НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 16.06.2014 № 12-141/2014

 Дело №12 – 141/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Волгоград 16 июня 2014 года

 Судья Тракторозаводского районного суда г.Волгограда Степанюк Д.С.,

 с участием:

 лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – ФИО1,

 представителя МИ ФНС России № 9 по Волгоградской области – ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 212 от 05 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, вынесенного в отношении ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1

 у с т а н о в и л :

 постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 212 от 05 мая 2014 года должностное лицо – ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ (далее по тексту ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ, а именно в том, что при проверке 22 апреля 2014 года Гаражного кооператива № 6 Тракторозавосдкого района по вопросу полноты учета наличных денежных средств, полученных от членов кооператива, установлено нарушение порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, выразившиеся в неоприходовании в кассу кооператива денежной наличности, полученной от членов кооператива за период с 04 апреля 2014 года по 16 апреля 2014 года по 7 ведомостям в общей сумме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов: 07 марта 2014 года – ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; 26 марта 2014 года ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; 27 марта 2014 года – ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ; тем самым были нарушены требования п.п. 1.2., 1.3, 1.4, 3.1, 5.2, 5.3 Положения ЦБР от 12 октября 2011 года № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации». Указанным постановлением ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рублей.

 ФИО1 с данным постановлением не согласен, считает его незаконным, указывая, что он, как ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ не является субъектом ответственности за нарушение кассовых операций, поскольку в штате ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ имеется должность бухгалтера, которая согласно п. 2.2 должностной инструкции осуществляет обеспечение финансовой и кассовой дисциплины, оприходование наличных денежных средств в кассу кооператива, следовательно бухгалтер является лицом подлежащим административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением должностных обязанностей. Просит постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 212 от 05 мая 2014 года отменить, производство по делу прекратить.

 В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что копия обжалуемого постановления получена им только лишь 13 мая 2014 года, в связи с чем срок для обжалования постановления пропущен им по уважительной причине. Просит суд восстановить процессуальный срок для обжалования начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 212 от 05 мая 2014 года, постановление отменить, производство по делу прекратить.

 Представитель МИ ФНС России № 9 по Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что налоговым органом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1 правильно привлечен к административной ответственности, поскольку субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ является руководитель и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а поэтому довод жалобы о том, что бухгалтер ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ должен бухгалтер был быть привлечен к административной ответственности, поскольку в ее должностные обязанности входит обеспечение финансовой и кассовой дисциплины, является не состоятельным. Просит жалобу ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 212 от 05 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, оставить без удовлетворения.

     Судья, выслушав, лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО1, представителя МИ ФНС России № 9 по Волгоградской области ФИО2, исследовав административный материал, находит, что постановление не подлежит отмене по следующим основаниям.

 В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

 В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

     В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Пунктом 1.2. «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»" (утв. Банком России 12 октября 2011 года № 373-П) определено, что для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег). Обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица (далее - обособленное подразделение), для совершения операций которого юридическим лицом в кредитной организации или Центральном банке Российской Федерации (далее - банк) открыт банковский счет, устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном настоящим Положением для юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель).

 Согласно п. 1.3 Положения Банка России № 373-П от 12 октября 2011 года, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Положению. Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 1.2 настоящего Положения. Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; N 48, ст. 5739; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 27, ст. 3873) (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872) (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности (далее - наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

 В соответствии с п. 1.4 Положения Банка России № 373-П от 12 октября 2011 года, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства). Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.

 Согласно п. 3.1 Положения Банка России № 373-П от 12 октября 2011 года, прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам.

 В соответствии п. 5.2 Положения Банка России № 373-П, записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Таким образом, названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств. Следовательно, невнесение в кассовую книгу записей о полученных денежных средствах является неоприходованием денежных средств в кассу и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.

 Объективная сторона данного правонарушения состоит в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, под которыми следует понимать отсутствие либо искажение учета поступивших или не поступивших в кассу наличных денежных средств (части денежных средств), следствием которого является сокрытие таких денежных средств от налогообложения.

 В судебном заседании установлено следующее:

 На основании поручения № 61 от 18 апреля 2014 года главным государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок № 2 МИ ФНС России № 9 по Волгоградской области ФИО3 и старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок № 2 МИ ФНС России № 9 по Волгоградской области ФИО4 была проведена проверка в ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по вопросу соблюдения закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», полноты учета выручки, порядка ведения кассовых операций.

 16 апреля 2014 года МИ ФНС № 9 по Волгоградской области ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ было выдано требование о предоставлении копии документов, подтверждающих финансовую деятельность и кассовую дисциплину кооператива за период с 01 января 2014 года по 17 апреля 2014 года. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ данное требование было исполнено, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

 По результатам проведения проверки, 22 апреля 2014 года главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок №2 МИ ФНС России № 9 по Волгоградской области ФИО3 в отношении ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 000866 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

 Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 212 от 05 мая 2014 года должностное лицо – ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рублей.

 Факт совершения ФИО1, как должностным лицом, административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ и его вина в совершении данного административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом осмотра кассовых документов от 18 апреля 2014 года; протоколом опроса бухгалтера от 18 апреля 2014 года; последним заполненным листом кассовой книги № 14 от 27 марта 2014 года; актом по форме КМ-9 «О проверке ниличных денежных средств кассы» от 18 апреля 2014 года; копиями ведомостей на 7 листах.

 Довод жалобы ФИО1 о том, что ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, не является субъектом ответственности за нарушение кассовых операций, поскольку в штате ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ имеется должность бухгалтера, которая согласно п. 2.2 должностной инструкции осуществляет обеспечение финансовой и кассовой дисциплины, оприходование наличных денежных средств в кассу кооператива, следовательно бухгалтер является лицом подлежащим административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, судьей не принимается по следующим основаниям.

 Субъектами правонарушений, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

 Согласно положениям КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие.

 Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 05 июня 2014 года, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ является ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1 Следовательно, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1 осуществляет организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции, и должен контролировать финансовую деятельность кооператива.

 В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 При таких обстоятельства, оценив все вышеприведенные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья приходит к выводу, что каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным органом при производстве по делу об административном правонарушении в отношении председателя Гаражного кооператива № 6 ФИО1 допущено не было.

 Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

 Назначенное председателю Гаражного кооператива № 6 ФИО1 наказание является минимальным и соответствует санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

 Оснований для отмены или изменения постановления начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 129/ю-34 от 14 марта 2014 не имеется.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

 р е ш и л :

 Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 212 от 05 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя Гаражного ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1 - оставить без изменения, жалобу ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ФИО1 – без удовлетворения.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток.

 Судья                          Д.С.Степанюк