НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 08.09.2022 № 220

Дело

УИД 22RS0-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 г. ....

Центральный районный суд .... края в составе

председательствующего ФИО3,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора .... в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности произвести перерасчет дохода для целей назначения социальной выплаты, назначить и произвести ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка,

УСТАНОВИЛ:

.... обратился в суд в интересах ФИО1, 2020 года рождения, в лице законного представителя ФИО2 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности произвести перерасчет дохода для целей назначения социальной выплаты, назначить и произвести ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.

В обосновании заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка ФИО1 Никитича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (актовая запись о рождении 110 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о рождении выдано отделом ЗАГС по .... управления юстиции ....).

Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 состоит в браке с ФИО5 Согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставленным из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГФИО2 принята в отдел аналитики и развития бизнеса ООО «Альтерра» в должности аналитик 1 разряда, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность продавец-консультант ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК». Из сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами за отчетный период 2020 следует, что общая сумма дохода ФИО5 составила 578021,93 руб. В соответствии с сервисом предоставления сведений о выплатах, произведенных налогоплательщиками страховых взносов в пользу физических лиц ФИО5 за текущий и предыдущий период 2021 года, общая сумма дохода ФИО5, полученного в ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК», составила 621522,59 руб.

Согласно сведениям из налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы за отчетный период 2021г. ФИО2 применяла упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов). Доход за 9 месяцев составил 219155 руб., за первый квартал - 3647 руб., за налоговый период - 251286 руб., за полугодие - 112878 руб. Расход за 9 месяцев составил 397894 руб., за первый квартал - 41649 руб., за налоговый период - 452156 руб., за полугодие - 223903 руб.

Распоряжением по доходу Д/1 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 не имеет права на меру социальной поддержки в связи с тем, что среднедушевой доход больше установленного прожиточного минимума. Расчет осуществлен, исходя из сведений о доходах за период ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ и состава семьи (3 чел.).

Так, размер совокупного дохода семьи составляет 885729,36 руб., размер ежемесячного дохода семьи - 73810,78 руб., среднемесячный доход на 1 чел. - 24603,60 руб. Установленный прожиточный минимум 12276,00 руб., коэффициент - 2.

Из сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами за отчетный период 2020 следует, что общая сумма дохода ФИО5 составила 578021,93 руб., в том числе месяц 09 (код 2000 и 2510) - 30155,30 руб. и 2419,72 руб., месяц 10 (код 2000, 2012 и 2510) - 54553,15 руб., 10705,38 руб. и 2419,58 руб., месяц 11 (код 2000, 2012 и 2510) - 8993,97 руб., 28653,23 руб. и 21.74,79 руб., месяц 12 (код 2000 и 2510)-31304,15 руб. и 1751,90 руб. В соответствии с сервисом предоставления сведений о выплатах, произведенных налогоплательщиками страховых взносов в пользу физических лиц ФИО5 за текущий и предыдущий период 2021 года общая сумма дохода ФИО5, полученного в ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК», составила 621522,59 руб., в том числе месяц 01 - 68339,30 руб., месяц 02 - 46748,05 руб., месяц 03 - 27523,52 руб., месяц 04 - 76610,29 руб., месяц 05 - 73418,21 руб., месяц 06 - 64877,94 руб., месяц 07 - 38694,53 руб., месяц 08 - 37196,61 руб.

Согласно сведениям ФСС ФИО2 назначено и выплачивалось ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет., в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7764,80 руб. ежемесячно, ДД.ММ.ГГГГ - 15529,60 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 7764,80 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8145,28 руб. ежемесячно, всего за 12 месяцев 95 841,96 руб.

Как следует из налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы за отчетный период 2021 г. ФИО2 применяла упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов). Доход за 2021 составил 251286 руб., расход за 2021 составил 452156 руб.

Истец не согласен с расчетом, произведенным ответчиком, поскольку в нарушение ч.ч.5,6,8 ст.4 Федерального закона № 418-ФЗ и ст. 41 Налогового кодекса РФ доход, полученный от предпринимательской деятельности, определен без учета понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, несмотря на наличие достоверных данных из налогового органа.

По расчету прокурора размер совокупного дохода семьи за 12 месяцев составляет 702 381,58 руб. (доход ФИО2 95 841,96 руб. + доход ФИО5 606539,62 руб.), размер ежемесячного дохода семьи – 58 531,80 руб., среднемесячный доход на 1 чел. – 19 510,60 руб., что не превышает установочного критерия среднедушевого дохода семьи и предоставляет право для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.

На основании изложенного, с учетом уточнения требований, прокурор .... просил признать незаконным отказ КГКУ «Управление социальной защиты населения по ....» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ФИО2 ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка ФИО1 Никитича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., возложить на Министерство социальной защиты ...., КГКУ «Управление социальной защиты населения по ....» обязанность произвести пересчет дохода, полученного ФИО2 от предпринимательской деятельности, с учетом понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возложить на ответчиков обязанность назначить и выплатить ежемесячную выплату ФИО2 в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решение суда в соответствии со ст.212 Гражданского процессуального кодекса РФ обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании старший помощник прокурора ....ФИО6 на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты .... в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что при рассмотрении заявления ФИО2 о предоставлении мер социальной поддержки ответчик руководствовался действующим законодательством, которым не предусмотрено уменьшение дохода, полученного при упрощенной системе налогообложения, на понесенные расходы.

Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по ....» возражал против иска по аналогичным основаниям, кроме того, пояснил, что на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ей назначена и производится выплата пособия в связи с рождением первого ребенка.

Истец ФИО2 действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее участвуя в процессе, поддерживала позицию прокурора, просила удовлетворить иск в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения процессуального истца, представителей ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.

Членами семьи ФИО2 являются ее супруг ФИО5 и сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Распоряжением КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в назначении меры социальной поддержки по причине «среднедушевой доход выше прожиточного минимума».

Согласно распоряжению по доходу Д/1 размер совокупного дохода семьи (3 чел.) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 885 729 руб. 36 коп., размер среднемесячного дохода семьи 73 810 руб. 78 коп., среднемесячный доход на 1 человека 24 603 руб. 60 коп. Установленный прожиточный минимум 12 276 руб. с коэффициентом 2.

По мнению прокурора, ответчиком необоснованно при расчете среднедушевого дохода семьи учтен доход от предпринимательской деятельности ФИО2, без учета произведенных расходов.

Оценивая доводы прокурора, суд учитывает следующее.

Согласно ст.ст. 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка, в том числе, семьи, материнства, отцовства и детства, находящихся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. Указанный закон принят с целью оказания адресной помощи семьям, имеющим детей (первого или второго), для повышения их благосостояния, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:

1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом (п.2 ст. 4 Закона).

При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.2.2 ст. 4 Закона).

Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период. При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период. (п.3, 4 ст. 4 Закона).

Согласно п.5 ст. 4 Закона суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6 ст. 4 Закона).

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты (п.8 ст. 4 Закона).

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети (п.10 ст. 4 Закона).

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 889н.

Данный порядок содержит аналогичные основания и порядок назначения и выплаты пособия в связи с рождением первого ребенка.

Кроме этого, пунктами 21 - 26 Порядка предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона N 418-ФЗ.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона N 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, в месячный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении выплат с документами.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении указанного срока заявитель вправе подать новое заявление о назначении выплат сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил.

Согласно постановлению .... от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по краю на 2022 год" (в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением) с ДД.ММ.ГГГГ величина прожиточного минимума в целом по краю для трудоспособного населения составила 12276 рублей.

С коэффициентом 2 данный размер составит 24 552 руб.

Как следует из материалов дела, при обращении ФИО2 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, расчет среднедушевого дохода семьи определялся за период с сентября 2020 года по август 2021 года включительно. Данный период не оспаривается прокурором.

Согласно налоговой декларации ФИО2 за первый квартал 2021 года получен доход в сумме 3647 руб. Учитывая, что предпринимательскую деятельность истец начала ДД.ММ.ГГГГ, при исчислении среднедушевого дохода семьи данная сумма учтена за март 2021 года. Во втором квартале 2021 года истцом получен доход в сумме 109 231 руб., данная сумма учтена как доход за апрель, май, июнь 2021 года, то есть 36 410 руб. 33 коп. за каждый месяц. В третьем квартале 2021 года истцом получен доход в сумме 106 277 руб., данная сумма учтена как доход за июль, август 2021 года в размере 35 425 руб. 67 коп. за каждый месяц. Всего получен доход от предпринимательской деятельности за период с марта по август 2021 года включительно в сумме 183 729 руб. 34 коп.

Кроме этого, в спорный период ФИО2 получен доход в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общей сумме 95 460 руб. 40 коп.

Доход ФИО5 по месту работы за период с сентября 2020 года по август 2021 года включительно составил 606 539 руб. 62 коп., что не оспаривается прокурором.

Таким образом, совокупный доход семьи за период с сентября 2020 года по август 2021 года включительно составил 885 729 руб. 36 коп., соответственно размер среднемесячного дохода семьи 73 810 руб. 78 коп., среднемесячный доход на 1 человека 24 603 руб. 60 коп., что превышает установленный прожиточный минимум (24 552 руб.).

Доводы прокурора о том, что при расчете дохода от предпринимательской деятельности подлежит учету налоговая база, необоснованны.

В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Согласно п.3 ст. 11 НК РФ понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов (ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относится, в том числе, упрощенная система налогообложения (пп.2 п.2 ст. 18 НК РФ).

В силу ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Согласно ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно.

Статьей 346.15 НК РФ установлен порядок определения доходов при упрощенной системе налогообложения.

Так, при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса (в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации), внереализационные доходы). При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (ст. 248 НК РФ)).

В силу п.1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются:

1) доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса (в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером) и т.д.);

3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц в виде дивидендов, а также доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса.

Таким образом, вопреки доводам прокурора, порядок определения дохода, используемого в налоговом законодательстве при упрощенной системе налогообложения, также не предусматривает его уменьшение на величину расходов от занятия предпринимательской деятельности, а понятие «налоговой базы» по смыслу налогового законодательства не тождественно понятию «дохода».

В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Таким образом, понятие налоговой базы используется в налоговом законодательстве для исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Согласно ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю.

Вместе с тем, как уже было указано ранее, понятие «налоговой базы» не тождественно понятию «дохода», порядок определения которого для упрощенной системы налогообложения предусмотрен статьей 346.15 НК РФ, и не предполагает его уменьшение.

Согласно п.5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

По смыслу положений вышеприведенных нормативных актов при определении размера среднедушевого дохода семьи принимаются во внимание только доходы каждого из членов семьи. При этом в законе указан перечень выплат, которые не принимаются во внимание при определении размера дохода, к которым расходы на осуществление предпринимательской деятельности не отнесены.

Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая может осуществляться в качестве индивидуального предпринимателя (ст.ст.2, 23 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом под прибылью понимается положительная разница между доходами и расходами.

По смыслу же положений Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от предпринимательской деятельности относятся все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы предусмотренные ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, доводы прокурора о том, что при оценке доходов от предпринимательской деятельности должна учитываться указанная в декларации налоговая база, которая отражает доход за вычетом расходов, признаваемых налоговым законодательством при применении упрощенной системы налогообложения (доходы минус расходы), судом не принимаются. В данном случае уменьшение дохода на величину расходов связано с выбором субъектом предпринимательской деятельности более приемлемого для него варианта для исполнения обязанности по уплате налога и не может учитываться при определении среднедушевого дохода семьи.

Данная позиция согласуется в правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 547-О.

Также отклоняются судом доводы истца о применении к рассматриваемым правоотношениям по аналогии порядка назначения ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

Так, порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".

Согласно данному Порядку, выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, предусмотрена, в том числе при условии, если размера среднедушевого дохода семьи не превышает над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

То есть данный размер учитывается без коэффициента 2.

В силу п.21 данного Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе: л) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики (за исключением грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства, сведения о которых заявитель или члены его семьи вправе предоставить).

Согласно п. 22 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В силу п. 24 Порядка доходы, определенные в подпунктах "и" - "н" пункта 21 настоящих основных требований, учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период. В случае если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте "л" пункта 21 настоящих основных требований, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 13(1) и 13(2) настоящих основных требований. В таком случае уполномоченный орган при расчете среднедушевого дохода семьи использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.

Аналогичные правила предусмотрены при назначении пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении" (действовавшим на дату обращения заявителя).

Таким образом, порядок расчета среднедушевого дохода семьи при осуществлении предпринимательской деятельности, установленный вышеприведенными Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 384 и от ДД.ММ.ГГГГ N 1037, действительно отличается от порядка определения дохода, установленного для спорной выплаты пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Вместе с тем, различный подход к определению размера среднедушевого дохода семьи, осуществляющей предпринимательскую деятельность, для целей назначения того или иного вида пособия для детей (ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, выплат на детей от 3 до 7 лет и выплат на детей от 8 до 17 лет), обусловлен и различными критериями для назначения указанного вида выплат (величина прожиточного минимума на душу населения (для одного вида пособия) и 2-кратная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения (для другого вида)).

При изложенных обстоятельствах, оснований для применения к спорным выплатам (ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка) по аналогии правил, установленных для расчета среднедушевого дохода семьи в целях назначения пособия на детей возрастом от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет, не имеется.

Нарушений прав ребенка при обращении ФИО2 не установлено и при рассмотрении её жалобы Уполномоченным по правам ребенка в .... на отказ в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, что подтверждается ответами Уполномоченного по правам ребенка в .... от ДД.ММ.ГГГГ № УПР/п/178 в адрес Минсоцзащиты алтайского края, от ДД.ММ.ГГГГ № УПР/00Г/246 в адрес ФИО2

С учетом изложенного, исковые требования прокурора .... в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности произвести перерасчет дохода для целей назначения социальной выплаты, назначить и произвести ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также суд учитывает, что в настоящее время права ФИО2 на получение ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка не нарушены, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ назначена спорная мера социальной поддержки, в связи с увеличением с ДД.ММ.ГГГГ величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в .....

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора .... в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности произвести перерасчет дохода для целей назначения социальной выплаты, назначить и произвести ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

ФИО9

ФИО9

ФИО9

ФИО9