НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 04.04.2022 № 12-397/2022

Дело № 12-397/2022

УИД: 22RS0068-01-2022-001320-35

РЕШЕНИЕ

4 апреля 2022 года г.Барнаул

Судья Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края Н.В. Церковная, рассмотрев жалобу защитника закрытого акционерного общества «Алтайкровля» Коромысловой Ирины Евгеньевны на постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, закрытое акционерное общество «Алтайкровля» (далее – ЗАО «Алтайкровля», Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 220 000 руб.

Решением заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, данное постановление изменено, снижен размер административного штрафа до 200 000 руб.

Защитником ЗАО «Алтайкровля» подана жалоба на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование указано на отсутствие оснований для проведения выездного обследования лесных участков; административное правонарушение является несущественным и малозначительным. Также указано, что в приказе Минприроды России от 4 декабря 2020 года № 1014 «Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений» содержится закрытый перечень земель, предназначенных для лесовосстановления – вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины. Вместе с тем, из 16 участков, на которых выявлены неудовлетворительные результаты работ, 11 – участки, расположенные на покрытых землях, то есть на этих площадях уже произрастают лесные насаждения, и они, согласно пункту 7 Правил лесовосстановления не относятся к землям, предназначенным для лесовосстановления. Кроме того, должностным лицом не соблюдены сроки составления протокола и постановления об административном правонарушении.

Кроме того, заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, поскольку ранее поданная жалоба была возвращена.

В судебное заседание законный представитель, защитник ЗАО «Алтайкровля» не явились, извещены надлежаще.

Исследовав материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, его копии направлены почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ конкурсному управляющему Общества Зинову П.В. по адресу: .... (почтовый идентификатор ), ЗАО «Алтайкровля» по адресу: .... (почтовый идентификатор ).

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с номером почтового идентификатора , копия постановления вручена конкурсному управляющему ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Общество обратилось с жалобой к вышестоящему должностному лицу. Решением от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ЗАО «Алтайкровля» удовлетворена частично. Копия решения получена конкурсным управляющим Общества Зиновым П.В. ДД.ММ.ГГГГ (почтовый идентификатор ).

Жалоба направлена в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу , жалоба Общества возвращена (ШПИ ). Копия определения получена конкурсным управляющим ЗАО «Алттайкровля» ДД.ММ.ГГГГ.

Повторно Общество обратилось в суд с жалобой ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что Обществом право на обжалование постановления должностного лица первоначально реализовано в установленные законом сроки, после возвращения жалобы она повторно была подана через незначительный промежуток времени, судья приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для восстановления процессуального срока на обжалование постановления от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, ходатайство ЗАО «Алтайкровля» подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.

Согласно статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации – лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

В соответствии с пунктом 53 Правил лесовосстановления, лесные культуры с приживаемостью 25 - 85%, определенной при инвентаризации в соответствии с абзацем вторым пункта 9 настоящих Правил, в которых не обеспечивается количество деревьев главной породы, предусмотренной в таблицах 1 Приложений 1 - 41 к настоящим Правилам подлежат дополнению.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Алтайкровля» на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного за номером , осуществляет использование лесов соответствии с Проектом освоения лесов по заготовке древесины на лесном участке, арендуемом Обществом, Лесной декларацией.

Как следует из материалов дела в квартале выдела Озерского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 25,5 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 883 шт./га, приживаемость 44%;

в квартале выдела Озерского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 1,59 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 50 шт./га, приживаемость 1%;

в квартале выдела Речкуновского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 1,5 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 25 шт./га, приживаемость 1%;

в квартале выдела Речкуновского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 1,11 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 1050 шт./га, приживаемость 26%;

в квартале выдела Речкуновского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 1,26 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 1125 шт./га, приживаемость 28%;

в квартале выдела Речкуновского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 1,41 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 1100 шт./га, приживаемость 28%;

в квартале выдела Речкуновского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 0,81 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 1075 шт./га, приживаемость 27%;

в квартале выдела Первомайского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 1,05 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 0 шт./га. приживаемость 0 %;

в квартале выдела Первомайского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производи создание лесных культур сосны на площади 3,36 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных Фазных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 1325 шт./га, приживаемость 33%;

в квартале выдела Первомайского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 2,43 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 0 шт./га, приживаемость 0 %;

в квартале выдела Первомайского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 5,07 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 25 шт./га, приживаемость 1%;

в квартале выдела Первомайского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 2,7 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 1550 шт./га, приживаемость 78%;

в квартале выдела Повалихинского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 3,2 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 750 шт./га, приживаемость 38%;

в квартале выдела Повалихинского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 2,4 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 1125 шт./га, приживаемость 56%:

в квартале выдела Повалихинского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 4,3 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 750 шт./га, приживаемость 38%;

в квартале выдела Повалихинского участкового лесничества, где в ДД.ММ.ГГГГ году производилось создание лесных культур сосны на площади 6,6 га, в рядах отсутствуют погибшие и живые сеянцы, свидетельствующие о проводимых работах по дополнению лесных культур (разных возрастов), не выполнено дополнение лесных культур, на участке присутствуют растения одного возраста, в количестве 1225 шт./га, приживаемость 31%..

Указанные нарушения выявлены отделом обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в период с 19 июля по ДД.ММ.ГГГГ при проведении выездного обследования по выполнению мероприятий по дополнению лесных культур.

Факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно: договором аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ; актом выездного обследования территории (лесного участка) от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, отчетами о воспроизводстве лесов и лесоразведении, полевыми карточками, проектами лесовосстанволения и иными материалами, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ЗАО «Алтайкровля», осуществляя использование лесов для заготовки деревины на вышеуказанных территориях не обеспечило соблюдение требований законодательства в области лесных отношений при выполнении работ по лесовосстановлению, в связи с чем обоснованно было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы от отсутствии оснований для проведения выездного обследования лесных участков, опровергается представленными в материалы дела об административном правонарушении заданием на проведение выездных обследований лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ, приказом «О проведении выездных обследований лесных участков» от ДД.ММ.ГГГГ.

Указание в жалобе о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельным.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом обстоятельств дела.

Аналогичная правовая позиция приведена и в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5).

В настоящем случае, существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей как арендатора лесного участка.

Указание в жалобе на то, что из 16 участков, на которых выявлено административное правонарушение, 11 участков - это участки, расположенные на покрытых землях, то есть на этих площадях уже произрастают лесные насаждения, и они, согласно пункту 7 Правил лесовосстановления не относятся к землям, предназначенным для лесовосстановления, подлежит отклонению.

Согласно пункту 5.8 Проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ЗАО «Алтайкровля», мероприятия по уходу за лесными культурами проектируются и выполняются способами и в сроки, способствующими улучшению качественных характеристик лесных культур, обеспечивающими недопущение зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью в междурядьях и рядах на лесокультурных площадях.

Согласно пункту 3.4.22 Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор обязан строго соблюдать агротехнику при создании лесных культур, своевременно и качественно применять уходы за ними и, при необходимости, проводить дополнения лесных культур.

Несостоятельным является и указание в жалобе на нарушение сроков составления протокола и вынесения постановления об административном правонарушении.

Так, действительно, в соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1), в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2).

Вмененное Обществу правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока.

Между тем, как разъяснено в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении является несущественным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным.

Рассмотрение дела об административном правонарушении по истечении пятнадцатидневного срока со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, установленного частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о незаконности принятых по делу актов, поскольку данный срок также не является пресекательным. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Взыскание наложено с соблюдением положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление, с учетом решения вышестоящего должностного лица, отмене не подлежит.

Вместе с тем, судья находит постановление, решение подлежащими изменению в части размера административного наказания.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Размер административного штрафа для юридических лиц по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет от 200 000 руб. до 300 000 руб.

Оценивая конкретные обстоятельства настоящего дела, характер инкриминируемого деяния, руководствуясь общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, судья полагает необходимым назначенный должностным лицом размер административного штрафа снизить до 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.

При таких обстоятельствах постановление, с учетом решения вышестоящего должностного лица, подлежит изменению.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

ходатайство защитника закрытого акционерного общества «Алтайкровля» Коромысловой Ирины Евгеньевны о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить, восстановить срок на обжалование указанного постановления.

Жалобу защитника закрытого акционерного общества «Алтайкровля» Коромысловой Ирины Евгеньевны удовлетворить в части.

Постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом решения заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 100 000 рублей.

В остальной части постановление, с учетом решения вышестоящего должностного лица, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд непосредственно или через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Н.В. Церковная