Дело № 2-1804/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года г. Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Топорова А.А.,
при секретаре Молчановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Солововой Антонины Оттовны к Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу о взыскании компенсации за проезд реабилитированному лицу,
УСТАНОВИЛ:
Соловова А.О. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая, что является реабилитированным лицом на основании Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий». Истцом в Управление социальной защиты по г. Барнаулу (далее – УСЗН) подано заявление о денежной компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации один раз в год (туда и обратно). В удовлетворении указанного заявления было отказано в связи с представленные маршрут-квитанции электронных билетов в направлении Новосибирск - Анталья - Новосибирск не содержат итоговую стоимость перевозки, поскольку проезд был совершен в рамках приобретения туристического продукта, включающего в себя воздушный чартер. Предоставленная справка о стоимости авиабилетов не является проездным билетом, оплата туристического продукта реабилитированным лицам законодательством Алтайского края не предусмотрена. Истец, полагая данный отказа незаконным и необоснованным, с учетом уточнения требований; просила признать незаконным отказ УСЗН, признать право Солововой А.О. на получение компенсации проезда по территории Российской Федерации как реабилитированному лицу; выплатить компенсацию расходов в размере 39 953,20 руб., связанных с проездом междугородным транспортом в пределах Российской Федерации.
В судебном заседании истец Соловова А.О., представитель Иванова Ю.В. уточнили исковые требования. Просили признать за истцом право на компенсацию проезда по территории РФ в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2014 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» по заявлению от 13.09.2017; взыскать с Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу в пользу истца в счет компенсации расходов на проезд 18 865 руб. 87 коп., судебные расходы по оплате юридических услуг 8 000 руб.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу Манеева О.Н. возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что истцом был совершен проезд в рамках туристического продукта, оплата которого реабилитированным лицам законодательством Алтайского края не предусмотрена. Кроме того, предоставленная справка о стоимости авиабилетов не является проездным билетом и не содержит итоговую стоимость.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (далее – Закон № 59-ЗС) к жертвам политических репрессий относятся имеющие свидетельства установленного образца лица, которые в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированы (далее - реабилитированные лица), а также признаны пострадавшими от политических репрессий.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 59-ЗС денежная компенсация расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в размере 100 процентов стоимости проезда, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом, в размере 50 процентов стоимости проезда.
Порядок предоставления реабилитированным лицам денежной компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации, урегулирован Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", порядок предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий, утвержден Постановлением Правительства Алтайского края от 21.08.2017 N 310 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий" (далее – Порядок), а также Административным регламентом предоставления государственной услуги "Назначение и выплата реабилитированным лицам денежной компенсации расходов, связанных с установкой квартирного телефона и проездом по территории Российской Федерации", утвержденным приказом Главалтайсоцзащиты от 26.06.2012 N 399 (действовавший на момент возникновения спорных правоотношений).
Расходы, связанные с проездом, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда, страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и пользования постельными принадлежностями. Указанные расходы компенсируются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (п. 32 Постановления Правительства Алтайского края от 21.08.2017 N 310 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий").
Исходя из изложенного, истец, будучи реабилитированным лицом, обладает правом денежной компенсации расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в размере 100 процентов стоимости проезда.
Судом установлено, что в период 13.09.2017 Соловова А.О. обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу с заявлением о денежной компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации по маршруту Новосибирск – Анталья - Новосибирск.
02.11.2017 истцом получено уведомление об отказе в удовлетворении указанного заявления, поскольку представленные маршрут-квитанции электронных билетов в направлении Новосибирск - Анталья - Новосибирск не содержат итоговую стоимость перевозки, поскольку проезд был совершен в рамках приобретения туристического продукта, включающего в себя воздушный чартер. Предоставленная справка о стоимости авиабилетов не является проездным билетом, оплата туристического продукта реабилитированным лицам законодательством Алтайского края не предусмотрена.
При обращении с заявлением о возмещении расходов истцом предоставлены: посадочные талоны на чартерный авиаперелет Новосибирск - Анталья – Новосибирск от 26.07.2017, 07.08.2017; маршрутные квитанции электронных билетов на чартерный авиаперелет Новосибирск - Анталья – Новосибирск от 26.07.2017, 07.08.2017; договор поручения по подбору, бронированию и приобретению тура от 12.07.2017; туристическая путевка № от 12.07.2017; бухгалтерская справка о стоимости перелета № от 12.07.2017. Указанные документы подтверждают факт приобретения и оплаты тура, а также совершения перелета.
Пункт 3 Раздела 3 Порядка устанавливает, что в случае проезда заявителя за пределы Российской Федерации компенсация предоставляется исходя из расходов, связанных с проездом до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно, подтвержденных представленной заявителем справкой администрации железной дороги.
В целях подтверждения размера компенсации по стоимости расходов связанных с проездом, истцом представлены справки отделения (станции) железной дороги о стоимости проезда до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством населенного пункта за №№ 747-750 от 13.09.2017 по маршруту Новосибирск – Москва – Смоленск – Москва – Новосибирск.
Из представленных справок следует, что стоимость проезда до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством населенного пункта (Смоленск) железнодорожным транспортом в вагоне типа купе с отправлением из Новосибирска 26.07.2017 через Москву до Смоленска и обратно с прибытием в Новосибирск 07.08.2017 составляет 39 953,20 руб.
Отказывая в осуществлении компенсации, ответчик ссылается, что маршрут-квитанции электронных билетов в направлении Новосибирск - Анталья - Новосибирск не содержат итоговую стоимость перевозки, поскольку проезд был совершен в рамках приобретения туристического продукта, включающего в себя воздушный чартер, а также, что предоставленная справка о стоимости авиабилетов не является проездным билетом.
Пунктом 29 Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 05.10.2017) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее – Правила) установлено, что за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата, которая указывается в перевозочном документе (п. 31) и определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (п. 30).
В силу п. 32 Правил плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается.
Из ст. 9 Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" следует, что туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком. По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Таким образом, учитывая особые условия договора перевозки при чартерном авиаперелете, ответственность перед туристами за обеспечение их перевозки, а следовательно, и за предоставление информации о стоимости перевозки, несет туроператор, поскольку только соответствующая транспортная организация, осуществляющая перевозки, или туроператор, ее оплативший, обладают необходимой информацией о полной стоимости перевозки.
Бухгалтерской справкой № от 01.09.2017 подтверждается, что стоимость авиаперелета, входящего в стоимость туристических услуг ООО «ТО «Коралл Тревел Центр» составляет 23 632,56 руб.
Согласно ответу № от 27.03.2018 авиакомпании «RoyalFlight», осуществлявшей перелет 26.07.2017 по маршруту Толмачево (Новосибирск) – Анталья общая протяженность авиаперелета по указанному маршруту составляет 4 597 км, в том числе протяженность маршрута над территорией Российской Федерации до точки пересечения государственной границы Российской Федерации – 3 670 км, что соответствует 79,83 % об общей протяженности данного маршрута. Общая стоимость авиаперелета по маршруту Толмачево (Новосибирск) – Анталья составляет 9 153,21 руб. Стоимость перелета над территорией Российской Федерации при выполнении рейса составляет 7 307 руб.
Учитывая, что стоимость всего авиаперелета входящего в пакет туристических услуг по маршруту Новосибирск – Анталья – Новосибирск составляет 23 632,56 руб., протяженность авиаперелета над территорией Российской Федерацией до точки пересечения государственной границы Российской Федерации и обратно составляет 79,83% от общей протяженности маршрута, стоимость авиаперелета над территорией РФ определяется равной 18 865,87 руб. (23 632,5 * 79,83%), что не превышает стоимости проезда железнодорожным транспортом до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно, подтвержденных представленной заявителем справкой администрации железной дороги.
На основании изложенного, суд удовлетворяет иск, признает за Солововой А.О. право на компенсацию проезда по территории РФ в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2014 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» по заявлению от 13.09.2017, и взыскивает с Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу в пользу истца в счет компенсации расходов на проезд 18 865,87 руб.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате юридических услуг 8 000 руб.
На основании статьи 333.36 НК РФ суд обязывает Межрайонную ИФНС №15 Алтайского края возвратить Солововой А.О. излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 399 руб., по чек-ордерам от 30.11.2017 и 16.11.2017.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Солововой А.О. удовлетворить.
Признать за Солововой Антониной Оттовной право на компенсацию проезда по территории РФ в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2014 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» по заявлению от 13.09.2017.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу в пользу Солововой Антонины Оттовны в счет компенсации расходов на проезд 18 865 руб. 87 коп., судебные расходы по оплате юридических услуг 8 000 руб.
Обязать Межрайонную ИФНС №15 по Алтайскому краю возвратить Солововой Антонине Оттовне излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 399 руб., по чек-ордерам от 30.11.2017 и 16.11.2017.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Топоров