Дело № 2а-179/2022
56RS0041-01-2022-000247-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Евсеевой О.В.,
при секретаре Царенко Ю.Г.,
с участием административного истца Попкова Н.И.,
представителя административного ответчика администрации МО Тоцкий район Оренбургской области Скондаковой Н.В.,
представителя заинтересованного лица администрации МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Трусова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попкова Н. И. к администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, главе муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области Ковешникову В. Г. о признании незаконным решения, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Попков Н.И. обратился в суд с данным административным иском к администрации МО Тоцкий район Оренбургской области.
Заявленные требования обосновал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ открыто владеет, пользуется и осуществляет правомочия собственника в отношении сооружения - гаража, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Характеристики сооружения - гаража определены в техническом плане, составленном кадастровым инженером <данные изъяты>ФИО Начав оформление права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, обратился в администрацию муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На обращение Попкова Н.И. администрацией муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории будет утверждена после проведения публичных слушаний по включению в перечень условных видов разрешенного использования зоны жилой застройки вида разрешенного использования «Объекты гаражного назначения» код 2.7.1 и присвоения данного вида разрешенного использования образуемому земельному участку.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение, выраженное в виде ответа администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на заявление Попкова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, на администрацию муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ПопковаН.И. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка.
Однако, решением главы администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ Попкову Н.И. вновь было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
Полагал, что требование муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области о согласовании схемы расположения земельного участка, предоставлении документов, не предусмотренных п. 19 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, является незаконным.
Ссылаясь на Федеральный закон от 05.04.2021 года № 79-ФЗ, полагает, что имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен гараж.
Просил суд признать незаконным решение главы Тоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава Тоцкого района Оренбургской области Ковешников В.Г., в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Россети Волга» - «Оренбургэнерго» (Западное производственное отделение).
Административный истец Попков Н.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО Тоцкий район Оренбургской области Скондакова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, полагая их незаконными, просила в иске отказать.
Административный ответчик – глава Тоцкого района Оренбургской области Ковешников В.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Трусов Н.П., действующий на основании решения Совета депутатов и Устава, в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражал, просил в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица - ПАО «Россети Волга» - «Оренбургэнерго» (Западное производственное отделение) в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Представили отзыв, в котором против удовлетворения исковых требований Попкова Н.И. возражали, поскольку возведенный Попковым Н.И. гараж находится в охранной зоне ЛЭП, что может привести к нарушению безопасной работы объектов электросетевого хозяйства, их повреждению или уничтожению, а также к причинению вреда жизни и здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, экологическому ущербу и возникновению пожара.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, заслушав административного истца, представителя административного ответчика - администрации МО Тоцкий район Оренбургской области, представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 13 статьи 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
В п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Попков Н.И. является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
За пределами границ принадлежащего административному истцу земельного участка им размещен металлический гараж.
Кадастровым инженером <данные изъяты>ФИОДД.ММ.ГГГГ подготовлен технический план сооружения - гаража, расположенного в пределах на земельного участка № по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.м., а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер земельного участка №, площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Попков Н.И. обратился в администрацию МО Тоцкий район Оренбургской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, цель использования – хранение автотранспорта, код 2.7.1. При обращении с данным заявлением Попковым Н.И. представлена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории. Условный номер земельного участка №.
Письмом администрации МО Тоцкий район Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления ПопковуН.И. сообщено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. будет утверждена после проведения публичных слушаний по включению в перечень условных видов разрешенного использования (ВРИ) зоны жилой застройки вида разрешенного использования «Объекты гаражного назначения» код 2.7.1, и присвоения данного ВРИ образуемому земельному участку. Также указано, что границы образуемого земельного участка должны проходить в соответствии с охранной зоной объектов электросетевого хозяйства <адрес>.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным решение, выраженное в виде ответа администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на заявление Попкова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, на администрацию муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Попкова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка.
Во исполнение вышеуказанного решения суда письмом администрации МО Тоцкий район Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Попкову Н.И. сообщено, что ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. ввиду несоответствия требованиям к форме схемы расположения земельного участка, установленными пп. 1 п. 16, п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Также указано, что образуемый участок расположен в зоне жилой застройки, вид разрешенного использования «Хранение автотранспорта» код 2.7.1 согласно правилам землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов МО Павло-Антоновский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№, в перечне основных видов разрешенного использования данной зоны отсутствует.
Не согласившись с таким решением органа местного самоуправления, Попков Н.И. обратился с настоящим административным иском в суд.
При этом следует отметить, что Попковым Н.И. предпринимались меры по легализации металлического гаража.
Решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал Попкова Н.И. своими силами и за счет собственных средств произвести демонтаж металлического гаража, расположенного в <данные изъяты> метрах от границ земельного участка с кадастровым номером №, на территории общего пользования, в границах населенного пункта <адрес> отраженному на схеме в приложении к заключению кадастрового инженера <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении встречных исковых требований Попкова Н.И. к администрации МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, администрации МО Тоцкий район Оренбургской области о признании права собственности на гараж отказано.
Указанное решение суда не вступило в законную силу, обжалуется Попковым Н.И. в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Разрешая административный спор по данной категории дел, суд, в силу критериев, вытекающих из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, должен оценивать оспариваемое решение уполномоченного органа с точки зрения его правомерности и обоснованности, чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения прав, гарантируемых статьей 36 Конституции Российской Федерации.
Так, исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
В оспариваемом административным истцом решении администрации МО Тоцкий район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ указаны основания, послужившие основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 1 пунктом 16, пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Требования), утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27ноября 2014 года N 762.
Пунктом 4 Требований предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Отказывая Попкову Н.И. в утверждении схемы расположения земельного участка под гараж, администрация МО Тоцкий район ссылалась на несоответствие схемы расположения правилам землепользования и застройки МО Павло-Антоновский сельсовет, поскольку вид разрешенного использования образуемого земельного участка 2.7.1. «хранение автотранспорта», указанный самим Попковым Н.И. в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует в перечне основных видов разрешенного использования зоны жилой застройки МО Павло-Антоновский сельсовет.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются, в частности, территориальные зоны, градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.
Решением Совета депутатов МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Правила землепользования и застройки МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области применяются при образовании земельных участков, подготовке документов для государственной регистрации прав на земельные участки и объекты капитального строительства (пп. 7 п. 2 ст. 2 Правил).
Согласно карте градостроительного зонирования (функциональных зон), Правилам землепользования и застройки МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, которые обозревались и исследовались судом с участием сторон по делу в судебном заседании, гараж, возведенный Попковым Н.И., находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, с видом территориальной зоны – зона жилой застройки Ж-1.
Согласно статье 24.1 Правил землепользования и застройки МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области зона жилой застройки Ж-1 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Допускается пристройка хозяйственного сарая, автостоянки, бани, теплицы к индивидуальному усадебному дому с соблюдением требований санитарных, зооветеринарных и противопожарных норм.
Согласно Правилам землепользования и застройки МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области к основным видам разрешенного использования зоны Ж-1 относятся:
код 2.1 – для индивидуального жилищного строительства (размещение жилого дома, выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозпостроек);
код 2.3 - блокированная жилая застройка (размещение жилого дома, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами, размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений);
код 2.2 – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений);
код 2.7 - обслуживание жилой застройки – размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны;
а также иные виды разрешенного использования – среднее и высшее профессиональное образование (код 3.5.2), амбулаторно-поликлиническое обслуживание (код 3.4.1), земельные участки (территории общего пользования), улично-дорожная сеть, благоустройство территории (коды 12.0, 12.0.1, 12.0.2).
Из Правил землепользования и застройки МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области усматривается, что вид разрешенного использования «хранение автотранспорта» (код 2.7.1), который Попков Н.И. просит установить на испрашиваемом земельном участке, относится к условно разрешенным видам разрешенного использования зоны Ж-1, предполагает размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.9.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, подразделяемые на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным Земельным кодексом Российской Федерации.
Функциональное назначение объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, имеет определяющее значение при установлении вида разрешенного использования земельного участка.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний. Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно статье 11 Правил землепользования и застройки МО Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 12 Правил и в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Физическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направляет заявление о предоставлении разрешения в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях (статья 12 Правил).
Исходя из изложенных нормативных положений доводы Попкова Н.И. и его представителя о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-1 не является препятствием к предварительному согласованию предоставления земельного участка, поскольку условный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает в данной зоне размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Размещать гаражи, хозяйственные постройки владелец земельного участка вправе лишь в пределах принадлежащему ему на праве собственности приусадебного участка. При этом действующее земельное законодательство Российской Федерации не предусматривают право гражданина на произвольный выбор земельного участка без учета градостроительных норм.
Материалы административного дела не содержат доказательств обращения административного истца в уполномоченный орган за решением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка (код 2.7.1 размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей).
Более того, в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок, на котором расположен спорный гараж, находится в охранной зоне ЛЭП.
Филиалом ПАО «Россети Волга» - «Оренбургэнерго» (Западное производственное отделение) в ходе проверки установлено, что в охранной зоне воздушной линии электропередач <адрес> без письменного согласия организации, в ведении которой находятся эти сети, произведено строительство построек - металлического гаража с нарушением п.п. 2.5.215, 2.5.217 «Правил устройств электроустановок», а также п.п. 8, 10, 11 «Правил использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Установлено, что указанный объект может повлечь угрозу жизни людей и животных, а также возгорание построек при обрыве или замыкании линии электропередачи.
Предписанием филиала ПАО «Россети Волга» - «Оренбургэнерго» (Западное производственное отделение) от ДД.ММ.ГГГГ Попкову Н.И. предписано убрать незаконную постройку из охранной зоны ВЛ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из отзыва ПАО «Россети Волга» на административное исковое заявление следует, что металлический гараж, принадлежащий Попкову Н.И., является пожароопасным объектом, а также преградой к допуску персонала <данные изъяты> к электрооборудованию, что является нарушением требований Постановления Правительства РФ от 24.02.2019 года № 160.
Сведения об охранной зоне объектов электросетевого хозяйства <адрес>№ (учетный номер), реестровый номер № были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) в том числе отнесена к зонам с особыми условиями использования территории.
Особенностью охранных зон является порядок пользования земельным участком. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ограничивающего или запрещающего те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон).
Охранные зоны кабельных и воздушных линий связи устанавливаются в виде участков вдоль этих линий не менее чем 2 м с каждой стороны.
В границах испрашиваемого административным истцом земельного участка расположена охранная зона воздушной линии электропередач <адрес> Гараж расположен в данной зоне без письменного согласия организации, в ведении которой находятся эти сети с нарушением требования нормативно-правовых актов.
Запрет на расположения объектов в охранной зоне линии электропередачи обусловлен отнесением этой ЛЭП к источнику повышенной опасности, в отношении которого осуществление полного контроля со стороны его владельца исключается в силу его особых опасных свойств.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что размещение объектов в охранной зоне линий электропередачи может повлечь причинение вреда в силу особых свойств линии электропередачи как источника повышенной опасности. Использование Попковым Н.И. земельного участка для размещения гаража в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения и линии электропередач противоречит прямому запрету.
Учитывая, что схема расположения земельного участка является документом, необходимым для его образования, то при ее составлении и утверждении должны учитываться требования, указанные в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, несоблюдение которых на основании пункта 16 статьи 11.10 кодекса является основанием для отказа в ее утверждении. Оспариваемый отказ не влечет нарушение прав ПопковаН.И., поскольку размещение объектов в охранной зоне линий электропередачи может повлечь причинение вреда в силу особых свойств линии электропередачи как источника повышенной опасности.
Ссылка Попкова Н.И. на закон о гаражной амнистии несостоятельна ввиду следующего.
Действительно Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.7, согласно которой до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, но только в определенных случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.
Между тем, положения настоящей статьи не регулируют правоотношения, связанные с созданием и использованием гражданами гаражей, являющихся объектами вспомогательного использования по отношению к объектам индивидуального жилищного строительства, садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения, в том числе предназначенных и (или) используемых для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств (часть 18 статьи 3.7).
Частью 20 указанной статьи предусмотрено, что наряду со случаями, предусмотренными настоящей статьей и другими федеральными законами, гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.".
Однако, в ходе рассмотрения дела установлено, что Попкову Н.И. земельный участок, на котором расположен спорный гараж, в собственность, в аренду или на каком-либо ином вещном праве не предоставлялся, разрешение на строительство гаража не выдавалось, в соответствии с пунктом 2.10.1 методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года № 613, металлический гараж относится к некапитальному нестационарному сооружению, так как выполнен из легких конструкций, без устройства заглубленных фундаментов и подземных сооружений, что подтверждается имеющимися в материалах дела ответами администрации МО Тоцкий район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, подготовленными главным архитектором района ФИО1
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Попковым Н.И. в материалы дела не представлено. Документов, устанавливающих или удостоверяющих права истца на земельный участок в соответствии с действующим на тот период времени земельным законодательством, не представлено. Доводы о том, что земельный участок был выделен ПопковуН.И. предыдущим главой сельсовет на основании устного распоряжения, отклоняются, поскольку вышеуказанных обстоятельств с достоверностью не подтверждают и не свидетельствуют о наличии у административного истца права безвозмездно оформить спорный земельный участок в собственность.
При таких обстоятельствах, на легализацию спорного строения – металлического гаража и земельного участка, на котором он расположен, в рамках гаражной амнистии административный истец Попков Н.И. претендовать не вправе.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что представленная Попковым Н.И. схема расположения земельного участка для хранения гаража в нарушение установленных требований к ее подготовке выполнена без учета материалов и сведений утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки МО Павло-Антоновский сельсовет, что в силу пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах, решение администрации МО Тоцкий район Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Попкова Н.И. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. является законным, поскольку принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий, так как гараж находится на земельном участке с основным видом разрешенного использования «зона жилой застройки», публичные слушания (общественные обсуждения) по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположен гараж не проводилось, земельный участок для целей размещения гаража компетентным органом административному истцу не предоставлялся, в связи с чем отсутствуют основания для законного нахождения гаража на испрашиваемом земельном участке.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Попкова Н.И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Попкова Н. И. о признании незаконным решения администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на заявление Попкова Н. И. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2022 года
(с учетом нерабочих и праздничных дней)
Судья О.В. Евсеева