Дело № 2а-7741/2022
74RS0002-01-2022-006947-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2022 года г. Челябинск
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи М.А. Рыбаковой,
При секретаре В.А. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Центральному району г.Челябинска к ФИО2 ФИО4 о взыскании обязательных платежей с физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в сумме 2423 рубля 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в размере 909 рублей 64 копейки, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в сумме 472 рубля 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в размере 46 рублей 38 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в сумме 242 рубля 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в размере 9 рублей 02 копейки, по транспортному налогу в сумме 19376 рублей 00 копеек, по пени по транспортному налогу в размере 8548 рублей 18 копеек, по земельному налогу с физических лиц, обладающим земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в сумме 112 рублей 00 копеек и по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающим земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в размере 21 рубль 08 копеек.
Требования по иску мотивированы тем, что по данным оперативного учета налогового органа у административного ответчика имеется задолженность недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в сумме 2423 рубля 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в размере 909 рублей 64 копейки, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в сумме 472 рубля 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в размере 46 рублей 38 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в сумме 242 рубля 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в размере 9 рублей 02 копейки, по транспортному налогу в сумме 19376 рублей 00 копеек, по пени по транспортному налогу в размере 8548 рублей 18 копеек, по земельному налогу с физических лиц, обладающим земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в сумме 112 рублей 00 копеек и по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающим земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в размере 21 рубль 08 копеек.
Данная задолженность возникла более 3 лет и до настоящего времени не погашена.
В связи с проведением налоговым органом внутриорганизационных работ по совершенствованию деятельности и процессов информатизации своевременно не приняты меры по взысканию ранее сформировавшейся задолженности по налогам.
Налоговым органом заблаговременно обнаружить указанною задолженность не представлялось возможным. Задолженность была обнаружена в результате проведенных мероприятий мониторинга в 2022 году.
Судебные акты о взыскании вышеупомянутой задолженности у налогового органа отсутствуют.
ИФНС России по <адрес>, в соответствии с п.1 ст. 95 КАС РФ, просит восстановить утраченное право на обращение в суд посредством восстановления процессуального срока, пропущенного по уважительной причине.
Представитель административного истца - ИФНС России по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Исследовав материалы административного дела, проверив доводы заявления, суд считает административное исковое заявление ИФНС России по <адрес> не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 48 Налогового кодекса предусматривает, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что по данным оперативного учета налогового органа у административного ответчика имеется задолженность по пени по транспортному налогу в размере 747 рублей 19 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставком, применяемым к объектам налогообложения, расположенном в границах городских округов с внутренним делением в размере 00 рублей 17 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставком, применяемым к объектам налогообложения, расположенном в границах городских округов с внутренним делением в размере 552 рубля 38 копеек.
Судом установлено, что по данным оперативного учета налогового органа, задолженность административного ответчика возникла более 3 лет и до настоящего времени не погашена.
Судебные акты о взыскании вышеупомянутой задолженности у налогового органа отсутствуют.
Ходатайство ИФНС России по <адрес>, о восстановлении утраченного права на обращение в суд посредством восстановления процессуального срока, пропущенного срока по уважительной причине, судом отклонено.
Суду не представлены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока для обращения в суд.
Суд указывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем, каких-либо мер по взысканию задолженности до настоящего времени налоговым органом не производилось, доказательств иного суду не представлено.
При этом, на налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика.
Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О-П указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Поскольку принудительное взыскание недоимки по налогам и задолженности по пеням за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может, уважительных причин пропуска срока, которые были бы приняты судом во внимание налоговым органом не представлено, оснований для удовлетворения требования налогового органа к ФИО1 о взыскании недоимки недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в сумме 2423 рубля 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в размере 909 рублей 64 копейки, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в сумме 472 рубля 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в размере 46 рублей 38 копеек, по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в сумме 242 рубля 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутренним делением в размере 9 рублей 02 копейки, по транспортному налогу в сумме 19376 рублей 00 копеек, по пени по транспортному налогу в размере 8548 рублей 18 копеек, по земельному налогу с физических лиц, обладающим земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в сумме 112 рублей 00 копеек и по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающим земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в размере 21 рубль 08 копеек у суда не имеется.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования ИФНС России по <адрес> не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В восстановлении утраченного права на обращение в суд посредством восстановления процессуального срока ИФНС России по <адрес> отказать.
В заявленных ИФНС России по <адрес> требованиях к ФИО2 ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <данные изъяты>, о взыскании обязательных платежей с физических лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: М.А. Рыбакова
Решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ