НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тосненского городского суда (Ленинградская область) от 23.01.2019 № 2А-846/201923

Дело №2а-846/2019 23 января 2019 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного ответчика Малышева С.А.,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гоштовт Лилии Васильевны к начальнику Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области, судебному приставу-исполнителю Мощенко О.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области об обязании отменить постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возобновить исполнительное производство,

установил:

Гоштовт Л.В. обратилась в суд с административным иском к начальнику Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области об обязании отменить постановление судебного пристава-исполнителя Мощенко О.В. от 27 июня 2017 года об окончании исполнительного производства №24570/17/47035-ИП; возобновить исполнительное производство о взыскании с Гоштовт Е.С. алиментов в пользу Гоштовт Л.В.; обязании надлежащим образом осуществлять контроль за исполнительными действиями с целью защиты законных интересов взыскателя, правильного и своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В обоснование административного иска указала, что 15 февраля 2010 года в Тосненский районный отдел УФССП России по Ленинградской области поступил исполнительный лист №2-809/2009 от 10.12.2009, на основании которого 17.03.2010 было возбуждено исполнительное производство №8622/10/35/47. 11.10.2011 Тосненским районным отделом УФССП России по Ленинградской области на основании справки о доходе должника Чеботаревой Е.С. было вынесено постановление о расчёте задолженности, которая по состоянию на 21.10.2011 составила 237 876,66 руб. 27.11.2012 судебным приставом-исполнителем Бибиковой В.В. в соответствии с п.8 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" было вынесено постановление об окончании исполнительного производства №8622/10/35/47. 10.10.2014 Тосненским районным отделом УФССП России по Ленинградской области было вынесено постановление о расчёте задолженности по алиментам, общая сумма долга составила 305 101,01 руб. (без учёта роста МРОТ), из которых было выплачено 267 224,35 руб. Вышеперечисленные данные ей стали известны из информационного письма Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области за №45124/15/35/47 от 17.06.2015, которое ей было выслано после её настойчивых требований. О том, что исполнительное производство №24570/17/47035-ИП было окончено 27 июня 2017 года, ей стало известно из решения Тосненского городского суда Ленинградской области в июне 2018 года.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается в случае направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом. Это не значит, что судебный пристав-исполнитель вправе нарушать п.п.16 и 17 ч.1 ст.64 Федерального закона N 229-ФЗ, а именно: не проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту; совершать иные действия, необходимые для своевременного полного и правильного исполнения исполнительных документов. В постановлении от 04.04.2017 о внесении изменений в постановление об обращении взыскания на пенсию должника по исполнительному производству №24570/17/47035-ИП указано, что в отношении должника Гоштовт Е.С. удержать в размере 1 МРОТ, что составляет с 01.07.2016 сумму 7500 руб., с последующей индексацией. Из выписки из лицевого счёта Сбербанка видно, что отчисления производились в нарушение требований, установленных исполнительным документом: В апреле 2017 года при МРОТ 7500 руб. перечислено 4330 руб.; с 1 июля 2017 года при МРОТ 7800 руб. перечислено 7500 руб., и только по её требованию к Пенсионному фонду с указанием неправильности отчисления 19 октября 2017 года к положенным 7800 руб. было добавлено 900 руб.; с января 2018 года по апрель 2018 года перечислялось по МРОТ 2017 года, в то время как с января 2018 года МРОТ стал равен 9489 руб. С мая по июль 2018 года Пенсионным фондом не делалось никаких отчислений. В августе и сентябре 2018 года возобновились перечисления алиментов Пенсионным фондом в размере 7800 руб., в то время как с 1 мая 2018 года МРОТ стал равен 11 163 руб. В октябре 2018 года Пенсионный фонд перечислил 7500 руб. Таким образом, за Пенсионным фондом возник долг на общую сумму 53 804 руб. Поступившие в мае, июне и июле алименты в размере по 5111,79 руб. были перечислены одним из мест работы Гоштовт Е.С.

Грубым нарушением Федерального закона "Об исполнительном производстве" является то, что при вынесении постановление от 27 июня 2017 года об окончании исполнительного производства копия постановления в силу п.1 ч.6 ст.47 должна была быть не позднее дня, следующего за днём его вынесения, то есть 28 июня 2017 года направлена взыскателю, что судебным приставом-исполнителем исполнено не было, и это лишило административного истца возможности обжаловать постановление №24570/17/47035-ИП от 27 июня 2017 года. О грубых нарушениях Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебными приставами Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области она неоднократно сообщала в Федеральную службу судебных приставов России, что подтверждается прилагаемыми к административному исковому заявлению копиями заявлений от 22.04.2018, от 03.08.2018, от 22.09.2018. Однако никакого должного внимания к её заявлениям не было проявлено, все они были отправлены в Управление УФССП России по Ленинградской области, откуда, как из Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области никакого ответа она не получила до настоящего времени (л.д.17-20).

Гоштовт Л.В. извещена о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.31, 35).

Представитель начальника Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области Малышев С.А. административный иск не признал, пояснил, что оснований для возобновления исполнительного производства и применения каких-либо мер принудительного исполнения в настоящее время нет. Нормы, на которые ссылается административный истец, действительно допускают возможность по оконченному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем производить проверку правильности и своевременности удержания из доходов гражданина. Такая проверка производится по заявлению взыскателя либо по инициативе судебного пристава-исполнителя. Соответствующего заявления взыскателя в Тосненский районный отдел не поступало. Это право судебного пристава-исполнителя производить проверку, а не обязанность. Исходя из требований административного истца, заменить право судебного пристава-исполнителя обязанностью неправильно и не соответствует закону. Для признания незаконным действия или бездействия судебного пристава-исполнителя необходимо наличие двух условий: это несоответствие закону и нарушение прав участника исполнительного производства. В данном случае нет ни первого, ни второго. Постановление об окончании исполнительного производства вынесено законно и права взыскателя не нарушаются. В мае 2018 года было рассмотрено дело по признанию бездействия начальника отдела. По результату рассмотрения того дела в мае 2018 года административному истцу стало известно о том, что исполнительное производство окончено. В соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" срок для оспаривания составляет 10 дней. Административный истец не был лишен возможности оспорить постановление об окончании исполнительного производства, данным правом он не воспользовался. Административным истцом пропущен срок для оспаривания постановления об окончании исполнительного производства.

К участию в деле административным ответчиком привлечена судебный пристав-исполнитель Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области Мощенко О.В., которая извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась (л.д.1, 37).

К участию в деле административным ответчиком привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, которое извещено о времени и месте судебного разбирательства, не направило в суд своего представителя (л.д.1, 38).

Извещение о времени и месте судебного разбирательства направлено заинтересованному лицу Гоштовт Е.С. по месту её регистрации, возвратилось в суд за сроком хранения (л.д.118).

Выслушав объяснение представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

В соответствии с положениями п.8 ч.1 ст.47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе в случае направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

Согласно ст.47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

На основании п.16 ч.1 ст.64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Судом установлено, что решением мирового судьи судебного участка №98 Хостинского района г.Сочи Краснодарского края от 10 декабря 2009 года по делу №2-809/09 с Гоштовт Елены Станиславовны в пользу нетрудоспособной матери Гоштовт Лилии Васильевны взысканы алименты в сумме 4330 руб. ежемесячно с учётом индексации минимального размера оплаты труда, начиная с 01 января 2009 года до изменения материального положения сторон.

17 декабря 2009 года мировым судьёй судебного участка №98 Хостинского района г.Сочи Краснодарского края выдан исполнительный лист серии ВС на взыскание с Гоштовт Елены Станиславовны в пользу нетрудоспособной матери Гоштовт Лилии Васильевны алиментов в размере 1 МРОТ, что составляет 4330 руб., ежемесячно, с 01 января 2009 года до изменения материального положения сторон (л.д.44-46).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области Сулягиной С.А. от 28 апреля 2014 года на основании вышеуказанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Гоштовт Е.С. (л.д.43).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Сулягиной С.А. от 23 октября 2014 года копия исполнительного документа направлена в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тосненском районе Ленинградской области (л.д.68).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области Мощенко О.В. от 04.04.2017 определена задолженность Гоштовт Е.С. по алиментам по состоянию на 01.04.2017 в размере 131 738,09 руб. (л.д.109-110).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Мощенко О.В. от 04.04.2017 внесены изменения в постановление от 23.10.2014 об обращении взыскания на пенсию должника Гоштовт Е.С., согласно которому следует удержать 1 МРОТ, что составляет с 01.07.2016 сумму 7500 руб. с последующей индексацией (л.д.111).

В тот же день судебным приставом-исполнителем Мощенко О.В. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату Гоштовт Е.С. в ООО «Профтрейд», согласно которому удержания производить ежемесячно в размере 50%, в первую очередь удержать сумму долга 42 969,04 руб. (л.д.112-113).

Письмом от 03.07.2017 ООО «ПромГидроЭнергоМаш» сообщило судебному приставу-исполнителю о невозможности осуществить удержание с заработной платы в связи с увольнением Гоштовт Е.С. 05.10.2016 (л.д.114-115).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Мощенко О.В. от 27 июня 2017 года исполнительное производство -ИП было окончено (л.д.116).

Согласно абзацу 3 раздела IV Методических рекомендаций по порядку исполнения требования исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов России от 19 июня 2012 года N 01-16, в случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает 10 тысяч рублей судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

При наличии задолженности по алиментным обязательствам, превышающей 10 тыс. рублей, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, но не оканчивает исполнительное производство и продолжает применение мер принудительного исполнения (абзац 4).

Согласно разделу VII Методических рекомендаций, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и пунктом 16 части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе имеет право проводить у работодателей проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в указанной организации должников.

Взыскатель имеет право подать в службу судебных приставов письменное заявление о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам о взыскании алиментов.

Учитывая, что по состоянию на 01.04.2017 задолженность по алиментам составляла 131 738,09 руб., и согласно представленным в суд документам погашения этой задолженности не произошло, так как с должника удерживаются только текущие платежи; административный истец вправе обратиться к старшему судебному приставу Тосненского районного отдела с заявлением об отмене постановления об окончании исполнительного производства. В случае отмены данного постановления судебный пристав-исполнитель будет обязан совершить предусмотренные ст.64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительные действия, применить меры принудительного исполнения, выявить имущество, на которое может быть обращено взыскание, не ограничиваясь проверкой правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту.

Административный истец не представил в суд доказательств того, что он обращался к старшему судебному приставу Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области с заявлением об отмене постановления об окончании исполнительного производства, возобновлении исполнительного производства, с заявлением о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу о взыскании алиментов.

Согласно статье 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Аналогичные положения содержит и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с ч.1 ст.123 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Статьей 124 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определены форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности.

Согласно п.1 ч.2 ст.124 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в жалобе должны быть указаны должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются.

Из административного искового заявления следует, что об окончании исполнительного производства Гоштовт Л.В. стало известно из решения Тосненского городского суда Ленинградской области в июне 2018 года (л.д.7). Административное исковое заявление датировано 23 ноября 2018 года (л.д.8).

Административный истец представил суду копии заявлений от 3 августа 2018 года и от 22 сентября 2018 года в Федеральную службу судебных приставов, в которых выразил несогласие с окончанием исполнительного производства при наличии задолженности (л.д.25, 28).

Указанные заявления не могут быть признаны жалобами, поскольку в них отсутствуют сведения, предусмотренные п.1 ч.2 ст.124 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; заявления поданы не старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель. Заявления поданы с пропуском установленного статьей 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" десятидневного срока и в них не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока для обжалования.

Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, срок на обращение пропущен значительно, то исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Гоштовт Лилии Васильевне отказать в удовлетворении административного иска к начальнику Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области, судебному приставу-исполнителю Мощенко О.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области об обязании отменить постановление судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области Мощенко О.В. от 27 июня 2017 года об окончании исполнительного производства -ИП; обязании старшего судебного пристава Тосненского районного отдела УФССП России по Ленинградской области возобновить вышеуказанное исполнительное производство о взыскании с Гоштовт Е.С. алиментов в пользу Гоштовт Л.В.; обязании надлежащим образом осуществлять контроль за исполнительными действиями с целью защиты законных интересов взыскателя, правильного и своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (28 января 2019 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись