Дело №2а-304/2020
УИД №22RS0055-01-2020-000249-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Троицкое 18 декабря 2020 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе
Председательствующего Зайцевой Л.Н.
С участием прокурора Поповой А.А.
При секретаре Фомочкиной Ю.А.
Рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску прокурора Троицкого района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Троицкого района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Троицкого района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО «Троицкий район Алтайского края» с административным иском к администрации Троицкого района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, ссылаясь на те обстоятельства, что прокуратурой Троицкого района проведена проверка исполнений требований лесного законодательства на территории Троицкого района Алтайского края.
В связи с отнесением к вопросам местного значения муниципального района осуществление муниципального лесного контроля, Постановлением Администрации Троицкого района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о лесном контроле на территории Троицкого района.
Проверкой установлено, что муниципальный лесной контроль на территории Троицкого района Алтайского края фактически не осуществляется, основные его задачи не выполняются. Фактически находящиеся на муниципальной земле сырорастущие деревья различных пород в муниципальную собственность не оформлены. Инвентаризация бесхозных лесных участков не осуществляется, разработка и утверждение лесохозяйственного регламента не проведена, проекты освоения лесов отсутствуют, меры пожарной безопасности в лесах не применяются.
ДД.ММ.ГГГГ обнаружен факт незаконной рубки неустановленными лицами в <адрес> 9 деревьев породы сосна.
На территории земель Троицкого сельсовета обнаружен факт незаконной рубки 24 деревьев породы сосна.
Общий объем незаконно срубленной сырорастущей древесины породы сосна составил 14,47 куб.м., размер ущерба – 392585 рублей.
Кроме того, земли муниципального образования захламлены незаконными свалками бытового мусора, ветровальными и буреломными деревьями, в результате чего не выполняются задачи муниципального лесного контроля.
Помимо этого в ДД.ММ.ГГГГ установлен факт свалки отходов овса, вследствие чего произошло уничтожение до прекращения роста деревьев на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в <адрес>
Вместе с тем из ответа Администрации Троицкого района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный земельный участок предоставлен в аренду Г.
Прокуратурой района ввиду отсутствия расчета ущерба от собственника в отношении Г. возбуждено дело об административном правонарушении за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, ей назначено административное наказание в виде штрафа, однако складирование отходов овса на указанном участке продолжилось, что способствовало возгоранию свалки отходов овса ДД.ММ.ГГГГ.
Отмеченное бездействие со стороны администрации Троицкого района по принятию на свой баланс бесхозяйных лесов, определении их собственника, организации муниципального лесного контроля недопустимо.
В связи с изложенным прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Троицкого района Алтайского края, выразившееся в не принятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду и не принятии мер по разработке и утверждению административного регламента осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Троицкий район Алтайский край».
Обязать Администрацию Троицкого района Алтайского края произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков, разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования «Троицкий район Алтайского края».
Срок для исполнения судебного решения установить 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал по доводам административного искового заявления.
Административный ответчик требования прокурора признал в части необходимости разработки и утверждения административного регламента осуществления муниципального лесного контроля на территории МО Троицкий район Алтайского края, в остальной части требования не признал по тем основаниям, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются земельным законодательством. К вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе осуществление муниципального лесного контроля. В муниципальной собственности муниципального образования Троицкий район земельные участки не находятся и не могут находиться, полномочия по постановке на учет бесхозяйного имущества относится к компетенции органов местного самоуправления.
Лес нельзя признать бесхозяйным, так как при отсутствии права частной или муниципальной собственности на лес право собственности на него принадлежит государству. Факты незаконной рубки лесных насаждений были обнаружены на территории Загайновского лесничества, лесной фонд в границах лесничеств является федеральной собственностью., в отношении которого осуществляется федеральный государственный лесной надзор. Арендатор земельного участка Г., допустившая складирование на арендуемом земельном участке с кадастровым номером № овсяной лузги, привлечена к административной ответственности.
Заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в отзыве на административное исковое заявление указывает на невозможность определить из административного искового материала место расположения и площадь бесхозяйных лесных участков, административным истцом не определен конкретный объект спора, что не позволяет выразить позицию по существу спора.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края считает административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ст.19, 84, 98 Лесного кодекса РФ, ч.3 ст.225 ГК РФ, п.38 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.6 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Заинтересованное лицо Управление имущественных отношений Алтайского края в отзыве на административное исковое заявление указывает, что Алтайкрайимущество не имеет процессуальной заинтересованности в исходе дела, поскольку является органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края.
Заинтересованное лицо администрация Троицкого сельсовета Троицкого района Алтайского края в судебное заседание не явилось, отзыва не представило.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт 29).
В силу ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Анализ приведенных норм федерального и регионального законодательства показывает, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов.
Однако как следует из материалов дела, в МО Троицкий район Алтайский край административный регламент осуществления муниципального лесного контроля не принят.
Непринятие вышеуказанного административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации Троицкого района Алтайского края и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля.
При этом суд отмечает, что административный регламент осуществления муниципального контроля - нормативный правовой акт исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, а также устанавливает порядок взаимодействия органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями при осуществлении муниципального контроля.
Таким образом, наличие Положения о муниципальном лесном контроле на территории Троицкого района Алтайского края, утвержденное Постановлением главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что администрацией Троицкого района Алтайского края принят административный регламент осуществления муниципального лесного контроля.
Требование административного истца в части обязания произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, с указанием наименования и площади бесхозяйных лесных участков суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку материалы дела не содержат сведений о наличии таких участков на территории Троицкого района Алтайского края, фактически административным истцом не определены место расположения и площадь бесхозяйных участков, не определен конкретный объект спора, что не позволяет определить категорию земельного участка, тогда как правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствие в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч.2 ст.7 ЛК РФ).
Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт 29).
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При этом суд считает заслуживающими внимания доводы административного ответчика о том, что указанные в административном исковом заявлении факты незаконной рубки лесных насаждений имели место на территории Загайновского участкового лесничества Петровского лесничества, то есть на землях лесного фонда в границах лесничества, относящегося к федеральной собственности. Захламление земельного участка с кадастровым номером 22:516100104:1349 произошло по вине арендатора, который был привлечен к административной ответственности по данному факту.
Руководствуясь ст.227,228 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Троицкого района Алтайского края, выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждению административного регламента осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования Троицкий район Алтайского края.
Обязать Администрацию Троицкого района Алтайского края разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования Троицкий район Алтайского края.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Троицкий районный суд.
Председательствующий Зайцева Л.Н.