Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2021 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Хасьянова Н.Д., при секретаре Кучиной Н.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» о признании решения незаконным об отказе в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в подсчет страхового стажа периодов работы, перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику ГУ «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» о признании решения незаконным об отказе в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в подсчет страхового стажа периодов работы, перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он является получателем страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» с заявлением об установлении повышенного размера фиксированной выплаты к пенсии.
Вместе с тем Решением ГУ «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в праве на повышение фиксированной выплаты. Так, вышеуказанным решением не были включены в подсчет сельского стажа периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в колхозе «им. Абая»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в колхозе «им. Абая»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в колхозе «им. Абая».
Истец полагает вышеуказанное решение незаконным, поскольку в оспариваемые периоды он являлся членом колхоза «им. Абая» с ДД.ММ.ГГГГ. Данный колхоз занимался кроме прудового рыболовства, животноводством и растениеводством. Списком № утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ для включения периода работы на производстве сельского хозяйства в той или иной должности (профессии) в сельский стаж требуется, чтобы работа осуществлялась в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, либо чтобы такая работа осуществлялась в структурном подразделении растениеводческого либо животноводческого направления иной организации, основным видом деятельности которого не является сельское хозяйство.
Указанным списком поименована должность водителя автомобиля, следовательно, отказ в установлении повышения размера фиксированной выплаты к пенсии незаконен.
В связи с указанным истец просил суд признать незаконным решение ГУ «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1 в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязать ГУ «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» включить в подсчет страхового стажа ФИО1 периоды работы в сельском хозяйстве: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя бензовоза в колхозе имени «Абая» Камызякского района Астраханской области, дающие право на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, произвести ФИО1 перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражал в удовлетворении исковых требований указав, что колхоз являлся рыболовецким, а также что согласно пенсионного законодательства перерасчет может быть произведен истцу не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора администрации МО «Камызякский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Тем же Постановлением Правительства РФ утверждены и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности.
Согласно разделу 1 Списка, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" устанавливается, если работа (деятельность) осуществлялась в области растениеводства/ животноводства в колхозах, совхозах, крестьянско-фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, артелях и в других организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, либо такая работа была в структурном подразделении растениеводческого, животноводческого или рыбоводческого направления колхоза, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 предусмотрено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
13 марта 1992 года между государства - участники СНГ - Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписали Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), статьей 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В силу ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что то ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 заведена трудовая книжка колхозника №, из которой следует, что в 1968 году ФИО1 вступил в члены колхоза им. «Абая» Камызякского района Астраханской области. С ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял трудовую деятельность в указанном колхозе в должности водителя бензовоза.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 являясь получателем пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» с заявлением о фиксированной выплате к страховой пенсии по старости ввиду наличия 30-летнего стажа работы в сельском хозяйстве.
Решением ГУ «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в установлении повышения размера фиксированной выплаты к пенсии истцу отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве.
Так, вышеуказанным решением не были включены в подсчет сельского стажа в том числе периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в колхозе «им. Абая»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в колхозе «им. Абая»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в колхозе «им. Абая».
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности сельское хозяйство - это использование растительных и животных природных ресурсов, включая выращивание зерновых, содержание и разведение животных; получение древесины и других растений, животных или продуктов животного происхождения на ферме или в естественной среде обитания, код группировки с "01." по "02." включительно.
Списком работ, производств, профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера указанной фиксированной выплаты в разделе 1 "Растениеводство" предусмотрены водитель автомобиля (шофер) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Согласно Устава рыболовецкого колхоза имени «Абая» Камызякского района Астраханской области, зарегистрированного на основании решения Камызякского районного Совета народных депутатов от 11.03.1990 года № 65, следует, основным видом деятельности рыболовецкого колхоза являлась добыча, производство, переработка и реализации рыбы и других водных животных и растений. Наряду с основным видом деятельности рыболовецкий колхоз занимался в том числе такими видами деятельности как сельскохозяйственное производство, переработка сельскохозяйственного сырья.
Из представленных документов по рыболовецкому колхозу им. «Абая» за 1990-2001 год в том числе в виде сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур, структуре посевных площадей, балансе зерна, установлено, что сельскохозяйственной деятельностью колхоза являлось выращивание овоще-бахчевых культур, картофеля, зерновых и плодово-ягодных культур.
Опрошенные в судебном заседании свидетели И.Б.Х., Ж.У.К., Н.К.Т. подтвердили факт того, что истец ФИО1 в период с 1990 года по 2008 год работал в рыболовецком колхозе им. «Абая» в должности водителя бензовоза, а именно подвозил для растениеводческих бригад, работающих на полях колхоза по выращиванию бахчевых культур топливо, необходимое для заправки сельскохозяйственной техники.
У суда нет оснований сомневаться в показаниях данных свидетелей. Свидетелями представлены суду трудовые книжки, подтверждающие совместную с истцом трудовую деятельность в рыболовецком колхозе им. «Абая» в оспариваемые периоды.
Трудовая книжка представлена истцом в суд, оспариваемые ответчиком периоды внесены в трудовую книжку, сведения о подложности указанного документа суду ответчиком не представлены.
Должность водитель автомобиля (шофер) колхоза, в растениеводстве в сельском хозяйстве входит в список должностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах требования истца о включении в подсчет его страхового стажа периодов работы в сельском хозяйстве: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в колхозе «им. Абая» и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости законны и обоснованы.
Вместе с тем, требование истца о перерасчете размера фиксированной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Поскольку установление даты перерасчета пенсии прямо предусмотрено Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, с заявлением о перерасчете истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет назначенной ФИО1 пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск ФИО1 к Государственному учреждению «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» о признании решения незаконным об отказе в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в подсчет страхового стажа периодов работы, перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1 в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» включить в подсчет страхового стажа ФИО1 периоды работы в сельском хозяйстве: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя бензовоза в колхозе имени «Абая» Камызякского района Астраханской области, дающие право на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Государственному учреждению «Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2» произвести ФИО1 перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд города Астрахани в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения составлен 17 августа 2021 г.
Судья Н.Д. Хасьянов