НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 27.04.2020 № 12-298/20

Дело

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2020 года г. Барнаул

Судья Центрального районного суда г. Барнаула О.А. Мальцева, рассмотрев жалобу начальника финансово-экономического отдела Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» Черепанова А.М. на постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по .... от 12.02.2020 начальник финансово-экономического отдела Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» Черепанов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Черепанов А.М. подал жалобу на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с его малозначительностью, указывает, что в силу приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н наличие ошибок и искажений по показателям бухгалтерской отчетности, не влияющих на экономическое решение учредителей учреждения, принимаемое на основании данных такой бухгалтерской отчетности, не влияет на достоверность бухгалтерской отчетности. Учитывая, что по состоянию на дату представления бюджетной отчетности за 2018 год МВД РФ уже были доведены (25.12.2018) БЮИ МВД РФ лимиты бюджетных обязательств на сумму 114 275 300 руб., не отражение принимаемых обязательств на сумму 11 355 732,34 руб. не повлияло и не могло повлиять на ее достоверность, не причинило вреда и не повлекло негативных последствий.

При этом, бюджетная отчетность несмотря на наличие выявленных в ней недостатков, признана учредителем достоверной, указано о ее предоставлении в полном объеме и в установленный срок.

В дополнениях указывает, что ст. 15.15.6 КоАП РФ, в редакции ФЗ от 29.05.2019 № 113-ФЗ не предусматривает наступление административной ответственности за предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, что свидетельствует о декриминализации состава административного правонарушения и незаконности оспариваемого постановления.

В судебном заседании Черданцев А.М. на доводах жалобы настаивал, кроме того, указал, что не является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку представление бюджетной отчетности в силу должностного регламента является обязанностью иного лица.

Выслушав пояснения Черданцева А.М., изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление получено Черданцевым А.М. 18.02.2020, жалоба подана в суд 28.02.2020, то есть в срок, предусмотренный законом.

Административная ответственность по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 383-ФЗ, наступает за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.

В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта в силу ст. 5 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также же информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (ст. 13).

Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н утверждены План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению.

Из материалов дела следует, что БЮИ МВД России является юридическим лицом, находится в ведомственном подчинении МВД России и имеет организационно-правовую форму федерального государственного казенного учреждения. Учредителем и собственником имущества БЮИ МВД России является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство внутренних дел РФ, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении учреждения.

В силу п. 1.7 Положения об учетной политике БЮИ МВД России, утв. приказом № 613 от 29.12.2018 бюджетный учет ведется финансово-экономическим отделом БЮИ МВД России, возглавляемым его начальником.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 31.10.2019 № 510 проведена плановая выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год БЮИ МВД РФ в период с 11.11.2019 по 20.12.2019, по результатам которой выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 72.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н.

20.12.2019 составлен акт выездной ревизии, который вручен Врио начальника БЮИ МВД РФ Тарасову Н.Г. в указанную дату.

Проверкой установлено, что 22.01.2019 учреждением в МВД России представлена бюджетная отчетность за 2018 год. При этом, в Отчете о бюджётных обязательствах (форма 0503128) на 01.01.2019 по строке 900 "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего" в графе 6 "принимаемые обязательства" не отражены принимаемые обязательства в сумме 11 355 732,34 руб.

Пунктом 141.1. Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н установлено, что счет 050207000 "принимаемые обязательства" предназначен для учета получателями бюджетных средств, органом Федерального казначейства сумм бюджетных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие).

В соответствии с пунктом 11 Инструкции № 191н Отчет о бюджетных обязательствах (формы 0503128) включается в состав бюджетной отчетности.

Согласно пункту 71 Инструкции № 191н при формировании раздела «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» получателем бюджетных средств отражаются показатели в графе 6 - на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150217000 "Принимаемые обязательства на текущий финансовый год» в сумме кредитовых остатков по счету.

Пунктом 72.1. Инструкции № 191н предусмотрено, что формирование раздела «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» осуществляется на основании показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 150000000 «Санкционирование расходов», сформированных по следующим финансовым периодам:

20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;

30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;

40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;

90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

Согласно представленной в материалах дела сводной информации, составленной и подписанной ревизором УФК по Алтайскому краю и начальником финансово-экономического отдела БЮИ МВД России Черепановым А.М., а также сведениям о проведении электронных аукционов сумма принимаемых БЮИ МВД России обязательств по состоянию на 01.01.2019 составила 11 355 732,34 руб.

Факт неотражения в строке 900 "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего" в графе 6 принимаемых БЮИ МВД России обязательств в сумме 11 355 732,34 руб. подтверждается представленным в деле отчетом (форма 0503128) и не отрицался самим Черепановым А.М.

Нарушение порядка формирования раздела «Обязательства финансовых годов,
следующих за текущим (отчетным) финансовым годом», предусмотренного пунктом 72.1 Инструкции № 191н привело к формированию неполной и недостоверной
информации о деятельности БЮИ МВД России и представлению главному распорядителю средств федерального бюджета заведомо недостоверной бюджетной отчетности, необходимой для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, а именно предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Доводы жалобы об отсутствии вины в совершении правонарушения в виду недоказанности такого обязательного признака состава правонарушения как "заведомость" отклоняются, как несостоятельные, поскольку осуществляя деятельность по ведению бюджетного учета Черепанову А.М., как руководителю финасово-экономического отдела, должно быть достоверно известно о наличии в учреждении обязательств, в том числе и принимаемых, и необходимость их отражения в Отчете за 2018 год, что подробно отражено в оспариваемом постановлении.

Административное правонарушение квалифицировано должностным лицом УФК по Алтайскому краю по ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции ФЗ № 383-ФЗ от 27.12.2018, действовавшей на момент его совершения с учетом положений ст. 1.7 КоАП РФ.

Поскольку ч. 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, отягчает административную ответственность, действия Черепанова А.М. обосновано квалифицированы на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.6 КоАП РФ (предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности) декриминализирован Федеральным законом от 29.05.2019 N 113-ФЗ не учитываются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. С учетом того, что в настоящем случае искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, привело к искажению информации об обязательствах более чем на 10%, ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с должностной инструкцией начальник финансово-экономического отдела БЮИ МВД России Черепанов А.М. формирует учетную политику института, контролирует ее исполнение, организует в институте работу по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, а, значит, является ответственным должностным лицом.

Из материалов дела следует, что формы годовой бюджетной отчетности БЮИ МВД России за 2018 год, в том числе и "Отчет о бюджетных обязательствах" (форма 0503128) подписаны Черепановым А.М., как начальником финансово-экономического отдела БЮИ МВД России, который в силу п. 1.8 Положения об учетной политике несет ответственность за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Указанное подтверждает выводы должностного лица о наличии в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Возложение обязанности по составлению и предоставлению бюджетной отчетности на иных лиц, не освобождает заявителя от административной ответственности, поскольку бюджетная отчетность за 2018 год была подписана Черепановым А.М., как уполномоченным за ее достоверность лицом, а, значит, представлена именно им в вышестоящий орган.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления не допущено, протокол об административном правонарушении, составлен уполномоченным должностным лицом, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе описано событие административного правонарушения, Черепанов А.М. уведомлен о месте и времени его составления, копия протокола вручена в установленном порядке.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности с учетом надлежащего уведомления Черепанова А.М. о месте и времени рассмотрения дела, административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией статьи 15.15.6 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере предусмотренного административного штрафа, что является обоснованным и справедливым.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным с учетом характера совершенного правонарушения, размера объекта посягательства, а также конкретных обстоятельств допущенных нарушений не имеется. При этом, учитывается, что допущенное искажение бюджетной отчетности не устранено до настоящего времени. Иные доводы жалобы подробно мотивированы и обосновано отклонены должностным лицом, что отражено в оспариваемом постановлении от 12.02.2020, оснований не согласиться с которым не имеется.

При установленных обстоятельствах, постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ является законным, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по .... от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении начальника финансово-экономического отдела Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» Черепанова А.М. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья О.А. Мальцева