дело № 2а-409/2023
УИД 56RS0041-01-2023-000514-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тоцкое 22 августа 2023 года
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Градова А.В.,
при секретаре Лихачевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Оренбургской области к Паршиной О.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
установил:
Межрайонная ИНФС России № 15 по Оренбургской области обратилась в суд с административным иском к Паршиной О.Н., указав в обоснование требований, что Паршина О.Н. с 09.12.2014 года по 02.06.2017 года была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации Паршина О.Н. является плательщиком страховых взносов.
За 2017 год Паршиной О.Н. в ИФНС России г. Бузулука представлен расчет по страховым взносам. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по представленному расчету по страховым взносам составила:
на обязательное медицинское страхование в размере 1 938 рублей по срокам уплаты не позднее 19.06.2017 года. Списано недоимки 13.07.2022 года на основании решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам;
на обязательное пенсионное страхование в размере 9 880 рублей по срокам уплаты не позднее 19.06.2017 года. Списано недоимки 13.07.2022 года на основании решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В связи с неисполнением Паршиной О.Н. в указанные сроки обязанности по уплате страховых взносов на ОПС за 2017 год, страховых взносов на ОМС за 2017 год в установленный законодателем срок, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации Паршиной О.Н. начислены пени:
-пени на ОПС в сумме 773,36 руб. на период с 04.06.2018 по 06.09.2018;
-пени на ОМС в сумме 148,36 руб. на период с 06.06.2018 по 06.09.2018.
Поскольку пени в установленный законодательством срок не уплачены, Паршиной О.Н. направлено требование № 43807 от 07.09.2018 года со сроком исполнения до 27.09.2018 года. В указанный в требовании срок задолженность по налогу не уплачена.
Кроме того, Паршина О.Н. применяла патентную систему налогообложения по виду деятельности «Торговля розничная спортивным обмундированием и спортивными товарами в специализированных магазинах». На основании представленных заявлений на получение патента от 20.12.2016 №21883714, инспекцией выписан патент 5617160001131 от 20.12.2016 года на период действия с 01.01.2017 по 31.12.2017 с суммой налога к уплате 7 200 руб. (по сроку уплаты налога 31.03.2017- 2 400 руб., и по сроку 31.12.2017- 4 800 руб.).
Основной долг уплачен самостоятельно (03.04.2019 последний платеж).
В связи с несвоевременной оплатой задолженности начислена пеня в размере 172,26 руб. за период с 01.06.2018 по 06.09.2018.
Паршиной О.Н. направлено требование от 07.09.2018 №43807 со сроком уплаты до 27.09.2018. В указанный в требовании срок задолженность по налогу не уплачена.
Также, Паршина О.Н. с 09.12.2014 по 31.12.2016 применяла режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Паршиной О.Н. в Межрайонную ИФНС России №3 по Оренбургской области представлена налоговая декларация по ЕНВД 18.04.2016 за 1 квартал 2016 в сумме 5 288 руб., 19.07.2016 за 2 квартал 2016 года в сумме 5 2888 руб., 11.10.2016 за 3 квартал 2016 в сумме 5 288 руб., 10.01.2017 за 4 квартал 2016 в сумме 5 288 руб. Сумма налога по представленным декорациям составила 21 152 руб.
Налог по вмененному доходу был списан 13.07.2022 года в полном размере на основании решения о признании безнадежными к списанию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В связи с чем, что Паршина О.Н. не уплатила ЕНВД за 2016 год в установленный законодательством срок, начислена пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога по ставке одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ:
-за 2016 год в сумме 2 146,95 руб. за период с 04.11.2017 по 06.09.2018.
Межрайонная ИФНС России №15 по Оренбургской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
31.05.2023 года мировым судьей судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления.
Просили суд признать причины пропуска срока уважительными, принимая во внимание тот факт, что срок для обращения в суд пропущен по причине большого объема подготовки заявлений на взыскание задолженности через судебные органы, в то время как штат сотрудников ограничен, восстановить срок на подачу данного административного искового заявления.
Просили суд взыскать с Паршиной О.Н. задолженность по пени в общей сумме 3240,99 руб., в том числе:
- пени по страховым взносам на ОМС за 2017 год в размере 148,42 руб. за период с 06.06.2018 года по 06.09.2018 года;
- пени по страховым взносам на ОПС за 2017 год в размере 773,36 руб. за период с 04.06.2018 года по 06.09.2018 года;
- пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов в размере 172,26 руб. за период с 01.06.2018 года по 06.09.2018 года;
- пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2 146,95 руб. за период с 04.11.2017 года по 06.09.2018 года.
Представители административного истца Межрайонной ИНФС России № 15 по Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Паршина О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В представленной в суд телефонограмме указала, что с исковыми требованиями не согласна.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 419 кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса), в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.
Согласно статье 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
На основании пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, представляют расчет по страховым взносам - не позднее 30-го числа месяца, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 45 того же Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, сбора, пени, штрафа, страхового взноса должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Паршина О.Н. с 09.12.2014 года по 02.06.2017 года была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 18.05.2023 года.
За 2017 год Паршиной О.Н. в ИФНС России г. Бузулука представлен расчет по страховым взносам. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по представленному расчету по страховым взносам составила:на обязательное медицинское страхование в размере 1 938 рублей по срокам уплаты не позднее 19.06.2017 года. Списано недоимки 13.07.2022 года на основании решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам;
на обязательное пенсионное страхование в размере 9 880 рублей по срокам уплаты не позднее 19.06.2017 года. Списано недоимки 13.07.2022 года на основании решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В связи с неисполнением Паршиной О.Н. в указанные сроки обязанности по уплате страховых взносов на ОПС за 2017 год, страховых взносов на ОМС за 2017 год в установленный законодателем срок, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации Паршиной О.Н. начислены пени:
-пени на ОПС в сумме 773,36 руб. на период с 04.06.2018 по 06.09.2018;
-пени на ОМС в сумме 148,36 руб. на период с 06.06.2018 по 06.09.2018.
Поскольку пени в установленный законодательством срок не уплачены, Паршиной О.Н. в соответствии со статьей 69 и статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование № 43807 от 07.09.2018 года со сроком исполнения до 27.09.2018 года. В указанный в требовании срок задолженность по налогу не уплачена.
Кроме того, Паршина О.Н. применяла патентную систему налогообложения по виду деятельности «Торговля розничная спортивным обмундированием си спортивными товарами в специализированных магазинах».
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, установленных пунктом 6 настоящей статьи.
На основании статьи 346.44 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности (если иное не предусмотрено подпунктом 5 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса), в отношении которого настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.
На основании статьи 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки :
1) если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
3) если произведен перерасчет суммы налога в соответствии с абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи, то сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается не позднее 20 дней со дня снятия с учета налогоплательщика в налоговом органе в соответствии с пунктом 3 статьи 346.46 настоящего Кодекса.
На основании представленных заявлений на получение патента от 20.12.2016 №21883714, инспекцией выписан патент 5617160001131 от 20.12.2016 года на период действия с 01.01.2017 по 31.12.2017 с суммой налога к уплате 7 200 руб. (по сроку уплаты налога 31.03.2017- 2 400 руб., и по сроку 31.12.2017- 4 800 руб.).
Основной долг уплачен Паршиной О.Н. самостоятельно (03.04.2019 последний платеж).
В связи с несвоевременной оплатой задолженности начислена пеня в размере 172,26 руб. за период с 01.06.2018 по 06.09.2018.
Паршиной О.Н. направлено требование от 07.09.2018 №43807 со сроком уплаты до 27.09.2018. В указанный в требовании срок задолженность по налогу не уплачена.
Также, Паршина О.Н. с 09.12.2014 по 31.12.2016 применяла режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Согласно статье 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (в предыдущей редакции) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения, в которых введен единый налог на предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Паршиной О.Н. в Межрайонную ИФНС России №3 по Оренбургской области представлена налоговая декларация по ЕНВД 18.04.2016 за 1 квартал 2016 в сумме 5 288 руб., 19.07.2016 за 2 квартал 2016 года в сумме 5 2888 руб., 11.10.2016 за 3 квартал 2016 в сумме 5 288 руб., 10.01.2017 за 4 квартал 2016 в сумме 5 288 руб. Сумма налога по представленным декорациям составила 21 152 руб.
Налог по вмененному доходу был списан 13.07.2022 года в полном размере на основании решения о признании безнадежными к списанию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Согласно пункту 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (в предыдущей редакции) уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
В связи с чем, что Паршина О.Н. не уплатила ЕНВД за 2016 в установленный законодательством срок, начислена пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога по ставке одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ:
-за 2016 в сумме 2 146,95 руб. за период с 04.11.2017 по 06.09.2018.
Расчет пени не оспорен и признается верным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Межрайонная ИФНС России №15 по Оренбургской области обратилась 29.05.2023 года к мировому судье судебного участка №1 Тоцкого района Оренбургской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с должника Паршиной О.Н.
31.05.2023 года мировым судьей судебного участка № 1 Тоцкого района Оренбургской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления.
Из разъяснений, изложенных в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Настоящее административное исковое заявление налоговым органом подано в Тоцкий районный суд 12.07.2023 года.
Из заявления и приложенных документов следует, что срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа со дня истечения срока исполнения самого раннего требования составляет 3 года 6 месяцев ( 27.09.2021 г.+6 мес.). Следовательно, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться к мировому судье 27.03.2022 года.
Однако заявление подано с пропуском установленного законом срока (29.05.2023 года).
Оценивая, являются ли причины пропуска срока уважительными, суд принимает во внимание объективные обстоятельства, которые при должной степени осмотрительности и заботливости административного истца, добросовестном пользовании им процессуальными правами, делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным.
Суд учитывает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов, сборов и своевременностью их взимания, имея профессиональных юристов, в связи с чем, административному истцу должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления (формирования, распечатки, подписи) заявления о выдаче судебного приказа в установленном законом порядке и подачи его мировому судье.
Доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления заявления в установленный законом срок, материалы дела не содержат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Следует учитывать, что своевременность подачи заявления о выдаче судебного приказа, а также подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для восстановления пропущенного налоговым органом срока для обращения в судебном порядке за взысканием с налогоплательщика пени не имеется, и отказывает налоговой инспекции в восстановлении указанного срока.
Разрешая административный спор, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку налоговым органом пропущен без уважительных причин установленный законом срок для обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 15 по Оренбургской области к Паршиной О.Н. о взыскании задолженности по пени в размере 3 240,99 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2023 года.
Судья А.В. Градов