Дело № 2а-2572/2023
УИД 34RS0007-01-2022-005632-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Волгоград
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Левочкиной О.Н.,
при секретаре Землянухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к ФИО1 ФИО4 о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности.
В обоснование административных исковых требований административный истец указала, что ФИО1 состоит на налоговом учете и является плательщиком страховых взносов и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения. ФИО1 осуществляла предпринимательскую деятельность в период с 25 марта 2021 года по 09 сентября 2021 года. Ответчику были направлены налоговые уведомления с расчетом налогов, подлежащих уплате в установленный срок, которые остались без исполнения. Неисполнение обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для направления налогоплательщику в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования об уплате задолженности № 42295 от 11 октября 2021 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 219 руб. 20 коп., пени в размере 22 руб. 39 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 1 614 руб. 99 коп., пени в размере 5 руб. 81 коп.; по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 22 567 руб. 00 коп., пени в размере 50 руб. 78 коп.; требования об уплате задолженности № 46224 от 02 ноября 2021 года по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 17 970 руб. 00 коп., пени в размере 104 руб. 68 коп., которые оставлены налогоплательщиком ФИО1 без исполнения.
17 мая 2022 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогу и пени с ФИО1, однако в соответствии со статьей 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения, 05 июля 2022 года указанный судебный приказ был отменен. Задолженность по налогу и пени ФИО1 в полном объеме не погасила.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России № 9 по Волгоградской области просила суд взыскать с ФИО1 в пользу административного истца задолженность за 2021 год по требованиям: № 42295 от 11 октября 2021 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 219 руб. 20 коп., пени в размере 22 руб. 39 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 1 614 руб. 99 коп., пени в размере 5 руб. 81 коп.;
№ 46224 от 02 ноября 2021 года по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 17 970 руб. 00 коп., пени в размере 104 руб. 68 коп., на общую сумму 25 937 руб. 07 коп.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявленными требованиями. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений по существу административного искового заявления суду не представила. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон N 212-ФЗ).
С 01 января 2017 года вышеуказанный Закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются Главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Из статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Расчетным периодом в соответствии с пунктом 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной размере налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 22 декабря 2022 года ФИО1 осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 25 марта 2021 года по 09 сентября 2021 года.
В адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления с расчетом налогов, подлежащих уплате, с установленными сроками для уплаты.
Согласно статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно, в порядке, установленной главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 346.44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.
ФИО1 получила патент на право применения патентной системы налогообложения в отношении следующего вида деятельности: розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной торговли).
Патент получен на период с 22 апреля 2021 года по 30 сентября 2021 года на основании заявления от 07 апреля 2021 года, направленного по телекоммуникационным каналам связи с ЭП в ИФНС России по городу курорту Геленджик Краснодарского края.
Сумма налога, уплачиваемая в связи с применением патентной системы налогообложения составила 33 850 руб. 00 коп. и подлежала уплате в размере 1/3 суммы налога – 11 283 руб. 00 коп. в срок не позднее 21 июля 2021 года, в размере 2/3 суммы налога – 22 567 руб. 00 коп. в срок не позднее 30 сентября 2021 года.
Согласно пункту 2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи): если произведен перерасчет суммы налога в соответствии с абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи, то сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается не позднее 20 дней со дня снятия с учета налогоплательщика в налоговом органе в соответствии с пунктом 3 статьи 346.46 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 3).
ФИО1 прекратила предпринимательскую деятельность 09 сентября 2021 года, в связи с чем налоговым органом произведен перерасчет налога, подлежащего уплате в связи с применением патентной системы налогообложения, размер задолженности составил 29 253 руб. 00 коп. за 140 дней (11 283 руб. 00 коп. до 21 июля 2021 года, 17 970 руб. 00 коп. до 07 октября 2021 года). Обязанность по уплате страховых взносов и патента административным ответчиком не исполнена надлежащим образом.
Неисполнение административным ответчиком обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для направления налогоплательщику ФИО1 требований:
- № 42295 от 11 октября 2021 года со сроком уплаты до 11 ноября 2021 года;
- № 46224 от 02 ноября 2021 года со сроком уплаты до 13 декабря 2021 года.
Межрайонная ИФНС России № 9 по Волгоградской области в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации 13 мая 2022 года обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1, в связи с наличием у последней задолженности по налогам и пени.
Мировым судьей судебного участка № 115 Тракторозаводского судебного района города Волгограда Волгоградской области 17 мая 2022 года вынесен судебный приказ № 2а-115-1662/2022 о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 219 руб. 20 коп., пени в размере 22 руб. 39 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 1 614 руб. 99 коп., пени в размере 5 руб. 81 коп.; по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 17 970 руб. 00 коп., пени в размере 104 руб. 68 коп., а всего 25 937 руб. 07 коп.
05 июля 2022 года определением мирового судьи судебного участка № 115 Тракторозаводского судебного района города Волгограда Волгоградской области данный судебный приказ был отменен по поступившим возражениям должника относительного его исполнения.
Настоящее административное исковое заявление МИФНС России № 9 по Волгоградской области поступило в суд 26 декабря 2022 года. В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 руб. 00 коп., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб. 00 коп., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб. 00 коп.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 руб. 00 коп., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных взаимоотношений).
Согласно статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
При этом, исходя из положений пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации изменение обязанности по уплате налога, так же как ее возникновение и прекращение, связано исключительно с наличием оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным законодательным актом о налогах и сборах.
Такими основаниями изменения налоговой обязанности являются, в частности, принятие нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности, зачет налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо предоставление налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога, а также изменение в соответствующем порядке размера налоговой базы.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1.2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 в налоговый орган подано уведомление от 02 июля 2021 года на уменьшение суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения на сумму страховых взносов и пособий, произведено уменьшение налога по патенту № 2304210000800 на сумму 10 218 руб. 00 коп.
Как усматривается из материалов дела, обязанность ФИО1 по уплате налога в связи с применением патентной системы налогообложения изменилась после направления налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 требования № 42295 от 11 октября 2021 года, в связи с чем налоговым органом в соответствии с требованиями статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации было сформировано и направлено ФИО1 требование № 46224 от 13 декабря 2021 года об уплате недоимки по указанному налогу в размере 17 970 руб. 00 коп. и пени в размере 104 руб. 68 коп. в срок до 13 декабря 2021 года.
Поэтому, в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 17 970 руб. 00 коп. и пени в размере 104 руб. 68 коп. не позднее 13 июня 2022 года. Такое заявление подано налоговым органом 13 мая 2022 года, то есть с соблюдением названного выше срока.
По требованию № 422295 от 11 октября 2021 года со сроком исполнения до 11 ноября 2021 года общая сумма по всем требованиям превысила 10 000 руб. 00 коп., налоговый орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в течение шести месяцев со дня истечения срока для добровольной уплаты задолженности по указанному требованию, то есть до 11 мая 2022 года.
Вместе с тем, заявление налогового органа о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени направлено к мировому судье за пределами срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административным истцом было заявлено ходатайство о восстановлении нарушенного процессуального срока на обращение с административным иском в суд.
Согласно абзаца 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть вопрос о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела в судебном заседании на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Вместе с тем, выводы суда относительно указанных обстоятельств и уважительных причин формируются в каждом конкретном случае по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из указанных стороной причин пропуска, а также установленных обстоятельств о препятствиях своевременному обращению в суд с заявлением.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частно-правовой) характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти. Налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. Соответственно, налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона, и налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы. Иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.
Учитывая, что последним днем срока подачи заявления о вынесении судебного приказа являлось 11 мая 2022 года, дни накануне были нерабочими, заявление о вынесении судебного приказа подано МИФНС № 9 по Волгоградской области 13 мая 2022 года, то есть с незначительным пропуском, суд считает возможным восстановить административному истцу нарушенный процессуальный срок на обращение с административным иском в суд.
Поскольку ФИО1 до настоящего времени обязанность по уплате недоимки по страховым взносам за 2021 год, а также налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения за 2021 год не исполнена, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, и считает необходимым взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области задолженность по требованию № 42295 от 11 октября 2021 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 219 руб. 20 коп., пени в размере 22 руб. 39 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 1 614 руб. 99 коп., пени в размере 5 руб. 81 коп., по требованию № 46224 от 02 ноября 2021 года налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 17 970 руб. 00 коп., пени в размере 104 руб. 68 коп., а всего 25 937 руб. 07 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России № 9 по Волгоградской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления, и настоящее решение состоялось в пользу истца, суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета государственную пошлину в размере 978 руб. 11 коп. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени, - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области задолженность по требованию № 42295 от 11 октября 2021 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 219 руб. 20 коп., пени в размере 22 руб. 39 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 1 614 руб. 99 коп., пени в размере 5 руб. 81 коп.; по требованию № 46224 от 02 ноября 2021 год по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 17 970 руб. 00 коп., пени в размере 104 руб. 68 коп., а всего 25 937 (двадцать пять тысяч девятьсот тридцать семь) руб. 07 коп.
Взыскать с ФИО1 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере 978 (девятьсот семьдесят восемь) руб. 11 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд города Волгограда в течение одного месяца со дня его вынесения.
Мотивированный текст решения изготовлен 10 ноября 2023 года.
Судья О.Н.Левочкина