НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Целинного районного суда (Курганская область) от 08.09.2022 № 2А-95/2022

Дело № 2а-95/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Целинное

08 сентября 2022 года

Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Родюковой М.В., при секретаре Ишниязовой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к Провоторовой Елене Владимировне о взыскании задолженности по страховым взносам, транспортному и земельному налогам, пени, и по встречному административному исковому заявлению Провоторовой Елены Владимировны к Управлению Федеральной налоговой службы по Курганской области, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курганской области о возложении обязанности произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов,

у с т а н о в и л :

Межрайонная ИФНС России №6 по Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Провоторовой Е.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам, пени, в размере 43844 руб. 47 коп. В обоснование исковых требований указано, что Провоторова Е.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области по месту жительства физического лица. В 2019 году налогоплательщик являлась собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Курганская область, Целинный район, с. Целинное, ул., регистрация права собственности с 12.05.1999. Для уплаты земельного налога за 2019 год в адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено налоговое уведомление № 478891 от 03.08.2020, а также требование № 30394 по состоянию на 09.12.2020, которое осталось не исполненным. В связи с чем, образовалась задолженность в размере 224 руб. 22 коп., из которых: налог за 2019 год – 224 руб. 00 коп., пени за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 – 0 руб. 22 коп. Согласно сведениям, поступившим из регистрирующих органов, Провоторова Е.В. в 2018-2019 гг. являлась собственником недвижимого имущества с кадастровым номером расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. , регистрация права собственности с 11.02.2013. Для уплаты налога на имущество физических лиц за 2018-2019 гг. налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления: № 63104682 от 22.08.2019, № 478891 от 03.08.2020, а также требования об уплате налоговых обязательств: № 58944 по состоянию на 30.06.2020, № 131399 по состоянию на 17.12.2020. В установленный срок обязательства налогоплательщиком не исполнены, вследствие чего образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц на сумму 1568 руб. 19 коп., из которых: налог за 2019 год – 1524 руб. 00 коп., пени за период с 10.02.2020 по 29.06.2020 – 40 руб. 95 коп., с 02.12.2020 по 16.12.2020 – 3 руб. 24 коп., всего пеней – 44 руб. 19 коп. По данным лицевого счета недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год погашена в полном объеме.

Также, в 2019 году, налогоплательщик являлась собственником транспортного средства Ниссан Альмера, государственный регистрационный знак , регистрация права с 24.01.2018. Для уплаты транспортного налога за 2019 год в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 478891 от 03.08.2020, а также в соответствии со ст.69 НК РФ – требование № 30394 по состоянию на 09.12.2020, которое в установленный срок не исполнено. Задолженность по налогу за 2019 год – 2754 руб. 00 коп., пени за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 – 2 руб. 73 коп.

В период с 10.05.2017 по 23.12.2020 административный ответчик Провоторова Е.В. имела статус адвоката, в связи с чем, являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с п.1 ст. 419 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 руб. за расчетный период уплачиваются не поздне 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В установленный законом срок страховые взносы уплачены не были. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование № 286 по состоянию на 13.01.2021 через личный кабинет налогоплательщика об уплате задолженности: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере с 01.01.2017 за 2020 год в размере – 8086 руб. 24 коп., пени за период с 01.01.2021 по 12.01.2021 – 14 руб. 32 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с 01.01.2017 за 2020 год в размере – 31139 руб. 61 коп., пени за период с 01.01.2021 по 12.01.2021 – 55 руб. 16 коп. По данным лицевого счета страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год уменьшены на 339 руб. 76 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год уменьшены на 1308 руб. 39 коп.

10.08.2021 мировым судьей судебного участка №23 Целинного судебного района Курганской области был вынесен судебный приказ № 2А-1785/2021 о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам, пени, затем 18.08.2021 – определение об отмене судебного приказа.

Административный истец просит взыскать с Провоторовой Е.В. задолженность по страховым взносам, по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам в размере 43844 руб. 47 коп., из которых: налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1524 руб. 00 коп., пени в размере – 44 руб. 19 коп.; земельный налог за 2019 год – 224 руб. 00 коп., пени в размере 0 руб. 22 коп.; транспортный налог за 2019 год в размере 2754 руб. 00 коп., пени – 2 руб. 73 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8086 руб. 24 коп., пени – 14 руб. 32 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере – 31139 руб. 61 коп., пени – 55 руб. 16 коп.

В письменном отзыве на встречное административное исковое заявление Провоторовой Е.В., представитель Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области с заявленными требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении встречных исковых требований, требования о взыскании задолженности по налогам удовлетворить в полном объеме. Указано, что по состоянию на 23.03.2022 не представляется возможным произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов, указанных во встречном исковом заявлении. В отношении указанных сумм налогов налогоплательщику Провоторовой Е.В. направлены решения налогового органа об отказе в зачете от 22.03.2022 №361, 362, 363, 364, 378. При этом отмена судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц от 20.08.2020 № 2а-2968/2020 не является самостоятельным основанием для образования переплаты по налогу.

В дополнительном письменном отзыве УФНС России по Курганской области указано, что по состоянию на 07.04.2022 не представляется возможным произвести зачет сумм налогов, указанных Провоторовой Е.В. по следующим причинам: по налогу на доходы физических лиц (КБК 18) – отсутствует переплата в размере 39 руб. 00 коп., 4854 руб. 00 коп.; по налогу на доходы физических лиц (КБК 18) – переплата в размере 5364 руб. 00 коп. образовалась более трех лет назад (15.10.2012); по налогу на имущество физических лиц переплата в размере 4458 руб. 28 коп. – отсутствует; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 700 руб. – налоговым законодательством не предусмотрен зачет страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017. Задолженность по судебному приказу от 19.06.2020 № 2а-2968/2020 по налогу на имущество физических лиц в размере 4458 руб. 28 коп. фактически взыскана 25.12.2020.

В дополнительном письменном отзыве на встречное административное исковое заявление от 07.06.2022 налоговым органом также указано, что приведенные суммы налогов в сведениях из истории операции личного кабинета налогоплательщика, в том числе: начисление транспортного налога за 2020 год – 2754 руб. 00 коп., начисление земельного налога за 2020 год – 102 руб. 00 коп., возврат переплаты транспортного налога в размере 2754 руб. 00 коп., возврат переплаты земельного налога в размере 102 руб. 00 коп., зачет переплаты указанных сумм налога на доходы физических лиц в размере 2754 руб. 00 коп., 102 руб. 00 коп. - счет уплаты земельного и транспортного налога за 2020 год; суммы транспортного налога за 2018 год в размере 3234 руб. 00 коп., земельного налога за 2018 год в размере 224 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу – 38 руб. 75 коп. пени по земельному налогу – 2 руб. 68 коп. – поступили по исполнительному листу от 18.03.2021.

Определением Целинного районного суда Курганской транспортного и земельного налога области от 16.03.2022 принято встречное административное исковое заявление Провоторовой Е.В. к Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области о возложении обязанности произведения зачета излишне уплаченных сумм налогов.

Во встречном административном исковом заявлении административный ответчик (административный истец по встречному административному исковому заявлению) Провоторова Е.В. указала, что состоит на налоговом учете в Межрайоной ИФНС России №6 по Курганской области, в июне 2020 года ей стало известно о наличии переплаты по следующим налогам: налог на доходы физических лиц (КБК 18 ) – 4854 руб. 00 коп., налог на доходы физических лиц (КБК 18) – 39 руб. 00 коп., налог на доходы физических лиц (КБК 182 – 5364 руб. 00 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (КБК 182) – 700 руб. 00 коп. Указанная задолженность образовалась до 01.01.2018. 15.12.2020 со счета ответчика в ПАО Сбербанк произведено принудительное списание денежных средств в сумме 4458 руб. 28 коп. В последующем ответчику стало известно, что списание произведено на основании постановления судебного пристава-исполнителя Курчатовского РОСП Мусабаевой С.М. На сайте ФССП России имеется информация о возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа от 20.08.2020 по делу № 2а-2968/2020, выданного мировым судьей судебного участка №6 Курчатовского района. Указанный судебный приказ был вынесен 19.06.2020 и отменен по заявлению должника. Поскольку взыскание по судебному приказу произведено, то сумма взыскания при условии отмены судебного приказа является переплатой по налогу на имущество физических лиц. Провоторова Е.В. письменно обращалась в налоговый орган с заявлением о произведении зачета переплаты, в котором ей было отказано. Положения п. 5 ст. 78 НК РФ ограничивают срок зачета излишне уплаченных сумм налогов, вместе с тем данные требования распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 30.08.2018. С учетом указанных обстоятельств полагает, что налоговый орган обязан произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов, в том числе: налога на доходы физических лиц в сумме 4854 руб. 00 коп., налога на доходы физических лиц в сумме 39 руб. 00 коп., налога на доходы физических лиц 5364 руб. 00 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 700 руб. 00 коп., налога н имущество физических лиц в размере 4458 руб. 28 коп., всего – на сумму 15415 руб. 28 коп. в счет имеющейся по состоянию на момент вынесения судебного решения задолженности по налогам и сборам Провоторовой Е.В. ИНН .

Также административным ответчиком (административным истцом по встречному административному исковому заявлению) Провоторовой Е.В. суду представлены письменные возражения на административное исковое заявление налогового органа, согласно которым полагает, что применительно к правоотношениям по зачету сумм излишне уплаченных налогов действуют общие правила исчисления сроков исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст. 200 ГК РФ). Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в п. 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», полагает, что пропущенный ею срок на подачу заявления в налоговый орган о произведении зачета сумм излишне уплаченных сумм налогов не препятствует обращению налогоплательщика непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета сумм указанных налогов в течение трех лет со дня, когда она узнала о нарушении своего права. Считает, что налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом факте переплаты по налогам в течение 10 дней со дня обнаружения. О наличии переплаты Провоторова Е.В. узнала из справки № 3962728 от 10.06.2020, в личном кабинете налогоплательщика данных о переплате не имеется.

Определением Целинного районного суда Курганской области от 05.04.2022 произведена замена административного истца по административному исковому заявлению с Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области на УФНС России по Курганской области.

Определением Целинного районного суда Курганской области от 28.07.2022 к участию по настоящему административному делу по встречному исковому заявлению Провоторовой Е.В. привлечено Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курганской области.

В судебное заседание представитель административного истца (административного ответчика по встречному административному исковому заявлению) Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик (административный истец по встречному административному исковому заявлению) Провоторова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании 18.04.2022 административный ответчик (административный истец по встречному административному исковому заявлению) Провоторова Е.В. пояснила, что сумма взысканной задолженности по налогу на имущество физических лиц не может быть зачтена УФНС России по Курганской области, поскольку данная задолженность взыскана ИФНС России по Курчатовскому району, имущество находится в г. Челябинске.

Представитель ответчика ГУ – ОПФР по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указано, что Провоторова Е.В. состояла на учете в УПФР в Целинном районе Курганской области и являлась плательщиком страховых взносов за период с 04.09.2007 по 30.12.2020 в качестве адвоката с присвоением регистрационного номера 055-118-003385. За данные период до 01.01.2017 задолженности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование у Провоторовой Е.В. не было. В соответствии с принятием Федерального закона от 03.06.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионной, социальное и медицинское страхование» администрирование страховых взносов, установленных главой 34 НК РФ, с 01.01.2017 осуществляют налоговые органы. Информация об отсутствии задолженности Провоторовой Е.В. по страховым взносам за расчетные периоды до 01.01.2017 была передана в МИФНС России №6 по Курганской области в рамках передачи полномочий.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письме от 04.05.2022 № 13-21/007423 указал, что в связи с запуском АО ГНИВЦ процесса централизации ведения карточек «Расчетов с бюджетом» 27.02.2021 налоговые обязательства в отношении Провоторовой Е.В. были закрыты и переданы в Межрайонную ИФНС России №6 по Курганской области. Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц, взысканная по судебному приказу № 2а-2968/2020 от 19.06.2020 в отношении Провоторовой Е.В. в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска отсутствует. Согласно письменному ходатайству просил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Согласно статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

На основании ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно п.1 ст.359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с Законом Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» на территории Курганской области установлен и введен в действие транспортный налог, установлены налоговые ставки.

На основании ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В соответствии с п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, публично-правовая обязанность по уплате транспортного налога возникает только после получения налогового уведомления, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена презумпция получения налогового уведомления по истечении шести дней с даты направления его по почте заказным письмом.

Как установлено из материалов дела, административный ответчик (административный истец по встречному исковому заявлению) Провоторова Е.В. является плательщиком земельного налога, так как в 2019 году имела в собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: Курганская область, Целинный район, с. Целинное, ул. дата регистрации права собственности с 12.05.1999. В связи с чем, у административного ответчика имеется обязанность по уплате земельного налога за 2019 год в отношении указанного земельного участка.

Также административный ответчик (административный истец по встречному исковому заявлению) Провоторова Е.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку в собственности в 2018-2019 гг. имела транспортное средство: Ниссан Альмера, государственный регистрационный знак , регистрация права с 24.01.2018.

Налоговым органом в адрес Провоторовой Е.В. были направлены налоговое уведомление № 63104682 от 22.08.2019, в том числе об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 3234 руб. 00 коп., об уплате земельного налога за 2018 год в размере 224 руб. 00 коп., переплата по налогам отсутствует; налоговое уведомление № 478891 от 03.08.2020 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 2754 руб. 00 коп., об уплате земельного налога за 2019 год в размере 224 руб. 00 коп., переплата по налогам отсутствует. Поскольку Провоторова Е.В. не выполнила обязанность по уплате законно установленного налога за 2018-2019 гг. в установленный срок, за каждый день просрочки ей были начислены пени.

В соответствии со ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику было направлено требование № 30394 по состоянию на 09.12.2020 об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 2754 руб. 00 коп., пени в размере 2 руб. 73 коп., а также об уплате задолженности по земельному налогу в размере 224 руб. 00 коп., пени в размере 0 руб. 22 коп.; при наличии у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) в общей сумме 89417 руб. 58 коп., в том числе задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) в размере 80859 руб. 00 коп. Срок для исполнения требования – 12.01.2021.

В соответствии с расчетом сумм пени, включенной в требование № 30394 по состоянию на 09.12.2020, сумма пеней за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 в размере 0 руб. 22 коп. начислена на недоимку по земельному налогу за 2019 год в размере 224 руб. 00 коп.; сумма пеней за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 в размере 2 руб. 73 коп. начислена на недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 2754 руб. 00 коп.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п. 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как установлено из материалов дела, административный ответчик (административный истец по встречному исковому заявлению) Провоторова Е.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку в 2019 году имела в собственности квартиру с кадастровым номером , площадью 64,5 кв.м., расположенную по адресу: г. Челябинск, ул. , дата регистрации права собственности с 11.02.2013. В связи с чем, у административного ответчика имеется обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в отношении указанного объекта недвижимого имущества.

Налоговым органом в адрес Провоторовой Е.В. были направлены налоговое уведомление № 63104682 от 22.08.2019, в том числе об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1524 руб. 00 коп., переплата по налогам отсутствует; налоговое уведомление № 478891 от 03.08.2020 об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1524 руб. 00 коп., переплата по налогам отсутствует. Поскольку Провоторова Е.В. не выполнила обязанность по уплате законно установленного налога за 2018-2019 гг. в установленный срок, за каждый день просрочки ей были начислены пени.

В соответствии со ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска административному ответчику (административному истцу по встречному административному исковому заявлению) было направлено требование № 58944 по состоянию на 30.06.2020 об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в размере 40 руб. 95 коп.; при наличии у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) в общей сумме 11163 руб. 36 коп., в том числе задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) в размере 6513 руб. 00 коп. Срок для исполнения требования – 24.11.2021.

В соответствии с расчетом сумм пени, включенной в требование № 58944 по состоянию на 30.06.2020, сумма пеней за период с 03.12.2019 по 29.06.2020 в размере 40 руб. 95 коп. начислена на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1524 руб. 00 коп.

Согласно судебному приказу № 2а-2968/2020 от 19.06.2020, выданному мировым судьей судебного участка №6 Курчатовского района г. Челябинска, с Провоторовой взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1524 руб. 00 коп., пени – 2934 руб. 28 коп., в общей сумме 4458 руб. 28 коп., определением мирового судьи от 11.09.2020 судебный приказ отменен. Вместе с тем, 30.10.2020 указанный исполнительный документ был направлен на исполнение в адрес Курчатовского РОСП г. Челябинска.

Также налогоплательщику было направлено требование № 131399 по состоянию на 17.12.2020 об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 1524 руб. 00 коп., пени в размере 3 руб. 24 коп.; при наличии у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) в общей сумме 12848 руб. 91 коп., в том числе задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) в размере 8037 руб. 00 коп. Срок для исполнения требования – 19.01.2021.

В соответствии с расчетом сумм пени, включенной в требование № 131399 по состоянию на 17.12.2020, сумма пеней за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 3 руб. 24 коп. начислена на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1524 руб. 00 коп.

Согласно подп. 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые в силу пункта 2 статьи 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании пункта 2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым пункта 2 ст. 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым пункта 2 ст. 432 НК РФ, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Согласно ст. 430 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование согласно данной статье определяется в следующем порядке:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов, в том числе, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

В соответствии с п.2 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

За уплату налога, а также сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена уплата пени.

Как установлено из материалов дела, административный ответчик Провоторова Е.В. осуществляла адвокатскую деятельность и являлась плательщиком страховых взносов, в том числе в 2020 году.

В соответствии со ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику было направлено требование № 286 по состоянию на 13.01.2021 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в фиксированном размере за расчетные периоды с 01.01.2017 – 32448 руб. 00 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год – 8426 руб. 00 коп.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год за периоды с 01.01.2021 по 12.01.2021 в размере 55 руб. 16 коп.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год за периоды с 01.01.2021 по 12.01.2021 в размере 14 руб. 32 коп. Срок для исполнения требования – 16.02.2021.

В установленный срок Провоторовой Е.В. требование исполнено не было, в связи с чем, административный истец (административный ответчик по встречному административному исковому заявлению), 06.08.2021, обратился к мировому судье судебного участка № 23 Целинного судебного района с заявлением о вынесении в отношении ответчика судебного приказа.

10.08.2021 мировым судьей судебного участка №23 Целинного судебного района Курганской области был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 2754 руб. 00 коп, пени за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 в размере 2 руб. 73 коп.; задолженности по земельному налогу за 2019 в размере 224 руб. 00 коп., пени за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 в размер 0 руб. 22 коп.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 в размере 31139 руб. 61 коп., пени за период с 01.01.2021 по 12.01.2021 в размере 55 руб. 16 коп.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8086 руб. 24 коп., пени за период с 01.01.2021 по 12.01.2021 в размере 14 руб. 32 коп.; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 года в размере 1524 руб. 00 коп., пени за период с 03.12.2019 по 16.12.2020 в размере 44 руб. 19 коп. Определением мирового судьи судебного участка № 23 Целинного судебного района Курганской области от 18.08.2021 судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями.

Согласно предоставленному в суд расчету задолженности налогоплательщика по состоянию на 07.06.2022, размер задолженности Провоторовой Е.В. по страховым взносам, по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам в размере 43844 руб. 47 коп., из которых: налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1524 руб. 00 коп., пени в размере – 44 руб. 19 коп.; земельный налог за 2019 год – 224 руб. 00 коп., пени в размере 0 руб. 22 коп.; транспортный налог за 2019 год в размере 2754 руб. 00 коп., пени – 2 руб. 73 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8086 руб. 24 коп., пени – 14 руб. 32 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере – 31139 руб. 61 коп., пени – 55 руб. 16 коп.

Вместе с тем, административным ответчиком (административным истцом по встречному административному исковому заявлению) 15.03.2022 предъявлены встречные требования к налоговому органу о произведении зачетов излишне уплаченных сумм налогов и страховых взносов, в том числе: налога на доходы физических лиц в сумме 4854 руб. 00 коп., налога на доходы физических лиц в сумме 39 руб. 00 коп., налога на доходы физических лиц 5364 руб. 00 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 700 руб. 00 коп., налога н имущество физических лиц в размере 4458 руб. 28 коп., всего – на сумму 15415 руб. 28 коп. в счет имеющейся по состоянию на момент вынесения судебного решения задолженности по налогам и сборам Провоторовой Е.В. ИНН .

Согласно справке МИФНС России №6 по Курганской области № 3962728 по состоянию на 10.06.2020, у Провоторовой Е.В. имелась переплата по налогу на доходы физических лиц (КБК 18210102010010000110, ОКАТО/ОКТМО 37634456) – 4854, 00 руб.; по налогу на доходы физических лиц (КБК 18210102010010000110, ОКАТО/ОКТМО 37634456) – 39,00 руб.;. по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст. 227 НК РФ (КБК 18210102020010000110, ОКАТО/ОКТМО 37634456) – 5364,00 руб.;. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) (КБК 18210202140060100160, ОКАТО/ОКТМО 37634456) – 700,00 руб.

Решением Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области № 362 от 22.03.2022 по заявлению Провоторовой Е.В. от 21.03.2022 № 4298 в произведении зачета излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц в размере 4854 руб. 00 коп. отказано, поскольку переплата не подтверждена налоговым органом.

Решением Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области № 361 от 22.03.2022 по заявлению Провоторовой Е.В. от 21.03.2022 № 4295 в произведении зачета излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц в размере 5634 руб. 00 коп. отказано, поскольку заявление представлено по истечении трех лет со дня ее уплаты.

Решением Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области № 363 от 22.03.2022 по заявлению Провоторовой Е.В. от 21.03.2022 № 4299 в произведении зачета излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц в размере 39 руб. 00 коп. отказано, поскольку переплата не подтверждена налоговым органом.

Решением Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области № 364 от 22.03.2022 по заявлению Провоторовой Е.В. от 21.03.2022 № 4300 в произведении зачета излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 700 руб. 00 коп. отказано, поскольку Налоговым кодексом РФ не предусмотрен зачет страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.207.

Решением Межрайонной ИФНС России №6 по Курганской области № 378 от 22.03.2022 по заявлению Провоторовой Е.В. от 22.03.2022 № 4316 в произведении зачета излишне уплаченной суммы налога на имущество физических лиц в размере 4458 руб. 28 коп. отказано, поскольку переплата не подтверждена налоговым органом.

Согласно ответу Курчатовского РОСП по г Челябинску № 74026/21/20189 от 20.01.2021, предоставленного суду административным ответчиком (административным истцом по встречному исковому заявлению) Провоторовой Е.В. при подаче встречного иска, судебный приказ № 2а-2698/2020 о взыскании задолженности по налогам в размере 4458 руб. 28 коп. исполнен в полном объеме 25.10.2020.

Административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суды рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (часть 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.

Как следует из материала, административным ответчика (административным истцом по встречному административному исковому заявлению) Провоторовой Е.В. заявлены в порядке административного судопроизводства требования о к налоговому органу о произведении зачетов излишне уплаченных сумм налогов и страховых взносов.

В том случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания его недействительным (пункт 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).

Статья 79 Налогового кодекса регламентирует административный порядок возврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а не порядок обращения в суд. Согласно пункту 3 данной статьи в ее новой редакции заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

В соответствии с пунктами 3, 6, 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Согласно положениям пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право: получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения (подпункт 1); на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5); требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (подпункт 10); обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (подпункт 12). Указанному праву налогоплательщика корреспондирует обязанность налоговых органов: соблюдать законодательство о налогах и сборах; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункты 1, 4, 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требования Провоторовой Е.В. основаны на справке МИФНС России №6 по Курганской области № 3962728 по состоянию на 10.06.2020, согласно которой у Провоторовой Е.В. имелась переплата по налогу на доходы физических лиц – 4854, 00 руб.; по налогу на доходы физических лиц – 39,00 руб.; по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст. 227 НК РФ – 5364,00 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) – 700,00 руб.

Из ответа УФНС России по Курганской области от 23.06.2022 переплата по налогу на доходы физических лиц в размере 4854 руб. 00 коп. образовалась при последующих операциях: уплата налога 15.11.2012 – 724 руб. 00 коп., уплата налога 14.02.2013 – 1194 руб. 00 коп., уплата налога 02.03.2015 – 1762 руб. 00 коп., уплата налога 04.04.2016 – 131 руб. 00 коп., уплата налога 04.04.2016 – 131 руб. 00 коп. уплата налога 04.04.2016 – 112 руб. 00 коп.; переплата по налогу на доходы физических лиц в размере 39 руб. 00 коп. образовалась при последующих операциях: уплата налога 21.07.2017 – 39 руб. 00 коп.; переплата по налогу на доходы физических лиц в размере 1524 руб. 00 коп. поступила по платежному поручению № 16202 от 24.12.2020 и была учтена программным комплексом в погашение задолженности с ранним сроком уплаты в хронологическом порядке в начислении расчета по налогу за 2015 год по сроку уплаты – 01.12.2016; переплата по налогу на доходы физических лиц размере 2934 руб. 28 коп. (пени по налогу на имущество физических лиц) поступила по платежному поручению № 16271 от 24.12.2020 и была учтена программным комплексом в погашение задолженности с ранним сроком уплаты в хронологическом порядке в начислении расчета по налогу за 2015 год по сроку уплаты – 01.11.2015, 01.12.2015, 24.12.2020, 24.12.2020, 24.12.2020.; также налоговым органом 02.10.2021 принято решение о зачете суммы 2754 руб. 00 коп. из налога на доходы физических лиц в счет текущего платежа по транспортному налогу за 2020 год (срок уплаты 01.12.2021) по инициативе налогового органа в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ, 02.10.2021 принято решение о зачете суммы 102 руб. 00 коп. из налога на доходы физических лиц в счет текущего платежа по земельному налогу за 2020 год (срок уплаты 01.12.2021) по инициативе налогового органа в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.

Из ответа УФНС России по Курганской области № 11/3201дсп от 24.06.2022 следует, что переплата по налогу на доходы физических лиц в сумме 5364 руб. 00 коп. образовалась в результате некорректного уменьшения суммы налога, фактически данная оплата налогоплательщиком не производилась. При этом, из ответа УФНС России по Курганской области № 30-18/11012 от 14.04.2022 следует, что данная сумма переплаты образовалась 15.10.2012. Сведений о причинах некорректного указания суммы переплаты налоговым органом не представлено, доказательств перерасчета в материалы дела по судебному запросу не представлено.

Суд полагает, что налоговым органом ненадлежащим образом исполнены обязанности, предусмотренные налоговым законодательством, так как в 10-ти дневный срок о наличии переплаты, указанной ответах УФНС России по Курганской области административному истцу не сообщено, что исключало возможность воспользоваться правом налогоплательщика подать заявление о зачете (возврате), в соответствии с п.3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Закрепление в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока давности для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, от 03.07.2008 № 630-О-П, от 21.12.2011 № 1665-О-О, от 26.03.2016 № 815-О и др.).

Таким образом, трехлетний срок, установленный в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком исковой давности.

Общий срок исковой давности в три года установлен статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Течение срока исковой давности определено в пункте 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, который предусматривает его исчисление со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В данном случае при применении положений статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.

Истцом заявлено материальное требование о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки. Поскольку налоговым органом не представлено суду доказательств более раннего извещения налогоплательщика Провоторовой Е.В. о наличии переплаты по налогам, срок исковой давности надлежит исчислять со дня выдачи указанной справки, то есть с 10.06.2020. С иском в суд Провоторова Е.В. обратилась 15.03.2022, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд полагает, что имеются основания для восстановления пропущенного срока, установленного п. 5 ст. 78 НК РФ, и частичного удовлетворения требований Провоторовой Е.В. о произведении зачетов сумм переплаты по налогам.

Переплата по налогу на доходы физических лиц в сумме 4854 руб. 00 коп. (КБК 18210102020010000110), в сумме 5364 руб. 00 коп. (КБК 18210102020010000110), а также в сумме 39 руб. 00 коп. (КБК 18210102020010000110), подлежит зачету в счет имеющейся задолженности по налогам и сборам Провоторовой Е.В. (ИНН ) в связи с восстановлением срока для подачи заявления о зачете указанных сумм переплат.

В соответствии с материалами дела № 2а-2968/2020 по заявлению ИФНС Курчатовского района г. Челябинска о взыскании задолженности по налогам с Провоторовой Е.В. с налогоплательщика взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 1524 руб. 00 коп., пени в сумме 2934 руб. 28 коп. Определением от 11.09.2020 данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника. При этом указанная задолженность была взыскана в рамках исполнительного производства в полном объеме 25.10.2020.

Исходя из положений ст. 443 ГПК РФ и п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», в котором разъяснено, что отмена судебного приказа является самостоятельным основанием для поворота исполнения судебного приказа, если на момент подачи заявления о повороте исполнения судебного приказа или при его рассмотрении судом не возбуждено производство по делу на основании поданного взыскателем искового заявления (статья 443 ГПК РФ, статья 325 АПК РФ), истец не лишен возможности обратиться с заявлением о повороте исполнения судебного приказа.

При таких обстоятельствах, и в силу указанных требований закона для возвращения удержанных по судебному приказу у Провоторовой Е.В. денежных средств административному ответчику (административному истцу по встречному исковому заявлению) для поворота исполнения судебного приказа надлежит обратиться к мировому судье, вынесшему судебный приказ.

Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС России в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета - в течение 10 рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета).

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В соответствии с информацией ГУ-ОПФР по Курганской области № 4201-29927 от 20.06.2022, согласно поступившим из налогового органа данным от 09.06.2017 сумма дохода Провоторовой Е.В. за 2016 год составила 370 тыс. руб., по данным СМЭВ налогового органа от 18.01.2018 сумма дохода Провоторовой Е.В. составила 296 тыс. руб. Оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы, превышающей доход 300 тыс. руб. в размере 700 рублей произведена Провоторовой Е.В. 04.12.2017. В результате произведения ПФР уменьшения суммы страховых взносов на величину превышения суммы дохода 300 тыс. руб., образовалась переплата, сведения о которой были переданы в налоговый орган по электронным каналам связи 21.03.2018.

С учетом того, что налоговым органом не представлено доказательств своевременного извещения плательщика страховых взносов о наличии переплаты в размере 700 руб. с момента получения сведений из налогового органа, суд принимает в качестве основания для исчисления срока исковой давности по требованиям о зачете переплаты по страховым взносам дату справки от 10.06.2020, выданную административному ответчику Провоторовой Е.В. налоговым органом.

Постановлением от 31 октября 2019 года № 32-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании и во взаимосвязи решается вопрос о возможности возврата страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сведения о которых были учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Конституционный Суд признал оспоренные положения, устанавливающие в их взаимосвязи особенности правовой регламентации отдельных вопросов администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в части возврата сумм переплаты), не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку такие особенности по своему смыслу направлены на выполнение государством обязанности обеспечивать надлежащие условия для реализации пенсионных прав застрахованных лиц.

Оспоренные положения были признаны также не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в их взаимосвязи они ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.

Конституционным Судом указано, что впредь до внесения необходимых законодательных изменений при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.

Как указано в постановлении, данные выводы Конституционного Суда Российской Федерации подлежат применению в отношении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относящихся как к периодам до 01.01.2017, так и после указанного периода.

В силу Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; при этом плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики (подпункт 5 пункта 1 и пункт 3 статьи 21). Этому корреспондирует обязанность налогового органа принимать решения о возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет указанных излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в порядке, предусмотренном данным Кодексом (подпункт 7 пункта 1 и пункт 2.1 статьи 32). Излишняя уплата публичного платежа, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога (иного платежа) самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О).

Аналогичные нормы закреплены в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и в части 22 статьи 26 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017.

Статьей 21 названного Закона установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления.

Поскольку право на возврат излишне уплаченных страховых взносов прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации вне зависимости от обжалования плательщиком решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в данном случае, с учетом факта переплаты страховых взносов в размере 700 руб. 00 коп., требования Провоторовой Е.В. о зачете указанной суммы в счет имеющейся задолженности по налогам и сборам подлежат удовлетворению.

Требование об уплате налогов и пени направлены административному ответчику в порядке, установленном ст.ст.69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, административное исковое заявление подано в соответствии с требованиями ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, расчет задолженности по налогу и пени, проверен и признается верным.

Согласно ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

С учетом изложенных обстоятельств и требований законодательства, суд находит требования налогового органа подлежащими удовлетворению, требования административного истца по встречному административному исковому заявлению подлежащими частичному удовлетворению.

В силу ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика Провоторовой Е.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1515 руб. 32 коп.

Руководствуясь ст.ст.180, 286, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к Провоторовой Елене Владимировне о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам, пени удовлетворить, встречное административное исковое заявление Провоторовой Елены Владимировны к Управлению Федеральной налоговой службы по Курганской области, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курганской области о возложении обязанности произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов удовлетворить частично.

Взыскать с Провоторовой Елены Владимировны, зарегистрированной по адресу: Курганская область, Целинный район, с. Целинное, ул. Бухарова, д.32, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области задолженность по страховым взносам, по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам в размере 43844 руб. 47 коп., из которых: 1524 руб. 00 коп. - налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере, пени в размере 44 руб. 19 коп., из которых 40 руб. 95 коп. пени, начисленные на недоимку по налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 по 29.06.2020, 3 руб. 24 коп. – пени, начисленные по налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 ; земельный налог за 2019 год – 224 руб. 00 коп., пени в размере 0 руб. 22 коп., начисленные на недоимку по налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 08.12.2020; транспортный налог за 2019 год в размере 2754 руб. 00 коп., пени – 2 руб. 73 коп., начисленные на недоимку по налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 08.12.2020; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8086 руб. 24 коп., пени – 14 руб. 32 коп., начисленные на недоимку за 2020 год за период с 01.01.2021 по 12.01.2021; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере – 31139 руб. 61 коп., пени – 55 руб. 16 коп., начисленные на недоимку за 2020 год за период с 01.01.2021 по 12.01.2021.

Взыскать с Провоторовой Елены Владимировны, зарегистрированной по адресу: Курганская область, Целинный район, с. Целинное, ул. , в доход муниципального образования Целинный муниципальный округ Курганской области государственную пошлину в размере 1515 рублей 32 копеек.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов, в том числе: налог на доходы физических лиц в сумме 4854 руб. 00 коп., налог на доходы физических лиц в сумме 39 руб. 00 коп., налог на доходы физических лиц 5364 руб. 00 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 700 руб. 00 коп., всего – на сумму 10957 руб. 00 коп. в счет имеющейся по состоянию на момент вынесения судебного решения задолженности по налогам и сборам Провоторовой Елены Владимировны (ИНН

В остальной части встречных административных исковых требований Провоторовой Елены Владимировны к Управлению Федеральной налоговой службы по Курганской области отказать.

Мотивированное решение составлено 19 сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Целинный районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Родюкова