НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 10.11.2021 № 2-5025/2021

2-5025/2021

УИД 22RS0068-01-2021-006128-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2021 года ....

Центральный районный суд .... края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 .... к ГУ Отделение пенсионного фонда России по .... о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения, обязании включить периоды в специальный стаж, назначить досрочно страховую пенсию по старости.

В уточненном иске, принятом судом к производству, в обоснование требований указал, что обратился в УПФР в .... с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Решением УПФР в .... от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа.

Истец указывает, что ему необоснованно не включены в специальный стаж:

- период обучения в Среднем профессионально – техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии машинист,

- период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные периоды не включены в специальный стаж, поскольку им не предшествовала и за ними не следовала работа, предусмотренная Списком года. Вместе с тем, при вынесении решения пенсионным органом не рассмотрен вариант последовательного применения положений законодательства, к тяжелым работам применен список года, что фактически повлекло умаление пенсионных прав истца.

В связи с реорганизацией Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в .... исключено из числа ответчиков, в качестве надлежащего ответчика привлечено – Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда России по .....

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал, по доводам, изложенным в уточненном заявлении. Просил назначить пенсию с момента обращения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дне, месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается распиской. В письменном отзыве просил в иске отказать.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дне, месте и времени судебного разбирательства, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Поскольку судом были приняты все необходимые и достаточные меры для извещения ответчика и истца, суд счел возможным на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.

При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Согласно ст.7 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии страхового стажа.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

На основании пп.1 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В случае, если отработано в данных условиях не менее половины установленного срока и имеется требуемая продолжительность страхового стажа, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ на один год за каждый полный год такой работы.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В судебном заседании установлено, что 16 октября 2020 года ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении страховой песни по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа.

По представленным документам страховой стаж ФИО1 составляет 32 года 7 месяцев 21 день, стаж работы по Списку № 1 - 6 лет 2 месяца 5 дней. Необходимая величина ИПК имеется.

Из материалов пенсионного дела, предварительного расчета специального стажа следует, что истцу не были зачтены в специальный стаж:

- период обучения в Среднем профессионально – техническом училище №41 с 1 сентября 1982 года по 17 июля 1985 года по профессии машинист,

- период службы в рядах Советской Армии с 24 октября 1985 года по 18 ноября 1988 года.

В соответствии с дипломом №719562 ФИО1 обучался с 1 сентября 1982 года по 17 июля 1985 года в Среднем профессионально – техническом училище №41 г.Заринска по профессии машинист машин коксохимического производства.

Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 проходил службу в Советской Армии с 24 октября 1985 года по 18 ноября 1988 года.

ФИО1 выдан военный билет от 24 октября 1985 года №6770559.

Из пенсионного дела истца следует, что спорные периоды обучения и службы в Армии включены ему в страховой стаж в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 ФЗ №400, при подсчете стажа для назначения досрочной страховой пенсии.

Согласно отзыва пенсионного фонда указанные периоды не включены в специальный стаж, поскольку им не предшествовала и за ними не следовала работа, предусмотренная Списком №1 1956 года.

При рассмотрении спора подлежат применению следующие положения специального законодательства.

В соответствии с разделом IV "Коксовое, пекоксовое, термоантрацитовое, коксохимическое производства" Списка №1, утв. Постановлением Совета Министров ССР от 22 августа 1956 года №1173, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено дверовым (дверевым), барильетчикам.

Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту /по старости/ на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинете Совета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное, пенсионное обеспечение" в разделе IV "Коксовое, пекоксовое, термоантрацитовое, коксохимическое производства" предусмотрены профессии дверевого, барильетчика.

Пенсионным фондом в специальный стаж ФИО1 включены по Списку №1 1991 года периоды работы:

- в Алтайском коксохимическом заводе (ОАО «Алтай-Кокс») в качестве дверевого с 23 июля 1985 года по 17 октября 1985 года, с 1 февраля 1989 года по 24 июля 1991 года,

- в качестве барильетчика с 9 января 1989 года по 31 января 1989 года, с 25 июля 1991 года по 19 декабря 1994 года.

Проверяя возможность включения периодов работы истца в специальный стаж, суд приходит к выводу, что они могут быть учтены как по списку 1956 года, так и по списку 1991 года, оба нормативных акта содержат производство и профессию, по которым был занят ФИО1

Разночтение в наименовании должности (дверевой, дверовой ) не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку фактически является различным наименование одной и той же профессии.

Таким образом, включение пенсионным фондом в специальный стаж ФИО1 периодов работы в качестве дверевого с 23 июля 1985 года по 17 октября 1985 года, с 1 февраля 1989 года по 24 июля 1991 года, в качестве барильетчика с 9 января 1989 года по 31 января 1989 года, с 25 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года с учетом последовательного применения законодательства по Списку №1 1956 года и по Списку № 1 1991 года позволило бы произвести оценку пенсионных прав по вопросу включения в специальный стаж периодов учебы и службы в армии.

При рассмотрении спора существенное значение имеет порядок расчета специального стажа, применяемый к истцу: последовательное применение норм пенсионного законодательства, применение положений постановления Конституционного суда Российской Федерации № 2-П, Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Судом производился расчет специального стажа по двум методам исчисления для проверки законности решения пенсионного органа и определения наиболее выгодного варианта для истца.

Вместе с тем, для обоснования данных расчетов и выводов суда целесообразно первоначально привести в настоящем решении мотивировку по заявленным к спору периодам.

Оценивая требования истца в части включения в специальный стад периода обучения с 1 сентября 1982 года по 17 июля 1985 года в Среднем профессионально – техническом училище №41 г.Заринска, суд приходит к следующему.

Согласно подп. «а» п.3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Закона «О страховых пенсиях», указанных, в том числе, в абзаце третьем подпункта «б» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

В период обучения истца действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 109 данного Положения при назначении пенсии по старости на льготных условиях рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, а также пенсии по старости работницам текстильной промышленности, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав при исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 года.

Судом установлено, что в период с 1 сентября 1982 года по 17 июля 1985 года ФИО1 обучался в профессионально – техническом училище №41 г.Заринск.

После окончания училища 23 июля 1985 года был принят в качестве дверевого в Алтайский коксохимический завод.

Период работы истца, последовавший после обучения в училище пенсионным фондом включен в специальный стаж работы по Списку №1 1991 года.

При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда РФ, в связи с чем следует учитывать, что в спорный период времени действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.

Постановление № 590 принято и действовало к нормам Закона 1956 года «О государственных пенсиях». Данный закон утратил силу с 1 января 1992 года, соответственно принимая во внимание содержание п. 3 Постановления от 16 июля 2014 года № 665, применение Постановления № 590 возможно, только при последовательном применении к любым периодам списков 1956 года.

Таким образом, при включении пенсионным фондом в специальный стаж ФИО1 по Списку №1 1956 года и по Списку № 1 1991 года с учетом их последовательного применения периодов работы в качестве дверевого с 23 июля 1985 года по 17 октября 1985 года, с 1 февраля 1989 года по 24 июля 1991 года, в качестве барильетчика с 9 января 1989 года по 31 января 1989 года, с 25 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года, то период обучения может быть включен в специальный стаж.

Оценивая требования истца в части включения в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР с 24 октября 1985 года по 18 ноября 1988 года, суд приходит к следующему.

В период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года пунктом 109 Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" (период службы в составе Вооруженных Сил СССР) и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, данным постановлением было определено, что служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась не только в общий трудовой стаж, но и в специальный, если она предшествовала такому периоду работы, либо следовала за ним.

С 24 октября 1985 года по 18 ноября 1988 года ФИО1 проходил службу по призыву в Советской Армии. Данные сведения подтверждаются военным билетом на имя истца.

Из трудовой книжки следует, что 17 октября 1985 года ФИО1 уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии и 9 января 1989 года принят барильетчиком в Алтайский коксохимический завод. При этом предшествующий армии и после армии периоды работы включены пенсионным фондом в специальный стаж работы по Списку №1 1956 года.

Вместе с тем, при включении пенсионным фондом в специальный стаж ФИО1 по Списку №1 1956 года периодов работы в качестве дверевого с 23 июля 1985 года по 17 октября 1985 года, с 1 февраля 1989 года по 24 июля 1991 года, в качестве барильетчика с 9 января 1989 года по 31 января 1989 года, с 25 июля 1991 года по 31 декабря 1991 года, по Списку №1 1991 года период работы с 1 января 1992 года по 19 декабря 1994 года, то период службы в Армии может быть включен в специальный стаж.

Для оценки возникновения права у истца на пенсию при последовательном применении законодательства судом оценивались расчеты произведенные специалистами пенсионного фонда.

По запросу суда пенсионным фондом предоставлен расчет специального стажа о включении периодов работы до 1991 года по Спискам 1956 года.

Согласно ответа на запрос, в соответствии с п.3 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400 «О страховых пенсиях» и согласно п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590 «ОБ утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», которое действовало при назначении пенсии в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», к работе по Списку №2 1956 года приравниваются периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов в системе профессионально – технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично – заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах) и других училищах школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, приравниваются к работе, которая следовала за обучением, в размере, не превышающим стаж по Списку №1 или №2 1956 года.

Кроме того, к работе по Списку №1 1956 года приравнивается период прохождения службы, если ей предшествовала или за ней следовала работа по Списку, в размере, не выше имеющегося стажа по Списку 1956 года.

Продолжительность специального стажа по списку 1956 года по периодам до 1991 года исчислена пенсионным органом по материалам пенсионного дела истца и составила 3 года 2 месяца 18 дней.

Соответственно, период обучения и службы в армии может быть включен в специальный стад по Списку №1 1956 года, но не более общей продолжительности 3 года 2 месяца 18 дней.

Поскольку страховой стаж ФИО1 составил 32 года 7 месяцев 22 дня, специальный стаж по Списку №1 – 9 лет 4 месяца 25 дней, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по страховой пенсии по достижении возраста 51 год.

Таким образом, суд обязывает пенсионный фонд включить в специальный стаж с учетом последовательного применения положений пенсионного законодательства период обучения с 1 сентября 1982 года по 17 июля 1985 года, период службы в Армии с 24 октября 1985 года по 18 ноября 1988 года.

Оценивая требования ФИО1 о назначении пенсии с момента достижения возраста 50 лет, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

На момент подачи заявления истец достиг возраста 53 лет.

С учетом включенных судом периодов работы, обучения и службы по настоящему решению судом, страхового и специального стажа будет достаточно для назначения пенсии.

Данный вывод судом сделан на основании расчетов специалистов пенсионного фонда, представленных в материалы гражданского дела.

Таким образом, пенсия подлежит назначению с 16 октября 2020 года, с учетом реализации заявительного порядка.

Оснований для признании решения пенсионного фонда незаконным при рассмотрении настоящего спора суд не усматривает. Оценка принятого решения является основанием спора о праве на включение периодов в стаж и не требует самостоятельного разрешения.

На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить в части.

Обязать Государственное учреждение Отделение пенсионного фонда России по .... ФИО1 ....:

- включить в специальный стаж с учетом последовательного применения положений пенсионного законодательства период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Взыскать с ГУ Отделение пенсионного фонда России по .... в пользу ФИО1 .... расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Королькова И.А.

....

....