НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 20.06.2022 № 2А-1535/2022

Дело № 2а-1535/2022

34RS0007-01-2022-002503-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в составе:

председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,

при секретаре Асташевой И.А.,

с участием представителя административного истца – Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ, действующей по доверенности ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 18 апреля 2022 года ФИО1,

административного ответчика – ФИО3,

представителя административного ответчика - ФИО3, допущенного к участию в деле в качестве представителя по устному ходатайству административного ответчика в порядке статьи 57 КАС РФ ФИО4,

20 июня 2022 года рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО3 задолженности по требованию №3612 от 15 февраля 2021 года по земельному налогу в размере 3 570 рублей 06 копеек, по пене по земельному налогу в размере 48 рублей 73 копеек, по налогу на имущество в размере 950 рублей, по пене по налогу на имущество в размере 10 рублей 09 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 32 186 рублей 32 копеек, по пене в размере 150 рублей 47 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 8 358 рублей 05 копеек, по пене в размере 39 рублей 07 копеек. В обосновании искового заявления указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ, является плательщиком земельного налога и налога на имущество; в период с 03 сентября 2015 года по 28 декабря 2020 года осуществляла предпринимательскую деятельность, являлась плательщиком страховых взносов. Ответчику направлено налоговое уведомление с расчетом налогов, подлежащих уплате в установленный срок, которое осталось без исполнения. Неисполнение обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для направления налогоплательщику в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования №3612 от 15 февраля 2021 года по земельному налогу в размере 4 586 рублей, по пене по земельному налогу в размере 48 рублей 73 копеек, по налогу на имущество в размере 950 рублей, по пене по налогу на имущество в размере 10 рублей 09 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 32 186 рублей 32 копеек, по пене в размере 150 рублей 47 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года в размере 8 358 рублей 05 копеек, по пене в размере 39 рублей 07 копеек, которое также не было исполнено административным ответчиком. 24 июня 2021 года мировым судьей был вынесен приказ о взыскании с ФИО3 задолженности по налогам, который 16 ноября 2021 года был отменен по поступившим возражениям должника относительно его исполнения. Поскольку до настоящего времени ФИО3 задолженность по уплате налогам, страховым взносам в полном объеме не погасила, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Административный ответчик – ФИО3 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, в которых указала, что на момент предъявления требования №3612 от 15 февраля 2021 года об уплате налоговой задолженности у неё на иждивении находился ребенок-инвалид, инвалидность установлена с 19 февраля 2020 года, поэтому на основании действующего законодательства она освобождена от уплаты земельного налога, налога на имущество, при этом не отрицала, что с заявлением о применении налоговой льготы в налоговый орган она не обращалась. Также указала на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании налоговой задолженности. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика - ФИО3, допущенный к участию в деле в качестве представителя по устному ходатайству административного ответчика в порядке статьи 57 КАС РФ ФИО4 в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, ссылаясь на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании налоговой задолженности. В обосновании возражений ссылался на указание в исковом заявлении начала периода задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование с января 2017 года.

Выслушав представителя административного истца – Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ по доверенности ФИО1, административного ответчика – ФИО3, представителя административного ответчика – ФИО3 - ФИО4, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требование подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу части 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченном размере налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования, в том числе, квартира.

На основании части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом

На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Из статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Расчетным периодом в соответствии с пунктом 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

Пункт 15 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ, является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц; с 22 июня 2015 года по 28 декабря 2020 года была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила деятельность 28 декабря 2020 года в связи с принятием регистрирующим органом решения об исключении недействующего предпринимателя из ЕГРИП; состояла на учете в качестве плательщика взносов в УПФР в АДРЕС ИЗЪЯТ с 03 ноября 2015 года.

17 сентября 2020 года в адрес ФИО3 было направлено налоговое уведомление №4419154 от 03 августа 2020 года об уплате не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах, земельного налога в размере 4 586 рублей и налога на имущество в размере 950 рублей за налоговый период - 2019 год.

В установленный законом срок ФИО3 обязанность по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2019 год не была исполнена.

ФИО3 в нарушение части 8 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ не уплатила в течение 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Неисполнение административным ответчиком обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для начисления пени и направления налогоплательщику требования №3612 от 15 февраля 2021 года об уплате в срок до 12 апреля 2021 года задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 950 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 10 рублей 09 копеек; по земельному налогу с физических лиц в размере 4 586 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц в размере 48 рублей 73 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженности по соответствующего платежу, в том числе, по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 32 186 рублей 32 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженности по соответствующего платежу, в том числе, по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 150 рублей 47 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 8 358 рублей 05 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 39 рублей 07 копеек.

Поскольку выставленное налоговым органом требование на общую сумму 46 328 рублей 73 копейки было оставлено административным ответчиком без исполнения, это явилось основанием для обращения налогового органа 18 июня 2021 года с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО3 налоговой задолженности.

24 июня 2021 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ - мировым судьей судебного участка ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Тракторозаводского судебного района АДРЕС ИЗЪЯТ был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО3 в пользу Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ налоговой задолженности на общую сумму 46 328 рублей 73 копейки, а также государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 795 рублей.

16 ноября 2021 года определением мирового судьи судебного участка ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Тракторозаводского судебного района АДРЕС ИЗЪЯТ данный судебный приказ был отменен по поступившим возражениям должника относительного его исполнения.

Вместе с тем, после отмены судебного приказа ФИО3 задолженность по налогам, страховым взносам и соответствующим пеням в полном объеме не уплатила. Как следует из искового заявления и не оспорено административным ответчиком, за ФИО3 числится задолженность по требованию №3612 от 15 февраля 2021 года по уплате налога на имущество физических лиц в размере 950 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 10 рублей 09 копеек; земельного налога с физических лиц в размере 3 570 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц в размере 48 рублей 73 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженности по соответствующего платежу, в том числе, по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 32 186 рублей 32 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженности по соответствующего платежу, в том числе, по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 150 рублей 47 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 8 358 рублей 05 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 39 рублей 07 копеек.

Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено и судом не добыто.

ФИО3 в судебном заседании не отрицала наличие указанной задолженности, при этом возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что ей, как лицу, на иждивении которого в период предъявления требования №3612 от 15 февраля 2021 года находился ребенок-инвалид с детства ФИО6, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения должна быть предоставлена налоговая льгота, в соответствии с которой она освобождается от уплаты налога на имущество, земельного налога. Вместе с тем пояснила, что инвалидность ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ установлена с 19 февраля 2020 года, но в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы она не обращалась, считая, что льгота будет предоставлена ей автоматически.

Согласно статье 21 Налогового кодекса Российской Федерации использование налоговых льгот является правом налогоплательщика. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (часть 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, использование налоговых льгот в настоящее время носит заявительный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании части 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 3 части 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся, в том числе, к категории инвалидов с детства, детей-инвалидов.

В силу части 6.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования, в том числе, жилой дом.

На основании части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 5 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Частью 6.1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен налоговый вычет, который предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 6 и 7 статьи 407 настоящего Кодекса, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.

С учетом положений пункта 3 части 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, право на налоговую льготу имеют, в том числе, инвалиды с детства, дети-инвалиды.

Согласно части 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

Частью 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен печень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется льгота: 1) квартира, часть квартиры или комната; 2) жилой дом или часть жилого дома; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.

В соответствии с частью 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Частью 7 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

В соответствии с постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23 ноября 2005 года №24/464 «О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда» (далее Постановления) освобождаются:

- от налогообложения по земельному налогу - инвалиды с детства, а также родители (усыновители), имеющие на иждивении детей-инвалидов, за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении, в отношении одного земельного участка по выбору, занятого индивидуальным жилым домом или приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства (пункты 2.2, 2.7 постановления),

- от уплаты налога на имущество физических лиц - собственники, имеющие на иждивении детей-инвалидов и совместно проживающие с ними, за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении (пункты 3.1, 3.1.3 Постановления).

Согласно материалам дела и пояснениям стороны административного ответчика в судебном заседании, ФИО3 является матерью ребенка-инвалида ФИО6, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, инвалидность установлена с 19 февраля 2020 года, причина инвалидности – инвалидность с детства.

Как пояснила представитель административного истца в судебном заседании и не оспорено стороной административного ответчика, ФИО3 не обращалась в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы; в информационных ресурсах налоговых органов отсутствует информация о том, что у административного ответчика на иждивении находится совместно проживающий с ним ребенок-инвалид с детства; более того, задолженность по налогам образовалась за налоговый период 2019 года, то есть до установления инвалидности, в связи с чем налоговая льгота ФИО3 не была предоставлена.

Исходя из вышеприведенных норм закона, ФИО3 действительно имеет право на налоговую льготу.

Между тем, при изложенных обстоятельствах, принимая во внимание период образования задолженности по налогам (налоги не уплачены за налоговый период 2019 год), дату установления инвалидности (инвалидность установлена в 2020 году, то есть после возникновения задолженности), учитывая заявительный характер предоставления льготы, суд находит требование налогового органа о взыскании задолженности по налогам законными и обоснованными.

Доводы административного ответчика о том, что административным истцом не указан период образования задолженности несостоятельны, поскольку требование №3612 от 15 февраля 2021 года содержит указание на установленный законодательством срок уплаты налога (сбора, страховых взносов) - 01 декабря 2020 года, что позволяет сделать вывод о задолженности по налогам за налоговый период 2019 год.

Возражая против удовлетворения административных исковых требований, сторона административного ответчика ссылается также на то, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с требованием о взыскании налоговой задолженности, в том числе, по страховым взносам. При этом свои доводы административный ответчик основывает том, что задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование имеется у ФИО3 с 2017 года, следовательно, согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен был обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности не позднее 02 июля 2020 года, а обратился только 13 мая 2022 года. Кроме того, 26 апреля 2021 года мировым судьей был вынесен приказ о взыскании налоговой задолженности, который 08 сентября 2021 года был отменен, следовательно, согласно части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации последним днем обращения в суд с настоящим иском является 09 марта 2022 года. Также, требование №3612 было вынесено 15 февраля 2021 года, срок его исполнения истек 24 февраля 2021 года, таким образом, заявление в суд должно быть подано не позднее 25 августа 2021 года. С учетом того, что административному истцу с 01 января 2017 года было известно о нарушении его прав и законных интересов, настаивала на пропуске налоговым органом процессуального срока для обращения в суд с настоящим иском.

Однако, данные доводы основаны на неверном толковании норм права. Более того, указание как в административном исковом заявлении, так и в налоговом требовании №3612 от 15 февраля 2021 года на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, является названием вида страхового взноса.

Суд отклоняет изложенные выше доводы стороны административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с требованиями о взыскании налоговой задолженности, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно представленной суду копии адресованного ФИО3 требования №3612 от 15 февраля 2021 года, сумма недоимки составила 46 328 рублей 73 копейки, срок исполнения требования установлен до 12 апреля 2021 года.

Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании налоговой задолженности начал течь с момента истечения срока исполнения данного требования.

Исходя из требований положений абзаца 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, с заявлением о взыскании недоимки по налогам и страховым взносам налоговый орган мог обратиться в суд не ранее 13 апреля 2021 года и не позднее 12 октября 2021 года.

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО3 задолженности по указанному требованию налоговый орган обратился к мировому судье 18 июня 2021 года, что подтверждается сообщением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ – мирового судьи судебного участка ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Тракторозаводского судебного района АДРЕС ИЗЪЯТ, отметками в штампе входящей корреспонденции судебного участка, то есть в пределах срока, установленного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Применительно к положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок предъявления административного искового заявления в суд по указанным требованиям не истёк.

Судебный приказ был отменен 16 ноября 2021 года, настоящее административное исковое заявление подано в суд 13 мая 2022 года, что подтверждается отметками в штампе входящей корреспонденции суда, то есть в установленный законом срок - до истечения шестимесячного срока после отмены судебного приказа.

Поскольку ФИО3 обязанность по уплате задолженности по требованию №3612 от 15 февраля 2021 года по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, по страховым взносам, пени не исполнила, с неё подлежит взысканию задолженность по данному требованию в указанном размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления, и настоящее решение состоялось в пользу истца, суд взыскивает с административного ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 559 рублей 36 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, пени - удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, СНИЛС ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в пользу Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ задолженности по требованию №3612 от 15 февраля 2021 года по налогу на имущество физических лиц в размере 950 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 10 рублей 09 копеек; по земельному налогу с физических лиц в размере 3 570 рублей 06 копеек, пени по земельному налогу с физических лиц в размере 48 рублей 73 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженности по соответствующего платежу, в том числе, по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 32 186 рублей 32 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженности по соответствующего платежу, в том числе, по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 150 рублей 47 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 8 358 рублей 05 копеек, по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 39 рублей 07 копеек, а всего 45 312 (сорок пять тысяч триста двенадцать) рублей 79 копеек.

Взыскать с ФИО2, СНИЛС ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в пользу бюджета муниципального образования – городской округ город-герой АДРЕС ИЗЪЯТ государственную пошлину в размере 1 559 (одна тысяча пятьсот пятьдесят девять) рублей 36 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в АДРЕС ИЗЪЯТ областной суд в течение одного месяца через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.

Судья: С. С. Щелконогова

Справка: мотивированный текст решения изготовлен ДАТА ИЗЪЯТА.

Судья: С.С. Щелконогова