УИД 35RS 0022-01-2021-001412-13
Дело № 12-29/2022
РЕШЕНИЕ
г. Тотьма 12 января 2022 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Цыгановой О.В.,
при секретаре Мартьяновой Т.А.,
рассмотрев дело по жалобе ФИО1, действующей в качестве представителя по доверенности в интересах руководителя направления «Лесоуправления» дирекции по закупкам и логистики ООО «СВЕЗА-Лес»- управляющей организации НАО «СВЕЗА Новатор» ФИО2 на постановление начальника Тотемского территориального отдела-государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 от 09.11.2021 № ...,
установил:
постановлением начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 от 09.11.2021 № ... руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ к наказанию в виде предупреждения.
Не соглашаясь с постановлением, представитель руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» ФИО2 по доверенности ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить на основании ч.2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что Постановление содержит ссылку на постановление Правительства Вологодской области от 12.04.2021 № 421. Постановление Правительства Вологодской области от 27.09.2021 № 1117 отменило постановление от 12.04.2021 № 421. Протокол по делу об административном правонарушении № 20/208 от 26.10.2021 составлен после отмены пожароопасного сезона, на момент вынесения постановления пожароопасный сезон отменен. ФИО2 является ненадлежащим должностным лицом, сведения о должностном лице запрошены с нарушением ст.26.10 КоАПРФ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель ФИО2 по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, направила дополнение к жалобе, согласно которого сотрудниками лесничества проведен осмотр мест рубок согласно условиям договора аренды лесного участка. Также осмотр мест рубок проводится в соответствии с Порядком осмотра лесосеки, утвержденным Приказом Минприроды № 367 от 27.06.2016. При этом порядок осмотра лесосек не содержит оснований для привлечения к административной ответственности. Осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка после завершения лесосечных работ. Договором аренды не предусмотрено привлечение к административной ответственности. Осмотр мест рубок не относится к мероприятиям федерального государственного лесного контроля. Положение о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108, не содержит полномочий таких как «осмотр лесосек после завершения лесосечных работ», а предусматривает осуществление федерального государственного лесного контроля на землях лесного фонда. Протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и ч.1 ст.8.31 КоАП РФ могут быть составлены в результате проведения государственного лесного надзора (лесная охрана). В рамках осмотра мест рубок (порядок осмотра) не предусматривает привлечение к административной ответственности. Ни Положение о Департаменте, ни положение о лесничестве не содержат перечень лиц, которые могут составлять протокола об административном правонарушении по результатам осмотра мест рубок. Протокол об административном правонарушении № ... от 26.10.2021 является недопустимым доказательством. ФИО2 является ненадлежащим должностным лицом, сведения о должностных лицах НАО «СВЕЗА Новатор» запрошены с нарушением ст.26.10 КоАП РФ.
Начальник Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 не явилась, извещена надлежаще.
Представитель ФИО3 по доверенности ФИО4 просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Отмена пожароопасного сезона не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, ФИО2 является надлежащим должностным лицом, о чем свидетельствуют представленные по запросу должностного лица документы: приказ о приеме на работу, должностная инструкция.
Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Заслушав ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно п.п. «Б» п. 27 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Из буквального толкования положения данного пункта Правил следует, что укладка порубочных остатков в кучи или валы на лесосеке должна осуществляться на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, независимо от целей укладки (для перегнивания, сжигания или разбрасывания).
В соответствии с разделом 4 «Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения» утв. приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2021 №421 начало пожароопасного сезона на территории области установлено с 26 апреля 2021 года.
Постановлением Правительства Вологодской области от 27.09.2021 № 1117 постановления Правительства области от 12 апреля 2021 года № 421 утратило силу.
Согласно постановления от 09.11.2021 по делу № ..., вынесенного начальником Тотемского территориального отдела-государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3, руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Из постановления следует, что 16.08.2021 г. в 11 час. 00 мин. в ходе проведения осмотра лесосеки №4 в квартале № 12 выделе №21,23,24,26 Усть-Печенгского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области НАО «СВЕЗА Новатор» в лице руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» ФИО2, производившее заготовку древесины по договору аренды лесного участка от 19.10.2017 №... в период с июля 2020 года по июль 2021 года, не произвело работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на период пожароопасного сезона на площади 0,087 га, порубочные остатки оставлены на волоках лесосеки № 4 в квартале №12 выделах № 21,23,24,26 Усть-Печенгского участкового лесничества, на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, чем нарушен п.27 п.п. «б» «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614.
Как следует из материалов дела НАО «Свеза Новатор» (арендатор) на основании договора аренды лесного участка от 19.10.2017 №..., заключенного с Департаментом лесного комплекса Вологодской области, использует лесные участки, в том числе лесной участок Усть-Печенгского участковое лесничество Тотемского лесничества Вологодской области, лесной квартал №12.
16 августа 2021 года ведущим специалистом Тотемского лесничества ФИО5 проведен осмотр в Усть-Печенгском участковом лесничестве Тотемского лесничества Тотемского района Вологодской области места осуществления лесосечных работ в квартале №12, выделах № 21,23,24,26, лесосека №4.
При обследовании лесосеки в 11 час. 00 мин. установлено, что на протяжении юго-восточной и восточной границ лесосеки (стороны 1-6,5-6 по технологической карте) обнаружено 32 пасечных волока, которые подходят к границе лесосеки на расстоянии 2-4 метров, что менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков выявлено на 0,087 га осматриваемой лесосеки. В ходе осмотра производилась фотосъемка и измерение при помощи мерной ленты, использовался навигатор. По результатам осмотра лесосеки составлен акт № 278 от 16.08.2021. При осмотре лесосеки присутствовал представитель НАО «СВЕЗА Новатор» ФИО6, который ознакомлен с актом и каких-либо замечаний по содержанию акта не указал.
Факт совершения должностным лицом НАО «СВЕЗА Новатор» ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № ... от 26.10.2021; актом осмотра лесосеки №... от 16.08.2021, полевой ведомостью осмотра делянки, являющейся приложением к акту осмотра, фототаблицей к акту, договором аренды от 19.10.2017 и другими материалами дела в их совокупности.
Оценив конкретные обстоятельства по делу с учетом вышеуказанных норм, должностное лицо Департамента лесного комплекса Вологодской области обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях должностного лица НАО «СВЕЗА Новатор»- ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст.16.1 ЛК РФ после выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки. Форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Осмотр лесосеки после выполнения арендатором лесного участка лесосечных работ, порядок и результаты осмотра лесосеки проводятся в соответствии с требованиями, изложенными в приказе Минприроды России от 27.06.2016 № 367.
В соответствии с п. 4 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России № 367 от 27.06.2016 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки", лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек.
Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта).
В силу п. 9 Порядка осмотра лесосеки, лицо, осуществляющее осмотр лесосек, должно использовать измерительные приборы и инструменты, обеспечивающие проведение измерений с необходимой точностью, таблицы и иные материалы для проведения расчетов.
По результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему Приказу (ранее составлялся акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины)) в двух экземплярах. Один экземпляр акта осмотра лесосеки, подписанный обеими сторонами, хранится у лица, осуществляющего лесосечные работы, второй - у лица, осуществляющего осмотр лесосеки (п. 11 Порядка осмотра лесосеки).
Акт осмотра лесосеки от 16.08.2021 соответствует требованиям и форме, установленным приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367. Доказательств того, что акт осмотра лесосеки содержит недостоверные сведения, а в фототаблице отражены недостоверные фотографии, материалы дела не содержат, в связи с чем оснований сомневаться в сведениях, изложенных в акте осмотра лесосеки и приложениях к нему, не имеется. Акт осмотра лесосеки составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства и в полной мере отвечает допустимости данного доказательства в соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что выявленные нарушения при осмотре лесосеки являются нарушениями условий договора аренды лесного участка, не свидетельствуют о том, что виновное лицо подлежит привлечению только к гражданской ответственности.
В силу п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Обнаруженные при осмотре лесосеки нарушения, отраженные в акте осмотра от 16.08.2021, явились поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и не требовали дополнительного проведения контрольных мероприятий в рамках государственного федерального лесного надзор
Оснований полагать, что 16.08.2021 должностным лицом лесничества проводился плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории лесного участка не имеется.
Доводы заявителя о том, что ФИО2 является ненадлежащим должностным лицом и субъектом указанного выше правонарушения, несостоятельны.
Так, согласно выписки из ЕГРЮЛ следует, что от имени НАО «СВЕЗА Новатор» вправе действовать без доверенности ООО «СВЕЗА-Лес».
ФИО2 согласно приказа о приеме на работу №... от 18.06.2018 является руководителем направления «Лесоуправления» ООО «СВЕЗА Лес», имеет доверенность на представление интересов.
Согласно должностной инструкции от 01.03.2021 руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» обязан обеспечивать координацию и контроль работы подрядных организаций на собственной аренде лесных участков (п.5.), исполнять требования законодательных нормативно-правовых актов в лесной сфере и в сфере охраны природы и окружающей среды, в том числе регулирующее использование лесов, заготовку древесины, проведение рубок лесных насаждений, пожарную безопасность в лесах (п.18).
Учитывая вышеизложенное, ФИО7 является лицом, ответственным за соблюдение требований к порядку проведения рубок лесных насаждений в лесных участках, переданных в аренду НАО «СВЕЗА Новатор» по договору аренды от 19.10.2017.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Таким образом, ФИО2 как уполномоченным должностным лицом допущено бездействие в части осуществления должного контроля за действиями подрядчика по заготовке древесины в арендованных НАО «СВЕЗА Новатор» лесных участках, не приняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства, регулирующего заготовку древесины в РФ и пожарную безопасность в лесах.
Доводы о том, что сведения о должностном лице запрошены с нарушением ст.26.10 КоАП РФ во внимание приняты быть не могут, поскольку запрос сведений до возбуждении дела об административном правонарушении произведен с целью установления надлежащего субъекта выявленного правонарушения и не свидетельствуют о незаконности представленных в ответ документов и последующем возбуждении на основании их дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО2
Отмена пожароопасного периода на территории Вологодской области с 27.09.2021 не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО2 установленных нарушений, которые имели место быть на 16.08.2021.
Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 от 09.11.2021 № ..., которым руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в виде предупреждения - оставить без изменения, а жалобу представителя по доверенности ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения либо получения.
Судья О.В. Цыганова