НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 06.04.2016 № 2А-2398/2016

Дело а-2398/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Барнаул 6 апреля 2016 г.

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Судьи Чепрасова О.А.

При секретаре Максачук Н.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Прокурора г.Барнаула в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г.Барнаула об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Барнаула обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Барнаула о признании противоречащим закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 4.3 Порядка оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Барнаула Алтайского края в части жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (далее – Порядок 1), п. 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 4.3 Порядка оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных доках, расположенных на территории г.Барнаула Алтайского края, в части нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (далее – Порядок 2), утвержденных постановлением Администрации г.Барнаула от 21.09.2015 г. №1685.

В обоснование требований указал на то, что п. п. 2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка 1 и п.п.2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка 2 предусмотрена оплата взносов на капитальный ремонт на основании договора, определен порядок заключения такого договора с региональным оператором, уполномоченным лицом, владельцем спецсчета с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула для жилых помещений и с Комитетом по управлению муниципальной собственностью в отношении нежилых помещений.

Полагал, что положения п. п. 2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка 1 и п.п.2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка 2 противоречат ст. 171 ЖК РФ, Закону Алтайского края от 28.06.2013 г. №37-ЗС в части возложения на регионального оператора, уполномоченное лицо, владельца спецсчета обязанности заключить договор на оплату взносов с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула либо Комитетом по управлению муниципальной собственностью в отношении нежилых помещений.

Кроме того, п. п. 2.2, 3.3, 4.3 Порядка 1 и п. п. 2.2, 3.3, 4.3 Порядка 2, обязывающие регионального оператора, уполномоченное лицо, владельца спецсчета ежемесячно производить расчет расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, исходя из размера взноса, установленного для каждого многоквартирного дома, и общей площади муниципальных жилых помещений в таком доме с учетом количества календарных дней владения противоречат ст.ст.178, 182, ч.3 ст.158 ЖК РФ.

Принесенный протест прокурора г.Барнаула от 22.01.2016 г. отклонен административным ответчиком.

В судебном заседании прокурор Боровкова Е.П. требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Новикова О.В. возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве. Свои возражения ответчик мотивирует тем, что оспариваемое постановление принято Администрацией г.Барнаула в пределах своих полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие. Указывает, что понятие муниципального образования не тождественно понятию органа местного самоуправления. Публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права – граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы. В связи с этим орган местного самоуправления не может оплачивать коммунальные услуги на основании платежного документа через кредитную организацию, поскольку указанное противоречит требованиям бюджетного законодательства. Расчет календарных дней владения производится в отчетом периоде в связи с тем, что данный расчет является подтверждением целевого использования бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт.

Представитель заинтересованного лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула Чапланова Е.В. возражала против заявленных требований, полагая, что прокурор необоснованно ссылается на исключение из закона понятия «договора о формирование фонда капитального ремонта», поскольку указанный договор отношения к порядку оплаты взносов на капитальный ремонт не имеет.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальной собственностью Обертасова Н.А. также заявила возражения против удовлетворения иска, полагая, что у прокурора отсутствуют полномочия обращаться за защитой прав регионального оператора, владельца спецсчета и лица, которое уполномочено на решение этих вопросов. Оспариваемое постановление принято с учетом требований Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего обязанность заключения договора для принятия расходных обязательств.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ст. 2 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Часть 3 ст. 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В силу ч. ч. 7, 8 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в том числе, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации г.Барнаула от 21.09.2015 г. утверждены. Порядок оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Барнаула Алтайского края, в части жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и Порядок оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Барнаула Алтайского края, в части нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п. п. 2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка 1 и Порядка 2, оплата взносов на капитальный ремонт производится на основании договора, заключенного комитетом с региональным оператором. Оплата взносов на капитальный ремонт производится на основании договора, заключенного комитетом с лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме на заключение договора на оплату взносов на капитальный ремонт и предоставление платежных документов (далее - уполномоченное лицо).

Для заключения договора на оплату взносов на капитальный ремонт уполномоченное лицо предоставляет в комитет следующие документы: копию протокола решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о способе формирования фонда капитального ремонта, выборе уполномоченного лица, размере взноса на капитальный ремонт (в случае определения его в размере, превышающем минимальный размер взноса, установленный в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края); документы, подтверждающие открытие спецсчета, владельцем которого определен региональный оператор. Оплата взносов на капитальный ремонт производится на основании договора на оплату взносов, заключенного между комитетом и владельцем спецсчета, открытого в кредитной организации.

Для заключения договора на оплату взносов на капитальный ремонт владелец спецсчета предоставляет в комитет следующие документы: копию протокола решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о способе формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт (в случае определения его в размере, превышающем минимальный размер взноса, установленный в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края); документы, подтверждающие открытие спецсчета в кредитной организации; документы, подтверждающие полномочия по управлению многоквартирным домом.

Пунктом 2.2 Порядка 1 и Порядка 2 установлено, что региональный оператор ежемесячно производит расчет расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, исходя из размера взноса, установленного для каждого многоквартирного дома, и общей площади муниципальных жилых( нежилых – в Порядке 2) помещений в таком доме с учетом количества календарных дней владения (приложение к Порядку).

Уполномоченное лицо ежемесячно производит расчет расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, исходя из размера взноса, установленного для каждого многоквартирного дома, и общей площади муниципальных жилых (нежилых- в Порядке 2) помещений в таком доме с учетом количества календарных дней владения (приложение к Порядку) (п.3.3 Порядка 1 и Порядка 2).

Владелец спецсчета ежемесячно производит расчет расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, исходя из размера взноса, установленного для каждого многоквартирного дома, и общей площади муниципальных жилых (нежилых – в Порядке 2) помещений в таком доме с учетом количества календарных дней владения (приложение к Порядку) (п.4.3 Порядка 1 и Порядка 2).

Суд соглашается с доводами прокурора о противоречии оспариваемых пунктов 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 4.3 Порядка 1 и Порядка 2 действующему законодательству.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Аналогичная норма о бремени содержания жилого помещения как одного из видов имущества предусмотрена в ст.30 ЖК РФ.

В соответствии со ч. ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В силу ч. 2 ст. 158 ЖК РФ, расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

В силу ст. 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, обязанность собственника по уплате взносов на капитальный ремонт связана с самим фактом возникновения права собственности, а основанием внесения платы является платежный документ.

В силу статьи 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда.

Деятельность регионального оператора, осуществляющего, в том числе, функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным Кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 178 названного Кодекса).

Порядок деятельности регионального оператора регламентированы Законом Алтайского края от 28.06.2013 N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" (принят Постановлением АКЗС от 28.06.2013 N 406).

В соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного Закона, региональный оператор в порядке и в сроки, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, заключает с собственниками помещений в многоквартирном доме, которые приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также с собственниками помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением.

Законом Алтайского края от 22.12.2015 N 124-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" (принят Постановлением АКЗС от 21.12.2015 N 372) ч.3 ст.14 Закона Алтайского края от 28.06.2013 N 37-ЗС утратила силу.

В соответствии со ст.124 ГК РФ, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.2 ст.125 Кодекса).

ЖК РФ в ст. 4 также относит к участникам жилищных отношений, помимо граждан, юридических лиц, также и Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Таким образом, приведенные положения об обязанности собственника вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании платежного документа в равной степени распространяются на публичные образования в отношении принадлежащих им помещений, входящих в государственный и муниципальный жилищный фонд.

Вопреки указанным нормам, администрация г. Барнаула в оспариваемом акте предусмотрела обязанность регионально оператора, уполномоченного лица, владельца спецсчета заключать договор на оплату взносов на капитальный ремонт.

В связи с изложенным, п. п. 2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка 1 и Порядка 2 противоречат ст. 171 ЖК, Закону Алтайского края от 28.06.2013 N 37-ЗС в части возложения на регионального оператора, уполномоченное лицо, владельца спецсчета обязанности заключить договор на оплату взносов с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула для жилых помещений либо с Комитетом по управлению муниципальной собственностью для нежилых помещений.

Доводы административного ответчика о том, что федеральный законодатель предусмотрел в ч. 3 ст. 153 ЖК РФ органы местного самоуправления в качестве отдельных субъектов спорных правоотношений, не основаны на буквальном толковании как части 3 указанной нормы, так и иных норм гражданского и жилищного законодательства в их совокупности.

То обстоятельство, что муниципальное образование, помимо норм гражданского и жилищного законодательства, обязано также соблюдать нормы бюджетного законодательства, также не свидетельствует об обоснованности позиции ответчика.

Согласно ст. 36 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края (принятым Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789) Городская Дума, администрация города и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс и бюджетную смету, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют печати, штампы, бланки с официальными символами города Барнаула, расчетные счета в банковских учреждениях, лицевые счета в органах Федерального казначейства.

Органы администрации города являются юридическими лицами согласно положениям об этих органах.

Органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом.

В силу ст. ст. 161, 162, 219 БК РФ, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты,

Согласно ст. 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Таким образом, указанные нормы Бюджетного Кодекса РФ не препятствуют ответчику производить оплату на основании платежных документов, как это предусмотрено специальным законом.

Позиция стороны ответчика об особом характере данных расходов и особом статусе муниципального образования, как собственника жилых помещений, ставит в неравное положение собственников – физических лиц, организаций (которые несут обязанность по оплате при наличии права собственности и на основании платежного документа), и собственника – муниципального образования г. Барнаул (который несет обязанность при наличии пакета документов, отсутствие которого может являться основанием для отказа в финансировании расходов), а также возлагает не предусмотренные законом обязанности и проводит различия для лица, управляющего многоквартирным домом, в зависимости от того, кто является собственником помещения в многоквартирном доме.

Так же суд полагает, что п. п. 2.2, 3.3, 4.3 Порядка 1 и Порядка 2, возлагающие на регионального оператора, уполномоченное лицо, владельца спецсчета обязанность ежемесячно производить расчет расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, исходя из размера взноса, установленного для каждого многоквартирного дома, и общей площади муниципальных жилых помещений в таком доме с учетом количества календарных дней владения противоречат требованиям жилищного законодательства в части учета количества календарных дней владения.

Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, размер взносов на капитальный ремонт не зависит от количества календарных дней владения и в случае приобретения в муниципальную собственность помещения в многоквартирном доме к муниципальному образованию переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

На основании изложенного требования прокурора подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Барнаула удовлетворить в части.

Признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Барнаула Алтайского края, в части жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, пункты 2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Барнаула Алтайского края, в части нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Администрации г.Барнаула от 21.09.2015 г. №1685.

Признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 2.2, 3.3, 4.3 Порядка оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Барнаула Алтайского края, в части жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, пункты 2.2, 3.3, 4.3 Порядка оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Барнаула Алтайского края, в части нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Администрации г.Барнаула от 21.09.2015 г. №1685, в части учета количества календарных дней владения.

В остальной части отказать.

Опубликовать резолютивную часть данного решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в газете «Вечерний Барнаул».

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в апелляционном порядке.

Судья: Чепрасов О.А.