Дело №2а-304/2020
УИД №22RS0055-01-2020-000249-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Троицкое 25 августа 2020 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе
Председательствующего Зайцевой Л.Н.
С участием прокурора Поповой А.А.
При секретаре Татариновой М.Э.
Рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску прокурора Троицкого района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Троицкого района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Троицкого района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО «Троицкий район Алтайского края» с административным иском к администрации Троицкого района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, ссылаясь на те обстоятельства, что прокуратурой Троицкого района проведена проверка исполнений требований лесного законодательства на территории Троицкого района Алтайского края.
В связи с отнесением к вопросам местного значения муниципального района осуществление муниципального лесного контроля, Постановлением Администрации Троицкого района Алтайского края от 19.01.2016 года утверждено Положение о лесном контроле на территории Троицкого района.
Проверкой установлено, что муниципальный лесной контроль на территории Троицкого района Алтайского края фактически не осуществляется, основные его задачи не выполняются. Фактически находящиеся на муниципальной земле сырорастущие деревья различных пород в муниципальную собственность не оформлены. Инвентаризация бесхозных лесных участков не осуществляется, разработка и утверждение лесохозяйственного регламента не проведена, проекты освоения лесов отсутствуют, меры пожарной безопасности в лесах не применяются.
ДД.ММ.ГГГГ обнаружен факт незаконной рубки неустановленными лицами в 3 км. от села Троицкое в сторону с.Тюмень 9 деревьев породы сосна.
На территории земель Троицкого сельсовета обнаружен факт незаконной рубки 24 деревьев породы сосна.
Общий объем незаконно срубленной сырорастущей древесины породы сосна составил 14,47 куб.м., размер ущерба – 392585 рублей.
Кроме того, земли муниципального образования захламлены незаконными свалками бытового мусора, ветровальными и буреломными деревьями, в результате чего не выполняются задачи муниципального лесного контроля.
Помимо этого в ДД.ММ.ГГГГ года установлен факт свалки отходов овса, вследствие чего произошло уничтожение до прекращения роста деревьев на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в 1,2 км. на северо-запад от села Белое Троицкого района Алтайского края.
Вместе с тем из ответа Администрации Троицкого района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный земельный участок предоставлен в аренду Г.
<адрес> ввиду отсутствия расчета ущерба от собственника в отношении Г. возбуждено дело об административном правонарушении за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, ей назначено административное наказание в виде штрафа, однако складирование отходов овса на указанном участке продолжилось, что способствовало возгоранию свалки отходов овса ДД.ММ.ГГГГ.
Отмеченное бездействие со стороны администрации Троицкого района по принятию на свой баланс бесхозяйных лесов, определении их собственника, организации муниципального лесного контроля недопустимо.
В связи с изложенным прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Троицкого района Алтайского края, выразившееся в не принятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду и не принятии мер по разработке и утверждению административного регламента осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Троицкий район Алтайский край».
Обязать Администрацию Троицкого района Алтайского края произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков, разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Троицкий район Алтайского края».
Срок для исполнения судебного решения установить 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор административные исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие Администрации Троицкого района Алтайского края, выразившееся в не принятии мер по инвентаризации бесхозяйных лесных участков, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков и в не принятии мер по разработке и утверждению административного регламента осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования Троицкий район Алтайского края.
Обязать Администрацию Троицкого района Алтайского края произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков, разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования Троицкий район Алтайского края.
Административный ответчик требования прокурора не признал по тем основаниям, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются земельным законодательством. К вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе осуществление муниципального лесного контроля. Поскольку в муниципальной собственности муниципального образования Троицкий район земельные участки не находятся, отсутствует конкретный объект муниципального лесного контроля и необходимость в разработке и утверждении административного регламента по осуществлению лесного контроля. Лес нельзя признать бесхозяйным, так как при отсутствии права частной или муниципальной собственности на лес право собственности на него принадлежит государству. Факты незаконной рубки лесных насаждений были обнаружены на территории Загайновского лесничества, лесной фонд в границах лесничеств является федеральной собственностью., в отношении которого осуществляется федеральный государственный лесной надзор. Арендатор земельного участка Г., допустившая складирование на арендуемом земельном участке с кадастровым номером № овсяной лузги, привлечена к административной ответственности.
Заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в области лесных отношений, в отзыве на административное исковое заявление со ссылкой на ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации указывает, что Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти, на который возложена реализация переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений на территории Алтайского края, может подтвердить или опровергнуть принадлежность земельных участков, предполагаемых к передаче административному ответчику, к категории земель лесного фонда.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края считает административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ст.19, 84, 98 Лесного кодекса РФ, ч.3 ст.225 ГК РФ, п.38 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.6 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Заинтересованное лицо Управление имущественных отношений Алтайского края в отзыве на административное исковое заявление указывает, что Алтайкрайимущество не имеет процессуальной заинтересованности в исходе дела, поскольку является органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края.
Заинтересованное лицо администрация Троицкого сельсовета Троицкого района Алтайского края в судебное заседание не явилось, отзыва не представило.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненного административного иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт 29).
В силу ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что в результате бездействия Администрации Троицкого района Алтайского края по инвентаризации бесхозяйных лесных участков, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, с определением их наименования и площади административным ответчиком не осуществляется муниципальный лесной контроль, отнесенный Уставом МО Троицкий район Алтайский край к вопросам местного значения (статья 5 пункт 35 Устава).
Доводы прокурора подтверждают донесение о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, представление об устранении нарушений лесного законодательства, постановление о возбуждении уголовного дела по факту незаконной рубки 9 деревьев с причинения ущерба на сумму 392585 рублей.
Ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что в муниципальной собственности МО Троицкий район Алтайского края лесные участки не находятся, в связи с чем отсутствует конкретный объект муниципального лесного контроля и необходимость в разработке и утверждении Административного регламента по осуществлению лесного контроля, является несостоятельной.
Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт 29).
Положением о муниципальном лесном контроле на территории Троицкого района, утвержденным постановлением Администрации Троицкого района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№, Положениями статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальным лесным контролем является деятельность органов местного самоуправления Троицкого района, направленная на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, Алтайского края, муниципальных правовых актов в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, находящихся на территории муниципального образования Троицкий район Алтайский край.
Однако фактически муниципальный лесной контроль административным ответчиком не осуществляется со ссылкой на отсутствие в муниципальной собственности лесных участков, при этом каких-либо мер для установления бесхозяйных лесных участков административным ответчиком не принимается.
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Лесным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования Троицкий район Алтайского края, суд возлагает на административного ответчика обязанность произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков, разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования Троицкий район Алтайского края, устанавливающий требования к порядку такого контроля.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь данной нормой процессуального закона, принимая во внимание то обстоятельство, что принятие мер по постановке на учет бесхозных лесных участков требует существенных финансовых затрат, суд устанавливает срок для исполнения судебного решения – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.227,228 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Троицкого района Алтайского края, выразившееся в не принятии мер по инвентаризации бесхозяйных лесных участков, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков и в не принятии мер по разработке и утверждению административного регламента осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования Троицкий район Алтайского края.
Обязать Администрацию Троицкого района Алтайского края произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков, разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования Троицкий район Алтайского края.
Установить срок для исполнения судебного решения – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Троицкий районный суд.
Председательствующий Зайцева Л.Н.