НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 24.09.2019 № 2-5791/19

Дело № 2-5791/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 24 сентября 2019 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Шалуповой Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Челябинской области о возложении обязанности произвести выплату пенсии за выслугу лет, взыскании компенсации морального вреда и расходов на юридические услуги,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Челябинской области о возложении обязанности произвести выплату пенсии за выслугу лет за период с августа 2001 года по июль 2010 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей и расходов на юридические услуги в размере 34000 рублей.

В обоснование иска указал, что ему ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, пенсионное обеспечение осуществлялось военным комиссариатом Челябинской области. В 2001 году, планируя переезд в г.Москву, заранее подал ответчику заявление о переводе личного дела в г.Москва для начисления пенсии по новому месту жительства. С ДД.ММ.ГГГГ истец был временного зарегистрирован в г.Москве. Однако выплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ была прекращена, поскольку личное дело затерялось. Обратившись в Военный комиссариат Челябинской области по вопросу выплаты пенсии, получил ответ, что выплата пенсии возобновится с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку заявление о возобновлении пенсии поступило на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения.

Представитель ответчика Военного комиссариата Челябинской области - ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания, но не явившегося в судебное заседание.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 (до смены фамилии и отчества ФИО3) проходил военную службу в Вооруженных Силах. ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, пенсионное обеспечение осуществлялось военным комиссариатом Челябинской области, поскольку истец проживал в <...>.

Как следует из пояснений представителя ответчика, данных в ходе судебного заседания, материалов пенсионного дела ФИО1, в октябре 1995 года в Военный комиссариат Челябинской области поступило заявление от истца, о том, что он выезжает на постоянное место жительства в Австралию, на основании чего просит выплачивать ему пенсию в рублях на территории РФ. Выплата пенсии производилась истцу ежегодно, при представлении документа, подтверждающего нахождение его в живых.

Позднее истец написал заявление о переводе своего пенсионного дела в г. Москву. Выплата пенсии Военным комиссариатом Челябинской области произведена по ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное дело истца ФИО1 направлено в г. Москву.

Военным комиссариатом г.Москвы производился розыск истца. В пенсионном деле истца имеется донесение за февраль 2003 года, что со слов родственников истец находится в Австралии в командировке, будет в Москве позже. За январь 2004 года, что ФИО1 в Военный комиссариат Савеловского района г. Москвы для постановки на учет и для оформления пенсии не обращался.

В январе 2007 года из г.Москвы пенсионное дело ФИО1 было направлено обратно в Военный комиссариат Челябинской области, поскольку по данным Центрального адресно-справочного бюро г. Москвы и Московской области ФИО1 в г. Москве не зарегистрирован.

По возращению пенсионного дела, Военный комиссариат Челябинской области сделал запрос в отдел адресно-справочной работы УФМС России по Челябинской области по адресу регистрации по месту жительства гр.ФИО1 для разрешения пенсионного дела, на что отделом адресно-справочной работы УФМС России по Челябинской области справкой от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что ФИО1 в Челябинской области зарегистрированным не значится.

ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО1 в адрес Военного комиссариата Челябинской области поступило заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации.

Военный комиссариат Челябинской области произвел выплату пенсии ФИО1 за три года с даты обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной справке Генерального консульства РФ в Сиднее от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 постоянно проживает в Австралии и с 1994 года состоит на учете в Генеральном Консульстве РФ в Сиднее. На постоянное жительство в Австралию выехал ДД.ММ.ГГГГ из России.

Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 года № 981 было утверждено Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, которое действовало на момент выезда ФИО1 за пределы Российской Федерации.

Действие настоящего Положения распространяется на граждан, которым назначены пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации после 1 июля 1993 года (п.2 Положения).

В соответствии с п.3 указанного Положения гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, выезжающим за пределы Российской Федерации, перед отъездом выплачиваются суммы назначенных пенсий в российских рублях за шесть месяцев вперед.

В соответствии с п.8 указанного Положения, гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, по их желанию сумма назначенной в Российской Федерации пенсии может переводиться по месту их постоянного жительства за пределами Российской Федерации.

Однако, нормами Положения не была предусмотрена выплата пенсии на территории Российской Федерации лицам, выехавшим за пределы Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 08 июля 2002 года № 510 было утверждено Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, согласно которого гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, пенсия может выплачиваться на территории Российской Федерации независимо от даты их выезда из Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства (п.23 Положения).

При этом, п.29 Положения было установлено, что гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, ежегодное продление перевода (выплаты) пенсии производится при условии представления один раз в год в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения его в живых.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период по форме согласно приложению № 9.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых (акт о личной явке гражданина с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период), представляется (составляется) не ранее чем по истечении 12 месяцев со дня:

подачи в органы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, заявления, предусмотренного пунктом 12 либо пунктом 24 настоящего Положения;

представления (составления) ранее представленного (составленного) документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо акта о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период.

При несоблюдении требований, предусмотренных настоящим пунктом, выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации) выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2015 года вступило в силу Положение «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации»), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 года № 1386.

Согласно п. п. 9, 10 Положения продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии представления один раз в год в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде по форме согласно приложению № 4.

Таким образом, из вышеупомянутых норм ранее действующего и действующего в настоящее время законодательства следует, что предоставление один раз в год документа, подтверждающего факт нахождения граждан в живых от нотариуса на территории Российской Федерации либо компетентного органа (должностного лица) иностранного государства либо личная явка гражданина в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, является обязательным условием выплаты пенсии гражданам, которые выехали за пределы Российской Федерации на постоянное жительство и получающим пенсию, как за пределами Российской Федерации, так и на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 Положения «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» при возвращении гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенной ему пенсии, не полученной им за время проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются за прошедшее время в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В качестве документов, подтверждающих возвращение гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию, представляются - гражданами Российской Федерации - паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I выплата пенсий, предусмотренных данных Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I).

Частью 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I предусмотрена ответственность лиц, указанных в статье 1 данного Закона, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 54 Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

В силу ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Между тем постоянное проживание ФИО1 на территории г.Москвы, как и на территории Челябинской области не было установлено, данных о его месте жительства не имелось, как и не поступало документа, подтверждающего факт нахождения истца в живых за переделами Российской Федерации, на основании частей 1, 3 статьи 51, частей 1, 7, 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.ода № 4468-I Военным комиссариатом Челябинской области было принято решение о приостановлении и впоследствии прекращении выплаты пенсии ФИО1 в связи с необходимостью установления его места жительства.

После обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Военный комиссариат Челябинской области о возобновлении выплаты пенсии с указанием его адреса проживания, Военным комиссариатом Челябинской области выплата пенсии ФИО1 была возобновлена, и ему на основании части 1 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I выплачена неполученная пенсия за три года перед обращением за ее получением (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Выплата пенсии за весь период прекращения выплаты пенсии при наличии к этому оснований Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I не предусмотрена.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что для удовлетворения требования истца о возложении обязанности произвести выплату пенсии за выслугу лет за период с августа 2001 года по июнь 2010 года не имеется правовых оснований.

Поскольку требование истца о возложении обязанности произвести выплату пенсии за выслугу лет за период с августа 2001 года по июнь 2010 года не подлежит удовлетворению, не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, являющиеся производными требованиями от основного. Кроме того, истцом не представлено и материалы дела не содержат доказательств несения расходов по оплате юридических услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО1 к Военному комиссариату Челябинской области о возложении обязанности произвести выплату пенсии за выслугу лет за период с августа 2001 года по июнь 2010 года, взыскании компенсации морального вреда и расходов на юридические услуги – отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко

Мотивированное решение составлено 01 октября 2019 года.

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: Т.С. Шалупова

2-5791/2019

74RS0002-01-2019-004740-73

Центральный районный суд г. Челябинска