НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Целинного районного суда (Курганская область) от 29.07.2014 № 2-384/2014

 Дело № 2-384/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 с.Целинное 29 июля 2014 года

 Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Тельманова А.С.,

 при секретаре Жаркиной Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сивак Л.В., Уразбековой А.А., Исмагуловой Б.А., Акушкаровой Т.В. к Управлению социальной политики, финансовому отделу Администрации Целинного района Курганской области о признании незаконным включения в состав заработной платы мер социальной поддержки, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

 У С Т А Н О В И Л:

 Сивак Л.В., Уразбекова А.А., Исмагулова Б.А., Акушкарова Т.В. обратились в суд с иском к Управлению социальной политики, финансовому отделу Администрации Целинного района о признании незаконным включения в состав заработной платы мер социальной поддержки, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что работают в МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка». С января 2014 года в нарушение трудового законодательства в расчетные листы в графе «по распоряжению» работодатель стал включать меры социальной поддержки (компенсационные выплаты за коммунальные услуги), существенно снижая размер заработной платы. Средняя заработная плата воспитателя по Курганской области составляет (данные изъяты), а заработная плата истцов с января 2014 года составила меньшую сумму. Просят признать включение мер социальной поддержки в расчет заработной платы незаконным, взыскать с финансового отдела администрации Целинного района недоплаченную зарплату в пользу Сивак Л.В. в сумме (данные изъяты), в пользу Уразбековой А.А. - в сумме (данные изъяты), в пользу Исмагуловой Б.А. - в сумме (данные изъяты), в пользу Акушкаровой Т.В. - в сумме (данные изъяты), компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты) рублей в пользу каждой.

 В судебном заседании истцы Сивак Л.В., Уразбекова А.А., Исмагулова Б.А., Аушкарова Т.В. поддержали требования в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.

 Представитель ответчика - Финансового отдела Администрации Целинного района Курганской области Черепанова Н.И. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что выплаты за счет фонда стимулирования осуществляются ежемесячно по итогам работы согласно Положению о премировании, разработанному администрацией учреждения. Целевые показатели по средней заработной плате в Курганской области предусмотрены в целом для отдельных категорий работников и не являются основанием для начисления зарплаты каждому работнику, т.е. зарплата начисляется до средней зарплаты по учреждениям общего образования в целом. Ежемесячно проводится мониторинг заработной платы для доведения ее до средней в экономике. Финансирование идет отдельно по заработной плате, отдельно по коммунальным услугам по различным статьям расходов бюджета.

 Представитель ответчика Управления социальной политики Администрации Целинного района Темирова Л.Г. в судебном заседании с исками не согласилась, пояснив, что компенсации по оплате коммунальных услуг в заработную плату не включаются, стимулирующие и коммунальные выплаты финансируются по разным кодам бюджетной классификации.

 Представитель третьего лица Администрации Целинного района Церенок А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что разница в заработной плате происходит из-за стимулирующих выплат, стимулирующие выплаты выплачиваются так же, как и премии и не могут быть одинаковыми каждый месяц.

 Представитель третьего лица МКОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменных отзывах, направленных в суд, с исковыми требованиями не согласился, указав, что размер исковых требований является нормативно необоснованным, так как рассчитан исходя из средней заработной платы воспитателя по Курганской области. Пояснил, что заработная плата начисляется каждому работнику индивидуально в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы на основании действующего законодательства и условий заключенного с работником трудового договора. Указал, что представленными материалами дела не подтверждается довод истца о включении мер социальной поддержки в расчет заработной платы. Просил рассмотреть дело без участи представителя Финансового управления.

 Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменных возражениях, направленных в суд, с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что при расчете показателя средней заработной платы учитывается вся номинально начисленная заработная плата, в том числе начисленная работнику за выполнение дополнительных функций, совместительство и оплату по гражданско-правовым договорам. Номинально начисленная и фактическая заработная плата работника объективно может не совпадать, однако этот факт не является нарушением законодательства. Представленные в суд копии расчетных листов не содержат сведений о включении в них компенсационных выплат. Доказательств нарушения по выплате заработной платы в связи с включением в состав заработной платы мер социальной поддержки не представлено.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено, что Сивак Л.В. работает учителем-логопедом, Уразбекова А.А., Исмагулова Б.А., Акушкарова Т.В. работают воспитателями в МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка».

 В соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка» учреждение является муниципальным, учредитель - Администрация Целинного района.

 Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 В соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Целинного района, утвержденным Постановлением Главы Целинного района № 66 от 10.07.2013, условия оплаты труда работников учреждений включают размеры тарифных ставок, окладов по профессионально-квалификационным группам, повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам, условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера.    

 В соответствии с Положением о распределении стимулирующих выплат работникам, принятым на общем собрании трудового коллектива МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка», основанием для стимулирования является качественное исполнение должностных обязанностей, строгое соблюдение устава учреждения, правил внутреннего трудового распорядка и др. Стимулирующие выплаты начисляются на базовый должностной оклад работника в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.

 Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. В соответствии с Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 24 декабря 2007 года № 922, для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

 Из Указа Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012 следует, что средняя заработная плата по отдельным категориям работников, в том числе и педагогических работников дошкольных учреждений должна сложиться не ниже значений, указанных в нем.

 Исходя из буквального толкования Указа, следует, что размер средней заработной платы должен сложиться не ниже среднего значения по отдельным категориям работников, а не по каждому работнику индивидуально.

 Заработная плата начисляется каждому работнику индивидуально в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы на основании действующего законодательства и условий заключенного с работником трудового договора. В материалы дела предоставлены сводные оценочные листы оценки выполнения критериев и показателей результативности, эффективности работы работников МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка» на выплату поощрительных выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда.

 Суд приходит к выводу, что сравнение заработной платы отдельных работников со средне областными показателями и заработной платой за предыдущие месяцы не имеет под собой нормативного обоснования.

 В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Согласно материалам дела истцам Сивак Л.В., Уразбековой А.А., Исмагуловой Б.А., Акушкаровой Т.В. предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсаций на оплату коммунальных услуг.

 В судебном заседании установлено, что при составлении отчета ЗП-образование в показатель средней заработной платы ответчиком включена вся номинально начисленная заработная плата, в том числе и суммы компенсаций по коммунальным услугам.

 Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации № 2190-р от 26.11.2012 «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

 В соответствии с п. 14 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 30.12.2013 № 508, фонд начисленной заработной платы в графах 3 - 5 включает все суммы выплат независимо от источников их финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот (п. 86 Указаний), включая оплату труда работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 86.2 Указаний); единовременные поощрения (гранты) работников за счет средств бюджетов (п. 86.3 ж) Указаний); оплату стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующего денежного возмещения компенсации (п. 86.4 в) Указаний); суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (на предусмотренные законодательством Российской Федерации) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг (п. 86.4 г) Указаний).

 На основании изложенного суд приходит к выводу, что включение ответчиком в состав фонда оплаты труда при заполнении формы статистического наблюдения ЗП-образование выплат, осуществляемых работникам на компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, произведено в соответствии с действующим законодательством.

 Вопреки доводам истцов, в расчетных листах, предоставленных в материалы дела, не содержится сведений о включении мер социальной поддержки в состав заработной платы.

 В карточках-справках, форма по ОКУД 0504417, так же нет сведений о включении сумм компенсационных выплат за оплату коммунальных услуг в состав заработной платы истцов.

 Согласно материалам дела зарплата и выплаты стимулирующего характера и меры социальной поддержки в виде компенсационных выплат за коммунальные услуги финансируются Финансовым отделом Администрации Целинного района по различным кодам бюджетной классификации. Выплаты истцам производятся по отдельным ведомостям, где работники расписываются в получении.

 Доказательств включения мер социальной поддержки в виде компенсационных выплат по коммунальным услугам в состав заработной платы истцами не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного и руководствуясь стст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Сивак Л.В., Уразбековой А.А., Исмагуловой Б.А., Акушкаровой Т.В. к Управлению социальной политики, финансовому отделу Администрации Целинного района Курганской области о признании незаконным включения в состав заработной платы мер социальной поддержки, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, через Целинный районный суд. Мотивированное решение составлено 1 августа 2014 года в 14 часов 00 минут.

 Председательствующий: А.С. Тельманов

 Решение не обжаловано и вступило в законную силу 03.09.2014.