Дело № 2-383/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Ваншейд А.К.,
при секретаре Серебренниковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Асташовой В.И. к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Барнауле о перерасчете и выплате пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Асташова В.И. обратилась в суд с требованиями к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии. Указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она получает пенсию по старости, при этом ей как лицу, достигшему 80-летнего возраста, должна производиться доплата в размере 100 % фиксированной выплаты, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях». На ее обращение Отделением Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю (далее ОПФР по Алтайскому краю) направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии нарушений ее пенсионных прав. На ее повторное обращение заместителем руководителя ОПФР по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо, в котором указано, что увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца по достижении 80 лет не предусмотрено. Истец полагает действия ответчика незаконными. Полагает, что с 80 лет ее пенсия должна была увеличиться на сумму фиксированной выплаты 4558,93 руб., а фактически увеличение пенсии произошло только на 1092,05 руб.
Просила обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с начислением дополнительно фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 % суммы, предусмотренной ч.1 ст.16 ФЗ «О страховых пенсиях», за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла требования, предъявила требования также к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Барнауле Алтайского края (далее УПФР в г.Барнауле).
В последнем уточненном исковом заявлении дополнительно указала, что ей несвоевременно произведена индексация, предусмотренная ст.4 Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ, а именно индексация произведена не в января, а в феврале 2016 года, последующая индексация была произведена не в апреле, а в мае. Кроме того, ей не произведена единовременная выплата в размере 5 000 руб., установленная Федеральным законом от 22.11.2016 № 385-ФЗ.
Просила обязать ответчиков произвести перерасчет размера пенсии, доначислить и выплатить ей фиксированную выплату к страховой пенсии в сумме, равной 100 % суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, обязать ответчиков произвести перерасчет индексации ее пенсии за 2016 год, доначислить и выплатить ей индексационные доплаты к страховой пенсии за январь и апрель 2016 года, обязать ответчиков выплатить ей единовременную денежную выплату в размере 5 000 руб.
В судебном заседании истец Асташова В.И. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении. Пояснила, что ей на сберкнижку также производится выплата по уходу за нетрудоспособным лицом в размере 1380 руб., сумма в январе 2017 года в размере 5000 руб. является выплатой по уходу за нетрудоспособным, которая была задержана за несколько месяцев.
Представитель ответчика УПФР в г.Барнауле Скоробогатова И.Н. в судебном заседании возражала против иска в полном объеме по основаниям, указанным в отзыве.
Представитель ответчика ОПФР по Алтайскому краю Казарцева Л.В. в судебном заседании возражала против иска в полном объеме по доводам отзыва.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии определяется исходя из продолжительности общего трудового стажа и заработной платы за период до 01.01.2001, а также суммы страховых взносов в Пенсионный фонда Российской Федерации после 01.01.2001.
С 01.01.2015 (после введения в действия Федерального закона от 28.122013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях") установлен порядок определения размера страховой пенсии исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов как для страховых пенсий по старости, так и для страховых пенсий по потери кормилица (ст. 15 ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с п.3 ст.16 ФЗ «О страховых пенсиях» одновременно с назначением страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии.
Статьей 16 ФЗ «О страховых пенсиях» также предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц (в редакции от 28.12.2013).
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в сумме, равной 50 процентам размера, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно ч.1 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Таким образом, фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормилица устанавливается в размере 50 % размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, увеличение фиксированной выплаты на 100 % к страховой пенсии по случаю потери кормильца по достижении пенсионером возраста 80 лет законом не предусмотрено.
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 40 утвержден коэффициент индексации с 1 февраля 2015 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 1,114.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.02.2016 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии проиндексирован на коэффициент 1,04 и составил 4 558,93 руб.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами пенсионного дела, что с ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом Казахской ССР Асташовой В.И. назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях.
С момента назначения размер пенсии истца неоднократно пересчитывался.
На основании заявления Асташовой В.И. от ДД.ММ.ГГГГ (о переводе с одной с одной пенсии на другую) Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Барнауле с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена страховая пенсия по потери кормилица в размере 11 557,07 руб. (в том числе страховая пенсия по потере кормильца 9 589,55 руб. и фиксированная выплата 1967,50 руб.).
В дальнейшем при достижении возраста 80-ти лет истцу на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ с учетом наиболее выгодного варианта назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 482,53 руб. (страховая пенсия 5 364,67 руб. и 9117,86 руб. фиксированная выплата в двойном размере (4558,93 руб. х 2)).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ фиксированная выплата установлена с учетом ее максимального повышения (100 %) в связи с достижением истицей на момент назначения страховой пенсии по старости возраста 80 лет.То обстоятельство, что общий размер пенсии истицы увеличился только на 1092,05 руб., а не на размер фиксированной выплаты 4558,93 руб., объясняется тем, что страховая пенсия по старости (5364,67 руб.) ниже страховой пенсии по потере кормильца (9589,55 руб.), которую истица получала до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, несмотря на это, переход на страховую пенсию по старости является для истицы более выгодным вариантом, поскольку повышение фиксированной выплаты в связи с достижением 80 лет предусмотрено только для получателей страховой пенсии по старости.
В случае получения страховой пенсии по потере кормильца фиксированная выплата производится не двойном размере, а в размере 50 % от суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе и после 80-ти лет.
С учетом изложенного, на ДД.ММ.ГГГГ размер фиксированной выплаты к пенсии по случаю потери кормильца составил бы 2 279,47 руб. (3 935 х 1,114 х 1,04 = 4 558,93 х 50%) и увеличению на 100 % в связи с достижением возраста 80 лет не подлежал, в то время как при назначении истцу с ДД.ММ.ГГГГ страховой пенсии по старости размер фиксированной выплаты к пенсии составил 9 117,86 руб. с учетом 100 % повышения по достижении возраста 80 лет (4 558,93 х 2).
Таким образом, вывод истца о том, что общий размер пенсии должен быть увеличен на 4 558,93 руб. (сумму 100 % повышения фиксированной выплаты), сделан без учета того обстоятельства, что с ДД.ММ.ГГГГ истица является получателем страховой пенсии по старости, а не пенсии по потере кормильца.
Соответственно оснований для перерасчета пенсии в части размера фиксированной выплаты не имеется.
В дальнейшем истцу производилось ежегодное увеличение размера страховой пенсии по старости в связи с индексацией размера фиксированной выплаты, с ДД.ММ.ГГГГ размер страховой пенсии истца составляет 15 851,99 руб. (страховая пенсия по старости 5 886,19 руб. и фиксированная выплата 9 965,80 руб.).
Истец полагает, что индексация размера ее пенсия должна была быть произведена на основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий».
Указанной нормой (в ред. от 29.12.2015) предусматривалось следующее:
с 1 апреля 2016 года размеры социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", индексируются на коэффициент, равный 1,04;
индексация размеров социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", осуществляется по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере. Размер коэффициента индексации устанавливается федеральным законом;
с 1 января 2016 года размеры пенсий, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", индексируются на коэффициент, равный 1,04.
Вместе с тем данное положение указанного закона распространялось только на социальные пенсии, установленные ст. 18 и ст. 17.1 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", к которым страховая пенсия по старости не относится. Индексацию страховых пенсий (в том числе пенсии по случаю потери кормильца) ст.4 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ не предусматривала.
Статьей 6 названного выше Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ предусмотрена только индексация с 1 февраля 2016 года размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на коэффициент, равный 1,04, после чего размер фиксированной выплаты устанавливается в сумме, равной 4 558,93 руб.
Указанная индексация была произведена в отношении истца с ДД.ММ.ГГГГ. Была проиндексирована фиксированная выплата к страховой пенсии по потере кормильца, после чего общий размер пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 13390,48 руб. (в том числе пенсия по потере кормильца 11111,01 руб. и фиксированная выплата с учетом индексации - 2279,47 руб. (50 % от 4558,93 руб.).
В апреле 2016 года индексация страховой пенсии не производилась, так как нормами закона N 385-ФЗ такая индексация не предусматривалась, в мае 2016 года истице назначен иной вид пенсии (страховая пенсия по старости).
Таким образом, оснований для перерасчета пенсии в январе и апреле 2016 года в связи с индексацией не имеется.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 1 Федерального закона от 22.11.2016 № 385–ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» гражданам, являющимся получателями пенсий, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400–ФЗ «О страховых пенсиях» осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 000 руб. Единовременная денежная выплата производится в январе 2017 года органами, осуществляющими соответствующее пенсионное обеспечение, на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты.
Согласно информации ОПФР по Алтайскому краю единовременная денежная выплата в размере 5 000 руб. была перечислена на расчетный счет Асташовой В.И. ДД.ММ.ГГГГ в структурное подразделение Сбербанка России.
Из представленной копии сберегательной книжки Асташовой В.И. следует, что ДД.ММ.ГГГГ на счет истицы была зачислена сумма в размере 5 000 руб.
Доводы истицы о том, что данная сумма является компенсацией по уходу за нетрудоспособным гражданином, выплаченной за несколько предыдущих месяцев, в которых данная выплата не была произведена, судом отклоняются.
Данная компенсационная выплата назначена в сумме 1380 руб. ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ. Даже в случае суммирования указанной компенсации за несколько месяцев при условии, что такая выплата не производилась ежемесячно, общая сумма компенсации не будет составлять 5000 руб., а подлежит выплате в иной сумме (за 4 мес. – 5520 руб.).
Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренная Федеральным законом от 22.11.2016 №385–ФЗ единовременная денежная выплата была получена истцом, доказательств обратного не представлено.
Согласно ст. 11 ГК РФ защите подлежит нарушенное или оспоренное гражданское право.
В связи с тем, что судом не установлено нарушение пенсионных прав истца, оснований для удовлетворения исковых требований Асташовой В.И. не имеется.
Кроме того, Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку в соответствии с п.1 ст.21 ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В данном случае таким органом выступает ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Барнауле, а не ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований Асташовой В.И. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Асташовой В.И. к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.К. Ваншейд
Копия верна:
Судья ________________А.К.Ваншейд
Секретарь с/з _____________________