являются недействительными и не подлежат применению. Следовательно, государственная инспекция труда, являясь органом исполнительной власти, хотя и уполномочена на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но, не являясь стороной коллективного договора, не вправе инициировать внесение изменений и дополнений в коллективный договор. При таких обстоятельствах требования государственного инспектора труда, изложенные в пунктах 4, 5.1, 6, 13, 14, 17, касающиеся возложения на работодателя обязанности внести изменения или дополнения в коллективный договор (приложения к нему), являются незаконными и подлежат отмене. Пункт 7 предписания касается разработки некого локального нормативного акта, предусматривающего выплату дополнительного вознаграждения работникам (за исключением работников, получающих оклад, за нерабочие праздничные дни, в которые они привлекались к работе. Возлагая такую обязанность на работодателя государственный инспектор труда сослался на частью 3 статьи 112 ТК РФ. Однако часть третья этой статьи указывает на выплату дополнительного вознаграждения работникам за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе. Оплате труда в выходные и праздничные дни посвящена статья 153 ТК РФ, где указан размер оплаты труда, поэтому разработки какого-либо дополнительного локального акта не требуется. Часть вторая статья 153 ТК РФ указывает, что конкретные размеры оплаты труда за работу в праздничный день могут (но не должны) устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. Следовательно, разработка такого акта является правом, но не обязанностью работодателя. При таких обстоятельствах пункт 7 предписания является в целом незаконным, поэтому суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 246 ГПК РФ вправе отменить его полностью, несмотря на то, что заявитель оспаривал его лишь в части. Что касается индексации заработной платы, то статья 134 ТК РФ предусмотрела, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, не финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Пунктом 5.4 коллективного договора установлено, что стороны договорились, что с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, повышение заработной платы производится не реже одного раза в год по согласованию с работодателем и профкомом (по инициативе любой из сторон) с учетом финансового состояния предприятия и официальных данных организации статистики. Представители заявителя, сославшись на то обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работников Общества повышалась (ряду работников был повышен должностной оклад, ряду работников выплачивались премии (единовременное вознаграждение по итогам работы за месяц)). При этом ими не отрицалось, что процедура индексации заработной платы всех работников Общества, как таковая, в организации не проводилась, хотя, как видно из представленных документов (приказов о премировании, в частности) финансовое состояние предприятия позволяло провести индексацию заработной платы. Поскольку премирование работников Общества осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами, разработанными в Обществе, а они предусматривают условия депремирования, то отсюда следует, что работодатель вправе быть выплачивать премию не всем работникам Общества, тем самым реальное повышение заработной платы коснулось не всех работников. При таких обстоятельствах требование государственного инспектора труда с учетом абзаца третьего статьи 130 ТК РФ, является обоснованным. Пунктом 17.1 предписания на работодателя возложена обязанность по предоставлению работникам Общества, занятым на работах во вредных условиях труда дополнительного ежегодного отпуска за ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для этого послужили требования статьи 117 ТК РФ, постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ№, которым был утвержден список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Данным пунктом предписания на работодателя не возлагались обязанности по внесению изменений или дополнений, как ошибочно полагает заявитель, в коллективный договор. Статья 117 ТК РФ предусмотрела право на ежегодный оплачиваемый отпуск работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска таким работникам определяется в порядке, определяемом Правительством РФ. Правительством РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» определено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна составлять не менее 7 календарных дней (пункт 1). Пунктом 2 данного постановления Минздравсоцразвития РФ было поручено установить минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также условия предоставления такой компенсации До настоящего времени такой нормативный акт не принят, поэтому применяется Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ№. В Приложении № к коллективному договору, копия которого представлена при проверке государственному инспектору труда, содержится перечень профессии на предоставление дополнительного отпуска на работу с вредными условиями труда, состоящий из 10 наименований профессий. Заявителем в материалы дела предоставлено приложение № к коллективному договору, по содержанию, идентичное с приложением №. В ходе проверки государственным инспектором труда было установлено, что данный перечень является не полным. Так, в перечне отсутствует наименование профессии аппаратчик химводоочистки, предусмотренный в разделе XLIII «Общие профессии» Списка, имеющийся в штате организации, но не поименованный в перечне, нет в перечне упоминаний о слесаре-ремонтнике, занятом ремонтом и дежурством в котельной (позиция 194 раздела «Общие профессии»). Несмотря на то, что в перечне 17 (16) поименованы не все профессии, которые содержатся в Списке, и имеются на предприятии, это не означает, что таким категориям рабочих дополнительные отпуска не предоставляются. Как указывалось выше, коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, возложение государственным инспектором труда обязанности на работодателя по предоставлению дополнительного отпуска всем работникам, занятым на вредных условиях труда, а не только тем, наименование профессий которых содержится в перечне, являющемся приложением к коллективному договору, является законным. Порядок предоставления дополнительных отпусков предусмотрен Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ№ (раздел II). При обращении в суд заявителем была оплачена государственная пошлина в размере 200 руб., расходы по которой в силу требований статьи 98 ГПК РФ подлежат возмещению в части, поскольку удовлетворены не все требования заявителя. На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» удовлетворить частично. Отменить действие предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№: пункт 4 в части внесения изменений в пункт 7.3 Правил внутреннего трудового распорядка, устанавливающего размер аванса; пункты 5.1, 6, 7, 13, 14, 17. В остальной части требований отказать. Взыскать с государственной инспекции труда в Челябинской области в пользу Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в счет возмещения судебных расходов 100 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 дней. Председательствующий (подпись) С.В. Скрябина Копия верна. Решение не вступило в законную силу. Судья Центрального районного суда г. Челябинска С.В. Скрябина Секретарь Н.С. Усова |