УИД 22RS0061-01-2020-000323-67
Дело № 2а-221/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года с. Целинное
Целинный районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Дильмана В.В.,
при секретаре Куликовой С.А.,
помощника прокурора Целинного района Алтайского края Федорищева Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Целинного района Алтайского края поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степно-Чумышского сельсовета Целинного района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества и оформлению в муниципальную собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Степно-Чумышского сельсовета Целинного района Алтайского края о признании незаконным бездействия по не оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество (подвесной мост через <адрес>), о возложении обязанности по организации мероприятий по принятию на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – подвесного моста через <адрес>, а также оформлению его в муниципальную собственность.
В обоснование административного иска указав, что на территории Степно-Чумышсмкого сельсовета Целинного района в <адрес>, имеется подвесной мост через <адрес>. Согласно обращениям граждан мост находится в неисправном состоянии, пользоваться им небезопасно. Надзор и контроль за его техническим состоянием никто не осуществляет. Мост никто не обслуживает, отдельные элементы моста приходят в негодность, ветшают, нуждаются в замене или в ремонте.
На основании требований ст. 225 ГК РФ, пункта 5 Приказа Минэкономразвития России от <дата><номер> следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по принятию на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества и по признанию права муниципальной собственности на эту вещь.
Вместе с тем, указанный объект в реестре муниципального имущества Степно-Чумышского сельсовета Целинного района не значится, право собственности на него не оформлено, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения не закреплен. Техническая и иная предусмотренная законом документация на мост отсутствует. Фактически мост является бесхозяйным, а отсутствие собственника данного объекта недвижимого имущества и организации следящей за его техническим состоянием, влечет несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ и в конечном итоге, возможность причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате падения с моста или его обрушения.
Прокурором района по данному факту в адрес главы района было направлено представление <дата>, которое было признано обоснованным, но требования до настоящего времени не исполнены.
Помощник прокурора Целинного района Федорищев Р.И. административные исковые требования поддержал и дополнил, что на другом берегу <адрес> проживают 3 семьи. В период половодья, подвесной мост является единственным путем перемещения. Иных мостов или путей не имеется. Просит требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель административного ответчика администрации Степно-Чумышского сельсовета Целинного района Алтайского края в судебное заседание не явился по неизвестной причине. О времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки в суд не сообщал, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, свидетеля, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из материалов дела в <адрес>, через <адрес> находится подвесной мост, который в реестр муниципального имущества Степно-Чумышского сельсовета <адрес> не включен, право собственности на него не оформлено, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения данный мост не закреплен. Техническая и иная предусмотренная законом документация на подвесной мост отсутствует. Мероприятия по принятию на учет указанного бесхозяйного имущества и по признанию на него права муниципальной собственности не проводились. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представлением прокурора Целинного района на имя главы администрации Степно-Чумышского сельсовета Целинного района от <дата>, а также информацией администрации Степно-Чумышского сельсовета от <дата>.
Судом также установлено, что на другом берегу <адрес> постоянно проживают 3 семьи, общее количество жителей 6 человек. Также на указанном участке села находятся животноводческие фермы СПК «Нива». В период половодья, когда разливается <адрес>, другого сообщения кроеме вышеуказанного подвесного моста с селом Локоть у вышеуказанных трех семей не имеется. Автомобильный переезд (брод) через реку Ангуреп, действует только в летний и зимний период времени. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО1 и информацией администрации Степно-Чумышского сельсовета от <дата>.
В настоящее время названный подвесной мост отремонтирован за счет средств бюджета Целинного района Алтайского края силами СПК «Нива» и крестьянских хозяйств ФИО2 и ФИО3, что также подтверждается информацией администрации Степно-Чумышского сельсовета и показаниями свидетеля ФИО1
Вместе с тем, как обоснованно указано в административном исковом заявлении фактически подвесной мост является бесхозяйным, а отсутствие собственника данного объекта недвижимого имущества и организации следящей за его техническим состоянием, влечет несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ и в конечном итоге, возможность причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате падения с моста или его обрушения.
Вышеуказанное свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд считает, что установление административному ответчику срока по организации мероприятий по принятию на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (подвесного моста) до <дата> является недостаточным, поскольку фактически это срок апелляционного обжалования настоящего решения. А поэтому считает необходимым установить вышеуказанный срок до <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края к администрации Степно-Чумышского сельсовета Целинного района Алтайского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Степно-Чумышского сельсовета Целинного района Алтайского края по не оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество (подвесной мост через <адрес>).
Обязать администрацию Степно-Чумышского сельсовета Целинного района Алтайского края в срок до <дата> организовать мероприятия по принятию на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – подвесного моста через <адрес>.
Обязать администрацию Степно-Чумышского сельсовета Целинного района Алтайского края по истечении года со дня постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - подвесного моста через <адрес>, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, через Целинный районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись.
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2020 года
Судья