НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Целинного районного суда (Республика Калмыкия) от 15.02.2011 № 2-108

                                                                                    Целинный районный суд Республики Калмыкия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Целинный районный суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Джамбинов Е.В. Дело №2-108/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Троицкое 15 февраля 2011 года

Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Джамбинова Е.В.,

при секретаре Оконовой Д.Б.,

с участием заявителя Боляева Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боляева Ю.А.  об оспаривании действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Боляев Ю.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Калмыкия (далее – налогового органа) по направлению налоговых уведомлений на уплату земельного налога за 2008-2010 гг., мотивируя следующим.

Заявитель имеет в общей долевой собственности земельный участок  гектаров, расположенный по адресу: , в границах  сельского муниципального образования с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия. 15 ноября, 16 ноября, ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган направил налоговые уведомления об уплате Боляевым Ю.А. земельного налога за вышеуказанный участок за 2008 г. – 960,55 рублей, за 2009 г – 1162,96 рублей, за 2010 г. – 1282,54 рублей. Действия налогового органа являются незаконными, т.к. свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок выдано Боляеву Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель просил суд признать действия налогового органа, выразившиеся в направлении ему указанных налоговых уведомлений, незаконными, обязать налоговый орган исчислить земельный налог с даты регистрации права собственности на землю, взыскать в его пользу государственную пошлину, уплаченную при подаче заявления в суд.

В судебном заседании заявитель Боляев Ю.А. поддержал заявленные требования. Ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обжалование направления налогового уведомления за 2010 год, мотивируя тем, что все налоговые уведомления были получены налогоплательщиками в декабре 2010 года в  сельском муниципальном образовании. По причине юридической неграмотности и отсутствия квалифицированной юридической помощи в месте проживания, заявитель обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, после консультации с адвокатом и подготовки документов.

Заинтересованное лицо – МРИ ФНС №2 России по РК, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, о причинах его неявки не сообщило.

Суд в соответствии со ст.257 ГПК РФ счел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя налогового органа.

Суд, выслушав объяснение заявителя, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в части по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Боляеву Ю.А. выдано свидетельство № о государственной регистрации права общей долевой собственности  га на земельный участок с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения по адресу: , в границах  СМО.

15 ноября, 16 ноября, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом Боляеву Ю.А. направлены налоговые уведомления №, №, № на уплату земельного налога соответственно за 2008 г., 2009 г., 2010 г., в том числе, за указанный земельный участок, на суммы соответственно 969,14 рублей, 1162,96 рублей, 1282,54 рублей.

Из постановления главы администрации Целинного РМО "О предоставлении земельных участков в общую долевую собственность граждан в границах  СМО" от 22 февраля 2008 года № 129 (с учетом изменений от 21 мая 2010 года) следует, что земельный участок с кадастровым номером № из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения", находящийся в фонде перераспределения земель Целинного района в границах  СМО, предоставлен в общую долевую собственность граждан для сельскохозяйственного производства согласно списку (приложение 1). Гражданам, указанным в данном приложении, произвести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет в отделе ведения кадастра объектов недвижимости по Целинному району ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Калмыкия; произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельные участки в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В приложении 1 указан Список граждан, имеющих право на получение земельных долей в  СМО Республики Калмыкия, в котором Боляев Ю.А. указан за №.

В п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.

Согласно ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в т.ч., право собственности.

В соответствии с ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III (собственность на землю) и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В силу ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками в т.ч., на праве собственности.

В судебном заседании установлено, и это не оспаривалось сторонами, что свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью  га, с кадастровым №, выдано Боляеву Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.52, п.4 ст.397 НК РФ физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Пунктом 6 ст.58 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Из указанных налоговых уведомлений следует, что Боляев Ю.А. должен заплатить земельный налог в установленные в уведомлениях сроки. Для сведения сообщается, что за несвоевременную уплату налога начисляется пеня.

Таким образом, направление налогового уведомления налогоплательщику означает осуществление налоговым органом действий по исчислению и требованию уплаты земельного налога с Боляева Ю.А., но такие действия налогового органа являются незаконными в части предъявления требований об уплате налога за земельную долю  га. за период до июля 2010 года.

При таких обстоятельствах, налоговый орган не вправе требовать от Боляева Ю.А. уплаты земельного налога с принадлежащей ему земельной доли 66,9 га за 2008, 2009 гг., т.к. Боляев Ю.А. не являлся в указанные периоды субъектом налоговых отношений, а этот земельный участок – объектом налогообложения за те же периоды, поскольку плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права на земельный участок. Данное право возникло у Боляева Ю.А. лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2010 год направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ. Заявление Боляева Ю.А. поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием квалифицированной юридической помощи в месте проживания заявителя и по причине его юридической неграмотности. Пропуск срока обусловлен уважительными причинами, т.к. иное означало бы нарушение конституционного права граждан на доступ к правосудию, период пропуска срока является незначительным. По этим основаниям срок на обжалование действий налогового органа подлежит восстановлению.

Разрешая заявленные требования об исчислении земельного налога за 2010 г. на земельный участок общей долевой собственности Боляева Ю.А., суд считает необходимым исчислять земельный налог с даты регистрации права собственности в соответствии с действующим законодательством, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, требования Боляева Ю.А. не могут быть удовлетворены в полном объеме по следующим основаниям.

Поскольку в соответствии со ст.333.36 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины, требования заявителя о взыскании государственной пошлины с налогового органа удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Боляева Ю.А.  удовлетворить в части.

Признать незаконными действия (требования) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Калмыкия, изложенные в налоговых уведомлениях об уплате Боляева Ю.А.  земельного налога за 2008-2010 гг. за земельный участок общей долевой собственности площадью  га с кадастровым номером №.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Калмыкия исчислять Боляева Ю.А.  земельный налог за земельный участок общей долевой собственности площадью  га с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Целинный районный суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Е.В.Джамбинов

Копия верна

Судья

Целинного районного суда

Республики Калмыкия Е.В.Джамбинов