№2а-31/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Трубчевск 25 января 2016 года
Трубчевский районный суд Брянской области
в составе:
председательствующего судьи Бабина М.А.,
при секретаре Кощук А.Н.,
с участием: представителя административного истца - Семенцова П.В., действующего по доверенности,
представителя Центральной акцизной таможни - Власенко А.И., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рындиной Т.М. к Брянскому акцизному таможенному посту и Центральной акцизной таможне о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ и возложении обязанности по регистрации автомобиля на территории РФ с выдачей паспорта транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Рындина Т.М. обратилась в Трубчевский районный суд с указанным административным исковым заявлением и просит признать решение административных ответчиков об отказе в выдаче ей паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ незаконным. Кроме этого, просит суд приостановить указанное решение административных ответчиков до рассмотрения дела по существу. В обоснование заявленных требований, указала, что она является членом семьи участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Ей на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты>. По приезду в РФ она обратилась к административным ответчикам за выдачей паспорта транспортного средства, в чем ей было отказано.
Определением от 1 декабря 2015 года в удовлетворении заявления Рындиной Т.М. о приостановлении решения административных ответчиков по административному делу отказано.
В судебном заседании от 24 декабря 2015 года представитель административного истца Семенцов П.В. предоставил в суд заявление об уточнении заявленных Рындиной Т.М. требований, в котором просит суд признать незаконным решение административных ответчиковоботказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ и возложении обязанности по регистрации автомобиля на территории РФ с выдачей паспорта транспортного средства.
Административный истец Рындина Т.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом.
Представитель административного истца - Семенцов П.В., действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что поддерживает уточненные требования просит суд их удовлетворить. Кроме этого, пояснил, в частности, что Рындина Т.М. является членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и она освобождена от уплаты таможенных платежей, утилизационного сбора. Таможенный орган обладает дополнительными функциями по выдаче паспорта транспортных средств в соответствии с п.57 постановления Правительства РФ от 18 мая 1993 года №477 «О введении паспортов транспортных средств», однако в выдаче ПТС Рындина Т.М. было отказано. Учитывая ст.70 Положения в случае несоответствии экологического класса ввозимых членами семьи участника Государственной программы транспортных средств требованиям технического регламента, то ПТС не выдаются. В данном случае есть соответствие и экологическому классу и утилизационный сбор также не уплачивается. Согласно п.24 приложения №3 соглашения «О таможенном регулировании в РФ» в целом такие льготы распространяются на один автомобиль и на один прицеп, что, в данном случае, также соблюдено. Кроме этого, в ответе на заявление Рындиной Т.М. не содержалось указание о том, что ее автомобиль не соответствует экологическому классу, либо не уплачен утилизационный сбор. В возражении Центральной акцизной таможни на административное исковое заявление, так же указано, что ПТС не было выдано по причине того, что административный истец не освобожден от требований к экологическому классу и утилизационного сбора. Это абсолютно необоснованный довод, который не содержался в ответе Брянского акцизного таможенного поста. Таким образом, нарушается право Рындиной Т.М. в регистрации принадлежащего ей транспортного средства на территории РФ.
Представитель административного ответчика - Центральной акцизной таможни Власенко А.И., действующий по доверенности, заявленные Рындиной Т.М. требования считает необоснованными и в их удовлетворении просит отказать по основаниям, указанным в возражении на административное исковое заявление Рындиной Т.М.. Кроме этого, пояснил, в частности, что Рындина Т.М. как член семьи участника государственной программы, освобождается от уплаты таможенных платежей при ввозе транспортного средства, в соответствии с п.24 Приложения №3 Соглашения от 27 ноября 2010 года Рындина Т.М. на ввозимое ею одно транспортное средство. Положением о паспорте транспортного средства №496/192/134 предусмотрено два условия, при выполнении которых паспорт транспортных средств выдается, а именно уплата утилизационных сборов, а также соответствие экологическому классу на момент обращения за его выдачей в таможенный орган по месту регистрации. Рындина Т.М. является членом семьи участника Гос. программы, таким образом, на неё распространяется требования как технического регламента №877 от 9 декабря 2011 года, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза относительно экологического класса, так и требования постановления Правительства №1291 от 26 декабря 2013 года относительно уплаты утилизационного сбора. Данные условия выполнены не были. К основанию для освобождения не предусмотрено вышеуказанными нормативными актами, постановлениями и техническим регламентом, есть исключения при которых требования к экологическому классу не распространяется. Данные требования не распространяются на участника государственной программы, т.е. на лицо, которому было выдано свидетельство участника государственной программы. Как следует из представленного свидетельства участника государственной программы, лицом при обращении на Брянский акцизный таможенный пост, собственником транспортного средства является Рындина Т.М., при этом участником государственной программы является ее супруг. Таким образом, все требования технического характера, утилизационного сбора, распространяются на членов семьи участника государственной программы, вследствие этого, было отказано в выдаче паспорта транспортного средства в силу несоответствия экологическому классу. При этом, автомашину ввезли с освобождением от таможенных платежей. На сегодняшний момент транспортное средство не соответствует экологическому классу на момент обращения за выдачей ПТС, вследствие чего на основании п.70 Положения, было отказано в выдаче ПТС. Есть Указ Президента РФ по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников и в нем тоже указано, что у члена семьи нет права на освобождение от таможенных платежей.
Представитель административного ответчика - Брянского акцизного таможенного поста в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из административного искового заявления и ответов Центральной акцизной таможни №41-11/00307 от 5 октября 2015 года и №41-11/00275 от 14 сентября 2015 года, Рындиной Т.М. отказано в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль марки <данные изъяты>, принадлежащего ей на праве собственности.
Данный отказ мотивирован тем, что порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс), главой 45 Федерального закона №311 - ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).
В соответствии с п.24 Приложения №3 Соглашения, автомобиль и прицеп, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, при перемещении через таможенную границу Таможенного союза освобождаются от уплаты таможенных платежей.
Данное освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется в отношении не более одного автомобиля и одного прицепа при одновременном выполнении следующих условий: их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза; такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Пунктом 44 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года №637 (далее - Государственная программа) также установлено, что участник Государственной программы и член его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в РФ, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок выдачи ПТС определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 года №496/192/134 (далее - Положение).
При этом, функция по выдаче таможенными органами ПТС не относится к области таможенного дела.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 года №477 «О введении паспортов транспортных средств», на таможенные органы возложена дополнительная функция по выдаче паспортов транспортных средств.
В соответствии с п.57 Положения, паспорта выдаются таможенными органами, в том числе, после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п.4 Положения, ПТС выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующим и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях.
В соответствии с п.70 Положения, в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года №609, паспорта не выдаются.
Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 года №609 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 года №109 «О признании утративших силу некоторых решений Правительства РФ».
С 1 января 2015 года на территории РФ применяется технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №877 (далее - Технический регламент).
В соответствии с приложениями №№2,4 к Техническому регламенту, в отношении транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Таможенного союза, действует 4 экологический класс.
Единичное транспортное средство считается соответствующим требованиям Технического регламента и экономическому классу 4 при выполнении, как минимум, условий, указанных в разделе 4 приложения №4 Технического регламента.
В соответствии с пунктом 3 Технического регламента, пунктом 71 Положения, требования по экологическому классу не распространяются на транспортные средства, в том числе, ввозимые на территорию РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; а также на транспортные средства, принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в РФ на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
Учитывая пункт 70 Положения, в случае несоответствия экологического класса транспортных средств (шасси), ввозимых членами семьи участника Государственной программы требованиям Технического регламента, ПТС не выдаются.
Также освобождение от требований к экологическому классу предоставляется физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в РФ на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, при предоставлении удостоверения переселенца, предусмотренного международными соглашениями РФ.
Кроме того, в соответствии с п.59 Положения, выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случае, предусмотренных п. 19 Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 года №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
Согласно п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Под освобождение от требований к экологическому классу и уплаты утилизационного сбора не попадают физические лица, прибывающие (переселяющиеся) на постоянное место жительство в РФ в общем порядке, а также члены семьи участника Государственной программы.
Однако, анализируя доводы, приведенные в отказе административных ответчиков, суд приходит к выводу о том, что данный отказ является необоснованным.
Так, судом установлено, что Рындина Т.М. является членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, имеет разрешение на временное проживание в РФ до 22 декабря 2017 года и зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (л.д. 42-43), свидетельством о заключении брака (л.д. 31), данными паспорта Рындиной Т.М. (л.д. 8-12); данными паспорта Рындина А.Ю. (л.д. 35-38).
В связи с переселением семьи Рындиных на территорию РФ, был ввезен автомобиль марки <данные изъяты>
Свидетельство о регистрации транспортного средства - автомобиля марки <данные изъяты> выдано на имя Рындиной Т.М. (л.д. 13-14).
Как следует из материалов дела, Рындина Т.М. 11 сентября 2015 года и 25 сентября 2015 года обращалась с заявлением в Брянский акцизный таможенный пост о выдаче ей паспорта транспортного средства на указанный автомобиль.
Вместе с тем, согласно писем Центральной акцизной таможни №41-11/00307 от 5 октября 2015 года и №41-11/00275 от 14 сентября 2015 года, Рындиной Т.М. отказано в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль марки <данные изъяты>, принадлежащего ей на праве собственности, поскольку она является не участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а членом семьи участника указанной программы.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 года №477 «О введении паспортов транспортных средств», наличие паспортов транспортных средств позволяет осуществлять регистрацию транспортных средств и их допуск к участию в дорожном движении.
Приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 года №496/192/134, утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Абзацем 4 п.70 Положения предусмотрено, что в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», паспорта транспортных средств не выдаются.
Вместе с тем, пунктом 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что требования абзаца четвертого пункта 70 настоящего Положения не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах 3 и 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в РФ на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
Кроме этого, подпунктом 5 пункта 3 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» предусмотрено, что действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Согласно п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Таким образом, исходя из содержания указанных норм в их взаимосвязи с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года №637, а также из того, что данные нормы введены в действие именно в связи с утверждением Президентом РФ данной Программы, следует, что используемое в пункте 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе, и включает в себя как непосредственно указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в РФ на определенных в указанной Программе условиях и, в связи с этим, также принимающих участие в названной Государственной программе, и наделенных такими же правами, как и участники Программы.
Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.
Вышеизложенные обстоятельства опровергают позицию ответчика, состоящую в том, что право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только лицу, являющемуся непосредственным участником вышеназванной Программы, а не члену его семьи.
Кроме того, суд также учитывает, что административный истец - Рындина Т.М. с 5 августа 1995 года состоит в браке с Рындиным А.Ю., являющимся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, (л.д. 31). Автомобиль марки <данные изъяты>, зарегистрирован за Рындиной Т.М. 4 апреля 2007 года, что свидетельствует о приобретении данного автомобиля в период брака, т.е. являющегося их совместной собственностью.
Таким образом, отказ таможни в выдаче паспорта транспортного средства в отношении данного автомобиля нарушает права собственности не только Рындиной Т.М., на имя которой зарегистрировано это имущество, но и сособственника указанного автомобиля Рындина А.Ю., являющегося участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
В связи с этим, Рындина Т.М. имеет право на освобождение от требований по экологическому классу при выдаче ПТС, а также освобождение от уплаты утилизационного сбора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Рындиной Т.М. требований и необходимости их частичного удовлетворения.
При этом, суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является Центральная акцизная таможня, поскольку Брянский акцизный таможенный пост является ее структурным подразделением, а не филиалом, способным разрешать данные вопросы.В связи с этим, требования Рындиной Т.М. к Брянскому акцизному таможенному посту о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ являются не обоснованными.
Требования Рындиной Т.М. о возложении на административного ответчика обязанности по регистрации автомобиля удовлетворению не подлежат, поскольку указанная функция на Центральную акцизную таможню действующим законодательством не возложена.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Рындиной Т.М. к Брянскому акцизному таможенному посту и Центральной акцизной таможне о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ - удовлетворить частично.
Решение Центральной акцизной таможни об отказе в выдаче паспорта транспортного средства Рындиной Т.М. - признать незаконным.
Обязать Центральную акцизную таможню выдатьРындиной Т.М. паспорт транспортного средства на автомобиль марки <данные изъяты>.
В удовлетворении требований Рындиной Т.М. к Брянскому акцизному таможенному посту о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ и к Центральной акцизной таможне о возложении обязанности по регистрации автомобиля - отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Трубчевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Бабин М.А.