НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Троицко-печорского районного суда (Республика Коми) от 17.01.2020 № 2-15/20

дело №2-15/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2020 года пгт.Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

при секретаре Задорожной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы, возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату с 01.11.2019 путем доведения ее размера до МРОТ с последующим начислением стимулирующих и компенсационных надбавок,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее ответчик, администрация) о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы, возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату с 01.11.2019 путем доведения ее размера до МРОТ с последующим начислением стимулирующих и компенсационных надбавок. В обоснование заявленных требований указала, что работает у ответчика в должности уборщика служебных помещений в отделе архива с 05.09.2018. Размер заработной платы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат с сентября 2018 по октябрь 2019 составляет 8700 рублей в месяц и включает в себя оклад 2080 рублей, районный коэффициент 30%, северную надбавку 50%, доплату за чистку снега, особые условия и ежемесячную и квартальную премию. Истец полагает, что размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает размер МРОТ, нарушает ее трудовые права, не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ, трудовому законодательству. Отмечает, что в РФ установлен гарантированный размер МРОТ, который на 2018 составлял 10700 рублей, на 2019 – 10800 рублей. при этом, положения Конституции РФ устанавливают право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного законом МРОТ. Указывает со ссылками на решения Верховного Суда РФ, что ее заработная плата должна определяться в размере 0,5 от существующего МРОТ, после чего, на нее должны начисляться компенсационные и стимулирующие надбавки – за чистку снега, за особые условия, ежемесячная и квартальная премии. По расчетам, произведенным истцом за период с 05.09.2018 по 31.12.2018 ответчик не начислил и не выплатил ей заработную плату в сумме 42276 рублей, а за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в сумме 111720 рублей. Просит взыскать с администрации недоначисленную и не выплаченную заработную плату с 05.09.2018 по 31.10.2019 в сумме 153996 рублей; обязать ответчика с 01.11.2019 выплачивать заработную плату с учетом доведения ее до МРОТ с последующим начислением всех стимулирующих и компенсационных выплат.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав и проанализировав доводы иска и письменных возражений ответчика на него, материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 17, частями 1, 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В развитие данных конституционных положений ст.133 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) определено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно положениям ст.146, 148 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 160 ТК РФ предусмотрено, что под нормой труда понимаются нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Судом установлено, что на основании заявления истца от 05.09.2018 и распоряжения ответчика от 05.09.2018 -к с ФИО1 заключен трудовой договор, по условиям которого истец принят на работу к ответчику на должность <данные изъяты> администрации муниципального района «Троицко-Печорский» на 0,5 ставки. Местом работы указан муниципальный архив по адресу: пгт.Троицко-Печорск, ул.Мира, 26, два кабинета; один кабинет по адресу: пгт.Троицко-Печорск, ул.Советская, 46; один кабинет по адресу: пгт.Троицко-Печорск, кв.Южный, 12. Работник принимался на работу по основному месту, договор заключен на неопределенный срок. Дата начала работы 10.09.2018. Работнику в качестве заработной платы подлежали выплате: должностной оклад 2080 рублей; надбавка за особые условия работы в соответствии с утвержденным штатным расписанием; премия в соответствии с Положением; процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент. Размер должностного оклада подлежал изменению (индексации) в сроки и размерах, установленных для изменения (индексации) окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы администрации. Работнику была установлена продолжительность рабочей недели 18 часов (с понедельника по четверг – 4 часа с 08:30 до 12:30; в пятницу 2 часа с 08 до 10 часов, без перерыва на отдых и питание).

Положением об оплате труда, утвержденным распоряжением администрации от 10.01.2018 №04-п установлено, что оплата труда рабочих, осуществляющих обслуживание администрации, состоит из должностного оклада (для уборщиков служебных помещений) в размере 4000 рублей, из ежемесячных и иных выплат. Установленные размеры должностных окладов подлежат перерасчету одновременно с изменением должностных окладов муниципальных служащих. К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка за особые условия работы в размере до 150% от должностного оклада; премия по результатам работы. Премия может устанавливаться в рамках сформированного фонда оплаты труда и выплачивается на основании распоряжения руководителя администрации, за фактически отработанное время по результатам работы за месяц, квартал, год. Квартальная и годовая премия максимальным размером не ограничены.

Распоряжением ответчика от 27.04.2018 -п увеличены с 01.04.2018 в 1,04 раза размеры должностных окладов, в т.ч. рабочим, осуществляющим техническое обеспечение деятельности и обслуживание администрации. Таким образом, установлено, что оплата труда рабочих, осуществляющих обслуживание администрации, состоит из должностного оклада (уборщиков служебных помещений) в размере 4160 рублей.

Распоряжением ответчика от 03.05.2018 -п установлено, что если размеры фактической заработной платы работника оказывается менее МРОТ, ему выплачивается доплата до уровня МРОТ. При этом, конкретная ее величина определяется исходя из разницы между величиной МРОТ на данный период и фактически начисленной заработной платы.

Распоряжением администрации от 24.05.2019 -п установлено, что ежемесячная премия может устанавливаться в размере до 25%.

Распоряжением от 30.09.2019 -п установлена оплата труда рабочих, осуществляющих обслуживание администрации, которая состоит из должностного оклада (уборщиков служебных помещений) в размере 4327 рублей.

Из табелей учета рабочего времени, представленных в отношении истца ответчиком следует, что в сентябре 2018 ФИО1 отработано 15 дней, в октябре 2018 – 23 дня, в ноябре 2018 – 21 день, в декабре 2018 – 21 день, в январе 2019 – 17 дней, в феврале 2019 – 20 дней, в марте 2019 – 20 дней, в апреле 2019 – 22 дня, в мае 2019 – 18 дней, в июне 2019 – 19 дней, в июле 2019 – 10 дней, в августе 2019 – 2 дня, в сентябре 2019 – 21 день, в октябре 2019 – 23 дня, в ноябре 2019 – 10 дней.

Из расчетных листов по выплате заработной платы истца следует:

- в сентябре 2018 начислено 7535,03 рублей, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 1041,53 рублей;

- в октябре 2018 начислено 10046,70 рублей, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 909,18 рублей;

- в ноябре 2018 начислено 10046,70 рублей, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 452,70 рублей;

- в декабре 2018 начислено 10720,25 рублей;

- в январе 2019 начислено 10152 рублей, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 558 рублей;

- в феврале 2019 начислено 11452 рубля, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 1306,80 рублей;

- в марте 2019 начислено 11452 рубля, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 1494 рубля;

- в апреле 2019 начислено 12035,92 рубля;

- в мае 2019 начислено 10152 рубля, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 1494 рубля;

- в июне 2019 начислено 15554,53 рублей, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 795,05 рублей;

- в июле 2019 начислено 24994,14 рублей, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 95,35 рублей;

- в августе 2019 начислено 966,86 рублей, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 76,32 рублей;

- в сентябре 2019 начислено 10152 рубля, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 1494 рубля;

- в октябре 2019 начислено 10804 рублей;

- в ноябре 2019 начислено 5076 рублей, в т.ч. произведена доплата до МРОТ 574,25 рублей.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, положения заключенного с истцом трудового договора, локальных нормативных актов ответчика, регулирующих положения об оплате труда, суд считает, что нарушений трудовых прав ФИО1 действиями ответчика в части правильности начисления заработной платы допущено не было.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 №327-О, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее МРОТ, установленного федеральным законом на всей территории РФ.

Из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, следует, что при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже МРОТ, так и правила ст.2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, в т.ч. правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Доводы истца о том, что размер ее должностного оклада должен работодателем доводиться до уровня МРОТ, после чего должны начисляться компенсационные и стимулирующие выплаты, основан на неверном толковании норм трудового законодательства, а именно, положений ст.135 ТК РФ, в которой речь идет о системе оплаты труда, включающей оклад (должностной оклад), доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, следовательно, размер должностного оклада, установленный работодателем, может быть ниже уровня МРОТ, однако, в случае полностью отработанного периода рабочего времени и выполнении нормы труда, оклад наряду с доплатами и надбавками, за исключением северной надбавки и районного коэффициента, не должен быть ниже уровня МРОТ.

Федеральным законом от 07.03.2018 №41-ФЗ с 01.05.2018 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11163 рублей в месяц.

Федеральным законом от 25.12.2018 №481-ФЗ с 01.01.2019 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11280 рублей в месяц.

Истец принят на работу к ответчику на 0,5 ставки, следовательно, при соблюдении условий, предусмотренных ст.135 ТК РФ размер ее заработной платы в период до января 2019 года, без учета северной надбавки и районного коэффициента должен составлять не менее 5581 рубля 50 копеек (с их учетом 10046 рублей 70 копеек), а с 01.01.2019 не менее 5640 рублей (с учетом северной надбавки и районного коэффициента 10152 рубля).

Из представленных ответчиком суду расчетных листов следует, что истцом полностью были отработаны октябрь-декабрь 2018, при этом, доплата не была произведена до уровня МРОТ только в декабре 2018, поскольку в данном месяце заработная плата истца превысила его. За не полностью отработанный истцом сентябрь 2018 (отработано 15 дней, вместо 20), истцу начислена заработная плата в сумме 7535,03 (10046,70 / 20 х 15), при этом, осуществлена доплата до МРОТ. Аналогичным образом ответчиком произведено начисление заработной платы истцу в 2019 году, с учетом повышения с 01.01.2019 уровня МРОТ.

Представленный истцом расчет признается судом не верным, поскольку в нем ФИО1 производит начисление каждой из составных частей заработной платы (доплату за особые условия 85%, месячную премию 25%, квартальную премию 25%) не на размер установленного ей должностного оклада, а на 0,5 от размера установленного МРОТ, что полностью противоречит условиям трудового договора и положениям трудового законодательства.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком в соответствии с нормами действующего трудового законодательства, регулирующего вопросы оплаты труда работников, производилось начисление и выплачивалась истцу в полном объеме положенная заработная плата, нарушений положений ч.2 ст.22 ТК РФ допущено не было, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы, возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату с 01.11.2019 путем доведения ее размера до МРОТ с последующим начислением стимулирующих и компенсационных надбавок – оставить без удовлетворения.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей 31 января 2020.

Судья Р.В.Чулков