НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 17.02.2022 № 2-1665/2022

Дело №2-1665/2022

УИД 22RS0068-01-2021-011824-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2022 года Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Пчёлкиной Н.Ю.,

при секретаре: Жильниковой Н.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах Барановой Натальи Сергеевны, несовершеннолетних Барановой Ульяны Петровны, Барановой Алины Петровны к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячную выплату на ребенка

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Барнаула в интересах Барановой Н.С., несовершеннолетних ФИО2ФИО3 обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г Барнаулу» (далее – КГКУ УСЗН по городу Барнаулу) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячную выплату на ребенка. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города проведена проверка по жалобе Барановой Н.С. на отказ КГКУ УСЗН по городу Барнаулу в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу через ЕГПУ поступило заявление от Барановой Н.С. о назначении ежемесячной выплаты на ФИО3ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Барановой Н.С. отказано в назначении выплаты, поскольку среднедушевой доход семьи превышает прожиточный минимум. Членами семьи Барановой Н.С. являются супруг ФИО7 и дочери ФИО3ФИО2 Согласно расчету ответчика за период с апреля 2019 года по март 2020 года доход семьи Барановых составил: Баранов П.Н. - 10 088 070 руб. 32 коп., Баранова Н.С. – 46 753 руб. 57 коп., Баранова А.П. – 2 139 руб., Баранова У.П. – 2 139 руб.. Таким образом, средний душевой доход равен 201 037 руб. 29 коп. на каждого члена семьи. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в назначении меры социальной поддержки.

Позиция органа социальной защиты является ошибочной. На основании Письма Минфина России ФНС от ДД.ММ.ГГГГ доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, следует определять с учетом понесенных расходов. Финансовый результат по операциям с ценными бумагами в силу п. 12 ст. 214.1 НК РФ определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п.10 ст.214.1 НК РФ. Согласно справке АО «Инвестиционная компания «Финам» о доходах и суммах налога физического лица (2-НДФЛ) от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Баранову П.Н. за ДД.ММ.ГГГГ, сумма дохода составила 61 314,86 руб. (код дохода 1010), сумма вычета 388,75 руб. (код вычета 601), 9 811 179,70 руб. (код дохода 1530), сумма вычета 9 784 502,26 (код вычета 201). Общая сумма налоговой базы составила 61 017,87 руб.. Таким образом, из справки 2-НДФЛ за 2019 год следует, что помимо кодов дохода таких как 1530, 1539, 1010, справка содержит следующие коды: 201 – расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 213 – расходы по операциям, связанным с закрытием короткой позиции, и затраты, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО; 601 – сумма, уменьшающая налоговую базу по доходам в виде дивидендов (приказ ФНС России от 10.09.2015 №ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов»). При этом, полученный налогоплательщиком доход по операциям с ценными бумагами отражается налоговым агентом в справке по форме 2-НДФЛ в соответствующем указанной дате месяце, что подтверждается информацией МИФНС России №15 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. Неверный расчет среднего прожиточного минимума привел к принятию незаконного решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты и нарушению прав несовершеннолетних детей, так как данная выплата является целевой.

Кроме того, по заявлению Барановой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ, в связи разъяснениями Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком назначена ежемесячная выплата на детей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с даты подачи заявления до достижения детьми 8 летнего возраста), перерасчет за предыдущие периоды не произведен. На основании изложенного, просит признать незаконным отказ КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Барановой Н.С. ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, обязать ответчика назначить и выплатить Барановой Н.С. ежемесячные денежные выплаты на детей Баранову А.П., Баранову У.П. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель процессуального истца прокурор Овчинникова С.С. на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика КГКУ УСЗН по городу Барнаулу Павленко А.С. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва, в котором указала, что при рассмотрении заявлений Барановой Н.С. решения приняты ответчиком в соответствии с действующими на момент обращения нормами законодательства РФ и Алтайского края, регулирующими предоставление ежемесячной выплаты.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края Крайнов И.А. возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва по аналогичным основаниям. Дополнительно указал, что письмо Министерства труда и социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер, в данном письме не указано, что подлежат пересмотру заявления, по которым решения об отказе в выплате приняты в 2020 году. С учетом поступивших рекомендаций управлением принято решение о назначении семье ежемесячной денежной выплаты на детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты обращения до достижения детьми возраста 8 лет.

Материальный истец Баранова Н.С., действующая в интересах Барановой А.П., Барановой У.П., в судебное заседание не явилась, извещена.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения процессуального истца, представителей ответчика и третьего лица, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Баранова Н.С. является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Членами семьи Барановой Н.С. являются ее супруг ФИО7 и дочери ФИО3, ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ Баранова Н.С., посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, обратилась в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, установленной Указом Президента РФ от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Распоряжением КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в назначении меры социальной поддержки поскольку средний душевой доход семьи превышает прожиточный минимум.

Указано, что прожиточный минимум составляет 10 194 руб., среднедушевой доход семьи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 209 278,06 руб..

Как установлено судом, при расчете среднедушевого дохода управлением учтены доходы супруга истца – ФИО7 за ДД.ММ.ГГГГ в АО «Инвестиционная компания «Финам» в размере 9 872 586,32 руб. без учета понесенных расходов по таким операциям.

По заявлению Барановой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято распоряжение об отказе в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет по аналогичному основанию.

ДД.ММ.ГГГГ истец в очередной раз обратилась к ответчику с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, установленной Указом Президента РФ от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Распоряжением КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ Барановой Н.С. назначена ежемесячная выплата на детей ФИО2 и ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента обращения) и до ДД.ММ.ГГГГ (до достижения детьми возраста 8 лет).

Полагая, что право на назначение ежемесячных выплат на детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения у Барановой Н.С. возникло с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор обратился с настоящим иском в суд в ее интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно ст.ст. 7,?38, 39 Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка, в том числе, семьи, материнства, отцовства и детства, находящихся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (п.1).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлено, что:

а) ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты;

б) размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты;

в) в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей;

д) размер ежемесячной выплаты подлежит перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением такой выплаты, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей.

В силу п.п. 5,6 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 (далее – Основные требования) ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет.Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г..

Начиная с 2021 года, ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.

В силу п. 22 Основных требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 384, среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Согласно п.п. «б» п. 16 Основных требований одним из оснований для отказа в выплате является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Указом Губернатора Алтайского края от 09.04.2020 N 54 утверждено Положение о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – Положение).

Согласно п.2.2 Положения, ежемесячная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края, на каждого рожденного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в возрасте от трех до семи лет включительно в семьях, нуждающихся в социальной поддержке.

Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Алтайском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты подается по выбору: в краевые государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам (округам) по месту жительства (пребывания) заявителя, с которым проживает ребенок; в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление и документы (сведения), указанные в пункте 3.2 настоящего Положения, могут быть поданы заявителем лично, направлены посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. Заявление может быть направлено в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Согласно п.п. «н» п. 3.9 Положения, основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является, в том числе, превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленную в Алтайском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Из толкования указанных норм следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199, является мерой социальной поддержки только определенной категории семей, соответствующих материальным критериям по размеру дохода семьи, объему недвижимого имущества в собственности и пр..

При этом, одним из ограничений для предоставления дополнительной меры государственной поддержки, является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленную в Алтайском крае на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Согласно пп. «и» п. 21 Основных требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 384, в редакции, действующей на момент первоначального обращения истца (03.07.2020), при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме, в том числе дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.

Согласно ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Согласно п.7 указанной статьи в целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Пунктом 12 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.

В соответствии с п. 14 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ В целях настоящей статьи налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с пунктами 6 - 13.2 настоящей статьи. Налоговая база по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, определяется отдельно с учетом положений настоящей статьи.

Таким образом, деятельность на рынке ценных бумаг подразумевает не только получение дохода, но и наличие неизбежных расходов, которые принимаются для уменьшения налоговой базы.

Согласно справке формы 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ общая сумма дохода Баранова П.Н. в АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ» составляет 9 872 586,32 руб., при этом, налоговая база составляет 61 017,87 руб., на которую исчислена сумма налога 7933 руб..

В данной справке перечислены суммы вычета – 388,75 руб. (код вычета 601), 9 784 502,26 руб. (код вычета 201), 26 677,44 руб. (код вычета 222).

Согласно Приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №MMB7-11|387@ «Об утверждении кодов доходов и вычетов», согласно которому код вычета 201 - расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования, действующего на момент первоначального обращения истца с заявлением, у ответчика не имелось правовых оснований для учета доходов супруга истца – Баранова П.Н. в АО «Инвестиционная компания «Финам» без учета понесенных расходов по таким операциям.

Согласно письму Федеральной налоговой службы МФ РФ от 11 августа 2021 г. N СД-2-11/1191@ по общему принципу, закрепленному в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса. В этой связи доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, следует определять с учетом понесенных расходов.

Между тем, изложенная в письме позиция ФНС не может расцениваться как изменение законодательства о порядке определения среднедушевого дохода семьи, поскольку только разъясняет для ответчика порядок применения уже действующих правовых норм.

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Как установлено судом, с учетом понесенных расходов супруга Барановой Н.С. по операциям с ценными бумагами, среднедушевой доход семьи материальных истцов не превышает прожиточный минимум в Алтайском крае, что явилось для ответчика основанием для назначения Барановой Н.С. ежемесячных выплат на детей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, имеются правовые основания для признания незаконным отказа КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Барановой Н.С. ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Для защиты социальных прав материальных истцов, суд возлагает на ответчика обязанность назначить и выплатить Барановой Н.С. ежемесячные денежные выплаты на детей ФИО2, ФИО3 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Барановой Наталье Сергеевне ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Возложить обязанность на КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» назначить и выплатить Барановой Наталье Сергеевне ежемесячные денежные выплаты на детей ФИО2, ФИО3 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Pешение суда может быть обжаловано в Алтайский кpаевой суд чеpез Центральный районный суд г.Барнаула в течении одного месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья: Н.Ю. Пчёлкина

Копия верна

Судья Н.Ю. Пчёлкина

секретарь А.А. Потапкина