НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Труновского районного суда (Ставропольский край) от 23.03.2021 № 2-125/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2021 года село Донское

Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.,

при секретаре Ельцовой Е.В.,

с участием истца Морозовой И.Н.,

ответчика – руководителя ликвидационной комиссии финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, представителя ответчиков – финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края Манаенко Л.А.,

представителя ответчика – администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края Рябухиной И.В.,

помощника прокурора Труновского района Ставропольского края Мошкарева И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Морозовой Ирины Николаевны к руководителю ликвидационной комиссии финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконной ликвидации учреждения, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности принять на работу,

установил:

Морозова И.Н. обратилась в суд с иском к руководителю ликвидационной комиссии финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, дополнив свои требования, просит:

- признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Морозовой Ирины Николаевны с должности отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края незаконным;

- восстановить Морозову Ирину Николаевну на работе в должности отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края;

- взыскать с финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края в пользу Морозовой Ирины Николаевны сумму среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 25411,55 рублей;

- взыскать с финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края в пользу Морозовой Ирины Николаевны компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей;

- обязать финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края принять Морозову Ирину Николаевну на работу в порядке перевода в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края;

- признать ликвидацию финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края незаконной;

- признать действия по незаконному увольнению носящими дискриминационный характер.

В обоснование своих требований Морозова И.Н. указала, что она на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работала в финансовом управлении администрации Труновского муниципального района Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с работы на основании пункта 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ все сотрудники финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края получили уведомления о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, в котором было сообщено о ликвидации финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края на основании Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Труновского района Ставропольского края» и решения совета Труновского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края», в связи с чем трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ней и финансовым управлением администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, подлежит расторжению на основании п. 1 ч. I ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Также в уведомлении указано, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовой договор будет расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она не могла исполнять свои трудовые обязанности ввиду временной нетрудоспособности. На дату ее увольнения остальные работники были переведены на работу во вновь созданное финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Действия работодателя свидетельствуют о нарушении ее трудовых прав. За все время работы свои трудовые обязанности она исполняла должным образом, каких-либо замечаний, взысканий со стороны работодателя не было, неоднократно поощрялась руководством финансового управления, главой Труновского муниципального района и министром финансов Ставропольского края.

Вновь созданное финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края является правопреемником прежнего финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края на основании статьи 6 Закона Ставропольского края от 31.01.2020 N 14-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Труновского района Ставропольского края», решения Думы Труновского муниципального округа Ставропольского края от 08.10.2020 № 13 «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Труновский муниципальный округ Ставропольского края».

Финансовое управление администрации Труновского муниципального района Ставропольского края находится в стадии ликвидации в соответствии решением совета Труновского муниципального района Ставропольского края от

На основании решения Думы Труновского муниципального округа Ставропольского края от 02.12.2020 № 38 было учреждено (создано) финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края в форме муниципального казенного учреждения, наделенное правами юридического лица, с тем же местонахождением, видом деятельности, руководителем, задачами, функциями, полномочиями, что и находящееся в стадии ликвидации финансовое управление администрации Труновского муниципального района Ставропольского края.

Фактически финансовое управление администрации Труновского муниципального района Ставропольского края было не ликвидировано, а реорганизовано в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, поскольку в данном случае имеет место правопреемство, а ликвидация юридического лица в соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В силу ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

Она имела преимущественное право оставления на работе, однако ей не была предложена другая имеющаяся должность.

Ее увольнение носит дискриминационный характер.

Она направила два обращения в адрес Главы Труновского муниципального округа Ставропольского края с целью предоставления имеющихся вакансий как в финансовом управлении администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, так и в администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края и рассмотрения вопроса ее дальнейшего продолжения трудовой деятельности с учетом преимущественных прав оставления на работе, на которые был получен отказ.

Действиями работодателя ей причинен моральный вред в размере 50000 рублей.

В письменных возражениях на исковое заявление глава администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края ФИО4 указал, что преобразование Труновского муниципального района осуществлялось в соответствии с частью 3.1-1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) путем объединения всех поселений, входящих в состав Труновского района с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа.

Согласно данной статье муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Ставропольского края № 14-кз Труновский муниципальный район Ставропольского края, а также поселения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона, утратили статус муниципального образования.

Утрата муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав статуса муниципального образования, влечет за собой соответственно прекращение полномочий органов местного самоуправления указанных муниципальных образований.

Финансовое управление администрации Труновского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1052600610996) (далее - Финансовое управление) входило в структуру администрации района и являлось ее отраслевым органом, наделенным правами юридического лица, учредителем которого выступал представительный орган - совет Труновского муниципального района Ставропольского края.

В соответствии со статьями 61-63 ГК РФ, в целях реализации Закона Ставропольского края от 31.01.2020 № 14-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Труновского района Ставропольского края», учредителем - советом Труновского муниципального района Ставропольского края было принято решение от 28.07.2020 № 28 «О ликвидации финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края», которое не содержит положений о правопреемстве данного органа.

Трудовым кодексом РФ не предусмотрена обязанность работодателя по предложению работнику других имеющихся вакансий при ликвидации юридического лица, а как следствие и преимущественное право на оставление на работе у работника не возникает.

В связи с образованием Труновского муниципального округа Ставропольского края на основании Закона Ставропольского края № 14-кз в муниципальном образовании - Труновский муниципальный округ сформированы следующие органы местного самоуправления:

- представительный орган Труновского муниципального округа Ставропольского края - Дума Труновского муниципального округа Ставропольского края;

- Глава Труновского муниципального округа Ставропольского края - высшее должностное лицо муниципального округа;

- исполнительно-распорядительный орган Труновского муниципального округа Ставропольского края - администрация Труновского муниципального округа Ставропольского края;

- контрольно-счетный орган Труновского муниципального округа Ставропольского края - Контрольно-ревизионная комиссия Труновского муниципального округа Ставропольского края.

В соответствии со ст. 32 Устава Труновского муниципального округа структура администрации муниципального округа утверждается Думой Труновского муниципального округа. В структуру администрации муниципального округа входят отраслевые и территориальные органы администрации муниципального округа.

Решение об учреждении соответствующего органа администрации муниципального округа в форме муниципального казенного учреждения принимается Думой муниципального округа.

Решением Думы муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ было создано финансовое управление Труновского муниципального округа Ставропольского края, наделенное правами юридического лица, в форме казенного учреждения.

Штатное расписание финансового управления администрации Труновского муниципального округа утверждено распоряжением администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ

Учредителями финансового управления администрации района и финансового управления округа являются два совершенно разных органа местного самоуправления - совет Труновского муниципального района и соответственно - Дума Труновского муниципального округа.

Кроме того, совет Труновского муниципального района Ставропольского края в соответствии с решением совета Труновского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации совета Труновского муниципального района Ставропольского края» находится в стадии ликвидации на этапе проверки уполномоченным государственным органом промежуточного ликвидационного баланса. Таким образом, ликвидируется непосредственный учредитель финансового управления администрации района, который не предусматривает в своем решении правопреемственности в отношении учрежденных им юридических лиц.

Создание учредителями нового юридического лица даже с аналогичными видами деятельности, как у ликвидируемого лица, не может повлечь за собой основания для возникновения трудовых отношений между вновь созданным юридическим лицом и бывшими работниками ликвидированной организации.

Расторжение трудового договора в связи с ликвидацией организации предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

При ликвидации организации сохранение трудовых отношений становится невозможным.

В настоящее время финансовое управление проходит процедуру ликвидации, о чем свидетельствует лист записи в ЕГРЮЛ и публикация в «Вестнике государственно регистрации». В ликвидируемом юридическом лице нет работников и руководителя, за исключением ликвидационной комиссии.

Истцом неверно осуществляется толкование нормы правопреемства.

В соответствии со статьей 6 Закона Ставропольского края № 14-КЗ органы местного самоуправления Труновского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Труновского муниципального района Ставропольского края и сельских поселений, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, физическими и юридическими лицами. Согласно указанной статье вопросы правопреемства подлежали урегулированию муниципальными правовыми актами Труновского муниципального округа. Данным актом стало решение Думы от 08.10.2020 № «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Труновский муниципальный округ Ставропольского края».

Пунктом 3 статьи 7 Закона Ставропольского края № 14-кз предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с упразднением (ликвидацией) органов местного самоуправления Труновского муниципального района Ставропольского края и сельских поселений, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, а также структурных подразделений местных администраций с правами юридического лица указанных муниципальных. образований, с 1 января 2021 года осуществляется за счет средств бюджета Труновского муниципального округа. В бюджете Труновского муниципального округа до окончательной ликвидации органов местного самоуправления Труновского муниципального района в настоящее время предусмотрены расходы на ликвидационные мероприятия органов местного самоуправления района и их отраслевых органов, с целью обеспечения требований кредиторов и гарантий уволенным работникам.

Таким образом, решение Думы Труновского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Труновский муниципальный округ Ставропольского края» предусматривает правопреемство по трудовым договорам, в части исполнения обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций работникам при расторжении трудовых договоров в связи с ликвидацией органов местного самоуправления муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящего решения, и их отраслевых (функциональных) органов, а никак не продолжения трудовых отношений с работниками.

Истцом также неверно понимается правопреемство в части имущества ликвидируемых органов местного самоуправления и их отраслевых органов.

Решением Думы Труновского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Труновский муниципальный округ Ставропольского края» предусмотрено, что все имущество, находящееся в собственности преобразуемых в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района <адрес>, и об организации местного самоуправления на территории <адрес>» муниципальных образований - <адрес>, <адрес> а также все имущество, находящееся в собственности Труновского муниципального района <адрес>, переходит в собственность вновь образованного муниципального образования Труновский муниципальный округ Ставропольского края в соответствии с перечнями муниципального имущества, утвержденными к передаче в муниципальную собственность Труновского муниципального округа Ставропольского края, а не отдельно каждого ликвидируемого юридического лица.

Решением Думы Труновского муниципального округа имущество преобразуемых органов местного самоуправления было принято в казну, а затем передавалось в оперативное управление органам местного самоуправления и отраслевым органам округа.

Приказ финансового управления администрации Труновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Морозовой И.Н. в связи с ликвидацией организации является законным и обоснованным, что подтверждено в ходе проверочных мероприятий Государственной инспекцией труда в Ставропольском крае.

Морозова И.Н. не может быть восстановлена в штате финансового управления администрации Труновского муниципального района в силу прекращения фактического функционирования юридического лица, в том числе его штатного расписания.

Истец в процессе судебного разбирательства не представила подтверждения факта причинения ей нравственных или физических страданий, в чем они выражаются, а также доказательств какими действиями (бездействием) ответчиков они нанесены, степень вины ответчиков, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора

Требование Морозовой И.Н. о возложении обязанности на финансовое управление администрации Труновского муниципального округа принять ее на работу является незаконным и необоснованным. Трудовым кодексом РФ прямо предусмотрены основания возникновения трудовых отношений работника и работодателя (статья 16) и не установлена обязанность Работодателя приема на работу по требованию гражданина.

Ликвидация финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края является законной в силу принятия данного решения уполномоченным органом (учредителем) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании истец Морозова И.Н. свои требования полностью поддержала, пояснила, что получила средний заработок за январь, февраль и март 2021 года в полном объеме. Считает свое увольнение незаконным, поскольку практически все работники финансового управления администрации Труновского муниципального района были переведены в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа, кроме нее и еще одной работницы, вышедшей на пенсию. Ей в приеме на работу было необоснованно отказано.

Представитель ответчика – администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края ФИО5, ответчик – руководитель ликвидационной комиссии финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, являющаяся также представителем ответчиков финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края и финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, ФИО3, просили в удовлетворении иска Морозовой И.Н. отказать, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, пояснили, что ликвидация финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края не завершена. Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа не является правопреемником финансового управления администрации Труновского муниципального района, у нового работодателя – финансового управления администрации Труновского муниципального округа отсутствует обязанность брать Морозову И.Н. на работу.

Помощник прокурора Труновского района Ставропольского края Мошкарев И.И. пришел к заключению о необходимости удовлетворения исковых требований Морозовой И.Н. в части признания незаконным приказа об ее увольнении, восстановлении Морозовой И.Н. на работе в финансовое управление администрации Труновского муниципального района, возложении обязанности принять Морозову И.Н. переводом в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, и об отказе в удовлетворении исковых требований в остальной части.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования Морозовой И.Н. к финансовому управлению администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Морозова И.Н. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работала в финансовом управлении администрации Труновского муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 22-33).

ДД.ММ.ГГГГ Морозовой И.Н., вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации на основании Закона Ставропольского края от 31.01.2020 № 14-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Труновского района Ставропольского края» и решения Совета Труновского муниципального района Ставропольского края от 28.07.2020 № 28 «О ликвидации финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края» (т. 1, л.д. 35).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Морозова И.Н. была уволена с работы на основании пункта 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края (т. 1, л.д. 34).

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из видов преобразования муниципальных образований является объединение, муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона № 131-Ф3).

На основании ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.01.2020 N 14-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории <адрес>" <адрес>, входящие в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, преобразованы путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование Труновский муниципальный округ Ставропольского края.

В соответствии с абзацем десятым ч. 5 ст. 34 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

В силу п. 1 ст. 6 Закона Ставропольского края от 31.01.2020 N 14-кз органы местного самоуправления Труновского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Труновского муниципального района Ставропольского края и сельских поселений, входящих в состав Труновского муниципального района Ставропольского края, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Труновского муниципального округа.

Решением Думы Труновского муниципального округа Ставропольского края от 08.10.2020 № 13 «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Труновский муниципальный округ Ставропольского края» определено, что правопреемником в отношении договорных обязательств, заключенных органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в пункте 1 данного решения, выступает:

7.1. Дума муниципального округа - в отношении действующих договорных и иных обязательств по вопросам межмуниципального сотрудничества, а также лицензионных договоров, предусматривающих права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, заключенных Думой муниципального округа;

7.2. Администрация муниципального округа в пределах компетенции по следующим договорам, заключенным органами местного самоуправления муниципальных образований, указанными в пункте 1 данного решения:

по договорам, подтверждающим право собственности, право пользования;

по договорам, предметом которых является поступление средств в бюджет муниципального образования;

по договорам о закупке (поставке) товаров, работ и услуг за бюджетные средства, заключенным по результатам проведения муниципальных закупок (по итогам размещения заказов);

по иным договорам и документам, в пределах полномочий администрации муниципального округа и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов и должностных лиц с учетом положений настоящего решения;

по трудовым договорам, в части исполнения обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций работникам при расторжении трудовых договоров в связи с ликвидацией органов местного самоуправления муниципальных образований, указанных в настоящего решения, и их отраслевых (функциональных) органов;

7.3. Отраслевые (функциональные) органы муниципального округа, обладающие правами юридического лица, - по соответствующим договорам отраслевых (функциональных) органов местного самоуправления муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящего решения (т. 1, л.д. 70-72).

28.07.2020 советом Труновского муниципального района Ставропольского края принято решение о ликвидации Финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края (т. 1, л.д. 45-49).

02.12.2020 Думой Труновского муниципального округа принято решение об учреждении (создании) финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, утверждено положение о финансовом управлении администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, из которого следует, что финансовое управление администрации Труновского муниципального округа является отраслевым (функциональным) органом, входящим в структуру администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, обеспечивающим проведение единой финансовой и бюджетной политики на территории Труновского муниципального округа Ставропольского края. Финансовое управление администрации Труновского муниципального округа является юридическим лицом (т. 1, л.д. 50-56).

В соответствии с решением Думы Труновского муниципального округа Ставропольского края от 08.10.2020 № 6 «О структуре органов местного самоуправления Труновского муниципального округа Ставропольского края» финансовое управление является структурным подразделением администрации Труновского муниципального округа (т. 1, л.д. 221-222).

Согласно Положению о финансовом управлении администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, утвержденному решением совета Труновского муниципального района Ставропольского края от 14.07.2016 № 43, финансовое управление администрации Труновского муниципального района также являлось отраслевым органом, входящим в структуру администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, осуществляющим проведение единой финансовой и бюджетной политики на территории Труновского муниципального района Ставропольского края, и юридическим лицом (т. 1,л.д. 57-63).

Полномочия, задачи, функции финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края аналогичны полномочиям, задачам, функциям финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края.

В штатном расписании финансового управления администрации Труновского муниципального района имелось 19 должностей, в штатном расписании финансового управления администрации Труновского муниципального округа – 17 (т. 1, л.д. 146-148).

Из 19 работников финансового управления администрации Труновского муниципального района 17, включая начальника управления, были переведены в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа в порядке, предусмотренном п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (т. 1, л.д. 149-166),

Лишь Морозова И.Н. и ФИО7 были уволены на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.

Морозова И.Н. дважды обращалась к главе администрации Труновского муниципального округа с просьбой рассмотреть вопрос о принятии и ее на работу в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа, в чем ей фактически было отказано (т. 1, л.д. 73-81).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем.

Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).

Пункт 7.3 решения Думы Труновского муниципального округа Ставропольского края от 08.10.2020 № 13 «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Труновский муниципальный округ Ставропольского края», не содержит каких-либо исключений относительно правопреемства отраслевых (функциональных) органов муниципального округа, обладающих правами юридического лица, по соответствующим договорам отраслевых (функциональных) органов муниципального района, в отличие от пункта 7.2 того же решения, устанавливающего ограниченный перечень договоров, отношений, по которым правопреемником органов местного самоуправления Труновского муниципального района становится администрация Труновского муниципального округа.

Все имущество финансового управления администрации Труновского муниципального района его собственником – муниципальным образованием было передано вновь созданному финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа. При этом муниципальная форма собственности не изменилась (т. 1, л.д. 230-254).

Таким образом, финансовое управление администрации Труновского муниципального округа является правопреемником находящегося в стадии ликвидации финансового управления администрации Труновского муниципального района.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица.

В соответствии со ст. ст. 61, 62 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Довод представителя администрации Труновского муниципального округа о том, что решение о ликвидации принято учредителем финансового управления администрации Труновского муниципального района – советом Труновского муниципального района в рамках предоставленных ему полномочий, а учредителем финансового управления администрации Труновского муниципального округа является иное лицо – Дума Труновского муниципального округа не может служить подтверждением правомерности увольнения истицы по данному основанию.

Учредителем как финансового управления администрации Труновского муниципального района, так и финансового управления администрации Труновского муниципального округа является представительный орган местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Применительно к трудовым отношениям указанные нормы Конституции Российской Федерации не могут пониматься иначе, как устанавливающие приоритет соблюдения установленных федеральным трудовым законодательством прав работников перед правами работодателя в сфере административных и гражданских правоотношений.

В силу ст. 81 ТК РФ реорганизация юридического лица, изменение его подведомственности (подчиненности) не являются основанием для увольнения работника по инициативе работодателя.

В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ обусловлено фактической невозможностью продолжения трудовых отношений между работником и работодателем ввиду прекращения существования работодателя и отсутствия иного лица, к которому бы перешли права и обязанности работодателя.

В данном случае, увольнение Морозовой И.Н. по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, при том, что вместо ликвидируемого финансового управления администрации Труновского муниципального района создано финансовое управление администрации Труновского муниципального округа, к которому перешли все права и обязанности, имущество финансового управления администрации района, имеющего те же цели, задачи, полномочия, в которое были переведены на работу практически все иные работники финансового управления администрации Труновского муниципального района, кроме истца, нельзя признать законным, в связи с чем суд считает необходимым признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Морозовой И.Н. с должности отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края незаконным, восстановить ее на работе в той же должности и обязать финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края принять Морозову И.Н. на работу в порядке перевода в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края.

В п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 названного Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, наличие вины работодателя в нарушении трудовых прав Морозовой И.Н., характер причиненных истцу страданий, суд считает соответствующим требованиям разумности и справедливости взыскание с финансового управления администрации Труновского муниципального округа в пользу Морозовой И.Н. компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.

Как следует из объяснений Морозовой И.Н., ей полностью выплачена средняя заработная плата за январь, февраль и март 2021 года, то есть за все время вынужденного прогула, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с финансового управления суммы среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 25411,55 рублей суд не находит.

Требования истца о признании незаконной ликвидации финансового управления администрации Труновского муниципального района удовлетворению не подлежат, поскольку сама по себе ликвидация юридического лица произведена в соответствии с законом и полномочиями учредителя на основании принятого в установленном порядке решения.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требования Морозовой И.Н. о признания действий по незаконному ее увольнению носящими дискриминационный характер в качестве самостоятельного искового требования.

Руководитель ликвидационной комиссии финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края ФИО3 как физическое лицо является ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому в удовлетворении исковых требований к ней суд полагает необходимым отказать полностью.

В силу ст. 211 ГПК РФ решение суда о восстановлении работника на работе подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 211 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Морозовой Ирины Николаевны к финансовому управлению администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконной ликвидации учреждения, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности принять на работу удовлетворить частично.

Признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Морозовой Ирины Николаевны с должности ведущего специалиста отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края незаконным.

Восстановить Морозову Ирину Николаевну на работе в должности отдела планирования и анализа бюджета финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края.

Обязать финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края принять Морозову Ирину Николаевну на работу в порядке перевода в финансовое управление администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края.

Взыскать с финансового управления администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края в пользу Морозовой Ирины Николаевны компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Морозовой Ирины Николаевны к руководителю ликвидационной комиссии финансового управления администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, а также в удовлетворении исковых требований Морозовой Ирины Николаевны к финансовому управлению администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, финансовому управлению администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края, администрации Труновского муниципального округа Ставропольского края в остальной части отказать.

Решение в части восстановления Морозовой Ирины Николаевны на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Труновский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 30 марта 2021 года.

Судья А.В. Щербин