НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Троицко-печорского районного суда (Республика Коми) от 18.01.2018 № 2-10/18

дело №2-10/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2018 года пгт. Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Плесовской Н.В.,

при секретаре Поповой С.Б.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Министерства внутренних дел России по Троицко-Печорскому району о взыскании задолженности по выплате компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска, компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился к Отделению Министерства внутренних дел России по Троицко-Печорскому району с указанным иском, указав в его обоснование, что проходил службу в ОМВД по Троицко-Печорскому району с 2004 года, 02 августа 2017 подал рапорт о предоставлении основного ежегодного отпуска с 07.08.2017 на 45 календарных дней с последующим расторжением контракта и увольнением со службы в ОВД по выслуге лет, в котором, в том числе, просил выплатить компенсацию за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 год в количестве 48 дней и за 2017 год в количестве 61 день, за неиспользованные дополнительные отпуска за выслугу лет в количестве 10 дней и за ненормированный рабочий день в количестве 9 дней. Приказом от 11.09.2017 ему был предоставлен отпуск с последующим увольнением, однако выплаты при выходе в отпуск с последующим увольнением ему были произведены с нарушением установленных сроков и в заниженном размере. Кроме того, не выплачена компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно и за дни проезда к месту отдыха. Впоследствии заявлением от 21.12.2017 уменьшил исковые требования, просил взыскать с ответчика:

- компенсацию за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 год в количестве 33 дня в размере 89425 руб. 71 коп.; за 2017 год в количестве 46 дней в размере 124654 руб. 02 коп.;

- компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска за 2017 год за выслугу лет в количестве 0,5 дня в размере 1354 руб. 94 коп. и за ненормированный рабочий день в количестве 0,75 дня в размере 2032 руб. 40 коп.;

- компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере 6450 руб.;

- компенсацию за задержку выплаты: денежного довольствия за август 2017 на 14 дней в размере 575 руб. 99 коп., денежного довольствия и компенсации за вещевое имущество за сентябрь 2017 года на 36 дней в размере 8159 руб. 88 коп., единовременного пособия при увольнении на 60 дней в размере 2872 руб. 80 коп., компенсации за сверхурочную работу за 2016-2017г.г. на 81 день в размере 10300 руб. 69 коп., компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно на 34 дня в размере 2162 руб. 01 коп.;

- компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить, дополнительно пояснил, что считает положения Приказа МВД России в части, которая не позволяет выплачивать сотруднику денежную компенсацию за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени более 120 часов в год, противоречащими положениям Трудового кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что его переработка согласно табелям учета рабочего времени составляет за 2016 год 385 часов, за 2017 год – 490 часов, при увольнении ему выплатили денежную компенсацию лишь по 120 часов или 15 дней за 2016 и 2017 годы, при этом, остались некомпенсированными 265 часов (33 дня) за 2016 год и 370 часов (46 дней) за 2017 год. Также истец указал, что с письменными рапортами на имя начальника ОМВД о предоставлении отгулов, их присоединении к ежегодным основному и дополнительным отпускам не обращался, однако 20.12.2016 обращался с рапортом о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу за 2016 год, ответ на который до сих пор не получил. По поводу заявленного представителем ответчика ходатайства о применении срока на обращение в суд по требованиям о выплате компенсации за сверхурочную работу за 2016 год, полагает, что срок им не пропущен, так как узнал о нарушении своих прав лишь при получении выплат в связи с увольнением, то есть в сентябре 2017 года.

Также истец указал, что ответчиком необоснованно занижен размер компенсации за неиспользованные в 2017 году дополнительные отпуска, поскольку пропорционально отработанному в году времени количество календарных дней, подлежащих компенсации, составляет 7,5 дня отпуска за выслугу лет и 6,75 дня отпуска за ненормированный рабочий день, в то время как ему выплачена компенсация за 7 и 6 дней соответственно. Кроме того, не полностью компенсированы расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно, в частности, не оплачены расходы на сервисный сбор за покупку авиабилетов в общей сумме 6450 руб.

Кроме того, истец считает, что все вышеуказанные выплаты, а также денежное довольствие за август и сентябрь 2017 года, единовременное пособие при увольнении, компенсация за вещевое имущество, были произведены с задержкой, в то время как, по его мнению, должны были быть перечислены 04 августа 2017 года, в последний день его нахождения на службе перед выходом в отпуск 07.08.2017.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что сроки на обращение в суд по требованиям о выплате компенсации за сверхурочную работу за 2016 год истцом пропущены; с письменными рапортами на имя начальника ОМВД о предоставлении отгулов за сверхурочную работу за 2016 и 2017 годы ФИО1 не обращался, правом присоединения отгулов к ежегодным оплачиваемым основному и дополнительным отпускам не воспользовался; заявленное истцом количество часов переработки не подтверждается приказами или рапортами о привлечении его к сверхурочной работе, при этом табели учета рабочего времени заполнял сам ФИО1 Также указала, что выплата денежной компенсации за сверхурочную работу свыше 120 часов или 15 календарных дней законом не предусмотрена, как и округление количества компенсируемых дней за неиспользованные дополнительные отпуска. Кроме того, считает, что сроки произведенных истцу выплат не нарушены, так как для выплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, которая произведены уже после даты увольнения истца, сроки не установлены; а остальные суммы перечислены не позднее 30.09.2017, являющегося последним днем службы ФИО1, в связи с чем оснований для взыскания процентов за задержку выплат не имеется.

Представитель третьего лица - Министерства внутренних дел по Республике Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в направленном в суд отзыве исковые требования не признал в полном объеме, указав на пропуск срока обращения в суд по требованиям о выплате компенсации за сверхурочную работу за 2016 год; необходимые условия для предоставления компенсации за сверхурочную работу истцом не соблюдены, так как с рапортами о предоставлении дней отдыха истец не обращался, а компенсация в максимально возможном размере (за 120 часов) ему выплачена; агентский сбор за оформление авиабилетов согласно приказу МВД России при компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно оплате не подлежит; все расчеты с К-вым произведены 20.09.2017, т.е. до последнего дня службы, в связи с чем права истца на своевременную выплату денежного довольствия не нарушены, оснований для взыскания процентов за задержку выплаты заработной платы не имеется.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Республики Коми с 01.09.2012. Приказом от 10.03.2013 л/с ФИО1 назначен на должность <данные изъяты>. Приказом л/с от 22.12.2015 ФИО1 назначен на должность <данные изъяты>

Согласно табелям учета служебного времени сотрудников ОУР, подписанным начальником ОУР и утвержденным начальником ОМВД России по Троицко-Печорскому району, за период с января 2016 года по декабрь 2016 года количество часов работы ФИО1 сверх установленной нормы служебного времени составляет 385 часов (48,1 дня), за период с января 2017 года по июль 2017 года - 490 часов (61 день).

20 декабря 2016 года ФИО1 обращался с рапортом на имя начальника ОМВД России по Троицко-Печорскому району об оплате работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за январь-ноябрь 2016 года, который оставлен без рассмотрения. Из показаний помощника начальника по работе с личным составом ФИО5 следует, что ответ на указанный рапорт ФИО1 не был дан, денежная компенсация за сверхурочную работу в 2016 году никому из сотрудников не выплачивалась ввиду отсутствия средств на эти цели.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подан рапорт о предоставлении ему 45 дней основного ежегодного отпуска за 2017 год с 07.08.2017 с выездом в <адрес> с последующим расторжением контракта и увольнением со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В указанном рапорте просил предоставить, в частности, денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска за выслугу лет за 2017 год в количестве 10 дней; за ненормированный рабочий день за 2017 год в количестве 9 дней; за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 год в количестве 48 дней, за 2017 год – в количестве 61 день.

Приказом ОМВД России по Троицко-Печорскому району от 11.09.2017 л/с о внесении дополнений в приказ от 04.08.2017 л/с (о предоставлении сотрудникам отпусков) ФИО1 предоставлен основной отпуск за 2017 год в количестве 45 календарных дней с 07.08.2017 по 30.09.2017 с последующим расторжением контракта и увольнением со службы по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ; определена дата увольнения – 30.09.2017; выслуга лет на 30.09.2017 установлена 15 лет 00 месяцев 29 дней.

Указанным приказом решено выплатить ФИО1 денежную компенсацию:

- за неиспользованные отпуска: основной отпуск за 2015, 2016 годы, дополнительный отпуск за выслугу лет за 2016 год, дополнительный отпуск за выслугу лет пропорционально периоду службы за 2017 год в количестве 7 дней, за ненормированный рабочий день пропорционально периоду службы за 2017 год в количестве 6 дней;

- за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 год в количестве 15 дней, за 2017 год – в количестве 15 дней.

Трудовая книжка выдана ФИО1 26 сентября 2017 года.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Статья 28 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" устанавливает, что сотрудник полиции имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.

Согласно ст. 53 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Из п. 10. ст. 53 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 следует, что порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 основной и дополнительные отпуска сотруднику органов внутренних дел предоставляются ежегодно, начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел.

Согласно п. 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России N 961 от 19.10.2012, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.

Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (п. 16 Порядка).

В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России N 65 от 31.01.2013, сотруднику, по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России N 65 от 31.01.2013).

Согласно п. 18 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 N 961, по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

Исходя из содержания ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 120 часов в год.

Таким образом, из системного анализа указанных выше норм следует, что действующее специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел, установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.

То есть возможность получения денежной компенсации за сверхурочную работу ограничена 120 часами в год (15 дней), при этом, как следует из приказа ОМВД России по Троицко-Печорскому району от ДД.ММ.ГГГГл/с истцу указанная компенсация за сверхурочную работу за 2016 и 2017 год в максимально предусмотренном размере была начислена и выплачена, что истцом не оспаривается.

Остальные часы переработки могли быть компенсированы только дополнительными днями отдыха, которые предоставляются лишь по заявлению (рапорту) сотрудника.

Компенсировать переработку отгулами является правом работника, данных о том, что в период службы истец обращался с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2016-2017 г.г., материалы дела не содержат. Доказательств того, что истец был лишен возможности реализовать указанное право, в том числе по вине ответчика, суду не представлено.

Таким образом, истец имеет право на получение денежной компенсации за сверхурочную работу, но не более 120 часов в год, остальное должно компенсироваться дополнительными отгулами, что вытекает из анализа специальных норм, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания денежной компенсации за сверхурочную работу за 2016 год в количестве 33 дня и за 2017 год в количестве 46 дней, то есть свыше оплаченных 120 часов в год, отсутствуют.

При этом заслуживают внимания доводы представителей ответчика и третьего лица о пропуске срока обращения в суд по требованию о выплате компенсации за сверхурочную работу за 2016 год.

Согласно ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Подача ФИО1 рапорта 20.12.2016 с просьбой о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу в 2016 году расценивается как разрешение служебного спора, который в силу п. 7 ст. 72 Федерального закона №342-ФЗ от 30.11.2011 должен быть рассмотрен руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта.

Аналогичный срок рассмотрения обращений установлен Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Суд приходит к выводу, что о нарушении своих прав на выплату денежной компенсации за отработанное сверх установленной продолжительности служебного времени за 2016 год истцу стало известно не позднее 21.01.2017, когда руководителем должен был быть рассмотрен, но не был рассмотрен (удовлетворен) его рапорт от 20.12.2016.

Следовательно, установленный законом трехмесячный срок обращения в суд по указанным требованиям истек 21.04.2017. Обратившись в суд с иском 10.10.2017, истец указанный срок пропустил. Доказательств уважительных причин пропуска срока истцом не представлено.

Доводы истца о том, что ему стало известно о нарушении своего права только 20.09.2017 при получении расчета, не свидетельствуют об ином начале течения срока обращения суд и об уважительности причин пропуска данного срока.

Таким образом, пропуск срока обращения в суд также является основанием для отказа в удовлетворении требований о выплате компенсации за сверхурочную работу за 2016 год.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона №342-ФЗ от 30.11.2011 сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются, в том числе, дополнительные отпуска за стаж службы в органах внутренних дел; за ненормированный служебный день. (п.1). Дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел от 15 до 20 лет предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в количестве 10 календарных дней. (п.2). Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (п.5).

Согласно Приказу МВД России от 14.12.2016 N 842"О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудникам, замещающим должности рядового и начальствующего состава подразделений уголовного розыска, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней.

Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" установлено, что при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация пропорционально периоду службы в год увольнения за не использованные в год увольнения дополнительные отпуска, в том числе, за стаж службы в органах внутренних дел; за ненормированный служебный день. (п.п. 101, 101.3). Денежная компенсация выплачивается на основании приказа руководителя, в котором указывается общее количество дней неиспользованных отпусков. (п. 103).

Стаж службы ФИО1 в органах внутренних дел на день увольнения составил 15 лет 29 дней, что дает ему право на 10 дней дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел. Должность, которую замещал ФИО1, относится к старшему начальствующему составу подразделения уголовного розыска, в соответствии со служебным контрактом ему установлен ненормированный служебный день, следовательно, ему предоставляется 7 дней отпуска за ненормированный служебный день.

Учитывая количество отработанных месяцев в году увольнения (9 месяцев), при увольнении ФИО1 имел право на получение денежной компенсации за не использованные в год увольнения дополнительные отпуска за стаж службы в органах внутренних дел - в количестве 7,5 дня (10/12х9=7,5), за ненормированный служебный день – 5,25 дня (7/12х9=5,25).

Так как в соответствии с приказом от 11.09.2017 л/с ФИО1 была выплачена денежная компенсация за не использованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел лишь в количестве 7 дней, исковые требования в части взыскания не выплаченной компенсации за 0,5 дня являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Возражения ответчика на указанные требования истца сводятся к тому, что при определении количества календарных дней неиспользованного дополнительного отпуска, подлежащих компенсации при увольнении, округление количества дней в сторону увеличения законодательством не предусмотрено. Данные доводы судом отвергаются, поскольку ни трудовым, ни специальным законодательством, в том числе Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65, не установлено, что компенсации подлежат лишь полные дни. Кроме того, округление количества подлежащих денежной компенсации дней неиспользованного дополнительного отпуска в меньшую сторону нарушает установленное законодательством право истца на получение денежной компенсации пропорционально периоду службы в год увольнения за не использованный в год увольнения дополнительный отпуск.

Согласно п. 102 Приказа МВД России от 31.01.2013 N 65 размер денежной компенсации за каждый день неиспользованного отпуска определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.

Поскольку размер денежной компенсации за один день неиспользованного отпуска, рассчитанный истцом и ответчиком исходя из размера денежного довольствия ФИО1, составляет 2709 руб. 87 коп., в пользу истца с ответчика следует взыскать 1354 руб. 94 коп. (2709,87х0,5=1354,94).

В обоснование требований о взыскании денежной компенсации за не использованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 0,75 дня истец указал, что ему положен дополнительный отпуск продолжительностью 9 календарных дней, в связи с чем полагал, что за 9 отработанных месяцев в году он имеет право на получение денежной компенсации в количестве 6,75 дня, в то время как ему выплачена компенсация лишь за 6 дней. Однако данное утверждение истца является не обоснованным в силу вышеуказанных положений Приказа МВД России от 14.12.2016 N 842"О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", в связи с чем исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.

Оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере 6450 руб. суд не усматривает ввиду следующего.

20 сентября 2017 года ФИО1 обратился в ОМВД с соответствующим рапортом, приложив документы о расходах на проезд с семьей к месту проведения отпуска и обратно, в том числе электронные авиабилеты (перевозчики – Ютэйр, Аэрофлот), а также электронные квитанции разных сборов от 30.04.2017, 29.07.2017 на общую сумму 3150 рублей, выданные ФИО1 и членам его семьи АО «Агентство «Вэртас» (вид услуги – сбор за оформление авиабилетов). 28 сентября 2017 года ФИО1 был сдан в бухгалтерию ОМВД авансовый отчет на сумму 105765 рублей, в который не вошли сборы за оформление авиабилетов в АО «Агентство «Вэртас».

Как следует из пояснений истца, в бухгалтерии не приняли к отчету указанные квитанции АО «Агентство «Вэртас», что подтверждается показаниями главного бухгалтера ФИО6, пояснившей, что стоимость сборов за оформление авиабилетов в организациях-посредниках не компенсируется, сослалась на письменное разъяснение МВД по РК.

14 ноября 2017 года ФИО1 платежным поручением была перечислены денежные средства в счет компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере 105765 рублей.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год.

Порядок оплаты проезда сотрудникам и членам их семей к месту проведения отпуска установлен приказом МВД России от 16 мая 2012 г. N 514 "Об утверждении порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей оплачиваются (компенсируются) расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (за исключением такси), в том числе: за пользование постельными принадлежностями, за проезд в вагонах повышенной комфортности, за комплекс услуг, включаемых в стоимость плацкарты, за оплату установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, в том числе изменение классности билета, расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус, судно).

К документам, подтверждающим фактические расходы, связанные с проездом, относятся: при проезде авиационным транспортом - билет, электронный билет установленной формы (электронный многоцелевой документ), ордер разных сборов (п. 6 Порядка).

Из системного толкования норм, содержащихся в ст. 105 Воздушного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» следует, что сборы посреднических организаций (в данном случае АО «Агентство «Вэртас») за оформление авиабилета к разным сборам, установленным на транспорте, не относятся, являясь платой агентству за оказанные посреднические услуги по продаже билетов, следовательно, компенсации в числе расходов на проезд в отпуск не подлежат.

Требования истца о взыскании компенсации за задержку выплат подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ установлено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п.4 Приказа МВД России от 31.01.2013 №65 выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число. Выплата денежного довольствия ранее установленного п. 4 настоящего Порядка периода производится: сотруднику, убывающему в отпуск, - не позднее трех дней до убытия, без учета выходных и нерабочих праздничных дней. (п.5.1); увольняемому сотруднику – в последний день службы. (п.5.4).

Поскольку в отношении выплаты денежного довольствия сотруднику, убывающему в отпуск, специальной нормой установлен иной период выплаты, нежели один раз в месяц с 20 по 25 число, то денежное довольствие ФИО1 должно было быть выплачено не позднее 4 августа 2017 года, то есть за три дня до убытия в отпуск (07.08.2017), и за весь период отпуска (45 календарных дней). Иное толкование данной нормы исключало бы ее смысл.

Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Учитывая, что денежное довольствие за август 2017 года в сумме 68570,24 руб. выплачено истцу 18.08.2017 (задержка 14 дней), а за сентябрь 2017 года в сумме 82380 руб. – 20.09.2017 (задержка 47 дней), то есть с нарушением работодателем установленного срока выплаты денежного довольствия с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация: за задержку выплаты денежного довольствия за август 2017 года - 575 руб. 99 коп. (68570х9%/150х14=575,99), за сентябрь 2017 года - 1771 руб. 17 коп.

Несмотря на то, что задержка выплаты денежного довольствия за сентябрь 2017 года составляет 47 дней, суд не выходит за пределы исковых требований и рассчитывает денежную компенсацию исходя из требований и расчета истца – за 36 дней задержки (33 дня с 05.08.2017 по 17.09.2017, 3 дня с 18.09.2017 по 20.09.2017) в сумме 1771 руб. 17 коп. (82380х9%/150х33=1631,12 + 82380х8,5%/150х3=140,05).

Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотрудникам при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие.

В соответствии с п. 8 ст. 89 Федерального закона №342-ФЗ от 30.11.2011 в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.

Последний день службы ФИО1 – 30.09.2017 (день увольнения согласно приказу об увольнении).

Исходя из представленных ответчиком документов единовременное пособие в сумме 81000 рублей перечислено ФИО1 04 октября 2017 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 8 ст. 89 Федерального закона №342-ФЗ от 30.11.2011, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за задержку выплаты в размере 183 руб. 60 коп. (81000х8,5%/150х4дня=183,6).

Остальные выплаты, подлежащие выплате истцу при увольнении, в том числе компенсация за неиспользованную форменную одежду (вещевое имущество) в сумме 57889,20 руб., компенсация за неиспользованные отпуска в сумме 205950 руб., компенсация за сверхурочную работу за 2016-2017г.г. в сумме 81296,05 руб., произведены истцу ранее последнего дня службы (20.09.2017, 28.09.2017).

При этом ни компенсация за вещевое имущество, ни компенсация за неиспользованные отпуска в силу статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ в состав денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел не входят, в связи с чем требования ФИО1 о взыскании с ответчика процентов за задержку данных выплат являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. По этой же причине являются не подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании процентов за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении начиная с 04.08.2017, а не с 30.09.2017.

Требования о взыскании процентов за задержку выплаты компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, произведенной истцу 17.11.2017, также удовлетворению не подлежат, поскольку данная компенсация не входит ни в состав денежного довольствия, ни в состав выплат, подлежащих согласно ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ выплате сотруднику при увольнении. Приказом МВД России от 16 мая 2012 г. N 514 "Об утверждении порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" срок для осуществления такой выплаты не установлен.

В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Задержкой выплаты вышеуказанных выплат истцу причинен моральный вред, который должен быть возмещен ответчиком в денежной форме.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, учитывает фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, действия самого истца, который подал рапорт о предоставлении отпуска с последующим увольнением лишь за три рабочих дня до начала отпуска, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, требования разумности и справедливости.

С учетом всех установленных по делу обстоятельств и в связи с тем, что истец не представил доказательств в обоснование значимости тех нравственных страданий, которые он перенес, суд не находит оснований для взыскания компенсации морального вреда в заявленном истцом размере и определяет компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию в пользу истца с ответчика, в размере 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Отделению Министерства внутренних дел России по Троицко-Печорскому району о взыскании задолженности по выплате компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска, компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда– удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Министерства внутренних дел России по Троицко-Печорскому району в пользу ФИО1 денежную компенсацию за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении 183 руб. 60 коп., за задержку выплаты денежного довольствия за август 2017 года 575 руб. 99 коп., за сентябрь 2017 года 1771 руб. 17 коп.; компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за 0,5 дня в размере 1354 руб. 94 коп.; компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Плесовская

Мотивированное решение составлено 23 января 2018 года