НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 16.01.2014 № 2-10426/2013

     Дело № 2-752/2014                                                                                   

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Челябинск                                                                                               16 января 2014 года

 Центральный районный суд г.Челябинска в составе:

 председательствующего судьи Ю.А. Карпинской,

 при секретаре Бычковой Е.А.,

 с участием истца Л.В. Пахомовой,

 представителя истца Г.Ю. Корзо,

 представителя ответчика О.А. Кувшиновой,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахомовой Л.В. к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, взыскании задолженности по оплате компенсационных выплат за найм жилья, обязании производить компенсационные выплаты в дальнейшем, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов,

 УСТАНОВИЛ:

 Пахомова Л.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинский Государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» (далее по тексту ОГБУК «Челябинский Государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки») о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, взыскании задолженности по оплате компенсационных выплат за найм жилья, обязании производить компенсационные выплаты в дальнейшем, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов.

 В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работая в должности артистки-вокалистки (солистки). Работодатель лишил ее стимулирующих выплат в виде гранта Губернатора Челябинской области, который входит в состав заработной платы и в среднем в месяц составлял *** рублей, в связи с чем образовалась задолженность по заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере *** рублей, на которую подлежат начислению проценты по ст.236 ТК РФ. В соответствии с указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по реализации государственной политики» с ДД.ММ.ГГГГ всем работникам театра производится доплата к заработной плате. Доплата артистам-вокалистам цеха солистов равной с ней квалификации составляет *** рублей. Тогда как размер ее доплаты составляет *** рублей. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в размере *** рублей. Дополнительным соглашением № к трудовому договору предусмотрено, что работнику может выплачиваться ежемесячная компенсация расходов за наем жилья. В связи с тем, что у нее не имеется собственного жилья, с момента приглашения ее в театр и до ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивалась ежемесячная компенсация расходов на аренду жилья в размере *** рублей. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время компенсационные выплаты за найм жилья ответчиком не производятся, задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила *** рублей. Указанные неправомерные действия работодателя причинили ей тяжелые нравственные страдания, что явилось причиной значительного ухудшения здоровья. Размер причиненного морального вреда оценивает в *** рублей.

 Истец Пахомова Л.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.

 Представитель истца Г.Ю. Корзо, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала. Указала, что между истцом и ответчиком сложились конфликтные отношения, поскольку Пахомова Л.В. является профсоюзным лидером и отстаивает права других работников перед работодателем.

 Представитель ответчика О.А. Кувшинова, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявление.

 Суд, выслушав мнение сторон, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО6, ФИО7, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 351 Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

 Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Пахомова Л.В. принята с ДД.ММ.ГГГГ в ОГБУК «Челябинский Государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» артисткой-вокалисткой (солисткой).

 ДД.ММ.ГГГГ между ОГБУК «Челябинский Государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» и Пахомовой Л.В. заключен срочный трудовой договор №

 ДД.ММ.ГГГГ между ОГБУК «Челябинский Государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» и Пахомовой Л.В. заключен трудовой договор № на неопределенный срок.

 Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатель лишал Пахомову Л.В. выплат стимулирующего характера - гранта Губернатора Челябинский области. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер гранта был снижен до *** рублей.

 Согласно условиям трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. заработная плата Пахомовой Л.В., состоит из должностного оклада, а также надбавок и доплат.

 В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

 Согласно ч.1 и 2 ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 Пунктом 1.8 трудового договора сторон определено, что работнику выплачивается грант, на основании ежемесячного приказа художественного руководителя театра в соответствии с приказом Министерства культуры Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Губернатора Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Данная стимулирующая выплата предусмотрена Постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О грантах Губернатора Челябинской области в сфере культуры и искусства» и предоставляется ежегодно областным государственным театрам и концертным организациям за творческие достижения и направляется на стимулирующие выплаты штатным творческим работникам.

 Согласно п.11 Положения о распределении грантов Губернатора Челябинской области в сфере культуры и искусства, утвержденного названным выше постановлением Губернатора, распределение суммы грантов между штатными творческими работниками осуществляется на основе разрабатываемых и принимаемых на общем собрании коллектива положений о выплате грантов Губернатора Челябинской области в сфере культуры и искусства.

 В ОГБУК «Челябинский ГАТОиБ им. М.М.Глинки» разработано, утверждено директором Театра «Положение о распределении творческого гранта Губернатора Челябинской области в цехе солистов оперы ЧГТОБ им. М.И. Глинки».

 В соответствии с п.2.5. вышеназванного Положения, определены случаи, которые могут повлиять на размер либо лишение творческого гранта: во время гастролей по собственной инициативе; однократного грубого нарушения трудовой дисциплины; многократных нарушений трудовой дисциплины; нахождение на работе в нетрезвом виде, подтвержденного соответствующим актом; неточное владение музыкально-нотным материалом; неудовлетворительное исполнение партии; отказ от выезда на гастроли или концерт театра; частое отсутствие на работе в связи с временной нетрудоспособностью; систематические опоздания; отказ от партии.

 Пахомова Л.В. ни один из вышеперечисленных пунктов не нарушала. Доказательств обратного работодателем суду не представлено (ч.1 ст.56 ГПК РФ). В связи с этим действия работодателя по невыплате работнику Пахомовой Л.В. сумм гранта нельзя признать обоснованными.

 Согласно представленных в материалы дела расчетных листков истца, до ДД.ММ.ГГГГ творческий грант начислялся ей в размере *** рублей. С ДД.ММ.ГГГГ размер гранта был снижен до *** рублей. Задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рублей. Задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рублей. Общий размер задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рублей. Данная сумма подлежит взысканию с работодателя.

 Разрешая требования Пахомовой Л.В. о взыскании компенсации за задержку выплаты причитающихся данному работнику сумм гранта, суд исходит из следующего.

 В соответствии со ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока, соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

 Согласно п.10 Положения «Об оплате и стимулировании труда работников ЧГТОБ им М.И. Глинки», дата выплаты заработной платы два раза в месяц 25 числа текущего месяца - 40% от должностного оклада и стимулирующих и компенсационных выплат постоянного характера установленных по бюджетному источнику финансирования и 10 числа следующего месяца - оставшаяся часть оклада, доплаты, надбавки, выплаты и премии.

 Таким образом, компенсация за задержку выплаты заработной платы подлежит начислению со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета. Учитывая, что Положением установлена обязанность работодателя производить окончательный расчет за прошедший месяц 10 числа следующего месяца, с 11 числа следующего месяца подлежит начислению компенсация.

 Так, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (296 дней) сумма гранта в размере *** рублей за февраль не выплачивался истцу в полном объеме.

 С учетом ставки рефинансирования 8,25 % размер компенсации за данный период составляет *** рублей. Подобным образом рассчитывается компенсация за каждый месяц периода, в течение которого не производилась выплата гранта, либо производилась в меньшем размере.

 В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании чего с ответчика подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты причитающихся сумм в размере *** рублей.

 Рассматривая исковые требования о взыскании задолженности по выплате единоразовых выплат из средств субсидий, суд принимает во внимание следующее.

 В соответствии с п.1 Указа президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по реализации государственной политики», постановлено поручить Правительству РФ обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.

 Решение данных вопросов на региональном уровне определено распоряжением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Челябинской области", "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы художественного образования Челябинской области» (далее по тексту План мероприятий).

 Целями плана мероприятий, в том числе, является обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг.

 В силу п.2 ст. 4 Распоряжения Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, являются: поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в Челябинской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

 На основании ст.5 Распоряжения Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, разработка и проведение мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры должны осуществляться с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 Согласно Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда с целью: сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации; устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений; совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют; отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников; определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.

 Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности.

 Мероприятия по обеспечению дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, будут осуществляться на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.

 В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

 На основании ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

 Как следует из копий приказов об установлений единоразовых выплат из средств от субсидий на выполнение государственных заданий, за ДД.ММ.ГГГГ всем работникам была произведена выплата в размере *** рублей.

 С ДД.ММ.ГГГГ размер данной выплаты был увеличен всем работникам, за исключением трех человек, и составил от *** рублей до *** рублей, а с ДД.ММ.ГГГГ - до *** рублей.

 Пахомовой Л.В. за оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно производилась выплата в размере *** рублей. Указанные обстоятельства подтвержденными письменными доказательствами и не были оспорены сторонами.

 В обоснование возражений на доводы истца о том, что артистам-вокалистам цеха солистов равной с Пахомовой Л.В. квалификации производится доплата в размере *** рублей, а впоследствии *** рублей, представителем ответчика указано на превышение размера заработной платы истца агрегированного значения средней заработной платы работников учреждений культуры.

 Исходя из приведенных выше положений нормативно-правовых актов, государственная политика в сфере совершенствования оплаты труда работников учреждений культуры направлена на исключение необоснованной дифференциации оплаты труда.

 Доказательств того, что снижение размера выплаты по сравнению с другими работниками равной с истцом квалификации, было обусловлено объективными факторами, которые позволили дифференцировать размер выплаты от *** рублей до *** рублей, суду представлено не было.

 На основании изложенного, требования истца о взыскании задолженности по выплате единоразовых выплат из средств субсидий, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 Размер задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рублей.

 Размер задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рублей. Данная сумма подлежит взысканию с работодателя.

 Разрешая требования истца о признании дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, обязании работодателя производить компенсационные выплаты за найм жилья, взыскании задолженности за компенсационные выплаты за найм жилья, суд принимает во внимание следующее.

 В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

 Согласно п. 1.9 трудового договора № работнику выплачивается ежемесячная компенсация расходов на аренду жилья за счет выделенных целевых бюджетных средств в размере *** рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением № в п. 1.9 трудового договора № внесены изменения, согласно которым работнику может выплачиваться ежемесячная компенсация расходов за наем жилья, на основании приказа художественного руководителя театра с указанием источника выплат.

 Из договоров аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ расписок в получении денежных средств, следует, что Пахомова Л.В. арендует для проживания квартиру, за аренду которой оплачивает *** рублей в месяц.

 Пахомова Л.В. в исковом заявлении указала, что ответчик ежемесячно до ДД.ММ.ГГГГ включительно выплачивал ей компенсацию расходов на аренду жилья. С ДД.ММ.ГГГГ выплата данной компенсации необоснованно прекращена.

 Дополнительное соглашение было подписано Пахомовой Л.В., что свидетельствует о согласии истца о продолжении работы по измененным условиям трудового договора.

 Пахомова Л.В. узнала о предполагаемом нарушении своего права ДД.ММ.ГГГГ г., при подписании дополнительного соглашения к трудовому договору, в связи с чем, пропустила установленный ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок для обращения в суд по требованию о признании недействительным дополнительного соглашения, поскольку обратилась в суд только в ДД.ММ.ГГГГ, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в данной части.

 Кроме того, дополнительным соглашением установлена именно возможность, а не обязанность ежемесячной выплаты работодателем компенсации расходов за наем жилья.

 Доказательств того, что работодатель обязался выплачивать Пахомовой Л.В. ежемесячно компенсацию расходов за наем жилья, истцом суду не представлено.

 При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требования в данной части суд не усматривает.

 В соответствии со ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

 Как следует из обстоятельств дела, работодатель, допустив в отношении Пахомовой Л.В. нарушение ее трудовых прав, причинил ей тем самым нравственные страдания, которые в силу ст.237 ТК РФ подлежат компенсации.

 Суд, при определении размера компенсации морального вреда в пользу истицы, учитывает характер причиненных ей нравственных страданий, степень вины причинителя, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, индивидуальные особенности работника, а также требования разумности и справедливости, и считает данный размер соответствующим *** рублей.

 Требования Пахомовой Л.В. о компенсации морального вреда в большем, чем установлено судом размере подлежат отклонению как не соответствующие критериям разумности и справедливости.

 Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ, с работодателя в пользу Пахомовой Л.В. подлежат присуждению судебные издержки по оплате услуг представителя в разумных пределах (ч.1 ст.100 ГПК РФ) в размере *** рублей.

 Требования истца о взыскании расходов за составление нотариальной доверенности не подлежат удовлетворению, поскольку доверенность содержит полномочия по представлению интересов истца во всех административных, экспертных, органах, в прокуратуре, иных учреждениях и организациях, а также во всех судебных органах, то есть предполагает возможность ее использования представителем в течение срока ее действия с широким кругом полномочий в различных инстанциях, а не только для судебной защиты интересов истца по делу по иску к ОГБУК «Челябинский Государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки». Кроме того, гражданское процессуальное законодательство не требует обязательного оформления полномочий представителя в форме нотариально удостоверенной доверенностью. Следовательно, представление в суд нотариально удостоверенной доверенности является правом истца и не может повлечь обязанности у ответчика по возмещению ее стоимости в виде судебных издержек.

 В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ и подп.1 и 3 п.1 ст.333.19 НК РФ с работодателя в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Пахомовой Л.В. к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки», удовлетворить частично.

 Взыскать с Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» в пользу Пахомовой Л.В. задолженность по заработной плате в размере *** рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере *** рублей, компенсацию морального вреда в размере *** рублей, судебные расходы в размере *** рублей.

 В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

 Взыскать с Областного государственного бюджетного учреждения культуры «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки» госпошлину в размере *** рублей в доход местного бюджета.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через Центральный районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Председательствующий                п/п                  Ю.А. Карпинская

 Копия верна. Решение не вступило в законную силу

 Судья                                                                       Ю.А. Карпинская

 Секретарь                                                                 Е.А. Бычкова