НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 07.10.2019 № 12-192/19

Дело № 12-192/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск 07 октября 2019 года

Судья Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Айрапетян Е.М.,

при секретаре судебного заседания Цибулиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тракторозаводского районного суда г.Челябинска жалобу защитников Публичного акционерного общества «Фортум» Зуевой Е. И. и Шаламова А. А. на постановление государственного инспектора РФ области охраны окружающей среды по Челябинской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области ФИО2 от 31 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Фортум»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ области охраны окружающей среды по Челябинской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее - Управление Росприроднадзора по Челябинской области) ФИО11 от 31 мая 2019 года Публичное акционерное общество «Фортум» (далее – ПАО «Фортум») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска, в порядке и с соблюдением требований ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, с учетом дополнений ставится вопрос об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, в отношении ПАО «Фортум» в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, полагая выводы административного органа о том, что земельный участок, на котором находится 1-ая секция золошлакоотвала Челябинской ТЭЦ-2, является отработанным с 1987 года, необоснованными и не соответствующими действительности. В обоснование указывая, что золошлакоотвал Челябинской ТЭЦ-2 является действующим единым технологическим комплексом, находящимся в эксплуатации, надобность в использовании которого у предприятия, не отпала. При заполнении емкости 2 секции золошлакоотвала, для сброса золы будет использоваться емкость 1 секции, высвободившаяся посредством осуществления подрядной организацией ООО <данные изъяты>» выемки золы. Эксплуатации золошлакоотвала осуществляется на земельном участке, на основании договора долгосрочной аренды земельного участка, заключенного с КУиЗО г.Челябинска 18 сентября 2018 год, согласно которому земельный участок передан в аренду на срок 25 лет для эксплуатации территории 1, 2 секции золоотвала. В соответствии с соглашением , заключенным с администрацией города Челябинска 28 апреля 2018 года золошлакоотвал подлежит дальнейшей реконструкции с увеличением его емкости, что указывает на его надобность для дальнейшей эксплуатации. Решений о признании территории 1 секции отработанной и подлежащей рекультивации ПАО «Фортум» не принимало, действий по рекультивации земельного участка не осуществляло. Рабочий проект «рекультивации золошлакоотвала в заливе оз.Первое Челябинской ТЭЦ-2 1 секция» Свердловск 1987 год ПАО «Фортум» не разрабатывался, приказ о принятии данного проекта к исполнению не издавался. Выводы должностного лица основаны на документах, датированных 1987, 2014 и 2017 г.г., документы, подтверждающие актуальный статус золошлакоотвала не исследовались, у юридического лица запрошены не были, исследование на наличие свободной емкости 1 секции золошлакоотвала не проводилось, при том, что в результате выборки золошлаковых отходов ООО «<данные изъяты>» образовались свободные емкости 1 секции золошлакоотвала. Также обращают внимание на то, что основанием для разработки проекта рекультивации 1 секции золошлакоотвала 1987 г. явился Приказ Министерства энергетики и электрификации СССР № 36 от 21 января 1986 года, принятый на основании Постановления Совета Министров СССР от 27 ноября 1985 года «О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов в городах Челябинске, Магнитогорске и Карабаше», а не отсутствие надобности в земельном участке или территории золошлакоотвала. Также указывают, что при вынесении постановления должностным лицом не дана оценка доводам защиты и не установлено время совершения административного правонарушения.

Законный представитель ПАО «Фортум» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем судьей принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Принимая участие в судебных заседаниях, защитники ПАО «Фортум» Зуева Е.И., Рябич Д.В., Шаламов А.А., Фанин Ю.Г., Быков А.А. и Кудряшова Т.В. на удовлетворении жалобы с учетом дополнений, настаивали, по основаниям и доводам, изложенным в жалобе и дополнений к ней. Дополнительно, в подтверждение доводов о том, что земельный участок, на котором расположена 1 секция золошлакоотвала, не является отработанным, поскольку его надобность у предприятия не отпала, представили приказы об утверждении графика подготовки бизнес-плана на период 2017- 2022 и 2019-2024 гг., инвестиционные программы, содержащие сведения о планируемых комплексных модернизациях ЧТЭЦ-2, в том числе реконструкции золошлакоотвала, технический отчет (расчет свободного объема 1-ой секции золошлакоотвала Челябинской ТЭЦ-1) по состоянию на 10 сентября 2019 года, отчет по нивелированию поверхности 1 секции золошлаковых отложений Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергоситсема «Урал» ПАО «Фортум», по состоянию на 30 апреля 2019 года, информационные письма, справки и счет-фактуры, в подтверждение исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключенному с ООО «<данные изъяты>»; программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории золоотвала и в пределах его воздействия на окружающую среду ОАО «Фортум филиала Энергосистема «Урал» Челябинская ТЭЦ-2, утвержденную 06 сентября 2019 года. Также, в обоснование доводов о том, что обязательство в виде рекультивации, в том числе в соответствии с проектом 1987г. ПАО «Фортум» не передавались, представили документы, подтверждающие перечень недвижимого имущества и обязательств, переданных ПАО «Фортум» в результате реорганизации: выписку из разделительного баланса ОАО «<данные изъяты> (правопреемник ОАО «<данные изъяты> на 31 декабря 2003 года, правила распределения имущества, прав и обязанностей между ОАО <данные изъяты> и выделяемыми обществами в период реорганизации ОАО <данные изъяты>», являющихся составной частью разделительного баланса ОАО <данные изъяты> реорганизуемого в форме выделения, утвержденным годовым общим собранием акционеров ОАО <данные изъяты>» от 26 июня 2014 года, протокол общего собрания акционеров ОАО «<данные изъяты> от 26 июня 2014 года, разделительный баланс ОАО «Челябэнерго» (по состоянию на 31 декабря 2003 года) (часть 5), протокол заседания Совета директоров ОАО <данные изъяты> от 08 июня 2006 года и протокол внеочередного общего собрания акционеров от 24 июля 2006 года о реорганизации Общества в форме присоединения к ОАО <данные изъяты> об утверждении передаточного акта, передаточный акт бухгалтерского баланса и инвентаризационных описей по состоянию на 31 декабря 2005 года от 24 июля 2006 года, акт приема-передачи недвижимого имущества ОАО <данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты> от 01 декабря 2006 года.

Представители административного органа, вынесшего обжалуемое постановление - Управления Росприроднадзора по Челябинской области Кичигина Л.В. и Генералов И.В., действующие на основании доверенностей от 22 февраля 2019 года и от 11 марта 2019 года, соответственно, полагали постановление законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы с учетом дополнений, исследовав материалы дела, судья оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривает.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей.

В соответствии с приказом Росстата от 29 декабря 2012 года № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» (далее – Приказ Росстата №676) юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют форму 2-ТП (утвержденную настоящим приказом) и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

В указанной форме отчетности отражаются данные о наличии соответственно нарушенных и отработанных земель на начало отчетного года, а также площади нарушенных и отработанных земель за отчетный год.

В силу пункта 5 Приказа Росстата № 676 форма заполняется на основании данных учета нарушенных земель, материалов инвентаризации, контрольных обмеров, а также актов приемки-передачи рекультивированных земель.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения №47 временно исполняющего обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО18 о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 13 февраля 2019 года, в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзра по Челябинской области за 2019 год, в период с 01 по 20 марта 2019 года проведена выездная проверка ПАО «Фортум» на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

По итогам проверки 29 марта 2019 года в 11 часов 00 минут выявлено, допущенное ПАО «Фортум» при осуществлении хозяйственной деятельности Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» нарушение требований ст.ст. 1, 4, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ, ст. ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказа Росстата от 29 декабря 2012 года № 676 «Об утверждении статистического инструмента для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием, использованием плодородного слоя почвы», выразившиеся в искажении сведений о состоянии земель, при предоставлении «Сведений о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» по форме № 2-ТП (рекультивация) на Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» за 2018 год.

Так, в ходе проведения проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , находящимся по адресу: юго-западный берег озера Первое в Тракторозаводском районе г.Челябинска, общей площадью 151,81 га, категории земель – земли населенных пунктов с разрешенным использованием – для эксплуатации территории (1, 2 секция золооотвала) расположен золошлакоотвал Челябинской ТЭЦ-2 Энергосистемы филиала «Урал» ПАО «Фортум». Указанный земельный участок предоставлен ПАО «Фортум» КУиЗО администрации г.Челябинска в аренду на основании договора УЗ долгосрочной аренды земельного участка города Челябинска от 18 сентября 2018 года.

В соответствии с актом инвентаризации нарушенных земель ЧТЭЦ-2 от 20 ноября 2015 года на территории золошлакоотвала обнаружены нарушенные земли, используемые для размещения золошлаковых отходов общей площадью 137,081 га, из них 59,040 га – первая очередь золошлакоотвала, 78,041 га-вторая очередь.

Согласно программе мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории золоотвала и в пределах его воздействия на окружающую среду ОАО «Фортум» Энергосистема «Урал» Челябинская ТЭЦ-2, утвержденной 16 августа 2017 года, территория 1 секции золоотвала на существующее положение временно не используется для технологических целей и частично рекультивирована, 2 секция золоотвала действующая, находится в эксплуатации.

В справке об описании системы гидрозолоудаления ЧТЭЦ-2, составленной ведущим специалистом по экологической безопасности ФИО19 21 марта 2019 года, указано, что золошлакоотвал общей площадью 137 га, состоит из двух секций: 1 секция не используется, на ней в данный момент производит добычу золы ООО <данные изъяты> 2 секция используется в производственных целях. В настоящее время прорабатывается вопрос о проведении реконструкции 1 и 2 секции золошлакоотвала для увеличения объема размещения золошлаковых отходов.

При натурном осмотре, проведенном уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора по Челябинской области 11 марта 2019 года установлено, что 1 секция золошлакоотвала ТЭЦ-2 не эксплуатируется, площадь поверхности 1 секции золошлакоотвала покрыта снегом, установлено самозарастание 1 секции.

19 мая 2014 года ОАО «Фортум» с ООО «<данные изъяты>» заключен договор № купли-продажи золошлаковых отходов ЧТЭЦ-2, согласно дополнительному соглашению к которому от 25 августа 2014 года, покупатель в лице ООО «<данные изъяты>» обязался произвести мероприятия по рекультивации участка 1-ой секции золоотвала, из которого будет осуществляться выборка золошлаковых отходов, в соответствии с проектом рекультивации первой секции золоотвала ЧТЭЦ-2, в сроки, установленные продавцом. Исходя из представленных стороной защиты документов, а именно счет–фактур, справок и информационных писем ООО «<данные изъяты>», также следует, что обязательства сторонами указанного договора исполняются.

Согласно представленному ПАО «Фортум» Рабочему проекту рекультивации «Золошлакоотвал в заливе оз. Первое Челябинской ТЭЦ-2, 1 секция», Свердловск, 1987г., нарушенные земли представлены двумя секциями, 1 секция золошлакоотвала, рекультивация которой рассматривается в данном проекте, представляет собой гидроотвал наливного типа, обвалованный дамбами из местных грунтов. Дамбы с проезжей частью поверху. Высота дамб от 6,5 до 7,6м, ширина проезжей части 4-6 м. Золонакопитель заполнен. Мощность золошлаковых отложений до 5 метров. 1 секция золошлакоотвала отработана. Вторая секция золошлакоотвала используется как отстойник.

Совокупность указанных обстоятельств явилась основанием для вывода должностного лица Управления Росприроднадзора о том, что земельный участок, на котором размещена 1 секция золошлакоотвала Челябинской ТЭЦ-2Энергоситемы «Урал» филиала ПАО «Фортум», не эксплуатируется, является нарушенным и отработанным с 1987 года.

Однако в отчет по форме 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» за 2018 год, подготовленный и представленный специалистом по экологической безопасности Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО19 в Управление Росприроднадзора по Челябинской области, данные о наличии отработанных земель на предприятии (1 секция золошлакоотвала) не внесены.

Согласно указанному отчету по состоянию на 01 января 2019 года на Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистемы «Урал» имеется 137,081 га земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых. Наличие отработанных земель в отчете не отражено. При этом согласно пояснительной записке специалиста по экологической безопасности Энергоситестема «Урал» ПАО «Фортум» ФИО19 к отчету указано: отработанных земель на Челябинской ТЭЦ-2 – 0 га, что свидетельствуют о том, что ПАО «Фортум» ведется ненадлежащий учет и контроль за состоянием земель, и что в свою очередь повлекло искажение сведений о состоянии земель, предоставленных в Управление Росприроднадзора по Челябинской области.

Выявленные нарушения явились основанием для составления 29 апреля 2019 года должностным лицом Управления Росприроднадзора по Челябинской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ПАО «Фортум», и вынесения в отношении юридического лица 31 мая 2019 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Челябинской области постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Факт и вина ПАО «Фортум» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 29 апреля 2019 года; актом проверки ПАО «Фортум» от 29 марта 2019 года с приложением в виде фототаблицы; распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 13 февраля 2019 года с внесенными изменения от 01 и 20 марта 2019 года; требованием от 13 февраля 2019 года о предоставлении ПАО «Фортум» документов; карточкой предприятия ПАО «Фортум»; приказами ПАО «Фортум» филиала Энергосистема «Урал» от 18 января 2019 года о подготовке к проверкам надзорных органов и от 15 марта 209 года о назначении лиц, ответственных за природоохранную деятельность; договором УЗ 2018 долгосрочной арены земельного участка города Челябинска от 18 сентября 2018 года с приложением; актом приема – передачи земельного участка от 18 сентября 2018 года; отчетом по форме рекультивация за 2018 год с пояснительной запиской; договором купли-продажи № от 19 мая 2014 года с дополнительным соглашением от 25 августа 2014 год; инструкцией по эксплуатации «Порядок ведения мониторинга безопасности гидротехнических объектов накопителя промышленных отходов Челябинской ТЭЦ-2 филиала ПАО «Фортум» Энергосистема «Урал» (срок действия с 11 июня 2018 по 11 июня 2021); программой мониторинга состоянии загрязнения окружающей среды на территории золоотвала и в пределах его воздействия на окружающую среду ОАО «Фортум» филиал Энергосистема «Урал» Челябинская ТЭЦ-2, утвержденной 16 августа 2017 года; проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение за 2014 года; актом инвентаризации нарушенных земель Челябинской ТЭЦ-2 филиала «Энерогосистема «Урал» ПАО «Фортум», утвержденным 20 ноября 2015 года; информацией по эксплуатации объекта размещения отходов «золошлакоотвал ЧТЭЦ-2»; справкой - описание системы гидрозолоудаление Челябинской ТЭЦ-2; приказом от 25 сентября 2014 года о включении в государственный реестр объектов размещения отходов объекты размещения отходов; Рабочим проектом рекультивации «Золошлакоотвал в заливе оз. Первое Челябинской ТЭЦ-2, 1 секция г. Челябинск» Свердловск 1987г. и иными материалами дела.

Оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств судья не усматривает, указанные доказательства получены в соответствии с требованиями статьи 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми, и достаточными для установления вины ПАО «Фортум» в совершении административного правонарушения.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо Управления Росприроднадзора по Челябинской области правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ПАО «Фортум» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ – искажение сведений о состоянии земель, лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Оснований ставить под сомнение правильность выводов должностного лица о наличии в действиях ПАО «Фортум» факта и вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ,судья не усматривает.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ПАО «Фортум» имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды за нарушение которого статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения обществом вышеуказанных норм и положений в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не установлено.

В данном случае ПАО «Фортум», как юридическим лицом, обязанным предоставлять в Управление Росприроднадзора достоверную информацию о состоянии земель, находящихся в пользовании предприятия, при осуществлении деятельности филиала Энергосистема «Урал», допущено искажение сведений о состоянии земель, находящихся в пользовании предприятия, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного 8.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу п. 4 статьи 12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления»№ 89-ФЗ от 24 июня 1998 года собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно п.п.6, 11 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения -ТП (рекультивация), утвержденными Приказом Росстата , к землям нарушенным при разработке месторождений полезных ископаемых, в том числе относятся золоотвалы электростанций. К отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

Исходя из системного толкования вышеприведенных правых положений, следует, что отработанные земли подлежат обязательной рекультивации, без проведения которой, их использование в соответствии с целевым назначением (хранение золошлаковых отходов) не допустимо.

При этом завершением работ связанных с нарушением почвенного покрова, исходя из целевого назначения золоотвала (хранение золошлаковых отходов предприятия) следует считать окончание его эксплуатации в связи с заполнением.

Как следует из материалов дела объектом размещения отходов на Челябинской ТЭЦ-2 Энергосистемы «Урал» филиала ПАО «Фортум» является золоотвал, расположенный в заливе оз. Первое (г.Челябинск, ул. Линейная, 62), состоящий из двух секций, год ввода в эксплуатацию - 1962, окончание эксплуатации – по мере заполнения (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Челябинской ТЭЦ-2).

Территория 1 секции золоотвала не используется, на ней производится добыча золы ООО «<данные изъяты>», 2 секция используется по назначению в производственных целях.

Согласно представленному ПАО «Фортум» рабочему проекту рекультивации «Золошлакоотвал в заливе оз. Первое Челябинской ТЭЦ-2, 1 секция» Свердловск, 1987г. 1 секция золошлакоотвала по состоянию на 1987 год признана отработанной в связи с ее наполненностью, при этом рекультивация данного земельного участка не проведена, что не оспаривалось стороной защиты.

Совокупность изложенных обстоятельств дает основание прийти к выводу о том, что земельный участок, на котором размещена 1 секция золошлакоотвала Челябинской ТЭЦ-2 является нарушенным и отработанным с 1987 года.

Ссылки стороны защиты о наличии в настоящее время свободных емкостей 1 секции зоошлакоотвала, образовавшихся в результате исполнения обязательств по договору купли-продажи золы, заключенному с ООО <данные изъяты>», планируемых в будущем мероприятий по реконструкции золошлакоотвала, в том числе 1 секции золошлакоотвала, договора долгосрочной аренды земельного участка и соглашения о взаимодействии от 28 апреля 2018 года, заключенных ПАО «Фортум» с администрацией г.Челябинска, не свидетельствуют об использовании ПАО «Фортум» спорного земельного участка, на котором расположена 1-ая секция золошлакоотвала, по назначению, и не опровергает вывод должностного лица об отработанности такового.

При этом доводы защиты о недоказанности факта того, то земельный участок, на котором расположена 1 секция золошлакоотвала является отработанным, опровергается совокупностью указанных выше доказательств, в числе которых рабочий проект рекультивации «Золошлакоотвал в заливе оз. Первое Челябинской ТЭЦ-2, 1 секция» Свердловск, 1987г., основанием для разработки и утверждения которого, вопреки доводам защиты, явился не только Приказ Министерства энергетики и электрификации СССР № 36 от 21 января 1986 года, принятый на основании Постановления Совета Министров СССР от 27 ноября 1985 года «О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов в городах Челябинске, Магнитогорске и Карабаше», но и факт признания 1 секции золошлакоотвала отработанным в связи с его заполненностью, что непосредственно следует из содержания указанного проекта.

Утверждение защиты о том, что рекультивация спорного земельного участка ПАО «Фортум», в том числе в соответствии с рабочим проектом рекультивации 1987г. не производилась, приказы о рекультивации земельного участка ПАО «Фортум» не издавались, соответствующее обязательство, как и сам проект рекультивации 1987г. при реорганизации ПАО «Фортум» не передавались, подлежат отклонению, поскольку не опровергают факт и вину ПАО «Фортум» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, выразившегося в искажении сведений о состоянии земельного участка, находящегося в пользовании предприятия.

При этом следует отметить, что рабочий проект рекультивации 1987г. был представлен в Управление Росприроднадзора по Челябинской области уполномоченным ПАО «Фортум» должностным лицом – технических директором ЧТЭЦ-2 ФИО20 при проведении плановой проверки в 2015 году в подтверждение предпринятых мер по исполнению обязательств по рекультивации, в том числе 1 секции золошлакоотвала. Согласно пояснительной записке указанного должностного лица выполнение рекультивации земельного участка возложено ПАО «Фортум» на ООО «<данные изъяты>», для проведение которой ООО «<данные изъяты>» выдан Рабочий проект 1987 г.; для проведения рекультивации будет выполнена корректировка существующего проекта в соответствии с современными нормами и требованиями; планируемые сроки поэтапной рекультивации 1 и 2 секции золошлакоотвала - 2018-2022 годы.

То обстоятельство, что золошлакоотвал Челябинской ТЭЦ-2 внесен в государственный реестр объектов размещения отходов как единый объект размещения отходов, не свидетельствует о невозможности признания земельного участка, на котором он размещен, отработанным, в том числе в части. Кроме того, согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии и серии от 23 апреля 2013 года право собственности ПАО «Фортум» зарегистрировано на два самостоятельных объекта: сооружение(2 секция золоотвала с ограждающей дамбой) и сооружение (1 секция золоотвала с ограждающей дамбой).

Совокупность указанных обстоятельств дает основание признать правомерность выводов должностного лица Управления Росприроднадзора о недостоверности представленных ПАО «Фортум» сведений о состоянии находящихся в пользовании предприятия земель, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

По изложенным выше основаниям доводы защиты об отсутствии в действиях ПАО «Фортум» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ подлежат отклонению, как основанные на ином толковании норм права.

Ссылки защиты о том, что в ранее предоставленных отчетах формы 2-ТП (рекультивация) за 2016 и 2017 г.г. также отсутствовало указание на наличие отработанных у предприятия земель, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава указанного административного правонарушения, поскольку факт предоставления ПАО «Фортум» искаженных сведений о состоянии земель был выявлен уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора по Челябинской области при проведении плановой проверки в 2019 году.

Также подлежат признанию несостоятельными доводы защиты о том, что при рассмотрении дела не установлено время совершения административного правонарушения. Как указано выше нарушение в виде предоставление ПАО «Фортум» недостоверных сведений о состоянии земель было выявлено в ходе проведения Управлением Росприроднадзора по Челябинской области плановой проверки, результат которой отражен в акте проверки, составленном в 11 часов 00 минут 29 марта 2019 года.

Доводы защиты, в том числе изложенные в жалобе и дополнениях к ней, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, и в целом направлены на переоценку исследованных при рассмотрении административного дела доказательств.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом - старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, начальником отдела надзора за земельными ресурсами, в сфере охоты, особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Челябинской ФИО16, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола принимала участие защитник юридического лица ФИО15, действующая на основании доверенности от 25 июня 2018 года, при наличии сведений об извещении юридического лица о времени и месте его составления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении государственным инспектором РФ области охраны окружающей среды по Челябинской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями в сфере охоты Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО2, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридические значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

Оспариваемое постановление вынесено, в отсутствие законного представителя ПАО «Фортум» при наличии сведений об его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, с участием защитника Рябич Д.В. В постановлении, содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Приведены закон и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, постановление по делу является законным и обоснованным, вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.5 КоАП РФ для юридических лиц, является обоснованным и справедливым.

Оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение либо признания совершенного юридическим лицом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, о чем правомерно указано должностным лицом в постановлении, судья также не усматривает.

Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьи 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора РФ области охраны окружающей среды по Челябинской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области ФИО2 от 31 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Фортум» оставить без изменения, жалобу защитников Публичного акционерного общества «Фортум» Зуевой Е. И. и Шаламова А. А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска.

Судья Е.М. Айрапетян