Дело № 2-416/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Целинное 29 июля 2014 года
Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи А.С. Тельманова, при секретаре Н.А. Жаркиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной Л.А. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д. Томина» о признании формы расчетного листа, допускающего включение мер социальной поддержки в расчет заработной платы, незаконной, пересчете фонда оплаты труда, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Сорокина Л.А. обратились в суд с иском к МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д. Томина» о признании формы расчетного листа, допускающего включение мер социальной поддержки в расчет заработной платы, незаконной, пересчете фонда оплаты труда, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что работает учителем биологии в МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д. Томина» с (данные изъяты). С января 2014 года в нарушение трудового законодательства в расчетные листы в графе «по распоряжению» работодатель стал включать меры социальной поддержки (компенсационные выплаты за коммунальные услуги), существенно снижая размер заработной платы. В январе 2014 года в состав заработной платы включены меры социальной поддержки на сумму (данные изъяты), в феврале - (данные изъяты), в марте - (данные изъяты), в апреле - (данные изъяты), в мае - (данные изъяты). Просит признать форму расчетного листа «по распоряжению», допускающей включение мер социальной поддержки в расчет заработной платы незаконной, пересчитать фонд оплаты труда и начисление заработной платы согласно нагрузке и количеству обучающихся, взыскать с ответчика недоплаченную зарплату в сумме (данные изъяты), компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты).
В судебном заседании истец Сорокина Л.А. поддержала требования в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д. Томина» Фаткуллина Е.И. исковые требования не признала, пояснив, что заработная плата начисляется в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица Финансового отдела Администрации Целинного района Курганской области Черепанова Н.И. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что выплаты за счет фонда стимулирования осуществляются ежемесячно по итогам работы согласно Положению о премировании, разработанному администрацией учреждения. Целевые показатели по средней заработной плате в Курганской области предусмотрены в целом для отдельных категорий работников и не являются основанием для начисления зарплаты каждому работнику, т.е. зарплата начисляется до средней зарплаты по учреждениям общего образования в целом по школе. Ежемесячно проводится мониторинг заработной платы для доведения ее до средней в экономике. Финансирование идет отдельно по заработной плате, отдельно по коммунальным услугам по различным статьям расходов бюджета.
Представитель третьего лица Управления социальной политики Администрации Целинного района Темирова Л.Г. в судебном заседании с исками не согласилась, пояснив, что компенсации по оплате коммунальных услуг в заработную плату не включаются, стимулирующие и коммунальные выплаты финансируются по разным кодам бюджетной классификации.
Представитель третьего лица Администрации Целинного района Скоробогатов П.И. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, все выплаты истцу произведены в рамках трудового договора. Указал, что доказательств того, что в состав заработной платы входят коммунальные услуги, материалы дела не содержат.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве, направленном в суд, с исковыми требованиями не согласился, указав, что размер исковых требований является нормативно необоснованным. Пояснил, что заработная плата начисляется каждому работнику индивидуально в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы на основании действующего законодательства и условий заключенного с работником трудового договора. Указал, что представленными материалами дела не подтверждается довод истца о включении мер социальной поддержки в расчет заработной платы. Просил рассмотреть дело без участия представителя Финансового управления.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном возражении, направленном в суд, с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что при расчете показателя средней заработной платы учитывается вся номинально начисленная заработная плата, в том числе начисленная работнику за выполнение дополнительных функций, совместительство и оплату по гражданско-правовым договорам. Номинально начисленная и фактическая заработная плата работника объективно может не совпадать, однако этот факт не является нарушением законодательства. Представленные в суд копии расчетных листов не содержат сведений о включении в них компенсационных выплат. Доказательств нарушения по выплате заработной платы в связи с включением в состав заработной платы мер социальной поддержки не представлено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Сорокина Л.А. работает учителем биологии в МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д. Томина».
В соответствии с Уставом МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д. Томина» учреждение является муниципальным, учредитель - Администрация Целинного района.
Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д. Томина» условия оплаты труда работников школы включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессионально-квалификационным группам, повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, (окладам) должностным окладам, условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с Положением о новой (отраслевой) системе оплаты труда и стимулирующего фонда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д. Томина» выплаты стимулирующего характера устанавливаются по решению руководителя общеобразовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом и рабочей группы в пределах сформированного на текущий финансовый год фонда оплаты труда. При определении размеров выплат стимулирующего характера необходимо учитывать успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде, инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда, выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса, участие в выполнении особо важных работ и мероприятий.
Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. В соответствии с Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 24 декабря 2007 года № 922, для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Из Указа Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012 следует, что средняя заработная плата по отдельным категориям работников, в том числе и педагогических работников общего образования должна сложиться не ниже значений, указанных в нем.
Исходя из буквального толкования Указа, следует, что размер средней заработной платы должен сложиться не ниже среднего значения по отдельным категориям работников, а не по каждому работнику индивидуально.
Заработная плата начисляется каждому работнику индивидуально в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы на основании действующего законодательства и условий заключенного с работником трудового договора. В материалы дела предоставлены приказы о стимулирующих выплатах и надбавках за май, июнь 2014 года.
Суд приходит к выводу, что сравнение заработной платы отдельных работников со средне областными показателями и заработной платой за предыдущие месяцы не имеет под собой нормативного обоснования.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно материалам дела истцу Сорокиной Л.А. предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсаций на оплату коммунальных услуг.
В судебном заседании установлено, что при составлении отчета ЗП-образование в показатель средней заработной платы ответчиком включена вся номинально начисленная заработная плата, в том числе и суммы компенсаций по коммунальным услугам.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации № 2190-р от 26.11.2012 «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
В соответствии с п. 14 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 30.12.2013 № 508, фонд начисленной заработной платы в графах 3 - 5 включает все суммы выплат независимо от источников их финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот (п. 86 Указаний), включая оплату труда работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 86.2 Указаний); единовременные поощрения (гранты) работников за счет средств бюджетов (п. 86.3 ж) Указаний); оплату стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующего денежного возмещения компенсации (п. 86.4 в) Указаний); суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (на предусмотренные законодательством Российской Федерации) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг (п. 86.4 г) Указаний).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что включение ответчиком в состав фонда оплаты труда при заполнении формы статистического наблюдения ЗП-образование выплат, осуществляемых работникам на компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, произведено в соответствии с действующим законодательством.
Вопреки доводам истца, в расчетных листах, представленных в материалы дела, не содержится сведений о включении мер социальной поддержки в состав заработной платы.
В лицевом счете, форма по ОКУД 0301012, так же нет сведений о включении сумм компенсационных выплат за оплату коммунальных услуг в состав заработной платы истца.
Согласно материалам дела зарплата и выплаты стимулирующего характера и меры социальной поддержки в виде компенсационных выплат за коммунальные услуги финансируются Финансовым отделом Администрации Целинного района по различным кодам бюджетной классификации. Выплаты истцу производятся по отдельным ведомостям, где работники расписываются в получении.
Доказательств включения мер социальной поддержки в виде компенсационных выплат по коммунальным услугам в состав заработной платы в материалы дела истцом не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь стст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сорокиной Л.А. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Целинная средняя общеобразовательная школа им. Н.Д. Томина» о признании формы расчетного листа, допускающего включение мер социальной поддержки в расчет заработной платы, незаконной, пересчете фонда оплаты труда, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, через Целинный районный суд. Мотивированное решение составлено 1 августа 2014 года в 15 часов 00 минут.
Председательствующий: А.С. Тельманов
Решение не обжаловано и вступило в законную силу 03.09.2014.