НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 06.08.2018 № 2-2754/18

ДЕЛО № 2-2754/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2018 г. г. Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего: Наконечниковой И.В.

при секретаре: Лапшиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края, администрации города Рубцовска, КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 3» о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края, администрации города Рубцовска, КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 3», с учетом уточнения просит взыскать с надлежащего ответчика в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, убытки в размере 528 162,88 руб..

В обоснование иска указывает, что является опекуном несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления Администрации Центрального района г. Барнаула №206 от 24.02.2016г..

30.05.2017г. истцу поступило определение Рубцовского городского суда от 31.01.2012г. по гражданскому делу №2-270/12. Истцу стало известно о том, что отец ребенка не установлен и ФИО2 является круглым сиротой. При рассмотрении данного гражданского дела представитель истца заявила об отказе от исковых требований в полном объеме, так как по результатам проведенной экспертизы ФИО3 не является отцом несовершеннолетнего ФИО2 и решением от 22.12.2011г. по иску ФИО3 к КГБУСО «Краевой социальный приют для детей и подростков «Заря» об исключении сведений об отце из записи акта о рождении ребенка, из актовой записи о рождении ФИО2 исключены сведения об ФИО3 как отце ребенка.

Соответственно, 22.11.2011г. администрации г. Рубцовска Алтайского края в лице КГБУСО «Заря» стало известно о том, что ФИО2 является круглым сиротой и имеет право на получение пенсии как круглый сирота. Размер страховой части трудовой пенсии детям –круглым сиротам определяется согласно ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом, ФИО2 до настоящего времени получал пенсию только по потери кормильца, не получая пенсию как круглый сирота, так как администрация г. Рубцовска Алтайского края в лице КГБУСО «Заря» не обратилась с заявлением о назначении пенсии круглой сироте ФИО2 в Пенсионный фонд.

Право ФИО2 на получение пенсии по потере двух родителей возникло 22.12.2011 г., и указанное право нарушено органом опеки и попечительства Администрации города Рубцовска Алтайского края.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 26.10.2017г. по делу №2-3729/2017 подтверждается, что именно КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №3», в который был переведен ФИО2, должен был обратиться в интересах несовершеннолетнего за назначением ему пенсии как круглому сироте.

При этом, данный ответчик обратился в Пенсионный фонд с заявлением об изменении способа выплаты, а не с заявлением о назначении пенсии как круглому сироте.

Ни один ответчик не предпринял мер для реализации права несовершеннолетнего на получение социальной пенсии в установленном законом размере.

Согласно выписке из лицевого счета по вкладу ФИО2, на 06.07.2017г. сумма поступлений на счет с капитализацией банка составила 528 162,88 руб.

15.07.2017г. пенсия начислена в увеличенном размере, т.е. с учетом суммы двух страховых частей трудовых пенсий по случаю потери кормильца за каждого отсутствующего родителя.

Заявление в Пенсионный фонд о перерасчете и установлении пенсии ФИО2 в увеличенном размере от ФИО1 поступило 07.06.2017г..

Таким образом, расчет убытков ФИО2 произведен с учетом суммы на лицевом счете на 06.07.2017г. в размере 528 162,88 руб., период расчета равен периоду получения социальной пенсии по потере кормильца. Убытки составят: 528 162,88 руб. (1 056 325,76 руб. - 528 162,88 руб.).

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения. Пояснил, что факт нарушения ответчиками прав ребенка на получение пенсии как круглого сироты подтвержден материалами дела. В настоящее время ФИО2 получает пенсию по потере двух кормильцев с учетом статуса круглого сироты. Виновные действия усматриваются в действиях всех ответчиков. В заявлении в адрес пенсионного органа представитель детского дома указал, что ребенок имеет статус сироты, однако никакие меры приняты не были, соответственно Пенсионный фонд нарушил правила обращения за назначением пенсии, п.11-12 Правил, утвержденных Постановлением Министерства труда. В данном случае, истцом заявлен иск о взыскании убытков, а не о перерасчете пенсии. Факт наличия ребенком права на получение пенсии как круглого сироты ни кем не оспаривается. При назначении пенсии по потере кормильца матери, должен быть и перерасчет за отца, так как его не было.

Представитель ответчика КГБУЗ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №3» ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что права ребенка были защищены путем подачи соответствующего заявления в пенсионный орган. Центру не было известно, что ребенок не получает пенсию как круглый сирота. Сотрудник центра в заявлении об истребовании пенсионного дела указал, что ребенок является круглый сирота. При получении пенсионного дела в г. Барнауле никто не сообщил, что надо написать заявление о перерасчете пенсии. В центр ребенок поступил 12 марта 2012 года, заявление в Пенсионный фонд было подано сразу же. Вины центра не имеется.

Представитель ответчика администрации г. Рубцовска ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала пояснив, что с 08 февраля 2012 года документы были переданы приюту «Заря». По поручению органа опеки приют «Заря» не действовал. Приют «Заря» обратился с заявлением в пенсионный орган, так как он должен был получать пенсию или пособие. Орган опеки и попечительства определял местонахождение ребенка. В связи с тем, что новое свидетельство о рождении ребенка было получено 2 марта 2012 года, ребенок был зачислен в детский дом через 4 дня. Пенсия ФИО2 была пересчитана, он получает пенсию в той же сумме, как по потери двух родителей.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что требования истцом сформулированы некорректно. До настоящего времени истец не обращался в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете. Вины пенсионного органа не имеется.

Истец ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель третьего лица Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Согласно письменного отзыва, представитель просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Барнаульской специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно копии свидетельства о рождении от 24.08.2005 родителями ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения указаны: отец ФИО3 и мать ФИО8

ФИО8 умерла 07.04.2011г.. На момент смерти матери несовершеннолетний ФИО2 проживал с ней.

26.04.2011г. отдел опеки и попечительства администрации города Рубцовска направил несовершеннолетнего ФИО2 в КГУСО «Краевой социальный приют для детей и подростков «Заря».

27.04.2011г. социальным педагогом приюта на имя несовершеннолетнего ФИО2 был открыт вклад в ОАО «Сбербанк России». 28.04.2011 г. получено свидетельство о смерти матери несовершеннолетнего; 06.05.2011 г. на несовершеннолетнего получен СНИЛС.

18.05.2011г.в ГУ Управления ПФ РФ в г.Рубцовске и Рубцовском районе поступило заявление КГУСО «Краевой социальный приют для детей и подростков «Заря» о назначении ФИО2 пенсии по потери кормильца.

Решением ГУ Управления ПФ РФ в г.Рубцовске и Рубцовском районе от 24.05.2011г. несовершеннолетнему ФИО2 назначена пенсия по потери кормильца с 07.04.2011г. по 19.12.2022г., с перечислением денежных средств на расчетный счет, открытый на имя несовершеннолетнего.

Решением ГУ Управления ПФ РФ в г.Рубцовске и Рубцовском районе от 27.05.2011г. несовершеннолетнему ФИО2 назначена социальная пенсия по потери кормильца с 18.05.2011г. по 19.12.2022г., с перечислением денежных средств на расчетный счет, открытый на имя несовершеннолетнего.

Постановлением администрации города Рубцовска Алтайского края от 26.05.2011 № 1860 «О признании оставшимся без попечения родителей несовершеннолетнего ФИО2» несовершеннолетний ФИО2 был признан оставшимся без попечения родителей, так как мать ребенка ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ. умерла, отец ФИО3 устранился от воспитания и содержания сына.

Решением Рубцовского городского суда от 22.12.2011 г. из актовой записи от 24.08.2005г., составленной отделом ЗАГС администрации г.Рубцовска Алтайского края о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, исключены сведения об отце ФИО3. Решение вступило в законную силу 30.01.2012 г..

Вступившее в законную силу решение суда от 22.12.2011г. КГБУСО «Краевой социальный приют для детей и подростков «Заря» получено 08.02.2012.

Таким образом, несовершеннолетний ФИО2 в полной мере стал относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации города Рубцовска Алтайского края от 24.02.2012 несовершеннолетний ФИО2, определен в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение.

Представителями КГБУСО «Краевой социальный приют для детей и подростков «Заря» 28.02.2012 г. на основании вступившего решения суда было получено новое свидетельство о рождении ФИО2, в котором уже отсутствовали сведения об отце, 02.03.2012 начальнику отдела опеки и попечительства администрации города Рубцовска были направлены подлинные документы на несовершеннолетнего ФИО2 (свидетельство о рождении, СНИЛС, мед. документы, пенсионное удостоверение, справка о получении пенсии, характеристика, заключение ЦПМПК, свидетельство о смерти матери) для получения путевки в детский дом.

06.03.2012г. Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации на ФИО2 выдана путевка о зачислении его в КГБОУ «Бийский специальный (коррекционный) детский дом № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья».

16.03.2012г. состоялась передача несовершеннолетнего ребенка в детский дом.

Приказом КГБУСО «Краевой социальный приют для детей и подростков «Заря» от 16.03.2012 несовершеннолетний был отчислен из состава воспитанников приюта на основании путевки в КГБОУ «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом № 7».

На основании постановления администрации Центрального района города Барнаула от 24.02.2016 г. , над несовершеннолетним ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО1

07.06.2017 ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратилась в УПФР в г.Барнауле (Индустриальный район) Алтайского края с заявлением о перерасчете пенсии, при этом предоставив: свидетельство о рождении ФИО2 от 28.02.2012, решение об установлении юридического факта, свидетельство о смерти, паспорт.

Перерасчет пенсии произведен с 01.07.2017г. и ФИО2 назначена пенсия как круглому сироте (ребенку умершей одинокой матери).

Опекун обратилась в Рубцовский городской суд Алтайского края с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска» о взыскании убытков.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 26.10.2017г. по делу №2-3729/2017 отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Рубцовска» о взыскании убытков.

Суд пришел к выводу, что КГБУСО «Краевой социальный приют для детей и подростков «Заря» по своей деятельности относилось к учреждениям социальной защиты, что подтверждается уставом, а не к учреждение общественного воспитания, и нахождение у них несовершеннолетних, в том числе ФИО2, являлось временной мерой, а с учетом принятия постановления Администрации города Рубцовска Алтайского края от 24.02.2012, у них отсутствовала необходимость для обращения в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии несовершеннолетнему ФИО2 как круглому сироте.

В уточненном иске истец указывает, что вина КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №3» заключается в том, что КГБУ не обратился с заявлением в Пенсионный фонд о назначении пенсии ФИО2 как круглому сироте с момента поступления ребенка уже в статусе круглого сироты, тем самым нарушив право ФИО2 на получение пенсии как круглым сиротой.

Как следует из пенсионного дела, копия свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствовали сведения об отце, было представлено представителем КГБОУ «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» 22.03.2012г., и подано заявление о передачи пенсионного дела по месту нахождения ребенка в г.Барнаул. Кроме того, из указанного заявления следует, что ФИО2 получает пенсию по потери кормильца и является круглым сиротой.

22.03.2012г. представитель Барнаульского детского дома №7 ФИО9 обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Барнауле Алтайского края о запросе пенсионного дела по месту нахождения ребенка в г. Барнаул. Причем, представитель ФИО9 считала, что ФИО2 получает пенсию как круглый сирота, что подтверждается указанием ФИО9 в заявлении о том, что ФИО2 получает пенсию по потери кормильца и является круглым сиротой.

В сопроводительном письме из г. Рубцовска от 27.03.2012г. указано, что ФИО2 является получателем социальной пенсии как потерявший одного родителя, в размере 4 170,72 руб..

Вместе с тем, при получении пенсионного дела из г. Рубцовска, сотрудники Главного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края не устранили данное несоответствие, не обратились к КГБОУ «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом №7» с предложением о написании представителем другого заявления о перерасчете пенсии ФИО2 как круглому сироте ( размер пенсии составил бы в 2 раза больше).

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19 пб от 27.02.2002 "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (п. 11). При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов (п. 12).

Согласно пункту 11 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации N 17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб от 27 февраля 2002 года (далее - Правила), истребование от физических и юридических лиц документов, необходимых для назначения пенсии, относится к полномочиям соответствующего территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пункт 13 Правил, утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 года N 17/19пб предусматривает, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

В связи с этим в случае выявления факта неполноты представленных документов для назначения пенсии сотрудник Пенсионного фонда обязан был истребовать необходимые документы в установленном порядке либо предложить представить такие документы. Вместе с тем в материалах дела сведения о выполнении Пенсионным фондом положений п. 11 Правил при рассмотрении заявления отсутствуют.

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон, утратил силу с 1 января 2015 года; в редакции на момент 2012 года) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона, в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, сотрудник Пенсионного фонда не разъяснил представителю КГБОУ «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом №7» о том, что было необходимо написать другое заявление, как и было сделано в 2017 году, когда истец в апреле 2017 года (19.04.2017г.) обратился с заявлением о постановке на учет выплатного (пенсионного) дела и продлении выплаты в связи с изменением места жительства, а 17.06.2017г. о перерасчете размера пенсии.

Из информации от 04.06.2018г., предоставленной ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края, произведен перерасчет пенсии по случаю потери кормильца ФИО2, как ребенку одинокой матери, с 01.07.2017г. в размере 11 578,81 руб.. Размер пенсии на июнь 2018г. составляет 11 914, 60 руб.

Главное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края не произвело перерасчет размера пенсии с момента, когда представитель Барнаульского детского дома №7 ФИО9 обратилась с заявлением о передачи пенсионного дела по месту нахождения ребенка в г. Барнаул -22.03.2012г., когда у ФИО2 возникло право на получение пенсии как круглого сироты (30.01.2012 г. вступило в законную силу решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26.10.2017г. по делу №2-3729/2017 об исключении из актовой записи от 24.08.2005г. сведений об отце ФИО10 ).

Перерасчет размера пенсии ФИО2 как круглому сироте следовало произвести с 01.02.2012 г.(с начала следующего месяца, когда решение суда от 22.12.2011г. вступило в законную силу-30.01.2012г.), а не с 07.04.2011г., когда была назначена социальная пенсия по потери кормильца (матери).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9, работавшая с 2011 года по 2012 год в КГБОУ «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», пояснила, что в марте 2012 года прибыл в детский дом ребенок, мать которого умерла, в графе отец был прочерк. Из личного дела увидели, что у ребенка имеется пенсия по потере кормильца, где детский дом должен незамедлительно обратиться в Пенсионный фонд, запросить дело. ФИО9 обратилась в Пенсионный фонд по доверенности, предоставив свидетельство о рождении ФИО2, свидетельство о смерти его матери, справку с заявлением о направлении запроса о передачи дела с Рубцовска в г. Барнаул. Хоменко написала заявление, ей был выдан второй экземпляр заявления, где она указала статус ребенка как круглого сироты, сведения о родителях. Специалист пенсионного фонда не разъяснил, что нужно было писать другое заявление, телефонных звонков от представителя пенсионного фонда по данному вопросу тоже не поступало. В личном деле ФИО2 имелась информация о том, что у ребенка в графе отец стоял прочерк. Заявление ФИО9 было подано в Пенсионный фонд с целью прибытия в детский дом №7 ребенка ФИО2. ФИО9 считала, что ФИО2 уже получает пенсию как круглый сирота.

Таким образом, суд приходит к выводу, что КГБОУ «Барнаульский специальный (коррекционный) детский дом №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» выполнил все требования действующего на тот период законодательства, наличие вины в действиях детского дома №7 не усматривается. Назначение трудовой пенсии как круглому сироте обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, путем подачи соответствующего заявления, что в данном случае было сделано. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Поскольку Пенсионный орган произвел исчисление пенсии ФИО2 по потере кормильца, без учета во внимание как круглого сироты, на которое рассчитывал заявитель, и пенсионный орган нарушил право ФИО2 на своевременное получение пенсии ФИО2 как круглым сиротой, в результате чего ребенок недополучил пенсию, в чем выражается вина Пенсионного фонда.

Те обстоятельства, что пенсия ФИО2 выплачивалась не в полном размере, а также то, что Пенсионным фондом не было разъяснено право на предоставление другого заявления (с указанием ФИО2 как круглого сироты), при рассмотрении дела представителем Пенсионного фонда не оспаривались.

Таким образом, установлено нарушение действующего законодательства должностными лицами Пенсионного фонда.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии (п. 2 ст. 22 ФЗ N 166-ФЗ).

Согласно п.28 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001 производится на основании письменного заявления, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая заявленные требования о взыскании убытков с администрации г. Рубцовска и КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №3» и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из того, что вины указанных ответчиков в неполучении ФИО2 пенсии как круглым сиротой нет, доказательств обратного не предоставлено.

С Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края убытки не подлежат взысканию, так как Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края не является субъектом гражданских отношений.

Спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными, они регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, следовательно, к требованиям ФИО1 о возмещении убытков, причиненных несвоевременным повышением пенсии, не могут быть применены положения статей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку право ФИО2 на своевременное и в полном объеме получение пенсии как круглого сироты было нарушено действиями Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края, не исполнившего надлежаще возложенную на него государственную функцию, истец в силу прямого указания закона имеет право на перерасчет пенсии в полном размере за весь спорный период.

Однако истцом не было заявлено требования о перерасчете пенсии. В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и не вправе выйти за пределы иска, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Законные основания для выхода за пределы заявленных требований и рассмотрения требований о перерасчете ФИО2 пенсии ( с даты, ранее чем с 2017 года) у суда отсутствуют, поскольку по указанным основаниям иск не был предъявлен.

На дату рассмотрения дела истец с таким заявлением к пенсионному органу не обращался, отказа не было, поэтому на день рассмотрения настоящего спора права истца Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края по перерасчету пенсии не нарушены.

Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Наконечникова