НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 03.05.2017 № 2А-490/17

Дело № 2а-490/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 мая 2017 года г. Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: судьи Пчёлкиной Н.Ю., при секретаре Янченко Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, по встречному иску ФИО1 к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края об отмене решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края обратилось с требованиями к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.

В обоснование требований указало на то, что адвокат ФИО1 в соответствии с п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» являлась плательщиком страховых взносов. Размер страховых взносов за 2015 год составляет 22 261 руб. 38 коп., из них: 18 610 руб. 80 коп. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее по тексту – ОПС) в Пенсионный фонд, 3 650 руб. 58 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС). За неуплату страховых взносов на ОПС за 2015 год должнику начислены пени за период с 1 января 2016 года по 8 апреля 2016 года в размере 675 руб. 57 коп., пени за неуплату страховых взносов на ОМС в ФФОМС в размере 132 руб. 52 коп. Требованием от 8 апреля 2016 года должнику предложено добровольно уплатить сумму задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов до 26 апреля 2016 года, которое до настоящего времени не исполнено. Руководствуясь ст.ст. 5,12,14,16,21,25,28,57 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, п.3 ч.3 ст.1, ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил взыскать с ФИО1 сумму страховых взносов за 2015 год в размере 22 261 руб. 38 коп. и пени в размере 808 руб. 09 коп.

ФИО1 предъявлено встречное административное исковое заявление к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края (далее по тексту - УПФР в г.Барнауле), в котором указывает на то, что она обратилась в УПФР в г.Барнауле сначала устно, затем с письменным заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за периоды с 04.10.2014 по 03.04.2016, так как в данный период она находилась в отпустке по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет. 16.03.2017г. ей пришел ответ №7838, которым было отказано в освобождении от уплаты страховых взносов в связи с тем, что возраст ребенка превышает полтора года. Полагает, что отказ является незаконным, так как она не работала, доходов не имела. Просит отменить решение УПФР в г.Барнауле от 16.03.2017г. №7838 об отказе в освобождении ФИО1 от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ за период с 04.10.2014 по 03.04.2016, обязать УПФР в г.Барнауле рассмотреть вопрос об освобождении ее от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ за период с 04.10.2014 по 03.04.2016.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, встречное административное исковое заявление считал необоснованным, представил письменный отзыв.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до 01 января 2017 года регулировались положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ).

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

При разрешении требований истца суд руководствуется положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В силу пп. 2 ч. 1 ст. 5 вышеуказанного закона к плательщикам страховых взносов отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона плательщиками страховых взносов и страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в числе прочих, адвокаты.

ФИО1 с 1 ноября 2002 года по настоящее время является адвокатом. Статус адвоката ФИО1 в 2015 году не приостанавливался и не прекращался.

Согласно ст. 14 Закона № 167-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ (в том числе адвокаты), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Размер страховых взносов ФИО1 за 2015 год составил 22 261 руб. 38 коп., в том числе: 18 610 руб. 80 коп. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, 3650 руб. 58 коп. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

В установленный статьей 16 Федерального закона № 212-ФЗ срок (не позднее 31 декабря) ответчиком страховые взносы не оплачены.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Рассмотрение дел о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.ч.2,3 ст.21 Федерального закона №212-ФЗ).

В силу ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днём уплаты страховых взносов. Пени могут быть взысканы принудительно за счёт иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой в установленный срок ФИО1 страховых взносов ей направлено требование 8 апреля 2016 года об уплате стразовых взносов в размере 22 261 руб. 38 коп., пени в размере 808 руб. 09 коп. со сроком уплаты 26 апреля 2016 года.

Требование направлено 16 апреля 2016 года по адресу регистрации ответчика (что подтверждается реестром почтовых отправлений) и считается врученным по истечении 6 дней в силу ч.7 ст.22 Федерального закона №212-ФЗ.

По данным Управления Пенсионного фонда России в г.Барнауле задолженность по страховым взносам за 2015 год и пени ФИО1 не уплачены.

Определением мирового судьи судебного участка №6 Центрального района г.Барнаула от 30.06.2016г. судебный приказ от 14.06.2016г. о взыскании с ФИО1 страховых взносов за 2015 год, пени отменен.

В марте 2017 года ФИО1 обратилась в УПФР в г.Барнауле с письменным заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за период с 04.10.2014 по 03.04.2016, так как она находилась в отпустке по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет. Ей направлен ответ №7838, датированный 16.03.2017г., в котором вопрос об освобождении заявителя от уплаты страховых взносов за период с 04.10.2014 по 03.04.2016 не может быть рассмотрен в связи с отсутствием основания для освобождения – возраст ребенка превышает полтора года. суммы начисленных страховых взносов и пеней за период с 04.10.2014 по 03.04.2016 могут быть уменьшены только на основании решения суда.

Административным ответчиком представлен встречный иск, в котором она просит отменить решение УПФР в г.Барнауле от 16.03.2017г. №7838 об отказе в освобождении ФИО1 от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ за период с 04.10.2014 по 03.04.2016, обязать УПФР в г.Барнауле рассмотреть вопрос об освобождении ее от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ за период с 04.10.2014 по 03.04.2016.

Между тем, как такового решения об отказе в освобождении ФИО1 от уплаты страховых взносов за период с 04.10.2014 по 03.04.2016г.г. УПФР в г.Барнауле не выносилось, в связи с чем оно не может быть признано незаконным.

Действующим законодательством предусмотрены основания для освобождения от уплаты страховых взносов.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, в частности в период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 1925-О, что обязанность по самостоятельной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования согласно положениям частей 3 - 4.1 и 6 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", возлагается на адвоката с календарного месяца, в котором ему выдано удостоверение адвоката, и до момента прекращения либо приостановления статуса адвоката, за исключением отдельных периодов, к числу которых отнесен и период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При условии предоставления документов, подтверждающих отсутствие профессиональной деятельности в указанный период, адвокат не исчисляет и не уплачивает указанные взносы.

В случае же более длительного осуществления адвокатом ухода за ребенком, в том числе до достижения им возраста трех лет, утрата в связи с этим возможности исполнения профессиональных обязанностей на продолжительный период (до полутора лет), позволяет приостанавливать статус адвоката в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности).

Таким образом, вопрос об освобождении от уплаты страховых взносов на период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет решается Пенсионным органом при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

ФИО1 подтвердила при рассмотрении дела, что УПФР в г.Барнауле освободило ее от уплаты страховых взносов на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Далее ФИО1 статус адвоката не приостанавливался.

В то же время в судебном порядке административный ответчик не лишен возможности предоставлять доказательства неосуществления деятельности и отсутствие дохода в период ухода за ребенком от полутора лет до достижения им возраста трех лет.

в соответствии со ст.256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

По смыслу ст.ст.8,9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страхователи - плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, работающим у них по трудовому договору, не несут обязанности уплаты страховых взносов за застрахованных лиц в период их отпуска по уходу за ребенком, в том числе до достижения им возраста 3-х лет.

Возложение на адвокатов обязанности по уплате страховых взносов в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет ставит их в неравное положение по сравнению с застрахованными лицами, работающими по трудовому договору, влечет за собой дискриминацию женщин, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и, находящихся в предусмотренном законом отпуске, учитывая при этом, что какие-либо доходы в связи неосуществлением ими соответствующей деятельности у них отсутствуют.

По смыслу вышеназванных норм закона, в период нахождения адвоката в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет они также могут быть освобождены от уплаты страховых взносов.

В материалах дела имеется справка президента НО АПАК о том, что ФИО1 действительно находилась в отпустке по уходу за ребенком ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста 3-х лет.

Кроме того, справкой прокуратуры Алтайского края подтверждается, что отцу ребенка ФИО4 отпуск по уходу за ребенком ФИО3 не предоставлялся.

Согласно разъяснениям Минтруда России, изложенным в письме от 06 марта 2013 г. N 21-1/10/2-1253, документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности указанной категории плательщиков, могут являться налоговые декларации, представляемые ими в налоговые органы по месту жительства. В частности, налоговая декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и налоговые декларации по налогам, уплачиваемым самозанятыми физическими лицами в связи с применением специального режима налогообложения, не содержащие в соответствующих строках отчетных форм числовые показатели полученного дохода от предпринимательской и иной профессиональной деятельности.

ФИО1 в материалы дела предствлена копия налоговой декларации форма 3-НДФЛ за налоговый период 2015 год, в которой общая сумма дохода за год составляет 0.00, сумма налога – 0.00.

За налоговый период 2016 год ФИО1 представлена декларация формы 3-НДФЛ аналогичного содержания.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что администратвный ответчик в 2015 году находилась в отпустке по уходу за ребенком ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста 3-х лет, адвокатскую деятельность не осуществляла, доходов не имела.

На основании указанного ФИО1 имеет право на освобождение от уплаты страховых взносов за 2015 год, в связи с чем исковые требования УПФР в .... удовлетворению не подлежат в полном объеме.

При этом, требование встречного административного иска о возложении на ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края обязанности рассмотреть вопрос об освобождении ФИО1 от уплаты страховых взносов за период по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 и 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края к ФИО1 отказать.

Встречное административное исковое заявление удовлетворить частично.

Возложить на ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края обязанность рассмотреть вопрос об освобождении ФИО1 от уплаты страховых взносов за период по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет.

В остальной части административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Пчёлкина

Копия верна:

Судья Н.Ю.Пчёлкина

Секретарь Т.Н.Янченко