НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 13.10.2016 № 2-5001/2016

Дело № 2-5001/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2016 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего: Московка М.С.

при секретаре: Гавриловой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Грузовой терминал Обь» о возложении обязанности составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Грузовой терминал Обь» о возложении обязанности составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

С учетом уточнения правового обоснования и заявленных требований указано, что Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Грузовой терминал Обь» законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения, допущенные Обществом при эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности причального сооружения – причальной стенки протяженностью 243м, расположенной по адресу ...., кадастровый . В соответствии с паспортом, разработанным на указанное гидротехническое сооружение, причальному сооружению присвоен третий класс и установлено его назначение – эксплуатация в качестве грузового причала. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.11.2013г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» третьему классу соответствуют гидротехнические сооружения средней опасности, включающие в себя, в том числе оградительные гидротехнические сооружения речных портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, причальные гидротехнические сооружения для отстоя, межрейсового ремонта и снабжения судов, берегоукрепительные гидротехнические сооружения. Поскольку гидротехническое сооружение, расположенное по адресу ...., кадастровый , в соответствии с составленным паспортом является грузовым причалом и ему присвоен третий класс опасности согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 02.11.2013г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», то на данное гидротехническое сооружение распространяются положения ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений». Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений собственником портового гидротехнического сооружения (причальной стенки) – ответчиком не обеспечено составление декларации о безопасности гидротехнического сооружения и ее утверждение в органах Ространснадзора. Бездействие ответчика по неисполнению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений создает угрозу возникновения техногенной аварии на портовом гидротехническом сооружении, причинения вреда жизни и здоровью не только работникам ООО «Грузовой терминал Обь», но и других лиц, которые могут использовать портовое гидротехническое сооружение, то есть неопределенному кругу лиц, под которыми понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

С учетом изложенного, ссылаясь на положения ФЗ от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановление Правительства РФ от 02.11.2013г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и т.д. просят возложить обязанность на ООО «Грузовой терминал Объ» обеспечить составление декларации гидротехнического сооружения – причальной стенки, причальной набережной, протяженностью 243м, расположенной по адресу ...., кадастровый и ее утверждение в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

В судебном заседании представитель истца помощник Барнаульского транспортного прокурора Кзакова П.А. пояснила, что не поддерживает требования в части возложения обязанности на ответчика по составлению декларации гидротехнического сооружения –причальной набережной. В остальной части иск просила удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске, уточненном иске.

Представитель ответчика ООО «Грузовой терминал Обь» Мартынова О.А. иск не признала в полном объеме по доводам письменных отзывов, из которых следует, что в соответствии с положения ФЗ № 117-ФЗ, к объектам на которые данный закон распространяет свое действие, относятся объекты, обладающие двумя признаками. Объекты должны относиться к гидротехническим сооружениям, которые указаны в ст. 3 Закона. Кроме того, масштабы бедствия при повреждении указанного объекта могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие возможность возникновения в случае повреждения причальной стенки последствий, которые могут создать чрезвычайную ситуацию. Ответом Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.06.2016г. подтверждается, что причальная стенка не подпадает под действие закона № 117-ФЗ, не подходит ни под одно из перечисленных в ст. 3 понятий о гидротехнических сооружениях. Полагают, что на причальную стенку действие закона № 117-ФЗ не распространяется.

Представитель третьего лица не явился, извещен надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной Барнаульской транспортной прокуратуры проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, установлено, что ООО «Грузовой терминал Обь» является собственником причальной стенки, назначение сооружение, протяженность 243м по адресу ...., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.03.2016г., в нарушение действующего законодательства не обеспечено составление декларации безопасности гидротехнического сооружения – причальной стенки, протяженностью 243м, расположенной по адресу ...., кадастровый и ее утверждение в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

Исходя из ст. 2 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

В соответствии со ст.1 ФЗ № 117-ФЗ ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997г., закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Исходя из положений статьи 3 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997г., гидротехнические сооружения это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт (ст. 9 вышеуказанного Закона).

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе, представлением деклараций безопасности гидротехнических сооружений (ст. 8 вышеуказанного Закона).

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса (ст. 10 вышеуказанного Закона).

Причалом является гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Исходя из положений ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» безопасность портового гидротехнического сооружения: свойство портового гидротехнического сооружения, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; обеспечение безопасности портового гидротехнического сооружения: разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения (п. 3.1.1, 3.1.3 раздел 3.1 Безопасность портовых гидротехнических сооружений). Портовые гидротехнические сооружения: инженерно-технические сооружения (причалы, рейдовые перегрузочные комплексы, оградительные берегоукрепительные и судоподъемные сооружения, а также подходные каналы и акватории, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания пассажиров (п. 3.2.2 раздел 3.2 Портовая гидротехника и сооружения). Причал: устройство или сооружение, предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов. Набережная: причальное сооружение, примыкающее к берегу и расположенное вдоль уреза воды. Набережная – стенка: причальное сооружение, включающее в свою конструкцию сплошную стенку и воспринимающее боковое давление грунта со стороны берега. (раздел 3.3. Причальные сооружения).

Причальное сооружение - устройство или гидротехническое сооружение для швартовки судов (по ГОСТ 19185-73).

Грузовой причал - причал, предназначенный для приема, хранения, выдачи и перегрузки грузов с одних судов на другие или на сухопутные виды транспорта или обратном направлении (по ГОСТ 23867-79).

Как следует из паспорта причальной набережной грузового района ООО «Грузовой терминал Обь» от 29.02.2016г., паспорт составлен в соответствии с требованиями Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. № 623, а также ГОСТ Р 55561-2013.

В разделе общие сведения содержатся следующие характеристики: месторасположение: в черте г.Барнаула на левом берегу р.Обь в 1,2 км ниже (по течению реки) железнодорожного моста; назначение: грузовой причал; конструктивный тип сооружения: причальная стенка типа больверк; класс сооружения: III. Режим эксплуатации сооружения характеризуется следующими основными признаками: погрузочно-разгрузочные работы выполняются с судами, не превышающими параметры расчетного судна; швартовка судов осуществляется за исправные швартовые устройства; нагрузки от складируемых грузов на территории причалов соответствуют расчетным нагрузкам, обозначенным в паспорте (раздел 7.2). Техническая эксплуатация характеризуется следующими основными признаками: своевременность выполнения ремонтов и мероприятий по техническому обслуживанию; организация службы эксплуатации и контроля технического состояния сооружения; мероприятия, в том числе ремонт, обеспечивающий безопасность эксплуатации сооружения; состояние и наличие средств, обеспечивающих безопасность эксплуатации сооружения (раздел 7.2.3).

Также в материалах дела имеется кадастровый паспорт и выписка из технического паспорта на спорный объект.

Исходя из ответа на судебный запрос ФГБОУ ВО «СГУВТ» от 28.09.2016г. в инженерной практике «причальная стенка» и «причальное сооружение» используются как синонимы, под которыми понимают объекты (устройства или сооружения), предназначенные для стоянки судов, вне зависимости от целей стоянки. Термин причальная стенка используется когда речь идет о лицевой части сооружения и его характеристиках (в виде больверка, шпунтовая, ряжевая, гравитационная и т.д.). Термин причальное сооружение, как правило, используют, когда необходимо подчеркнуть, что объект, предназначенный для стоянки судов, есть результат строительства и представляет собой систему строительных конструкций.

Представленный ответчиком фотоматериал свидетельствует об использовании причальной стенки по целевому назначению, по одному из целевых назначений, а именно для стоянки (швартовки) и выгрузки судов.

Согласно п.3 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998г. № 1303, декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее именуются - обязательные требования), а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

Орган надзора организует проведение государственной экспертизы декларации безопасности (п.13).

Целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, в части:

выявления степени опасности на гидротехнических сооружениях;

достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер обязательным требованиям (п.14).

Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение выдается органом надзора на срок действия декларации безопасности (п.25).

Из изложенного следует, что декларированию подлежат все гидротехнические сооружения, созданные искусственным путем для определенных целей.

При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией истца о неисполнении ответчиком требований ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений.

Возможность аварийной ситуации обосновывается декларацией безопасности гидротехнических сооружений, обязанность по составлению которой отнесена ФЗ № 117-ФЗ на собственника и (или) эксплуатирующую организацию. Следовательно без декларации безопасности гидротехнического сооружения его эксплуатация не может быть признана безопасной. Ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств невозможности возникновения чрезвычайно ситуации.

По смыслу ФЗ от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», сам факт эксплуатации гидротехнического сооружения свидетельствует о необходимости выполнить требования обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и соблюдение требований технических регламентов.

Не включение гидротехнического сооружения (причальной стенки) в перечень потенциально опасных объектов не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации в результате аварии.

Доказательств эксплуатации причальной стенки в соответствии с требованиями закона ответчиком не представлено.

С учетом вышеизложенного, суд не принимает во внимание ответ Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также ответ на судебный запрос ФГБОУ ВО «СГУВТ» об отсутствии необходимости составления декларации безопасности на спорный объект – причальную стенку.

Проведение указанных мероприятий необходимо с целью обеспечения безопасности, а потому заявленные требования прокурора в пределах полномочий являются законными и обоснованными.

Суд не соглашается с доводами ответчика о том, что круг лиц, которые эксплуатирует стенку, конкретно определен, поскольку сооружение используется для причаливания и разгрузки различных судов, круг лиц, которые могут использовать данное сооружение определить невозможно.

На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок для исполнения решения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным и достаточным.

При недостаточности указанного срока, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, представив соответствующие доказательства.

Определяя технические характеристики причальной стенки (протяженность), суд исходит из данных, указанных в свидетельстве о регистрации права собственности.

На основании изложенного, суд считает возможным иск удовлетворить, возложить на ООО «Грузовой терминал Обь» обязанность обеспечить составление декларации безопасности гидротехнического сооружения – причальной стенки протяженностью 243 м., расположенной по адресу АК ...., кадастровый и ее утверждение в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на ООО «Грузовой терминал Обь» обязанность обеспечить составление декларации безопасности гидротехнического сооружения – причальной стенки протяженностью 243 м., расположенной по адресу АК ...., кадастровый в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: М.С.Московка