НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 17.11.2020 № 2А-7251/20

Дело № 2а-7251/2020

74RS0002-01-2020-004503-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2020 года г. Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи М.А. Рыбаковой,

при секретаре Э.Р. Хайбрахмановой

рассмотрев в открытом судебном дело по административному иску ИФНС России по Центральному району г.Челябинска к Подкорытову ФИО6 о взыскании обязательных платежей с физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в размере 7215 рублей 08 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 рублей 04 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 209 рублей 23 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 43 рубля 00 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> в качестве лица, осуществляющего адвокатскую деятельность, а также в настоящее время состоит на учете в качестве налогоплательщика - физического лица по месту жительства. При этом, ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате страховых взносов, у последнего образовалась задолженность, также налоговым органом была рассчитана пеня в связи с просрочкой оплаты ответчиком налогов.

Так же административный истец указал, что ответчик в 2014-2015 году является плательщиком транспортного налога, ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате налогов, у последнего образовалась задолженность, также налоговым органом была рассчитана пеня в связи с просрочкой оплаты ответчиком налогов.

Истец требует взыскать образовавшуюся задолженность по налогам и пени в указанных суммах.

Налоговый орган в установленные законом сроки обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 к мировому судье судебного участка № <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа а-516/2020 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам.

Представитель административного истца - ИФНС России по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.

Исследовав материалы административного дела, проверив доводы заявления, суд считает административное исковое заявление ИФНС <адрес> не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу требований ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора

Как предусмотрено п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 19 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно п. 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса РФ. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 ИНН 745106506961 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> в качестве лица, осуществляющего адвокатскую деятельность.

Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 кодекса. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу статьи 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.

Согласно ст. 5 ФЗ № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

6) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Статьями 18, 28 ФЗ № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной уплате страховых взносов.

Согласно ст. 75 НК РФ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Судом установлено, что для включение в требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности административным истцом начислены пени по страховым взносам по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

-на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере 209,23 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере 27,04 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере 43,00 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на | января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры о взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Судом установлено, что административный ответчик в 2014-2015 годах являлся собственником транспортных средств, признаваемых в соответствии со ст. 358 НК РФ объектами налогообложения транспортным налогом:

- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: Т010ВУ174, Марка/Модель: ФИО2 120, Год выпуска 2008, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ

- Автомобили грузовые, Государственный регистрационный знак: 0092РС174, Марка/Модель ФИО2 HI LUX, Год выпуска 2014, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного

налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации _ зарегистрированы _ транспортные средства. признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, самоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пункт 1 статьи 359 НКРФ).

Исчисление суммы транспортного налога по каждому транспортному средству, являющемуся объектом обложения, производится путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (пункт 2 статьи 362 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге в <адрес>» (далее - Закон ) определены налоговые ставки по транспортному налогу.

Сведения о транспортных средствах, зарегистрированных на налогоплательщика, и период, в течение которого данные транспортные средства зарегистрированы на налогоплательщика, подтверждаются данными, полученными от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исходя из положений п.4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговым законодательством определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Таким образом, обязанность физического лица по уплате имущественных налогов возникает только после того, как ему в порядке, установленном налоговым законодательством, вручено либо направлено заказным письмом налоговым органом налоговое уведомление.

При этом налоговое уведомление об уплате налогов должно было быть направлено налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до наступления срока уплаты.

При неисполнении обязанности по уплате налога, указанного в уведомлении, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено законом, обязан направить налогоплательщику требование об уплате налога.

Судом установлено, что налоговым органом, с учетом сведений МРЭО УГИБДД по <адрес>, руководствуясь положениями части 2, 3 статьи 52, статьи 362 НК РФ, исчислил в отношении транспортных средств налогоплательщика сумму транспортного налога за 2014-2015 гг. и направил в его адрес заказным письмом Почтой России налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (является приложением к настоящему заявлению), в котором содержится расчет налога, а также сведения о необходимости уплатить исчисленную сумму налога. Факт направления уведомления подтверждается списками заказных почтовых отправлений.

В связи с тем, что в установленный статьёй 409 НК РФ срок указанную в налоговом уведомлении сумму транспортного налога за 2014-2015 гг. должник не уплатил, Инспекцией на сумму недоимки, в порядке положений статьи 75 НК РФ, начислена пеня

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4349,89 руб. — на недоимку по налогу за 2014 г.

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2865,19 руб. - на недоимку по налогу за 2015 г. на общую сумму 7215,08 руб.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Суду представлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в котором указаны пени по транспортному налогу в размере 8792 рубля 44 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 рублей 04 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 209 рублей 23 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 43 рубля 00 копеек.

Суду представлен скриншот экрана программного комплекса налогового органа АИС Налог-3.

Суд указывает что данный скриншот не содержит реквизитов, позволяющих идентифицировать документ. Данные программного комплекса свидетельствуют только о наличии в АИС Налог-3 сформированного документа, у которого налоговым органом проставлен признак вручения, дата вручения и способ вручениям.

Суду представлен список 49628 массовой рассылки почтовых отправлений ФКУ «Налог-сервис» к требованию 31877 от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд указывает, что список от ДД.ММ.ГГГГ массовой рассылки почтовых отправлений ФКУ «Налог-сервис» не содержит информации о направлении в адрес административного ответчика ФИО3 почтовой корреспонденциис требованием от ДД.ММ.ГГГГ.

Суду не представлены документы, подтверждающие направление в адрес ответчика требований с использованием электронного сервиса https://lkfl.nalog.ru/lk/- личный кабинет налогоплательщика официального сайта ФНС России nalog.ru.

Суду не представлена информация о файле выгрузки требования от ДД.ММ.ГГГГ из программного комплекса АИС Налог-3 на официальный сайта ФНС России nalog.ru.

Суд считает, что скриншот экрана программного комплекса налогового органа АИС Налог-3 не является документом, подтверждающим направление административному ответчику требования от ДД.ММ.ГГГГ, через личный кабинет налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требование от ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика не направлялось.

Довод административного истца о том, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, судом отклоняется.

Согласно п. 2 ст. 11.2 НК РФ, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Суд считает, что при выявлении фактов не направления в адрес налогоплательщиков документов используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий через электронный сервис https://lkfl.nalog.ru/lk/- личный кабинет налогоплательщика официального сайта ФНС России nalog.ru, независимо от причин, налоговый орган обязан направить документы иным способом.

Суду не представлено и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление административному ответчику требования от ДД.ММ.ГГГГ иными способами.

Суд указывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. При этом, на налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика.

Суд считает, что требование об уплате налогов сборов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не направлено налоговым органом в адрес административного истца.

Согласно карточки расчетов с бюджетом (КРСБ), за административным ответчиком числиться задолженность по по пени по транспортному налогу в размере 7215 рублей 08 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 рублей 04 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 209 рублей 23 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 43 рубля 00 копеек.

Судом установлено, что налоговый орган в установленные законом сроки обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 к мировому судье судебного участка № <адрес>.

Суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-516/2020 о взыскании вышеупомянутой задолженности с ФИО1.

Поскольку ФИО1 в добровольном порядке требования в указанный срок не исполнил, Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением в предусмотренный законом срок – ДД.ММ.ГГГГ.

Суд указывает, что в связи с не направлением налоговым органом требования об уплате налогов сборов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца, ФИО1, в нарушение норм действующего законодательства, не представлена возможность для исполнения требования налогового органа в досудебном порядке.

Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В заявленных ИФНС России по Центральному району г.Челябинска требованиях Подкорытову ФИО7 о взыскании обязательных платежей с физических лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий п/п Рыбакова М.А.

Решение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2020 года

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.Оригинал решения находится в материалах Административного дела № 2а-7251/2020 УИН 74RS0002-01-2020-004503-24

Судья М.А. Рыбакова

Секретарь Э.Р. Хайбрахманова

Дело № 2а-7251/2020

74RS0002-01-2020-004503-24