НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тотемского районного суда (Вологодская область) от 25.01.2022 № 12-16/2022

УИД 35RS0022-01-2021-001255-96

Дело № 12-16/2022

РЕШЕНИЕ

г. Тотьма 25 января 2022 г.

Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Цыгановой О.В.,

при секретаре Мартьяновой Т.А.,

рассмотрев дело по жалобе НАО «СВЕЗА Новатор» на постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области от 06.10.2021 № ...,

установил:

постановлением начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 06.10.2021 № ... НАО «СВЕЗА Новатор» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не соглашаясь с постановлением, НАО «СВЕЗА Новатор» направило в суд жалобу, в которой просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить на основании ч.2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что протокол и постановление не содержат данных о том, какие порубочные остатки оставлены, как именно они находятся на лесосеке. Не указана ширина вала с порубочными остатками, на каком расстоянии от стенки леса находятся валы с порубочными остатками. Объект правонарушения описан ненадлежащим образом, отсутствует, так как нет данных указывающих на то, что именно из п.27 п.п. Б Правил пожарной безопасности в лесах нарушено. Акт осмотра и протокол не содержат данных о том, как производились измерения оставленной древесины, нет описаний пробных площадей. На момент вынесения постановления о назначении административного наказания пожароопасный период на территории Вологодской области отменен. Положение о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108, не содержит полномочий таких как «осмотр лесосек после завершения лесосечных работ». Порядок осмотра не содержит норм по привлечению к ответственности лиц, осуществляющих лесосечные работы. Осмотр мест рубок и привлечение к административной ответственности имеют разные основания. Для привлечения к административной ответственности сотрудниками лесничества необходимо соблюдать не только требования порядка осмотра, но и требования КоАП РФ. При проведении осмотра лесосек после завершения лесосечных работ сотрудники лесничества должны соблюдать требования, предъявляемые к мероприятиям по контролю в лесах, и не нарушать права и законные интересы арендатора: издать приказ о планируемом мероприятия, который будет содержать данные о местах осмотра, ответственном лице за мероприятие, времени совершения мероприятия; заблаговременно сообщать о планируемых мероприятиях арендатора; присутствовать на мероприятии с измерительными приборами, прошедшими соответствующие поверки; составлять документы в присутствии представителя проверяемого лица и знакомить со всеми документами, составленными в отношении проверяемого лица; в случае выявления административного правонарушения действовать с учетом требований КоАП РФ. Акт осмотра лесосеки от 18.08.2021 составлен с нарушениями установленных требований: приказы о проведении осмотров лесосек не издавался, извещены об осмотре менее чем за 10 дней, акт осмотра лесосек не составлялся одновременно в день осмотра, в адрес заявителя не направлялся. Осмотр мест рубок произведен спустя 6 месяцев с момента окончания срока действия лесной декларации. Фототаблица не содержит данных об описании фотографий, а именно: где, что и как было зафиксировано. Отсутствует приказ и задание о проведении планового осмотра в лесосеке. Акт осмотра рубок от 18.08.2021 не соответствует ст.27.8 КоАП РФ. В основу вины общества положены недопустимые доказательства. Протокол по делу об административном правонарушении составлен спустя большой промежуток времени с момента выявления правонарушения, при этом дело об административном правонарушении не было возбуждено. Протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством. Сумма штрафа несоразмерна с правонарушением. Имеются основания для применения ст.4.4 КоАП РФ и рассмотрении жалоб на постановления от 06.10.2021 ... одновременно с вынесением одного решения, так как проводилась одна проверка, в отношении одного объекта, заготовка осуществлялась в один период по одной лесной декларации. Рубка осуществлялась подрядчиками, со стороны НАО «СВЕЗА Новатор» осуществлялся контроль за деятельностью, а не рубка лесных насаждений. Проверка проводилась одним должностным лицом.

Одновременно с жалобой НАО «СВЕЗА Новатор» оспаривает законность представления начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 06.10.2021 №..., просит его отменить. В обоснование указано, что в представлении административный орган указывает на исполнение п.п.Б п.27 Правил пожарной безопасности в лесах и требует убрать порубочные остатки на волоках на расстояние менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. В связи с тем, что порубочные остатки собраны в кучи и валы шириной не более 3 метров выполнить представление не возможно, так как порубочные остатки, разбросанные в измельченном виде не должны находиться ближе, чем на 10 метров к стенке леса. Представление не содержит данных, какие порубочные остатки следует убрать на данное расстояние и как именно. На момент вынесения представления на территории Вологодской области отменен пожароопасный период. Вторым пунктом представление содержит требование о необходимости принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, о принятых мерах сообщить в течение месяца со дня получения представления. Представление не содержит данных о причинах и условиях совершения правонарушения, содержит данные только о самом правонарушении, которое находится в стадии обжалования. В представлении отсутствует информация об обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, причинах административного правонарушения и условиях, способствовавших его совершению. Неправомерно разъяснена Обществу ответственность по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель НАО «СВЕЗА Новатор» Коробова П.Н. жалобу поддержала по доводам, указанным в ней. Дополнительно пояснила, что осмотр лесосек это вид деятельности лесничеств, связанный с контролем за исполнением арендатором условий договора аренды лесного участка. Нарушение условия договора аренды влечет привлечение к гражданской ответственности в соответствии с условиями договора. Привлечение к административной ответственности данное мероприятие не предусматривает. Порядок осмотра не содержит норм по привлечению к ответственности лиц, осуществляющих лесосечные работы. Осмотр мест рубок не относится к мероприятиям федерального государственного лесного контроля. Положение о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108, не содержит полномочий таких как «осмотр лесосек после завершения лесосечных работ», а предусматривает осуществление федерального государственного лесного контроля на землях лесного фонда. Протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ могут быть составлены в результате проведения государственного лесного надзора (лесная охрана). Ни положение о Департаменте, ни положение о лесничестве не содержат перечень лиц, которые могут составлять протоколы об административном правонарушении по результатам осмотра мест рубок. В соответствии со ст.25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица является руководитель предприятия, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Законным представителем НАО «СВЕЗА Новатор» является управляющая компания ООО «СВЕЗА-Лес», руководителем которой является Фришман А.С. Материалы дела не содержат данных о направлении процессуальных документов в адрес управляющей компании ООО «СВЕЗА-Лес», в том числе на осмотры мест рубок, уведомлений о вызове лица на составление протокола. Осмотр проводился без участия представителей НАО «СВЕЗА Новатор». Извещение выписано с 18-20 августа 2021 г., однако осмотр проводился в один день. Физически провести осмотр одновременно 10 объектов невозможно. Считает, что осмотр проведен поверхностно без применения надлежащего инструмента и правил проведения осмотра. Считает, что осмотренная дорога не является лесосекой и не подлежит осмотру в соответствии с Порядком осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России № 367 от 27.06.2016. Лесная дорога это отдельный объект лесной инфраструктуры, а лесосека- это то место, где идет заготовка леса. По признанию представления незаконным имеется практика Вологодского областного суда по делу № 7-672/2021 от 27.10.2021.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, начальник Тотемского территориального отдела- государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабурова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Мартьянова Е.М. с доводами жалобы не согласна, просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения. Доводы о том, что дорога не подлежит осмотру, полагает несостоятельным, поскольку перед тем как дорога появляется и становится проезжей, необходимо провести лесосечные работы и они проведены, а именно: рубка, валка, трелевка, вывозка лес, в ходе осмотра 18.08.2021 спорной лесосеки-дороги № 1 в квартале №194, в выделах №6,8,9,10,11 установлено проведение рубки на площади 1, 2 га в соответствии с лесной декларацией. В ходе осмотра выявлены нарушения лесного законодательства, что явилось поводом для составления протокола об административном правонарушении. О дате проведения осмотра представитель общества был предупрежден заранее, в том числе по телефону и электронной почтой. В извещении было назначено к осмотру 10 лесосек, при этом из них только три делянки, а остальные дороги, которые фактически видны по всей протяженности, установить на ней нарушения больших временных затрат не представляет. Представление в отношении общества вынесено законно. В представлении указано, что требуется исполнить п.п.Б п.27 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", а именно очистить лесосеку и убрать порубочные остатки, которые оставлены на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. В представлении указаны причины, способствовавшие совершению правонарушения, это следствие нарушения требований лесного законодательства.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении Поповская Т.В., в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Свидетель ФИО1 пояснил, что 18 августа 2021 осуществлял осмотр 3 делянок и 7 дорог в 192-196 кварталах Тотемского участкового лесничества, находящиеся в аренде у НАО «СВЕЗА Новатор». На осмотр выехал на автомашине, принадлежащей Департаменту, далее по договоренности в поле встретились с ФИО2, сотрудником лесничества, который выехал с представителем ООО «Холбит» Журиным на осмотр делянок ООО «Холбита». Далее они все вместе в лесной массив поехали на каракате. Он (ФИО1) проверял свои запланированные лесосеки, а они свои. Двигались по дороге, которая подлежала проверке, квартала находились друг за другом, при необходимости останавливались, он осматривал свою лесосеку, они свою. В частности им была осмотрена лесосека-дорога № 1 в выделе 6,8,9,10,11 квартала 194 Тотемского участкового лесничества. Было выявлено, что на протяжении всей дороги порубочные остатки оставлены в вал шириной 1,5 м по центру дороги на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Ширину вала замерял мерной лентой, производил фотосъемку, с помощью навигатора определял, что он находится именно в том месте, которое подлежит осмотру. Ширину и протяженность дороги не измерял, данные взял из лесной декларации, а именно из абриса, где определена ширина и длина дороги. Ширина дороги составляла 15 метров, длина установлена по углам поворота дороги столбиками. Дорога была вырублена в заявленных границах. Ранее в данном квартале был в ноябре 2020 года, участвовал в патрулировании, на тот момент дорога была уже разрублена, при патрулировании производились промеры указанной дороги, уже на тот момент было выяснено, что разрубка дороги сделана в отведенных пределах, указанных в абрисе лесной декларации. На тот момент дорога была проезжей, вал из порубочных остатков мог появиться в результате весенней доочистки.

Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно п.п. «б» п. 27 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

Из буквального толкования положения данного пункта Правил следует, что укладка порубочных остатков в кучи или валы на лесосеке должна осуществляться на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, независимо от целей укладки (для перегнивания, сжигания или разбрасывания).

В соответствии с разделом 4 «Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения» утв. приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2021 №421 начало пожароопасного сезона на территории области установлено с 26 апреля 2021 года.

Постановлением Правительства Вологодской области от 27.09.2021 № 1117 постановления Правительства области от 12 апреля 2021 года № 421 утратило силу.

Согласно постановления от 06.10.2021 по делу № 20/116, вынесенного начальником Тотемского территориального отдела-государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В., НАО «СВЕЗА Новатор» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Из постановления следует, что 18.08.2021 в 12 час. 30 мин. в ходе проведения осмотра лесосеки-дороги №1 в квартале 194 выделах 6,8,9,10,11 Тотемского участкового лесничества Тотемского государственного лесничества Вологодской области НАО «СВЕЗА Новатор», производившее заготовку древесины по договору аренды лесного участка от 19.10.2017 №... в период с февраля 2020 года по февраль 2021 года (лесная декларация от 23.01.2020), не произвело работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на период пожароопасного сезона, на площади 0,127 га порубочные остатки оставлены вдоль дороги №1 в квартале 194 выделах 6,8,9,10,11 Тотемского участкового лесничества, на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, чем нарушен п.27 п.п. «б» «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614.

Как следует из материалов дела, НАО «СВЕЗА Новатор» (арендатор) на основании договора аренды лесного участка от 19.10.2017 №..., заключенного с Департаментом лесного комплекса Вологодской области, использует лесные участки, в том числе лесной участок Тотемского участкового лесничества Вологодской области, лесной квартал №194.

18 августа 2021 года старшим специалистом Тотемского лесничества ФИО1 проведен осмотр в Тотемском участковом лесничестве Тотемского района Вологодской области места осуществления лесосечных работ в квартале №194, в выделах №6,8,9,10,11, лесосека –дорога1.

При обследовании дороги в 12 час. 30 мин. установлено, что работы по строительству дороги 1 выполнены в полном объеме, порубочные остатки оставлены в вал шириной 1,5 м по центру дороги на протяжении 852 м на всем ее протяжении на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Невыполнение работ по очистке выявлено на 0,127 га осматриваемой лесосеки (дороги). В ходе осмотра производилась фотосъемка и измерение при помощи мерной ленты, использовался навигатор. По результатам осмотра лесосеки составлен акт № 295 от 18.08.2021.

Факт совершения НАО «СВЕЗА Новатор» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № ... от 23.09.2021; актом осмотра лесосеки №... от 18.08.2021, полевой ведомостью осмотра делянки, являющейся приложением к акту осмотра, фототаблицей к акту, договором аренды от 19.10.2017 и другими материалами дела в их совокупности.

Оценив конкретные обстоятельства по делу с учетом вышеуказанных норм, должностное лицо Департамента лесного комплекса Вологодской области обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях НАО «СВЕЗА Новатор» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Согласно договору аренды от 19.10.2017 НАО «СВЕЗА Новатор» является арендатором лесного участка и обладает исключительным правом на заготовку древесины на указанном лесном участке. Таким образом, обладая правом аренды лесного участка, НАО «СВЕЗА Новатор» обязано в первую очередь соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с ЛК РФ.

Ответственность за нарушения в сфере лесопользования предусмотрена главой 13 ЛК РФ.

В силу ч.1 ст.99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Доводы жалобы на не указание в протоколе и в постановлении какие порубочные остатки оставлены, во внимание приняты быть не могут, поскольку данные обстоятельства не влияют на квалификацию правонарушения. Так, при укладке порубочных остатков в валы и кучи требуется соблюдения необходимого расстояния до прилегающих лесных насаждений, что должно составлять более 10 метров. Данное расстояние обществом не выдержано, что отражено в акте осмотра лесосеки.

Отмена пожароопасного периода на территории Вологодской области с 27.09.2021 не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя установленных нарушений, которые имели место быть на 18.08.2021.

В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст.16.1 ЛК РФ после выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки. Форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Осмотр лесосеки после выполнения арендатором лесного участка лесосечных работ, порядок и результаты осмотра лесосеки проводятся в соответствии с требованиями, изложенными в приказе Минприроды России от 27.06.2016 № 367.

В соответствии с п. 4 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России № 367 от 27.06.2016 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки", лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек.

Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта).

При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.

При осмотре лесосеки без участия лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, составленный акт осмотра лесосеки высылается ему заказным письмом (п.12 Порядка).

В силу п. 9 Порядка осмотра лесосеки, лицо, осуществляющее осмотр лесосек, должно использовать измерительные приборы и инструменты, обеспечивающие проведение измерений с необходимой точностью, таблицы и иные материалы для проведения расчетов.

По результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему Приказу (ранее составлялся акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины)) в двух экземплярах. Один экземпляр акта осмотра лесосеки, подписанный обеими сторонами, хранится у лица, осуществляющего лесосечные работы, второй - у лица, осуществляющего осмотр лесосеки (п. 11 Порядка осмотра лесосеки).

Оснований считать составленный акт осмотра лесосеки от 18.08.2021 недопустимым доказательством по делу не имеется, поскольку акт составлен до возбуждения дела об административном правонарушении, а поэтому на данный документ не распространяются требования, установленные ст.27.8 КоАП РФ. Акт осмотра лесосеки не является протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, поскольку меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применялись.

Доводы заявителя, что дорога не подлежала осмотру как лесосека, поскольку относится к объекту лесной инфраструктуры, не состоятельны.

Так, согласно ст.16 ЛК РФ, действовавшей до 01.01.2022 было предусмотрено, что для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок, в том числе лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.

Из указанного следует, что объектом лесной инфраструктуры лесная дорога становится в результате осуществления рубки в лесосеке.

Доводы заявителя о том, что выявленные нарушения при осмотре лесосеки являются нарушениями условий договора аренды лесного участка не свидетельствуют о том, что НАО «СВЕЗА Новатор» подлежит привлечению только в гражданской ответственности.

В силу п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Обнаруженные при осмотре лесосеки нарушения, отраженные в акте осмотра от 18.08.2021, явились поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и не требовали дополнительного проведения контрольных мероприятий в рамках государственного федерального лесного надзор

Акт осмотра лесосеки от 18.08.2021 соответствует требованиям и форме, установленным приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367. Так, ФИО1, проводивший осмотр лесосеки, пояснил, что место осмотра определил при помощи навигатора, вал порубочных остатков на дороге промерял мерной лентой, ширина и длина дороги соответствовала данным в арбисе лесной декларации, нарушение зафиксировал фотосъемкой. Доказательств того, что акт осмотра лесосеки содержит недостоверные сведения, а в фототаблице отражены недостоверные фотографии, материалы дела не содержат, в связи с чем оснований сомневаться в сведениях, изложенных в акте осмотра лесосеки и приложениях к нему, не имеется.

Акт осмотра лесосеки составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства и в полной мере отвечает допустимости данного доказательства в соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ.

Оснований полагать, что 18.08.2021 должностным лицом лесничества проводился плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории лесного участка не имеется. Не обоснованы ссылки представителя НАО «СВЕЗА Новатор» на нарушение требований при проведении осмотра лесосеки «Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» утв. Приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233, поскольку в настоящем случае должностным лицом лесничества не осуществлялся федеральный государственный лесной надзор, а в соответствии с приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 проводился осмотр лесосеки, на которой осуществлены лесосечные работы по договору аренды от 19.10.2017 в соответствии с лесной декларацией №4 от 23.01.2020.

Доводы жалобы о ненадлежащем уведомлении Общества (менее чем за 10 дней) о предстоящем осмотре лесосеки, не состоятельны. Так в материалах дела имеется извещение от 06.08.2021, которым Тотемское лесничество просит направить НАО «СВЕЗА Новатор» представителя с доверенностью 18.08.2021 к 08 часам для участия в осмотре, в том числе дороги 1 в квартале 194 выделах 6,8,9,10,11 Тотемского участкового лесничества. Данное извещение направлено в адрес НАО «СВЕЗА Новатор» в тот же день почтой и получено 11.08.2021, а также электронной почтой, получено 06.08.2021. Кроме того об осмотре представитель Общества был извещен 09.08.2021 по телефону, о чем свидетельствует запись в журнале телефонных звонков. Акт осмотра проведен в отсутствии надлежаще извещенного представителя общества, что соответствует п. 4 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России № 367 от 27.06.2016. Вопреки доводам жалобы, акт осмотра был направлен в адрес общества и получен им 08.09.2021, что следует из материалов дела.

Пунктом 5 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, предусмотрено, что в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.

Согласно лесной декларации № ... от 23.01.2020 НАО «СВЕЗА Новатор», осуществляет использование лесов по договору аренды от 19.10.2017 в период 03.02.2020 по 02.02.2021. Осмотр лесосеки должностным лицом проведен 18.08.2021 с нарушением 6 месячного срока, однако данное нарушение порядка проведения осмотра лесосеки не является существенным и не влечет признание акта осмотра недопустимым доказательством.

Ссылка заявителя на не уведомление об осмотре места рубки, о не вызове на составление протокола законного представителя юридического лица - ООО «СВЕЗА-Лес» не может быть принята во внимание по ниже следующему.

В силу ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, осуществляемой по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения НАО «СВЕЗА Новатор»: Вологодская область, Великоустюгский район, п. Новатор, законным представителем общества является ООО «СВЕЗА-Лес».

Установлено, что в адрес места нахождения Общества по адресу: Вологодская область, Великоустюгский район, п. Новатор было направлено и извещение о времени проведении осмотра лесосеки и уведомление о вызове лица для составления протокола об административном правонарушении, таким образом, процессуальных нарушений, а также нарушений права на защиту заявителя при составления акта осмотра лесосеки, вынесении протокола об административном правонарушении, не допущено. Кроме того при вынесении протокола об административном правонарушении в качестве представителя НАО «СВЕЗА Новатор» присутствовала Коробова П.Н.

Согласно п.8 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России № 367 от 27.06.2016, при проведении осмотра лесосек может осуществляться закладка пробных площадей. Таким образом, указанный Порядок не возлагает безусловную обязанность осуществлять закладку пробных площадей. В данном случае осматривалась дорога площадью 1,2 га, поскольку площадь небольшая осуществлялся натурный обмер.

Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неправомочным должностными лицом, являются несостоятельными.

Так, согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Из ч. 1 ст. 23.24.1 КоАП РФ следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), ст. ст. 7.9, 7.10 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), ст. ст. 8.24 - 8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), ч. 1 ст. 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), ст. ст. 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) КоАП РФ.

На основании ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 указанной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых КоАП РФ отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Вологодской области от 06.09.2021 № 1061 утвержден перечень должностных лиц Департамента лесного комплекса Вологодской области, уполномоченных на осуществление на территории области федерального государственного лесного контроля (надзора). Согласно данного перечня поименована должность заместителя старшего государственного лесного инспектора лесничества.

Протокол об административном правонарушении № ... от 23.09.2021 составлен заместителем старшего государственного лесного инспектора Тотемского территориального отдела- государственного лесничества ФИО3, то есть правомочным должностным лицом.

Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении от 23.09.2021 должностным лицом составлен с нарушением сроков, установленных ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, не может повлечь отмену оспариваемого постановления, так как само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, как разъяснено в абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, установленного ст.28.5 КоАП РФ, является несущественным недостатком протокола, поскольку этот срок не является пресекательным.

Порядок и срок давности привлечения НАО «СВЕЗА Новатор» к административной ответственности соблюдены.

При назначении наказания учтено в качестве отягчающего обстоятельства повторное совершение однородного правонарушения, что правомерно.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса, является обоснованным и соразмерным допущенному нарушению.

Оснований для объединения материалов об административных правонарушениях по постановлениям от 06.10.2021 №20/114, №20/115, №20/116, № 20/117, № 20/118, № 20/119 у суда не имеется, так как нарушения правил пожарной безопасности совершены на других делянках, лесосеке, выделах Тотемского лесничества Вологодской области в результате иных действий (бездействия), не являющихся тождественными рассматриваемому правонарушению.

Согласно ч.1 ст.29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Установлено, что 06.10.2021 начальником Тотемского территориального отдела-государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в адрес НАО «СВЕЗА Новатор» вынесено представление №... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно представления НАО «СВЕЗА Новатор» предписано исполнить требования п.п. «б» п.27 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, а именно: произвести работы по очистке лесосеки на площади 0,127 га, убрать порубочные остатки, оставленные на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений вдоль дороги №1 в квартале № 194 выделах 6,8,9,10,11 Тотемского участкового лесничества в течение месяца со дня получения настоящего представления. Принять меры к устранению причин и условий, способствовавших нарушению требований вышеуказанных нормативно-правового акта, для недопущения в дальнейшем нарушений указанных требований усилить контроль за их соблюдением. О принятых мерах по устранению вышеуказанных причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, сообщить в течение месяца со дня получения представления в Тотемский территориальный отдел-государственное лесничество. Разъяснена административная ответственность по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Отсутствие в представлении данных, каким способом необходимо произвести очистку делянки, не свидетельствует о его незаконности, наоборот Общество не ограничено конкретными способами очистки делянки. Доводы заявителя о том, что в представлении не содержится данных каким нормативно-правовым актом при очистке делянки пользоваться не состоятельны, поскольку очистка делянки должна быть произведена в соответствии с требованиями п.п. «б» п.27 «Правил пожарной безопасности в лесах», что прямо указано в представлении. Отмена пожароопасного периода на территории Вологодской области на момент вынесения представления не влечет его не исполнимость.

Довод жалобы о том, что в оспариваемом представлении не указаны причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, в отношении которых Общество должно принять конкретные меры на их устранение, не может быть принят во внимание, поскольку представление вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, причиной совершения которого явилось неисполнение требования п.п. «б» п.27 «Правил пожарной безопасности в лесах», что нашло отражение в оспариваемом представлении. В качестве меры предписано усилить контроль за соблюдением данных требований лесного законодательства.

Указание в представлении на ответственность по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ не свидетельствует о незаконности представления и не противоречит законодательству.

Суд приходит к выводу, что представление вынесено должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 06.10.2021 № ..., которым НАО «СВЕЗА Новатор» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, - оставить без изменения, а жалобу НАО «СВЕЗА Новатор»- оставить без удовлетворения.

В удовлетворении жалобы НАО «СВЕЗА Новатор» о признании незаконным и отмене представления начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 06.10.2021 № ...- отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения либо получения.

Судья О.В. Цыганова