НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 02.12.2021 № 2А-7054/2021

Дело № 2а-7054/2021

74RS0002-01-2021-006703-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 02 декабря 2021 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи М.А. Рыбаковой,

при секретаре В.А. Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Репина ФИО6 к Областному казенному учреждению Центр занятости населения г. Челябинска, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Репин Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Челябинска (далее – ОКУ ЦЗН г. Челябинска), Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, выразившихся в нарушении начисления пособия по безработице в установленном законом размере; возложении обязанности начислить и выплатить пособие по безработице в установленном размере с момента регистрации истца в качестве безработного, а также взыскании расходов на оплату юридических услуг в сумме 2 000 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился через сайт Госуслуг с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, по результатам рассмотрения которого был признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ с установлением пособия по безработице в минимальном размере. Полагает данные действия по начислению пособия незаконными, поскольку при обращении им была представлена справка о среднем заработке, подтверждающая наличие у него права на получение пособия по безработице в максимально установленном для <адрес> размере. Требование истца о разъяснении и перерасчете пособия оставлены без удовлетворения, как территориальным Центром, таки и Главным управлением по труду и занятости населения <адрес>.

Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в том числе с учетом письменных пояснениях.

Представитель ответчика ОКУ ЦЗН <адрес> в судебном заседании требования административного истца полагала не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому пособие истцу было назначено на основании действовавшего Временных правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из сведений о заработке (доходе) за 4 квартал 2020 года, на который начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Поскольку в течение указанного периода с заработка (дохода) Репина Е.В. не взимались страховые взносы (данные имеют нулевое значение) и Репин Е.В. не являлся плательщиком страховых взносов, пособие по безработице было назначено в минимальном размере в сумме 1 725 рублей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Главного управления по труду и занятости населения <адрес> в судебном заседании поддержала позицию соответчика, полагая требования истца не подлежащими удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены.

Суд, заслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные материалы дела, считает требования истца подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Репин Е.В. в связи с прекращением трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, обратился через сайт Госуслуг с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Приказом отдела по Тракторозаводскому и <адрес>м ОКУ ЦЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Репин Е.В. признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ с назначением пособия по безработице в размере 1 725 рублей ежемесячно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с принятым решением в части размера начисленного пособия, Репин Е.В. обратился с требованием о разъяснении начисления пособия и перерасчетом с приложением справки о среднем заработке, в ответ на которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ ОКУ ЦЗН <адрес> разъяснило порядок исчисления пособия на основании п. 4 Временных правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из сведений о заработке (доходе) за 4 квартал 2020 года, на который начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Поскольку в течение указанного периода с заработка (дохода) Репина Е.В. не взимались страховые взносы (данные имеют нулевое значение) и Репин Е.В. не являлся плательщиком страховых взносов, пособие по безработице было назначено в минимальном размере сроком на три месяца. Оснований для перерасчета ОКУ ЦЗН <адрес> не установлено.

Ответ аналогичного содержания был дан заявителю ДД.ММ.ГГГГ (письмо ) Главным управлением по труду и занятости населения <адрес> по результатам рассмотрения обращения, поступившего в <адрес> и переданное в Главное управление по труду и занятости населения <адрес> для рассмотрения в рамках компетенции.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице приостановлена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

С ДД.ММ.ГГГГ Репин Е.В. снят с регистрационного учета в качестве безработного на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в связи с длительной неявкой (более месяца) в органы службы занятости.

Не согласившись с действиями ответчиков в части расчета пособия по безработице в соответствующий период, Репин Е.В. обратился в суд с рассматриваемым иском.

Возражая против удовлетворения требований административные ответчики ссылаются на законность их действий, осуществленных в соответствии с действовавшими в спорный период Временными правилами регистрации безработных граждан, утвержденными постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Главой III Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона о занятости населения.

Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).

Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые устанавливают порядок регистрации и осуществления выплат в период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 2 названных Правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).

В п. 4 Временных правил установлено, что Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

В силу п. 13 Временных правил, пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением граждан, указанных в пунктах 14 - 16 настоящих Временных правил, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия) этих граждан, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо их среднего заработка, исчисленного центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, в следующие 3 месяца - в размере 60 процентов указанного заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Судом установлено, что через единую цифровую платформу «Работа в России» в Пенсионном фонде РФ центом занятости населения в порядке межведомственного взаимодействия были запрошены сведения о заработке (доходе) Репина Е.В., на которые начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 2020 год.

Согласно предоставленному ответу, за 4 квартал 2020 года, с заработка (дохода) Репина Е.В. не взимались страховые взносы (данные имеют нулевое значение), в связи с чем пособие по безработице было назначено центром занятости в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации», приказом от ДД.ММ.ГГГГ в минимальном размере, сроком на три месяца (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в размере 1 725 рублей.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГН-4/5624, предоставленной работодателем Репина Е.В. – ПАО «Сбербанк России», за 4 квартал 2020 года за Реиина Е.В. начислены и уплачены взносы в ПФР: в октябре 2020 года в сумме 18 905,31 рубль, в ноябре 2020 года – 10 902,25 рублей, в декабре 2020 года – 86 422,51 рубль.

Как следует из позиции пенсионного фонда, поскольку по состоянию на сентябрь 2020 года доход Репина Е.В. превысил предельную величину базы исчисления страховых взносов, в последующие периоды (октябрь, ноябрь, декабрь), доход застрахованного лица, на который начислены страховые взносы, указывается как «нулевой».

В соответствии с п. 3 ст. 421 НК РФ для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Сведения о заработке (доходе) таких граждан, чей доход в течение года превысил определенный размер при расчете страховых взносов и у которых в связи с этим не взимались страховые взносы, поступают из Пенсионного фонда РФ за необходимый квартал с нулевым значением.

Однако, согласно отчету ПАО «Сбербанк России» по форме РСВ-ДД.ММ.ГГГГ год «Расчет по начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» по застрахованному лицу – Репину Е.В. (стр. 4 раздела «Расчет по страховым взносам») за четвертый квартал 2020 года, база для исчисления страховых взносов (доход, на который начислены страховые взносы) составила: в октябре – 189 053,14 рублей, в ноябре – 109 022,46 рублей, в декабре – 864 225,17 рублей.

Соответствующий отчет сдан в налоговый орган, начисленные страховые взносы уплачены в бюджет.

Отсутствие у Пенсионного фонда соответствующих сведений либо неотражение на лицевом счете застрахованного лица по причине превышения предельной величины базы исчисления страховых взносов (п. 3 ст. 421 НК РФ), с учетом предоставленных сведений административным истцом и его работодателем не может иметь негативные последствия для лица, надлежащим образом начислившем и уплатившем соответствующие взносы.

Кроме того, Репиным Е.В. при обращении в центр занятости была представлена справка о среднемесячном доходе за последние три месяца, согласно которой его средний заработок составлял 196 755,45 рублей, что в свою очередь, позволяло ответчику по правилам п. 13 Временных правил, ст. 30 Закона о занятости населения, начислить пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы).

При таких обстоятельствах, действия Областного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес>, Главное управление по труду и занятости населения <адрес> при начислении пособия по безработице Репину ФИО7 в минимальном размере не соответствуют положениям п. 13 Временных правил, ст. 30 Закона о занятости населения и нарушают права административного истца.

В порядке устранения нарушения прав, суд считает возможным возложить на Областное казенное учреждение Центр занятости населения <адрес> обязанность начислить и выплатить Репину ФИО8 пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при обращении в суд понесены расходы на оплату юридических услуг в сумме 2 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, которые с учетом удовлетворения требований истца подлежат возмещению стороной ответчика в полном объеме, в равных долях с каждого из ответчиков по 1 000 рублей (юридические услуги) и 150 рублей (государственная пошлина) соответственно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Репина ФИО9 к Областному казенному учреждению Центр занятости населения г. Челябинска, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области о признании действий незаконными, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать незаконными действия Областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Челябинска, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области при начислении пособия по безработице Репину Евгению Владимировичу.

Обязать Областное казенное учреждение Центр занятости населения г. Челябинска начислить и выплатить Репину ФИО10 пособие по безработице за период с 22.04.2021 года по 21.07.2021 года в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от 08.04.2020 года № 460.

Взыскать с Областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Челябинска в пользу Репина ФИО11 расходы на оплату юридических услуг в сумме 1 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в сумме 150 рублей.

Взыскать с Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области в пользу Репина ФИО12 расходы на оплату юридических услуг в сумме 1 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в сумме 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий М.А. Рыбакова

Решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 года