НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 05.04.2016 № 2А-2506/16

Дело №2а-2506/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2016 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи: Мальцевой О.А.,

при секретаре: Абрамовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Леонтьева А.Г к Лебяжинской сельской администрации Центрального района г Барнаула, комитету по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула о признании незаконными решений,

УСТАНОВИЛ:

Леонтьев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 600 кв.м., расположенного в 55 м по направлению на юг, по .... и земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 600 кв.м., расположенного в 45 м по направлению на юг, по .....

Леонтьев А.Г. обратился в сельскую администрацию с заявлением о предоставлении адреса вышеуказанным земельным участкам в ответ на которое, письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ОА-254 сообщено об отсутствии случаев для присвоения адреса, что по мнению административного истца, является отказом в адресации объектов недвижимости.

В дальнейшем Леонтьев А.Г. обратился в комитет по строительству архитектуре и развитию г.Барнаула (далее также - комитет) с заявлением о присвоении адреса земельным участкам, на что комитетом 12.01.2016г. выданы распоряжения об адресации объектов недвижимости, которыми подтверждено существующее местоположение земельных участков без фактического присвоения адресов.

Полагает, что отказ Центральной сельской администрации Центрального района г. Барнаула в присвоении адреса является незаконным, поскольку ссылка администрации на отсутствие случаев для присвоения адреса не подтверждается нормами права, отказ является не мотивированным, не соответсвует форме решения утвержденной Приказом Минфина России от 11.12.2014г. №146.

Решение комитета, не содержащие присвоенного адреса, противоречит Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. №1221, нарушает порядок ведения государственного адресного реестра.

В связи, с чем с учетом уточнений просит признать незаконным отказ Лебяжинской сельской администрации Центрального района г. Барнаула в присвоении адреса земельным участкам от ДД.ММ.ГГГГ № ОА-254, а также признать незаконными распоряжения комитета по строительству архитектуре и развитию .... от 12.01.2016г. , от 12.01.2016г. об адресации объектов недвижимости, обязать ответчиков присвоить адреса названным земельным участкам.

В судебном заседании представитель административного истца на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в административном иске, указывая на то, что отказ в адресации земельных участков нарушает права Леонтьева А.Г., поскольку лишает возможности осваивать участок в соответствии с разрешенным видом использования.

Представитель административного ответчика Лебяжинской сельской администрации Центрального района г.Барнаула в судебном заседании указал на реорганизацию Центральной сельской администрации Центрального района города Барнаула путем присоединения к Лебяжинской сельской администрации Центрального района города Барнаула согласно решение Барнаульской городской Думы от 28.08.2015 N 511.

Возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что присвоение адресов осуществляется в отношении земельных участков в случаях подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории, а также в случае выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным закона «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке.

В указанном случае, основания для адресации объектов недвижимости, предусмотренные пдп. «а» п.7 Правил присвоения и аннулирования адресов, утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 отсутствовали.

Представитель административного ответчика комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что на момент подачи Леонтьевым А.Г. заявлений об адресации в комитет не была представлена документация по планировке территории и отношении спорных земельных участков не выполнялись работы по постановке на кадастровый учет, что свидетельствует об отсутствии оснований, предусмотренных пдп. «а» п.7 Правил присвоения и аннулирования адресов, утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 для присвоения адреса. Полагает что права административного истца не нарушены изданием оспариваемых распоряжений.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Барнаула в судебном заседание возражала против удовлетворения иска, указывая на отсутствие нарушений прав истца.

Леонтьев А.Г., заинтересованное лицо- представитель администрации Центрального района г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из положений ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка их принятия, совершения действий.

Пунктом 28 этого же Постановления Пленума Верховного Суда, судам разъяснено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Леонтьев А.Г. является собственником земельных участков: с кадастровым номером .... площадью 600 кв.м., расположенного в 55 м по направлению на юг, по .... и земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 600 кв.м., расположенного в 45 м по направлению на юг, по ...., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав 22Д от 28.05.2015г., 22Д от 03.06.2015г. Указана категория земель: земли населенных пунктов -индивидуальные жилые дома.

ДД.ММ.ГГГГ Леонтьев А.Г. обратился в Центральную сельскую администрацию .... с заявлениями о присвоении адреса вышеуказанным земельном участкам.

На данные заявления, ДД.ММ.ГГГГ Леонтьеву А.Г. направлены ответы за № ОА-254, № ОА-253 с указанием на отсутствие оснований для присвоения адреса объектам недвижимости со ссылкой на п. 8 Правил присвоения адресов объектам недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. .

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Леонтьев А.Г. обратился в комитет по строительству архитектуре и развитию .... с заявлением о присвоении адреса земельным участкам с кадастровым номером 22:61:050601:6038 и номером 22:61:050601:6037.

ДД.ММ.ГГГГ комитетом по строительству архитектуре и развитию .... приняты распоряжения и об адресации объектов недвижимости, которыми подтверждено существующие местоположение указанных земельных участков, а именно: Российская Федерация Алтайский край, г.Барнаул, пос. Черницк, ул. Крестьянская, 2 участок расположен в 55 м по направлению на юг и Российская Федерация .... участок расположен в 45 м по направлению на юг.

Адреса земельным участкам не присвоены до настоящего времени, что не отрицалось сторонами.

Согласно ст.13 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года № 789, на территории города Барнаула находятся сельские населенные пункты и поселки, не являющиеся муниципальными образованиями, в том числе поселок Черницк.

В соответствии со ст. 63.3 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере строительства, градостроительства и архитектуры, который в числе прочего осуществляет присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре является комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.

Указанные полномочия комитета закреплены и в Положении о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденном решением Барнаульской городской Думы от 26 июля 2010 года № 333 (п. 3.24).

Статьей 3 Положения о Центральной сельской администрации Центрального района города Барнаула (Приложение 2 к Решению городской Думы от 10 июня 2009 г. N 119), действующего на момент подачи Леонтьевым А.Г. заявлений об адресации объектов и утратившим силу с 05.12.2015г. установлено, что территорию, подведомственную Центральной сельской администрации Центрального района города Барнаула образуют земли в пределах границ, зафиксированных на Генеральном плане городского округа. На подведомственной территории находится, в том числе, поселок Черницк.

Согласно п. 16 ст. 10 названного Положения ( в ред. решения БГД от 09.10.2012 N 844) сельская администрация присваивает наименование улицам и переулкам, устанавливает нумерацию домов.

В силу п. 6.1.1 Порядка адресации объектов недвижимости на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. постановлением Администрации города Барнаула от 24.08.2011 N 2516 ( в ред. Постановления администрации города Барнаула от 10.01.2014 N 13) присвоение, изменение, учет (ведение адресного реестра), изъятие (ликвидацию) адресов, описание местоположения неадресуемых объектов недвижимости на территории города Барнаула осуществляет комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - Комитет), на территории сельских населенных пунктов и поселков, расположенных на территории районов города Барнаула, - соответствующие сельские (поселковая) администрации (далее - сельская администрация).

Между тем, решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2015 года № 423, вступившим в законную силу 04 марта 2015 года, пункт 16 статьи 10 Положения о Центральной сельской администрации Центрального района города Барнаула исключен, кроме того, с 15 мая 2015 года признано утратившим силу постановление Администрации города Барнаула от 24.08.2011 N 2516 "Об утверждении Порядка адресации объектов недвижимости на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", закреплявшие полномочия сельских администраций на присвоение, изменение и учет адресов объектов.

Таким образом, на момент подачи Леонтьевым А.Г. (16.11.2015) заявлений об адресации объектов недвижимости у Центральной сельской администрации Центрального района г. Барнаула отсутствовали полномочия на разрешение таких заявлений административного истца.

Учитывая, что оспариваемые решения Центральной сельской администрации Центрального района г. Барнаула № ОА-254, № ОА-253 от 03.12.2015 года приняты вне рамок предоставленных муниципальному органу полномочий, они не нарушают прав и свобод заявителя, поскольку не влекут каких-либо негативных последствий и не порождают прав и обязанностей, что с учетом разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» является основанием для отказа в удовлетворении требований, предъявленных к административному ответчику – Лебяжинской сельской администрации Центрального района г.Барнаула.

Вместе с тем, согласно Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, Положения о комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, органом местного самоуправления компетентным присваивать адреса объектам адресации (в том числе земельным участкам) на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края является комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.

Как указывалось выше, на основании заявлений Леонтьева А.Г., указанным органом изданы распоряжения и от ДД.ММ.ГГГГ, которыми подтверждено существующие местоположение земельных участков, принадлежащих истцу, Российская Федерация .... участок расположен в 55 м по направлению на юг и ФИО1 .... участок расположен в 45 м по направлению на юг.

Оспаривая указанные акты административный истец ссылается на нарушение органом местного самоуправления Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Действительно, Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно п. 6 которого присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.

До 15.05.2015 года присвоение адресов на территории муниципального образования городской округ город Барнаул осуществлялось в соответствии с Порядком адресации объектов недвижимости на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. постановлением Администрации города Барнаула от 24.08.2011 N 2516.

Вместе с тем, в связи с изданием постановления администрации города Барнаула от 15.05.2015 N 744 указанный Порядок утратил силу, комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, администрациям Индустриального, Ленинского, Центрального районов города Барнаула при осуществлении полномочий по присвоению, изменению и аннулированию адресов на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края рекомендовано руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее Правила).

В соответствии с п. 5 Правил N 1221 объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Согласно п.3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:

а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства;

б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами;

в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил (п. 7 Правил).

Пунктом 40, 41 Правил предусмотрено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:

а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;

б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;

в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;

г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.

Согласно с п. 22 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации); другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.

Пунктом 37 Правил установлено, что решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, а также решение об отказе в таком присвоении или аннулировании принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления.

Из оспариваемых распоряжений усматривается, что комитетом не было отказано Леонтьеву В.Г. в присвоении объектам недвижимости адреса, что прямо следует из их текста, вместе с тем, принятые акты не содержат сведений, указанных в п. 22 Правил, а именно отсутствует присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса.

Пунктами 44, 49 Правил предусмотрено, что структура адреса включает в себя в том числе, номер земельного участка.

Принимая во внимание, что оспариваемые распоряжения комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула от 12.01.2016г. №07, от 12.01.2016г. №03 не соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", а именно (п. 22, 40 Правил) суд приходит к выводу о их незаконности.

Поскольку заявления Леонтьева А.Г. о присвоении адреса земельным участкам в установленном законом порядке по существу не разрешены (адрес не присвоен/в присвоении объекту адресации адреса не отказано), имеются правовые основания для возложения на комитет по строительству, архитектуре и развитию .... обязанности повторно рассмотреть заявления Леонтьева А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении адреса земельным участкам с кадастровым номером 22:61:050601:6038 площадью 600 кв.м. и кадастровым номером , площадью 600 кв.м.

При этом, доводы административного ответчика о не представлении Леонтьевым А.Г. на момент подачи заявления документации по планировке территории, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

По смыслу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.

Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29 октября 2002 года N 150, в подпунктах 3.2.1 и 3.2.2 предусмотрено, что проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки по заказу застройщиков или органов местного самоуправления.

Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе данного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, орган местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания услуги, за которой обратился заявитель.

Положения о запрете истребовать у заявителя документы и информацию, не предусмотренную в качестве обязательной специальными правовыми нормами, подлежат применению в отношении всех видов документов и информации независимо от ее обладателя.

В этой связи Комитет по строительству архитектуре и развитию г.Барнаула при рассмотрении заявлений Леонтьева А.Г. о присвоении адресов земельным участкам, в целях обеспечения надлежащего предоставления заявителю услуги был вправе организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с представлением ее на утверждение.

В силу ч.1 ст.219 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее КАС РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что оспариваемые распоряжения, изданы комитетом по строительству архитектуре и развитию г.Барнаула 12.01.2016г., административный иск подан 29.01.2016г., срок на его подачу не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Леонтьева А.Г – удовлетворить частично.

Признать незаконными распоряжения комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на комитет по строительству, архитектуре и развитию .... обязанность повторно рассмотреть заявления Леонтьева А.Г от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении адреса земельным участкам с кадастровым номером площадью 600 кв.м. и кадастровым номером , площадью 600 кв.м.

В остальной части- отказать.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Мальцева