НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 12.07.2016 № 2-3936/16

№ 2-3936/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2016 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Запаровой Я.Е.

при секретаре Денисенко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Барнаула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к администрации г. Барнаула о возложении обязанности.

В обоснование требований указал на то, что при проведении проверки по жалобе жителей ул.Стрелецкая, ул.Сибирская в п. Борзовая Заимка г.Барнаула на бездействие органов местного самоуправления в связи с отсутствием центрального водоснабжения на указанных улицах установлено, что дома, расположенные на ул.Стрелецкая, ул.Сибирская в п. Борзовая Заимка г.Барнаула не обеспечены центральным водоснабжением, водопроводные сети – отсутствуют. Действующая водоразборная колонка выходит за радиус действия 100м, чем нарушаются права жителей указанных улиц на удовлетворение жизненно важных потребностей в воде. В схеме водоснабжения г.Барнаула Алтайского края от 11 февраля 2015 года №165 проектирование и строительство водопроводной сети по указанным улицам не предусмотрено. 21 мая 2015 года главе администрации г. Барнаула внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно ответу на представление от 23 июня 2015 года и дополнительным информациям адресной инвестиционной программой г.Барнаула на 2015-2017 годы проектирование и строительство водопроводной сети по указанным улицам не предусмотрено. Постановлением администрации г. Барнаула от 02 июня 2015 года №886 (в редакции постановления от 30 июля 2015 года №1261) утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения г.Барнаула на 2016-2020 годы ООО «Барнаульский водоканал». В перечне проектов данной инвестиционной программы отсутствуют проектирование и строительство системы центрального водоснабжения ул.Стрелецкая, ул.Сибирская в п. Борзовая Заимка г.Барнаула. Отсутствие центрального водоснабжения ул.Стрелецкая, ул.Сибирская в п. Борзовая Заимка г.Барнаула влечет нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и прав граждан на благоприятную среду обитания. Просил возложить на администрацию г. Барнаула обязанность организовать центральное водоснабжение жителей домов ул.Стрелецкая, ул.Сибирская в п. Борзовая Заимка г.Барнаула путем строительства системы центрального водоснабжения, установив срок для совершения указанных действий.

Уточнив требования просил возложить на администрацию г. Барнаула организовать водоснабжение жителей домов ул.Стрелецкая, ул.Сибирская в п. Борзовая Заимка г.Барнаула путем строительства системы центрального водоснабжения и ее присоединения к централизованной системе водоснабжения городского округа – г.Барнаула от артезианского водоразбора п. Борзовая Заимка г.Барнаула по адресу: г.Барнаул, <...>, установив срок для совершения указанных действий.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление единого заказчика в сфере капитального строительства г.Барнаула, Комитет по энергоснабжению и газификации г.Барнаула, ООО «Барнаульский водоканал».

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г.Барнаула требования прокурора г.Барнаула поддержала по доводам иска, данные ранее пояснения поддерживала.

Представитель ответчика администрации г.Барнаула А.А. в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора возражал по доводам отзыва, согласно которому в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации водоснабжения населения не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся строительства новых объектов недвижимости. Истцом в материалы документов, подтверждающих невозможность технического подключения жилых домов к существующим сетям водоснабжения, не представлено. Также не представлены документы, согласованные ресурсоснабжающей организацией, проектная документация на прокладку водопроводной сети, которая должна быть разработана соответствующими заявителями (собственниками домов). У администрации обязательства по организации водоснабжения до границ конкретного земельного участка, а также разработка проектов на прокладку сетей и организация работ по строительству сетей водопровода до границы конкретного земельного участка, на котором расположен объект индивидуального жилищного строительства.

Ранее участвовавший в деле представитель администрации г. Барнаула О.И. полагал разумным предложенный специалистом ООО «Барнаульский Водоканал» срок организации водоснабжения 2 год как срок исполнения решения суда.

Представитель третьих лиц Управления единого заказчика в сфере капитального строительства г.Барнаула, Комитета по энергоснабжению и газификации г.Барнаула, ООО «Барнаульский водоканал» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, письменных возражений относительно заявленных прокурором требований к судебному заседанию не представили.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями, установленными в ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Положениями п. 4 ч.1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского поселения или округа водоснабжения населения.

Согласно п. 4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).

В соответствии с п.п. 4,5 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использование нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ).

Согласно п. 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила), органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Согласно п. 11.19 "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*, утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/14), радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водозаборной колонки следует предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки.

В соответствии с п.74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением N 1.

Как установлено судом, прокурором г.Барнаула проведена проверка на основании поступившего обращения жителей ул.Стрелецкая, ул.Сибирская в п. Борзовая Заимка г.Барнаула на бездействие органов местного самоуправления в связи с отсутствием центрального водоснабжения на указанных улицах.

Прокурором г.Барнаула 21 мая 2015 года главе администрации г.Барнаула вынесено представление, в котором предписано принять меры к устранению нарушений закона.

Согласно ответу администрации г.Барнаула от 23 июня 21015 года исх.№3791-О, земельные участки по ул.Сибирская, Стрелецкая в п.Борзовая Заимка в г.Барнауле выделялись в 2012 году для ведения личного подсобного хозяйства, при выделении участков на территории бывшего пионерского лагеря «Огонек» инженерная инфраструктуру отсутствовала. Адресной инвестиционной программой города на 2015-2017 годы проектирование и строительство водопроводной сети по указанным улицам не предусмотрено. Для обеспечения жителей указанных улиц централизованным водоснабжением необходимо подготовить техническое задание, разработать проектно-сметную документацию на строительство водопроводных сетей. Администрацией города сформирован перечень мероприятий и объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для решения указанной проблемы, который состоит из двух разделов: капитальный ремонт и проектирование и строительство. Проектирование и строительство по указанным улицам включено в данный перечень. Принято решение о подготовке заявки на включение в инвестиционную программу строительства центрального водоснабжения по ул.Сибирская, Стрелецкая.

04 июля 2015 года прокурором г.Барнаула администрации г.Барнаула в письме предписано представить информацию до 24 июля 2015 года о включении спорных улиц в инвестиционную программу строительства центрального водоснабжения, на какой период.

Письмом от 22 июля 2015 года администрацией г.Барнаула в прокурору сообщается о том, что в администрации города ведется работа по разработке и формированию проекта АИП г.Барнаула на 2016-2018 годы в соответствии с постановлением главы города от 11 августа 2008 года №2296 «Об утверждении Положения о порядке формирования адресной инвестиционной программы г.Барнаула и включения в бюджет города расходов на осуществление новых инвестиционных проектов» ( в редакции постановления от 11 марта 2015 года №321). Вопрос по определению возможности строительства системы центрального водоснабжения на ул.Сибирская, Стрелецкая в п.Борзовая Заимка г.Барнаула прорабатывается. Согласно п.8.3 Положения на очередной финансовый год и плановый период АИП принимается постановлением главы администрации города в течение двух месяцев после утверждения бюджета города на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление информации возможно через два месяца после утверждения бюджета города на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годы.

26 августа 2015 года прокурором повторно направлено письмо с указанием сообщить о мерах принимаемых администрацией для решения спорного вопроса.

Администрацией г.Барнаула 08 сентября 2015 года предоставлен ответ в соответствии с которым земельные участки по ул.Сибирская, Стрелецкая в п.Борзовая Заимка г.Барнаула выделены в 2012 году органом местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, при выделении инженерная инфраструктура отсутствовала, водоснабжение жителей указанных улиц осуществляется из индивидуальных скважин, расположенных на придомовой территории каждого домовладения индивидуальных скважин, расположенных на придомовой территории каждого домовладения. Жителями решение об организации водоснабжения таким способом принято самостоятельно.

22 января 2016 года прокурором повторно направлено письмо, в котором прокурор просил представить сведения о включении спорных улиц в инвестиционную программу, планировании проведения работ в срок до 10 февраля 2016 года.

Администрацией г.Барнаула 10 февраля 2016 года прокурору предоставлен ответ, из которого следует, что включение ул.Сибирская, Стрелецкая в п.Борзовая Заимка в г.Барнауле в адресную инвестиционную программу города на 2016 год не представляется возможным в силу ряда объективных причин, изложенных в указанном письме.

На основании установленных обстоятельств, суд приходит к следующим выводам.

В материалах дела представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, находящиеся по ул.Сибирская, Стрелецкая в п.Борзовая Заимка в г.Барнауле, что свидетельствует о необходимости организации водоснабжения населения данных улиц.

Доказательств того, что жители улиц обеспечены питьевой водой надлежащего качества (в том числе наличие индивидуальных скважин на каждом участке), администрацией г. Барнаула не представлено.

Допрошенный в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля инженер ООО «Барнаульский водоканал» В.А. показал, что в п.Борзовая Заимка имеется три источника водоснабжения: скважина по адресу: <...>, водозабор «Народной партии», водоснабжение от котельной завода «Ротор». Подача воды из скважины по адресу: <...>, приостановлена ввиду несоответствия качества воды. Вода через котельную «Ротор» поступает речная, после прохождения соответствующей очистки, и соответствует требованиям. Скважина «Народной партии» по информации комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула прекращает водоснабжение, поскольку у скважины отсутствуют необходимые разрешения. На ул.Сибирская, Стрелецкая водоснабжение отсутствует, раньше указанные улицы снабжались водой с завода «Ротор», что в данный момент не осуществляется, в связи с чем жители данных улиц вынуждены самостоятельно пробивать скважины для питья, дополнительно завозят воду. Указанные улицы возможно подключить через котельную завода «Ротор» к водопроводной линии перед переходом р.Барнаулки, для подключения требуется строительство водопроводной линии протяженностью около 1500 м., мощности для обеспечения водоснабжения будет достаточно для обеспечения централизованного водоснабжения для указанных улиц. Скважина ул.Майская, 5а в г.Барнауле функционировать в дальнейшем не будет, ее мощности в любом случае не хватило бы для нормального функционирования водоснабжения спорных улиц. Строительство сетей осуществляется ООО «Барнаульский водоканал» до уличных (магистральных) сетей, а на земельные участки водоснабжение осуществляется собственниками через получение технических условий от ООО «Барнаульский водоканал». Если строительство сетей осуществляется на деньги города, то «Барнаульский водоканал» принимает их в аренду, обслуживает, получая от жителей плату, в которую включено обслуживание и транспортировка. Для строительства сетей для спорных улиц потребуется около 2-х лет.

Свидетель предупрежден об уголовной ответственности, оснований не доверять его показаниям у суда не имеется.

Таким образом, поскольку судом в ходе рассмотрения дела установлено необеспечение жителей улиц в п. Борзовая Заимка питьевой водой надлежащего качества, требования прокурора г. Барнаула об обязании орган местного самоуправления организовать водоснабжение являются обоснованными.

Между тем, с учетом установленных законом способами обеспечения жителей питьевой водой через централизованное водоснабжение, нецентрализованное водоснабжение, подвоз питьевой воды) оснований для возложения на администрацию обязанности осуществить строительство системы центрального водоснабжения суд не находит. Способ обеспечения жителей водой (в том числе на период строительства сетей в случае избрания такого способа) избирается органом местного самоуправления. Более того, суд соглашается с доводами ответчика о том, что непосредственно строительство осуществляется специальными уполномоченными органами местного самоуправления. Организация водоснабжения же предполагает избрание администрацией г. Барнаула надлежащего способа обеспечения жителей питьевой водой (в том числе с учетом объема финансовых затрат), разработка проекта (при необходимости) и определение надлежащего органа местного самоуправления, ответственного за реализацию того или иного способа, в связи с чем администрация является надлежащим ответчиком по данным требованиям.

На основании изложенного требования подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает срок исполнения решения суда 6 месяцев. При предоставлении доказательств принятия мер к исполнению решения в зависимости от способа обеспечения жителей водой (строительство либо подвоз воды) суд вправе рассмотреть вопрос об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула о возложении обязанности удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г. Барнаула обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение населения улиц Стрелецкая, Сибирская в п. Борзовая Заимка г. Барнаула.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Е. Запарова

.

.

.