Дело № 12-6/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Челябинск 22 апреля 2022 года
Судья Центрального районного суда г. Челябинска Гречишникова Е.В., при секретаре Ахметжановой А.Х.,
с участием представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, ФИО2, должностного лица ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Челябинска жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности - генерального директора ООО «Объединение «Союзпищепром» ФИО5 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Объединение «Союзпищепром»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес>ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Объединение «Союзпищепром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, генеральный директор ООО «Объединение «Союзпищепром» ФИО5 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить. В ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, вынесении юридическому лицу устного замечания.
Представители ООО «Объединение «Союзпищепром» - ФИО6, ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, специалист-эксперт государственного экологического надзора по <адрес> межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы ООО «Объединение «Союзпищепром», полагая обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы, письменные материалы дела, подлинный материал по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Положениями частей 1, 9, 16, 17 статьи 24.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.
Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 01 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок, форма и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 3 указанных Правил отчетность представляется: а) производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; б) импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции.
Пунктом 4 Правил установлено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и отчетным периодом для предоставления отчетности признается календарный год (пункт 9 Правил).
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов, отчетность направляется посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично: а) производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту его государственной регистрации; б) импортером товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования; в) ассоциацией - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Согласно пункту 7 Правил, датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления посредством системы учета отходов. Датой приема отчетности на бумажном носителе считается дата проставления отметки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориального органа о получении отчетности на бумажном носителе или дата почтового отправления.
В силу пункта 11 Правил отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 17 Правил, за непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно «Единой государственной информационной системе учета отходов использования товаров» ООО «Объединение «Союзпищепром» включено в реестр производителей и импортеров товаров, является импортером товаров.
Отчетность импортерами товаров предоставляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Следовательно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ учреждение, являясь импортером и производителем товаров, обязано было направить отчетность в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и материалам административного дела, ООО «Объединение «Союзпищепром» нарушило сроки предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации за 2019 год в Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Таким образом, отчетность за отчетный 2019 год в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Центральный аппарат) представлена ООО «Объединение «Союзпищепром» с нарушением, установленных законом сроков; а в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отчетность представлена не была.
Факт совершения ООО «Объединение «Союзпищепром» вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые согласуются между собой и с фактическими данными, являются достаточными, достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты должностным лицом и положены в основу обжалуемого постановления, которое мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Событие и состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшегося по делу постановления должностного лица и прекращения производства по делу.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Материалами дела подтверждено несвоевременное предоставление учреждением декларации и отчетности.
Согласно «Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» ООО «Объединение «Союзпищепром» предоставило в Центральный аппарат Росприроднадзора следующую отчетность: «Декларация о количестве товаров» предоставлена ДД.ММ.ГГГГ, «Отчетность о выполнении нормативов утилизации» за 2019 год – ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное ООО «Объединение «Союзпищепром» деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо вредных последствий, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не принесло никакого материального ущерба, не повлияло на оплату экологического сбора, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес>ФИО4, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ООО «Объединение «Союзпищепром» ФИО9 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по г.Челябинску ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Объединение «Союзпищепром», удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ по факту совершения ООО «Объединение «Союзпищепром» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить, производство по данному делу прекратить, освободив ООО «Объединение «Союзпищепром» от административной ответственности в силу положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности совершенного деяния, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Центральный районный суд г.Челябинска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Гречишникова
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№